«Сказка К. Паустовского «Теплый хлеб» - Дорога добра»
«Сказка К. Паустовского «Теплый хлеб» - Дорога добра»
Урок проводится в курсе литературы в 5-ом классе по учебнику «Литература» (учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений, авторы В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин – М. «Просвещение»).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Сказка К. Паустовского «Теплый хлеб» - Дорога добра»»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №21
городского округа город Шарья Костромской области
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ЛИТЕРАТУРА»
5 КЛАСС
Тема урока:
«Сказка К. Паустовского «Теплый хлеб»
- Дорога добра»
Методическую разработку подготовила:
Деменкова Галина Александровна,
учитель русского языка и литературы
Шарья
2014
СОДЕРЖАНИЕ
Аннотация……………………………………………………………………………….…3
Введение………………………………………………………………………….….4
Основная часть………………………………………………………………….…..5
Конспект урока…………………………………………………………….…5
Технологическая карта……………………………………………………...12
Заключение…………………………………………………………………………14
Список используемой литературы…………………………………………….….15
Приложение №1……………………………………………………………………16
Приложение №2……………………………………………………………… ….17
Аннотация
X X век-век космоса и науки- не смог обойтись без сказок. И сейчас рождаются безымянные народные сказки, писатели создают новые литературные сказки. Во все века, начиная с зарождения фольклора, человек выражал в сказках свои лучшие устремления: потребность в добре, красоте, счастье, любви. Об этом же думают люди X X века, и поэтому сказка рождается вновь и вновь.
В сказке «Теплый хлеб» ярко проявляется гуманизм. Доброта человека, его любовное отношение к животным всегда побеждают. Вот с одним из таких произведений мы сегодня и познакомимся.
С темой ответственности человека за свои поступки, которую поднимает писатель, ученики уже встречались в сказках А. С. Пушкина, А. Погорельского, а также в рассказах Л. Н. Толстого; затем её продолжит С. Я Маршак в «Двенадцати месяцах». Организационный момент урока начинается с метода «коммуникативной атаки», смысл которого состоит в том, чтобы в начальный период взаимодействия увлечь, мобилизовать учеников, заставить их включиться в работу. Вопросы и задания дают возможность активировать учащихся на самостоятельную познавательную деятельность. Урок воспитывает доброту и чуткость через восприятие произведения, а также формирует навыки аналитического чтения; усвоение нового материала в процессе анализа текста. На уроке происходит обучение культуре речи, создаются условия для развития памяти, внимания и воображения. Один из основополагающих методов на уроке чтения – это работа с книгой. Он даёт возможность ученику обработать учебную информацию, что способствует активизации внимания и мышления. Для развития познавательного мотива использованы методы подводящего и побуждающего диалогов на протяжении всех этапов урока. В целом урок представлен в виде логически замкнутой целостной системы, в которой отдельные элементы увязаны и структурированы с учётом познавательной деятельности учащихся. Содержание учебного материала и виды работ, используемые на уроке, были направлены на поддержание познавательной активности учащихся на протяжении всего урока. Материал урока способствует формированию «ценностей, которым нет цены». Данная работа содержит конспект урока и технологическую карту по теме «Дорога добра» по сказке К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб».
Введение
Урок проводится в курсе литературы в 5-ом классе по учебнику «Литература» (учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений, авторы В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин – М. «Просвещение»).
Это урок открытия нового знания. На уроке учащиеся анализируют сказку К.Г.Паустовского «Теплый хлеб», выводят главную мысль произведения, обогащают словарный запас, работают над выразительностью речи. Ввести учащихся в неповторимый мир авторской сказки, помочь увидеть им глубину содержания, народную мудрость и мораль, выйти на понимание смысла названия, активизировать познавательную и поисково-исследовательскую деятельность учащихся, продолжать работу над теоретико-литературоведческими понятиями, научить видеть необычное в обычном, постичь лиризм описаний, выразительность и красочность языка, проанализировать сравнения и эпитеты в сказе К. Г. Паустовского «Теплый хлеб».
Оборудование урока: компьютер, видеопроектор, экран.
Тип урока: ОНЗ (открытие нового знания)
Методические приемы: беседа с учащимися по вопросам, выразительное чтение, анализ отрывков из сказки, контроль знаний учащихся, активизация самостоятельной работы.
Формы работы: фронтальная, групповая, работа в парах, индивидуальная.
Предварительная работа:
Прочитать сказку
Работа по группам:
«Реальное и фантастическое в сказке»
«Герои сказки и система персонажей»
Выписать предложения с Филькиной фразой «да ну тебя» и проследить, как меняется интонация на протяжении сказки
Выразительно прочитать по ролям эпизод об истории с солдатом
Чтение и анализ эпизода о пути к Панкрату и разговора с мельником
Развивать коммуникативные УУД: умение высказывать свою точку зрения и обосновывать её; строить общение с классом, учителем, умения работать в группе.
Формировать познавательные УУД: уметь отбирать материал для работы из художественного текста; делать выводы из услышанного, прочитанного.
Формировать регулятивные УУД: уметь ставить цель, формулировать её, оценивать результаты своей учебной деятельности, рефлексировать.
Предметные цели:
-Совершенствовать навыки анализа художественного текста с точки зрения использования средств речевой выразительности;
-Совершенствовать навыки выразительного чтения;
-Расширить знания о реальном и фантастическом (вымышленном) в художественном тексте.
Виды деятельности обучающихся на уроке:
1. Инсценирование фрагмента сказки.
Участие в целеполагании учебной деятельности.
Формулирование и письменная фиксация цели урока.
Слушание, устная и письменная работа по произведению.
Выразительное чтение вслух фрагментов художественного текса.
Анализ прочитанного и заполнение таблицы.
Рефлексия обучающихся по итогам урока, самооценка.
Составление ассоциативных схем.
Виды деятельности учителя на уроке:
Направление в целеполагании.
Направление в овладевании знаниями.
Контроль над выполнением заданий.
Стимулирование учебной деятельности обучающихся.
Планируемые личностные результаты:
-Совершенствование духовно-нравственных качеств учащихся (умение сострадать, прощать, творить добро, с уважением относиться к окружающим, чуткость к миру живой природы).
-Повышение уровня ответственности за свои поступки.
-Осознание своей положительной роли в обществе.
-Готовность к сотрудничеству и умение сотрудничать со сверстниками и с учителем.
-Формирование живого интереса к творчеству К. Паустовского и осознание ценности творчества писателя в русской литературе.
Планируемые метапредметные результаты:
-Умение анализировать поступки героев, вырабатывать собственное отношение к ним, принятие правильных жизненных ценностей, умение анализировать свои поступки;
-Умение ставить цель, формулировать её, оценивать результаты своей деятельности, рефлексировать;
-Умение работать в группе, строить общение с классом, учителем, умение аргументированно высказывать свою точку зрения;
-Уметь отбирать материал и работать с ним.
Планируемые учебные результаты:
-Развитие навыков анализа художественного текста;
-Совершенствование навыков выразительного чтения;
-Расширение знаний о реальном и фантастическом.
Эпиграф урока:
…Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра…
Оргмомент:
Прозвенел звонок в срок…
Ты готов начать урок?
Все ль на месте?
Всё в порядке?
Учебник Коровиной и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
За учителем следят?
Каждый хочет отвечать и оценки получать?
Все ли тут хотят учиться?
Значит, можно всем садиться.
Ребята, посмотрите друг на друга, загляните друг другу в глаза. Как вы почувствовали себя, что вам хочется сделать? (улыбнуться). Почему? (Глаза добрые, ласковые, значит, и люди нас окружают добрые, внимательные).
Вот видите, как много зависит от того, кто нас окружает, нам становится тепло на душе, хочется делать добрые дела.
Эмоциональный настрой: учитель просит детей взять друг друга за руки и немного подержать .
-Что вы чувствуете? (Тепло).
-Что ещё может быть тёплым? (одежда, одеяло, взгляд, слова, отношения, сердце…)
-С какими человеческими качествами, отношениями ассоциируется в вашем сознании это слово? (забота, милосердие, добро, понимание, сострадание…)
На доске выстраивается ассоциативная схема…
Подчеркнём ключевое слово в этих ассоциациях. (добро)
-подберите антонимы к слову тепло, включая человеческие качества (холод, зло, чёрствость, эгоизм, равнодушие…)
Ещё одна схема ассоциаций на доске.
Подчеркнём ключевое слово и в этих ассоциациях (зло).
2. Формулировка темы, целеполагание совместно с учащимися.
-Как вы думаете, ребята, о чём мы с вами будем говорить, знакомясь со сказкой Паустовского «Тёплый хлеб?». Обратите при этом внимание на ассоциации и ключевые слова в них. (о тепле и холоде, доброте и чёрствости, о равнодушии и чуткости…)
-Как бы вы сформулировали тему нашего урока? (Варианты учащихся. Учитель вместе с детьми выбирает формулировку, наиболее близкую к запланированной теме и предлагает записать её в тетрадях.)
-Тему добра мы рассмотрим в движении.
Итак, тема нашего урока - «Дорога добра в сказке К. Паустовского «Тёплый хлеб».
Попробуйте определить для себя самую главную цель урока по этой теме, обсудив её в парах и сформулировав по заданному началу: самое главное, что я должен сделать сегодня на уроке…
( Варианты детей. Один из наиболее удачных записывается на доске и в тетрадях. Самое главное, что я должен сделать сегодня на уроке-проследить путь главного героя и понять, что хотел сказать нам автор…)
3.Совместная постановка проблемы урока.
-Можем ли мы сразу раскрыть замысел автора? (нет). Следовательно, что нам нужно найти? (нам нужно найти ответ на этот вопрос).
4. Актуализация знаний по теме «Реальное и фантастическое в произведении»
Учитель: Дома вы читали сказку Паустовского, размышляли над прочитанным, выполняли задание по группам.
Чтобы понять авторский замысел, обратимся к жанру произведения, ведь у талантливого писателя ничто не бывает случайным.
-Когда вы читали самое начало сказки, было ли у вас впечатление о том, что это сказка? Если нет, то почему?
-Что же ещё реального, а что фантастического можно здесь увидеть? Над этим вопросом работала первая группа. Предоставим ребятам слово.
Работа в группах:
Первая группа:
Реальное
Фантастическое
Место действия
Время
Реальные герои
Борьба с замёрзшей рекой
Поступок Фильки
Конь вызывает бурю, мороз
Рассказ бабки об истории столетней давности
Болтливая сорока
Животные наделены человеческими чертами
Таблица вычерчивается в тетрадях
Вывод по теме «Реальное и фантастическое в сказке»
Учитель: Паустовский определял жанр сказки как сказка-быль. Согласны ли вы с писателем?
5.Деятельность учащихся по освоению новых первичных знаний и выработке новых знаний:
Работа по теме «Герои сказки и система персонажей». Вторая группа:
Быль-то, что было, случилось с героями. Каких же героев мы видим в сказке? Этот вопрос исследовала вторая группа ребят. Они составили схему по теме «Герои и персонажи сказки» и отвечали на вопросы. (Отчёт второй группы о работе)
(класс заносит схему о героях и персонажах в тетрадь)
Фронтальная беседа с классом по образам сказки:
Ребята рассказали нам о некоторых необычных персонажах сказки. Рассмотрим некоторые образы более подробно. Обратимся к образу Панкрата.
-Образ Панкрата реальный или в нём присутствуют сказочные черты? Найдите эти черты. С какими сказочными героями ассоциируется этот образ? (Внешний вид Панкрата примечателен: въелась в мельника мучная пыль, сердитый, глаза быстрые, скорый на работу. Ребята считали его колдуном. Мельница-место, где могут происходить чудеса. У него живёт сорока. Приютил раненого коня. Напоминает образы Бабы Яги, колдуна. Ближе к природе, чем другие персонажи. Мудрый, не зря в деревне считали, что он может знать больше, чем другие.)
Рассмотрим образ коня:
-Какую особенность образа, созданного писателем, вы бы отметили? (Сказочность, сближение с человеком.)
-Докажите с помощью текста, что конь наделён человеческими чертами. (Оставлен в деревне, как раненый солдат. Его как раненого приютил мельник. Ходит по дворам, «побирается». Имя коня близко к человеку - Мальчик…)
Физкультпауза на уроке
Работа над образом главного героя:
-Обратимся вновь к теме и цели нашего урока. С каким же героем они связаны? Чей путь мы должны проследить. (с Филькой). В этом нам поможет третья группа.
Работа третьей группы:
Задание: выписать предложения с любимой Филькиной фразой «да ну тебя». Зачитать с правильной интонацией, проследить, как она меняется на протяжении сказки. Сделать вывод о том, что помогает представить читателю интонация? (Группа зачитывает фразы).
Фронтальная работа с классом:
-Какие же вехи Филькиного пути самые важные?
-Какие эпизоды, связанные с Филькой, вы считаете ключевыми? Где начало пути? (Филька обидел коня, разговор с бабкой о старом солдате, разговор Фильки с Панкратом, примирение с конём.) (схема на доске и в тетрадях).
Комментированное чтение эпизода о том, как Филька обидел коня.
Беседа, позволяющая выявить отношение к герою, оценить отношение детей к моральным ценностям
Вопросы:
-Как вы оцениваете этот поступок?
-Какие качества героя он обнаруживает?
-Какое слово обращает на себя ваше внимание? («христорадников»). Объясните его значение. (Учитель делает упор на морально-религиозное значение этого слова)
-Какое ещё моральное преступление совершил герой? (осквернение хлеба).
-Филька оступился, он потерял дорогу добра. А что же дальше?
Четвертая группа выполняет выразительное чтение по ролям эпизода об истории с солдатом.
Работа над лексикой: (лютый мороз, дурной человек, неминучая смерть)
-Как понимать выражение умер «от охлаждения сердца»?
-Проведите параллель между персонажами эпизодов (Филька-злой мужик; старый солдат-раненый конь).
Вывод: Как когда-то мужик совершил зло, так и Филька совершает зло, оступается и сходит с дороги добра. (Группа отчитывается о работе.)
Беседа с классом:
-Мог ли Филька умереть от «охлаждения сердца»? В каком случае? (рассуждение детей)
-Что решает сделать Филька? (исправить свой поступок).
-Легко ли было Фильке вернуться на дорогу добра? Докажите текстом.
-С чего начал Филька? (отправился за советом к Панкрату).
5 группа. Чтение и анализ эпизода о пути к Панкрату и разговора с мельником.
Работа пятой группы по вопросам:
-Легко ли было Фильке идти?
-Какие тропы использовал автор, описывая путь Фильки? Какова их роль?
-Что испытывал герой по дороге, в каком душевном состоянии пришёл к Панкрату?
-Как вы понимаете слова мельника «бессмысленный ты гражданин», «будешь ты чистый человек, весёлый»?
Вопросы классу
- Слова Панкрата очень важны. Что желает сказать нам автор этими словами Панкрата? Как должен жить человек, чтобы быть чистым, весёлым? (Отчёт группы о работе)
Размышление детей, небольшие монологи-ответы (Человек не должен творить зло, нужно жить по совести, делать добро. Тогда совесть будет чиста. Человеку необходима связь с окружающими его людьми. Он не может жить вне общества…)
-К кому обращается Филька за помощью? (к деревенским ребятам).
-Во что верил герой? (ребята хорошие, помогут).
-Что же помогло одолеть лёд и холод? (Запись ответов на доске)
-чудо
-сорока и тёплый ветер
-коллективный труд
-единение
-Где ещё мы видим всеобщее единение?
-«…Женщины месили тугое сладкое тесто. И всё, что было живого в избах,- ребята, кошки, даже мыши, - всё это вертелось около хозяек… (единство не только людей, но и всего живого)
-В сцене примирения Фильки с конём все улыбались, радовались…
Чтение финальной сцены по ролям. Работа шестой группы:
(Выразительное чтение, ответ на вопрос
«Какое чувство испытали вы, прочитав последний эпизод сказки?» (радости, облегчения, счастья, хотелось улыбаться и плакать …)
Беседа с классом
-Вернёмся к системе персонажей. Не кажется ли вам, что нужно добавить в неё ещё один важный образ? Какой?
-Образ хлеба.
Учитель выразительно читает фрагмент о хлебе: «…Ночью по деревне такой запах тёплого хлеба с румяной коркой, с пригоревшими к донцу капустными листьями, что даже лисицы вылезли из нор…и тихонько скулили, как бы словчиться стащить у людей хоть кусочек этого чудесного хлеба…»
-Почему автор называет хлеб чудесным? (подарил чудесное спасение людям…)
-В каком значении употребил автор словосочетание «тёплый хлеб»? (Вспомним самое начало урока, когда мы держались за руки.) (в прямом, когда хлеб только что испекли и он ещё не остыл, и в переносном, так как хлеб несёт примирение, человеческую доброту, объединяет, сплачивает, делает всех добрее…)
-С чем ассоциируется хлеб в сказке Паустовского? (схема на доске со словом «хлеб» в центре)
Высказывания детей по заданному началу: «Хлеб –это жизнь, потому что…»
-жизнь
-тепло
-чудо
-мир
-добро
-спасение
-единение….
-Как мог бы писатель назвать свою сказку? (Раненый конь. Чудесная история…)
-Почему же автор назвал сказку «Тёплый хлеб»?
(Ради этого тёплого хлеба Филька прошёл нелёгкий путь, изменился; хлеб несёт жизнь, спасение, мир, делает человека добрее, заставляет сердце оттаять, объединяет всё живое…)
Анализ учебной деятельности совместно с учащимися.
Вернёмся к нашей теме «Дорога добра в сказке…»
-Удалось Фильке вернуться на эту дорогу? (Да. Хотя было не просто…)
-В начале урока вы определили для себя цель нашей работы. Вернитесь к этой цели (проследить путь главного героя и понять, что хотел сказать нам автор).
-Что же самое важное хотел сказать нам автор?
(Нельзя жить со злом в душе, зло убивает, каждый должен уметь отвечать за свои поступки, нужно уметь прощать, человек только тогда может быть «чистым», «весёлым», когда живёт с добром в душе…)
Учитель: Обратимся к эпиграфу урока (Включить песню) «…Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра…» Это слова из хорошо известной вам детской песенки. Почему они взяты в качестве эпиграфа к уроку?
Рефлексия:
–Я доволен (не доволен своей работой)…
-Мне было особенно интересно…
-Я понял, что…
-Я испытываю чувство…
Давайте вместе напишем синквейн на тему «Хлеб»
Синквейн – это стихотворение, из 5 строк, где:
Первая строка. 1 слово – понятие или тема (существительное).
Хлеб
Вторая строка. 2 слова – описание этого понятия (прилагательные).
Теплый, добрый
Третья строка. 3 слова – действия (глаголы).
Спасти, испечь, помочь
Четвертая строка. Фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм)
Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра
Пятая строка. 1 слово – синоним, который повторяет суть темы.
Спасение
Домашнее задание:
Базовый уровень: Сочинение-миниатюра на тему «О чём заставляет задуматься сказка Паустовского»? Или написать телеграмму бабушке от лица Фильки, отразив в ней самое главное.
Уровень повышенной сложности: Проследить, как менялась погода на протяжении сказки и как это связано с происходящими событиями (письменно).
Дополнение. Приложения 1, 2.
Технологическая карта урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
1.Организационный момент.
Проверяет готовность учеников к уроку. Эмоционально настраивает учащихся на тему урока
Ученики проверяют наличие учебного материала к уроку. Делают на доске ассоциативную схему к теме урока
Уметь слушать собеседника
2.Формулировка темы, целеполагание совместно с учащимися
Задает вопросы, направляя учащихся на формулировку темы и цели урока
Отвечают на вопросы учителя.
Слушают ответы одноклассников. Формулируют тему и цели урока самостоятельно
Уметь ставить цель, формулировать её, умение высказывать свою точку зрения и обосновывать её
3.Постановка проблемы урока
Направляет на постановку проблемы урока
Находят проблему урока и ищут пути ее решения
Умение высказывать свою точку зрения и обосновывать её;
4.Актуализация знаний. Проверка домашнего задания
Наводящими вопросами подводит первую группу к творческому отчету.
Задает вопросы
Работают в тетрадях, отчитываются о проделанной работе в группе
Делают вывод
Уметь отбирать материал для работы из художественного текста; делать выводы из услышанного, прочитанного.
Строить общение с классом, учителем, умения работать в группе.
5.Деятельность учащихся по освоению новых первичных знаний и выработке новых знаний
Фронтальная работа с классом.
Проводит физкультпаузу
Наводящими вопросами подводит к творческому отчету остальные группы
Строить общение с классом, учителем, умения работать в группе.
Уметь отбирать материал для работы из художественного текста; делать выводы из услышанного, прочитанного.
6.Анализ совместной деятельности совместно с учащимися
Наводящими вопросами возвращает учащихся к цели урока, обращает внимание на эпиграф к уроку
Включает песню
Подтверждают поставленную ими цель урока
Озвучивают пути разрешения поставленной проблемы
Слушаю песню
Оценивать результаты своей учебной деятельности, рефлексировать.
Уметь оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слушать и понимать речь других.
7. Рефлексия
Предлагает высказать свое мнение о своей работе на уроке
Предлагает составить совместный синквейн на тему «Хлеб»
Высказываются о качестве своей работы по предложенному образцу
Составляют синквейн
Оценивать результаты своей учебной деятельности, рефлексировать.
Мотивация учебной деятельности, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Уметь оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слушать и понимать речь других.
8.Домашнее задание
Предлагает разноуровневые задания
Выбирают задание из предложенных
Оценивать результаты своей учебной деятельности,
Уметь выбирать решение, обосновывать выбор.
9.Дополнение (Приложения 1, 2)
Может предложить учащимся викторину по сказке «Теплый хлеб» или Тест на проверку знаний
Отвечают на вопросы викторины
Выполняют тест с самопроверкой
Уметь осуществлять итоговый контроль деятельности
Заключение
Проведя анализ результатов работы учащихся на уроке, я увидела, с каким интересом учащиеся отнеслись к подготовке урока, сбору материала к уроку, творческому подходу выполнения заданий. В ходе урока учащиеся давали развернутые ответа на поставленные вопросы, активно высказывали свои мнения, аргументировали свои ответы, ставили самостоятельно цель урока и выявляли проблему данного произведения. С большой ответственностью подошли группы к своему творческому отчету, были задействованы все учащиеся класса. Ребята пришли к выводу, что сказки Паустовского не только пленяют свежестью и меткостью языка, но и помогают понять некоторые принципиальные особенности творчества писателя. Он умеет разглядеть поэзию даже там, где мы её не видим, заставить все краски мира засветиться, все ветры прошуметь, все птичьи голоса прозвучать. Учащиеся достигли именно той цели урока, которую поставили сами в начале урока: Тёплый хлеб - это не только тот подарок, который делает “исправившийся” Филька раненому коню, но и тот хлеб, который накормил всю деревню. Это определённый символ изменённых отношений между людьми.
В течение всего занятия учащиеся отвечали на вопросы и задавали их сами, совершенствуя тем самым навыки связной речи. Также работа и общение в группах были направлены на формирование коммуникативной компетенции учащихся.
В течение урока использовались задания и ситуации, способствующие развитию словесно-логического и образного мышления.
Соблюдался здоровьесберегающий режим: смена видов деятельности, смена анализаторов, возможность подвигаться во время работы.