Семья - ячейка общества во все времена. Так ли это? (по произведениям Л.Н. Толстого)
Семья - ячейка общества во все времена. Так ли это? (по произведениям Л.Н. Толстого)
Жизнь учит нас тому, что мир многообразен, что в нем много доброго и злого, полезного и вредного. Чтобы семья стала счастливой, надо не только восторженно смотреть друг на друга, но и идти в одном правильном направлении. Основная канва должна проявляться во всем, лишь бы движение было в сторону добра, взаимоуважения, понимания и гармонии. Помочь разобраться в жизненных проблемах и сложностях сможет произведение Л.Н.Толстого "Война и мир".
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Семья - ячейка общества во все времена. Так ли это? (по произведениям Л.Н. Толстого)»
КОЛЛОКВИУМ
ТЕМА:
СЕМЬЯ – ЯЧЕЙКА ОБЩЕСТВА ВО ВСЕ ВРЕМЕНА.
ТАК ЛИ ЭТО?
(по произведениям Л.Н.Толстого)
ЧУХНО Т. Н., учитель русского языка и литературы школы-лицея «Дарын»
ПЕТРОПАВЛОВСК
2016
Семья-это общество в миниатюре,
от целостности которого зависит
безопасность всего большого
человеческого общества
Адлер.
Семья будет всегда основой
общества.
Бальзак.
Семья- это кристалл общества.
Гюго.
ПЛАН КОЛЛОКВИУМА:
Лев Николаевич Толстой в жизни и в своих произведениях (сообщение).
Вопросы:
- Совпадает ли его литературное понимание семьи, семейных отношений с конкретными фактами из его биографии?
-Какими были взаимоотношения с женой, детьми и близкими писателя?
2. «Мысль семейная» в романе Льва Толстого «Война и мир» (сообщение).
Семья в современном понимании (дискуссия)
В романе «Война и мир» автор показывает 15-летний пласт жизни многих людей в период потрясений и перемен в жизни России. Наряду с изображением грандиозных исторических событий, с философскими размышлениями автора в романе уделяется значительное внимание семье как основе основ. «Мысль семейная» затрагивает множество проблем. Главные из них: любовь, брак и семья, назначение женщины и ее роль в семье, семейное начало и родовые связи, судьбы семей с точки зрения человеческой морали, авторский идеал семьи.
Проблема семьи.
Крепкая семья — один из нравственных идеалов русского народа. И неслучайно, характеризуя в произведении различные круги общества, Толстой идет по родовым «гнездам». Эти «маленькие» миры в совокупности представляют большой мир человеческого целого. Одни из них замкнуты в «мирок», другие открыты для связи с чужим и даже с чуждым. К ним у писателя разное отношение.
ВОПРОСЫ:
-Какие семьи Лев Толстой при своем разном отношении к ним будет всегда оценивать положительно? (Семьи с крепким внутренним единством)
-Что более всего интересует автора? (Нравственные устои семьи)
-Что находится вне пристального внимания у Толстого? (Быт в узком значении этого слова).
-Какой быт заслуживает внимания автора? (Быт иной — такой, каким он представлен в сценах охоты или в праздничной атмосфере семьи Ростовых, в эпизодах общения Марьи Болконской с «Божьими людьми», странницами, то есть быт, ярко характеризующий облик семьи, и ему отводится в романе важное место)
-Где, по Толстому, осуществляется «настоящая» жизнь, притом такая, которая на протяжении лет в корне не меняется? (В семье)
-Что важно проследить для писателя? (Как та или иная семья соприкасается с историей, насколько активно включается в ее ход).
Отсюда переплетение в книге судеб семей и народа, нации, страны, связь романного и эпического начал.
Семейные «гнезда».
В центре романа три семьи: Ростовы, Болконские, Курагины.
Курагины — отец, сыновья и дочь — по сути, семьи не образуют, хотя князь Василий и хлопочет о женитьбе Анатоля и замужестве Элен. В книге нет картин их семейной жизни. «Подлая, бессердечная порода», как отзывается о них Пьер, не способна к душевному единению. Интеллектуальное убожество и нравственный разврат одинаково присущи каждому из «трутневого населения». Князь Василий, Элен, Анатоль, Ипполит сходны в стремлении отнять, урвать, присвоить чужое как в имуществе, так и в сфере человеческого общения. В равной мере они повинны в аморальном поведении внутри дома и вне его. Отец замысливает браки по расчету, интриги, мать испытывает ревность к дочери, братья — далеко не «братское» отношение к сестре. Затеянное Анатолем двоеженство, постоянство в изменах мужу у Элен и бездетность младших Курагиных — все свидетельствует об отсутствии потребности в доме и семье.
Недалека от Курагиных семья Бориса Друбецкого, состоящая из матери и сына. И — позже — жены Бориса, Жюли Курагиной, с которой была заключена по существу деловая сделка, хотя испытывал Борис к Жюли «какое-то тайное чувство отвращения». Писарев отмечал в Борисе сходство с грибоедовским Молчалиным — унижение перед «высшим светом», желание во что бы то ни стало войти в него. Пособница в этом — мать Бориса. Он был детской любовью Наташи Ростовой, а теперь, встретившись с ней, был смущен ее оценивающим взглядом, в котором прочел недоумение и осуждение.
Семьи Болконских и Ростовых — настоящие, но «породы» их несходны.
ВОПРОСЫ:
-Что характерно для семьи Болконских? (Замкнутость. Напряженная духовная жизнь. Абсолютная честность перед собой, ответственность за каждый шаг. В семье Болконских прежде всего думают о чести, а потом уже о благополучии. Чувства не принято демонстрировать).
-Что характерно для семьи Ростовых? (Веселье, радушие, открытость, хлебосольство, гостеприимство. Ростовы живут не умом, а сердцем, открыто радуются и плачут, открыто влюбляются и переживают любовные драмы).
-Какая семья наиболее привлекательна для Толстого? ( Семья Ростовых. Недаром в черновиках романа у них другая фамилия — Простые. Простота и добро, сама правда жизни — основа дома Ростовых. Здесь все открыты друг другу, подлинны в своей привязанности, любви и восхищении близкими. Вспомним слова Николая: «Что за прелесть эта Наташа». О «прелести» брата думает и она. Удивительны их понимание, искренняя жалость, поддержка в отношении друг к другу).
-Идиллическая ли семейная любовь у Ростовых? (Неидиллическая. В ней есть изъяны, неполное согласие, чувство вины, например — у старшего Ростова, разорившего семью безудержным стремлением к хлебосольству, радушным приветствием любых праздников, пиров, веселья, бездумным хозяйствованием. Один из эпизодов жизни семьи хорошо оттеняет и разницу в реакции на постороннюю беду, и общность в понимании человеческой обязанности — когда все, хотя не сразу и не без колебаний, оказались готовы помочь раненым).
-Чем привлекательна семья Болконских? (В их доме нет поэзии, но есть жизнь интеллектуальная, приобщение к высоким целям службы Отечеству. Роли четко распределены. В центре — фигура Николая Болконского, старого князя. От него исходит признание необходимости труда. Сам он в делах целыми днями, даже работает за верстаком. Верит, что есть «только два источника людских пороков» — праздность и суеверие, и только две добродетели — «деятельность и ум». Он воспитал в духе достоинства и чести князя Андрея, который унаследовал от отца тягу к размышлениям и «гордость ума». Дочь Марья, так же, как и отец, последовательна и крепка в убеждениях на своем пути- пути к Богу.
-Легко ли живется Марье, страдающей от отсутствия уважения к своей вере со стороны отца и брата; Андрею, от которого требуется жесткое следование установленным правилам поведения в доме и обществе? (Нелегко. «Он страшен своей привычкой к неограниченной власти», — говорит князь Андрей об отце. Власть старого князя особой болью отозвалась в отношениях сына с любимыми женщинами — «маленькой княгиней» и Наташей.
-Как поначалу относятся Болконские и Ростовы друг к другу? (Неприязненное и жестокое отношение Николая Болконского к Наташе, как и ко всему роду Ростовых, разделяет поначалу и княжна Марья. «Порода» Ростовых в лице ее старших представителей не по душе «гордому характеру» князя Андрея. В свою очередь, Ростовы сторонятся Болконских, улавливая далекость от их «породы». Наташа в доме Болконских «нравственно сжалась», графиня восприняла князя Андрея как «чужого и страшного человека».
- Являются ли Болконские и Ростовы идеалом семьи? (Нет)
Женщина в семье.
Все женские образы в романе освещают проблему предназначения женщины, ее положения в семье.
ВОПРОСЫ:
-Как определяет призвание женщины Лев Толстой? (Создавать и хранить семейный очаг, спокойствие, мир и тишину, — как это делала Наташа в доме родителей, как поступала княжна Марья, сдерживая себя при вспышках гнева отца).
-Какие обязанности лежат на женщине? (Материнство, нелегкий труд воспитания).
-Как Л.Н. Толстой относится к «слепой любви» к детям? (Плохо. Он был против такой любви, как у Анны Михайловны Друбецкой; против такого отношения, которое старшую дочь Ростовых Веру превратило в сухую и черствую, совсем не ростовской «породы» девушку. Отец скажет, что графинюшка «с Верой перемудрила», не предотвратила влияния на дочь таких людей, как Друбецкие и Берг. Нетребовательная родительская любовь сделала Веру эгоисткой).
-Считает ли Толстой настоящей семьей семью без детей? (Семья без детей- не семья. Он крайне строго судит намеренный отказ женщины от материнства, как в случае соглашения супругов Веры и Берга, предпочитавших потомству спокойствие и материальный достаток. Подобные низменные причины в нежелании иметь детей — и у Элен Безуховой. К ним добавляется и извращенность ее натуры. В наказание героине дана мучительная смерть - от выкидыша - и сплетни в «высшем» свете).
Нравственная сила любви.
ВОПРОСЫ:
-Что может привести к идеальному состоянию в семье? (Только истинная любовь).
-Какую любовь узнает Пьер? (Любовь красивую — любовь «к красоте самого чувства» в только что родившемся чувстве к Наташе. Ему кажется, что она не «просто человек», а «совсем другое, высшее». В драматический период жизни любимой Пьера охватывает «чувство жалости, нежности и любви». Невольным признанием в преданности он пробуждает в ней умиление и благодарность).
-Какова любовь Наташи? (Ее любовь всегда безоглядна и деятельна. Героиня переполнена желанием любить, что значит для нее — приносить людям счастье. Она боится душевной бездейственности, ненаполненности, ее страшит всякое ожидание — возможно, пагубное для любви).
-Что роднит ее с Пьером? (Страстность, жадность к жизни, любовь к красоте).
-Есть ли такая душевная близость с Андреем? (Нет. Но она остается преданной ему до конца его дней. Она ухаживает за умирающим князем, охваченная «страстным желанием» — «отдать себя всю для того, чтобы помочь...». Подобная самоотдача — не жертвенность, не отказ от своего «я», которые писатель не принимал. «Любовь самоотверженная жестче и слепее других», — писал он в дневнике. Наташа говорит об отсутствии в ней «эгоизма», необходимого человеку, имея в виду и достоинство, и независимую от чужих мнений оценку себя, и раскованность в чувствах. Все это присуще Наташе).
-На чем, по мнению Л.Толстого, держатся идеальные семейные отношения? (Они держатся на гармонии плотского и духовного. Он отнесет к разряду животной страсти пошлый разврат в семье Курагиных. Но в пробудившейся чувственности Наташи, в ее влечении к Анатолю обнаружит проявление естественных желаний, как в закрытой, вроде бы, для земных страстей княжне Марье ее тайные мечты о любви, красивом муже. Для автора Анатоль — плотская бездуховность, а князь Андрей — отвлеченная духовность. Писатель за равновесие, его не страшит в Наташе ощущение двойной любви и желание соединить их в одну. Натура не дает ей встать на путь порока и бездуховности.
Толстовский идеал семьи.
ВОПРОСЫ:
-Каков толстовский идеал семьи? (В эпилоге романа Пьер и Наташа создадут семью, основанием которой станет безусловное понимание: «Сообщая мысли друг другу путем противным всем правилам логики... и совершенно особенным способом, они вполне понимали друг друга». Подобное понимание рождает уверенность: Пьер «чувствовал радостное, твердое сознание того, что он не дурной человек, и чувствовал он это потому, что видел себя отраженным в своей жене». Толстой дает возможность осознать: такие отношения — не исключение, а норма семейного общения. Поэтому он подчеркивает, что Наташа «разговаривала так, как разговаривает жена с мужем»).
-Исключительна ли семья Безуховых в семейном быту? (Неисключительна, она (семья) не обходится без ссор, обоюдных упреков, ревности. Но несогласие гасится более всего благодаря чуткой женской интуиции. Наташа — мать, поглощенная заботами о детях. Яркое телесное в ней вошло в гармонию с красотой душевного облика)
-Как складываются отношения у молодых Ростовых? (В Лысых Горах, рядом, живут Николай Ростов и Марья Болконская. У молодых Ростовых отношения складываются много сложнее, чем у Безуховых, но объединяет семью любовь и понимание друг к другу).
СЕМЬЯ В СОВРЕМЕННОМ ПОНИМАНИИ.
Нет больше другой идеализации, которая своим размахом и драматичностью происходящего так сильно напоминала бы Бородинское сражение. Годами, десятилетиями бьется человек на семейном фронте. Грудью на амбразуру! Отстоим вечные ценности!
Известно, что более половины браков сегодня распадаются (официально). А если учесть тех, кто недоволен своей семейной жизнью, но не разводится в силу разных семейных обстоятельств, то это количество существенно возрастет.
ВОПРОСЫ:
-Так что же такое семья в вашем понимании? Семья- это поле битвы за свои идеалы?! Или нет?
-Если бы вы могли делать все, что хотите, и вам за это ничего бы не было ( никто бы не упрекал, не наказывал, не мучила бы совесть…), вы остались бы жить в своей настоящей семье или предпочли бы пару месяцев пожить отдельно? Что-то изменить?!
-Считаете ли вы, что семья-это самое распространенное место, где происходит формирование системы ценностей или их разрушение? (Вспомните историю: есть ли связь между диктаторскими тоталитарными режимами Гитлера и Сталина и атмосферой, существовавшей в их семьях в детстве?)
-Должна ли быть у человека идеальная модель семьи? Если да, то какая, если нет, то почему?
-Насколько актуальны представления Льва Толстого о семье в настоящее время?
-В какую сторону произошла эволюция представлений о семье, браке, месте женщины в семье и обществе с момента опубликования романа-эпопеи «Война и мир»?
-Нужна ли семья в современном обществе?
-Кто из супругов, по-вашему, должен обеспечивать семью деньгами, кто делает покупки, воспитывает детей, моет посуду…? Кто в доме хозяин? Стояли ли такие вопросы во времена Л.Толстого?
-Как, по вашему мнению, должны складываться отношения с мужем, женой, родителями, родственниками, друзьями (кто кому подчиняется, кто перед кем отчитывается, каким тоном разговаривает, кто должен/ не должен вмешиваться в семейную жизнь…) Должно ли такое быть?
-Может ли кто-то доказать что его модель семьи лучше, чем у оппонента?
-Может ли вообще существовать счастливая семья, где никто не занимается взаимным воспитанием?
-Как вы относитесь к тому, что многие люди живут в гражданском браке? Это плохо или хорошо?
ПОДВЕДЕМ ИТОГИ.
Жизнь учит нас тому, что этот мир многообразен, что в нем много доброго и злого, полезного и вредного. Чтобы стала счастливой семья, надо не только восторженно глядеть друг на друга, но и идти в одном и правильном направлении. Основная канва должна проявляться во всем, лишь бы движение было в лучшую сторону: сторону добра, справедливости, взаимного уважения, понимания и гармонии…Никто не может с уверенностью сказать, какая же модель семьи лучше. Когда к вам придет настоящая любовь и вы почувствуете готовность взять ответственность за будущее вашей семьи, важно, чтобы выбор был правильным, а семья развивалась в духе положительных (плюсовых) принципов в плане здоровья, благополучия, образования, отношения к людям и Родине.