Урок способствует знакомству с жанрами народного творчества.Учащиеся смогут познакомиться с литературными понятиями. Также смогут сравнить мифы со сказками, различить их отличительные признаки. Урок способствует развитию мыслительной деятельности, творческой активности школьников.Большое воспитательное значение сыграет в становлении личности школьника.Урок поможет ученикам развивать память, критическое мышление и способность давать оценку героям.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Русское народное творчество »
Русское народное творчество
Цель:
знакомство с особенностями устного народного творчества и его основными жанрами;
развитие умения определять жанры фольклорных произведений;
прививать любовь к произведениям устного народного творчества.
Ход урока
I. Организационный этап
II. Актуализация
1. Беседа.
- Что такое миф? Как зарождались мифы?
- Что такое легенда? Чем она отличается от мифа?
- Что такое магия? Почему древние люди верили в ее силу?
- Что такое антропоморфизм?
- Объясните значение слов анимизм, тотем, табу, эвфемизмы.
2. Слово учителя.
- На прошлом уроке мы с вами говорили о том, что древний человек одухотворял природу, приписывал ей мысли и чувства, присущие ему самому. И мир древнего человека становился живым – мыслящим, чувствующим, помогающим или препятствующим человеку в его делах. Об этом, чтобы донести память до отдаленных потомков, складывали мифы, легенды и другие произведения устного народного творчества.
III. Формирование новых понятий и способов действия.
1. Слово учителя.
- А теперь я хочу обратить ваше внимание на одну очень важную особенность того, как сохранялось поэтическое слово. Поскольку письменности тогда не было, рассказы передавались устно от одного человека к другому. Нередко новый рассказчик что-то изменял в истории, что-то добавлял от себя, стремясь к наибольшей выразительности и увлекательности повествования. При этом никто не заботился о сохранении имени самого первого рассказчика, придумавшего увлекательную историю.
Так поэтические произведения, передававшиеся устно, достигали своего художественного совершенства в результате коллективного творчества многих сказителей, или сказочников.
Сохранялись и передавались от человека к человеку и от поколения к поколению лишь те рассказы, которые отличались особой занимательностью, художественным совершенством и воспитывали в человеке самые лучшие качества.
Поскольку сказителями были простые люди, они сохраняли и передавали друг другу только те рассказы, которые соответствовали их представлениям о красоте, добре, честности, справедливости и благородстве души. Именно в этих устных рассказах они стремились передать свое представление обо всем хорошем и ценном в человеческой жизни, хотели воплотить свою мечту о лучшем будущем. Все эти рассказы, песни и мифы заключали в себе общенародный идеал.
Словарная работа.
Вид поэзии, созданный на основе общенародного идеала коллективным творчеством многих людей и существующий в форме устных рассказов или песен, называют устным народным творчеством или фольклором.
Наука, изучающая произведения народного поэтического творчества, называется фольклористикой.
Собиратели и исследователи народных песен, сказок, пословиц называются фольклористами.
- Произведения фольклора очень разнообразны. Нет такой области человеческой деятельности, которая не отразилась бы в устном творчестве.
Именно из фольклора развилась литература. Но когда возникла письменность и появились авторские произведения, фольклор продолжал существовать, развиваться и влиять на литературу. У фольклора и литературы много общего, но существуют и различия.
2. Чтение статьи учебника (стр. 10-12) и составление таблицы «Общие черты и различия между фольклором и литературой»
Общие черты
Различия
1. Создают художественные словесные образы
1. Стадиальное. Фольклор старше литературы.
2. Воздействуют на сознание людей
2. Социальное. Литература- культура господствующего класса; фольклор – культура низших слоев.
3. Общий материал – художественное слово
3. Разное функциональное назначение: литература выполняет художественную функцию, обращенную к чувству прекрасного, к красоте; фольклор – охватывает разные стороны народной жизни.
4. Общая родовая система: эпос, лирика, драма.
4. Различие в характере творчества: в литературе – индивидуальное творчество; в фольклоре – коллективное.
5. Несходство в условиях бытования:
Литература – письменная форма;
Фольклор – устная форма.
IV. Применение. Формирование умений и навыков.
1. Слово учителя
- В фольклоре свои представления о времени, пространстве, то есть о месте, где живут герои, совершают различные поступки. Сами персонажи фольклорных произведений тоже особенные.
2. Работа с учебником.
Прочитайте статью учебника (стр.13-14) и изобразите в тетради своеобразие фольклорного пространства. Запишите, в чем особенность фольклорного времени и фольклорных героев.
3. Слово учителя.
- Итак, теперь вы знаете, что в каждом произведении заключен свой художественный мир, который можно сравнить с условной страной. Это очень важное сравнение. Подумайте сами: каждая страна имеет свою территорию, населенную одним или несколькими народами, у этих народов есть свой язык, в стране существуют свои законы, своя форма правления.
Художественный мир очень похож на такую страну. Действие произведения происходит в каком-то определенном пространстве, которое может быть очень похожим на твою землю, а может быть совершенно фантастическим: здесь могут расти волшебные деревья и скрываться в пещерах чудовищные драконы.
Обращали ли вы внимание, что, прочитав всего одну страницу произведения, вы уже знали, на какой земле происходит действие и кто может, а кто не может появиться в этой книге. Например: «В некотором царстве, в некотором государстве…» Узнали? После такого начала мы готовы услышать и о Кощее Бессмертном и о Бабе Яге. Дело в том, что в поэзии существуют жанры.
Жанры – это определенная территория и определенные жители художественного мира, его границы и его законы. Жанр требует от автора и читателя уважения и понимания его особенностей. Есть жанры, способные повествовать о многих героях и вмещать в себя множество событий (например, сказка), а есть такие, которые передают лишь одно мимолетное чувство (например, лирическое стихотворение). Жанр часто заставляет автора использовать определенную форму условности (жизнеподобие или фантастику), хотя иногда позволяет объединять их.
Словарная работа.
Жанр – это группа произведений, сходных между собой по ряду признаков.
4. Рассмотрите схему основных фольклорных жанров (стр. 15).
5. Викторина.
По данному началу определите жанр произведения устного народного творчества.
Глупа та птица, которой свое гнездо не мило. (Пословица.)
В некотором царстве, в некотором государстве… (Волшебная сказка.)
Без рук, без ног, а рисовать умеет. (Загадка.)
Из того ли из города из Мурома… (Былина.)
Масленица-мокрохвостка! Поезжай домой со двора, отошла твоя пора! (Обрядовая песня.)
Одна лукавая лисица захотела поесть рыбки. (Сказка о животных.
V. Этап информации о домашнем задании
1. Чтение статьи учебника, стр. 13-15.
2. Выполните письменно в тетради задание 8 на стр. 16 учебника.