kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Русское дворянство в романе Тургенева "Отцы и дети"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок сдержит характеристику представителей дворянства (Павел Петрович и Николай Петрович Кирсановы). Проходит словарная работа по новым словам. Элементы диспута.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Русское дворянство в романе Тургенева "Отцы и дети"»

Тема: Русское дворянство в романе Тургенева «Отцы и дети»

Тип урока: урок усвоения новых знаний (изучение художественного произведения).

Форма урока: урок-беседа.

Оборудование : компьютер, слайд-презентация (как сопровождение урока), репродукции

Цель урока: Познакомить учащихся с представителями дворянского сословия в романе «Отцы и дети», объяснить их жизненную позицию; познакомиться с проблемами героев и способами их решения.

Задачи:

Дидактические: продолжить формирование умений анализировать художественный текст; аргументировано доказывать собственное суждение; проверить степень сформированности навыков глубокого прочтения художественного произведения;

Развивающие: развивать творческую речевую деятельность учащихся через выражение своего представления о героях произведения; совершенствовать умения анализировать, доказывать, сравнивать, формулировать обобщенные выводы; развивать эмоциональную восприимчивость.

Воспитательные: воспитывать отношение к семье; показать вневременные рамки классического художественного произведения;

Ход урока

На доске: 1. Николай Петрович – это я, Огарев и тысячи других; Павел Петрович- Столыпин, Есаков, Россет тоже наши современники.

2. Вся моя повесть направлена против дворянства, как передового класса.

3. Эстетическое чувство заставляет меня взять именно хороших представителей дворянства, чтобы тем временем доказать мою тему: если сливки плохи, что же молоко?

И. С.ТУРГЕНЕВ

1. На прошлом уроке мы говорили с вами о времени, в которое изображает Тургенев своих героев. Давайте еще раз вспомним, чем оно характеризовалось. (В конце 50-х годов в России возрастает динамика общественной жизни. а) обостряется кризис крепостнической системы б) ожесточенная борьба разделила русское общество на 2 лагеря: демократов и либералов)

2. Кем же представлено дворянское сословие в романе «Отцы и дети»? (семья Кирсановых) Дворянин - представитель господствующего класса, владелец земли

Аристократ - человек, принадлежащий привилегированной части господствующего класса, отличающийся изысканностью поведения

Либерал - сторонник мелких преобразований в стране

3. Что мы узнаем о родителях Павла Петровича и Николая Петровича?

  • « Отец его боевой генерал 1812 года, полуграмотный, грубый, но не злой русский человек, всю жизнь свою тянул лямку, командовал сперва бригадой, потом дивизией и постоянно жил в провинции, где в силу своего чина играл довольно значительную роль».

  • «Родительница его, из фамилии Колязиных, в девицах Agathe, а в генеральшах Агафоклея Кузьминишна Кирсанова, принадлежала к числу «матушек-командирш», носила пышные чепцы и шумные шелковые платья, в церкви подходила первая ко кресту, говорила громко и много, допускала детей утром к ручке, на ночь их благословляла, — словом, жила в свое удовольствие».

  • «В 1835 году … генерал Кирсанов, уволенный в отставку за неудачный смотр, приехал в Петербург с женою на житье. Он нанял было дом у Таврического сада и записался в английский клуб, но внезапно умер от удара. Агафоклея Кузьминишна скоро за ним последовала: она не могла привыкнуть к глухой столичной жизни; тоска отставного существованья ее загрызла».

4. Что мы узнаем о сыновьях генерала Кирсанова?

Николай Петрович

(Чертим линию, его жизненный путь, и, опираясь на текст, узнаем, когда и что с ним происходило, высчитывая год)

До 14 лет

В 18 лет

1835

1837

1847

1855

До 1858

1859

детство

Универ-ситет

Закончил универ-ситет

женился

Овдовел (Аркадию 10 лет)

Поехал с сыном в универ-т

Зимой в Петер-бурге

Седой, сгорб-ленный

1830-18 = 1812 1835-5=1830 1847-10=1837

Детство

    1. Родился на юге

    2. До 14 лет воспитывался дома, окруженный дешевыми гувернантками и прочими штабными личностями

    3. Заслужил прозвище трусишка

    4. Сломал ногу, 2 месяца в постели. Остался «хроменький», поэтому не стал военным.

    5. В 18 лет поступил в университет, по окончании которого вышел кандидатом.

Характер

Добрый, спокойный, тихий, нерешительный, робкий, творческая одухотворенная натура, романтик.

Выбор невесты

Николай Петрович успел, еще при жизни родителей и к немалому их огорчению, влюбиться в дочку чиновника Преполовенского, бывшего хозяина его квартиры, миловидную и, как говорится, развитую девицу: она в журналах читала серьезные статьи в отделе «Наук». Он женился на ней, как только минул срок траура, и, покинув министерство уделов, куда по протекции отец его записал, блаженствовал со своею Машей сперва на даче около Лесного института, потом в городе, в маленькой и хорошенькой квартире, с чистою лестницей и холодноватою гостиной, наконец — в деревне, где он поселился окончательно и где у него в скором времени родился сын Аркадий.

Жизнь в деревне

Супруги жили очень хорошо и тихо: они почти никогда не расставались, читали вместе, играли в четыре руки на фортепьяно, пели дуэты; она сажала цветы и наблюдала за птичьим двором, он изредка ездил на охоту и занимался хозяйством. Десять лет прошло как сон. В 47-м году жена Кирсанова скончалась. Он едва вынес этот удар, поседел в несколько недель; собрался было за границу, чтобы хотя немного рассеяться... но тут настал 48-й год. Он поневоле вернулся в деревню и после довольно продолжительного бездействия занялся хозяйственными преобразованиями.

Воспитание сына

Аркадий рос да рос — тоже хорошо и тихо. В 55-м году он повез сына в университет; прожил с ним три зимы в Петербурге, почти никуда не выходя и стараясь заводить знакомства с молодыми товарищами Аркадия.

Что он любит

Любуется природой, играет на виолончели, читает стихи, особенно любит Пушкина.

Каким перед нами предстает Николай Петрович? (добрый, простодушный, наивный, свободен от дворянского высокомерия)

Но Николай Петрович – дворянин, помещик. Как ведет себя он в этом качестве? (старается быть прогрессивным и полезным, но это ему не удается)

  • «Толпа дворовых не высыпала на крыльцо встретить»

  • «Попадались и речки с обрытыми берегами, и крошечные пруды с худыми плотинами, и деревеньки с низкими избенками под темными, часто до половины разметанными крышами, и покривившиеся молотильные сарайчики с плетенными из хвороста стенами и зевающими воротищами возле опустелых гумен, и церкви, то кирпичные с отвалившеюся кое-где штукатуркой, то деревянные с наклонившимися крестами и разоренными кладбищами».

  • «Как нарочно, мужички встречались все обтерханные, на плохих клячонках; как нищие в лохмотьях, стояли придорожные ракиты с ободранною корой и обломанными ветвями; исхудалые, шершавые, словно обглоданные, коровы жадно щипали траву по канавам. Казалось, они только что вырвались из чьих-то грозных, смертоносных когтей — и, вызванный жалким видом обессиленных животных, среди весеннего красного дня вставал белый призрак безотрадной, бесконечной зимы с ее метелями, морозами и снегами... «Нет, — подумал Аркадий, — небогатый край этот, не поражает он ни довольством, ни трудолюбием; нельзя, нельзя ему так остаться, преобразования необходимы... но как их исполнить, как приступить?..»

Какие реформы он проводил, в чем заключался их смысл?

Как вы думаете, почему с первых страниц романа образ Николая Петровича сопровождается звучанием уменьшительно-ласкательных суффиксов? («присел на скамеечку», «имение недалеко от постоялого дворика», «трусишка», «хроменький» и др.)

Как Базаров называет Николая Петровича? Согласны ли вы с ним? («отставной человек», «его песенка спета»)

Вывод: Николай Петрович хочет оставаться добрым, будучи помещиком. Он надеется, что правительственная реформа позволит ему совместить права владельца имения с обязанностя-ми порядочного и гуманного человека. Он не способен к решительным действиям.

К какому лагерю вы отнесете Николая Петровича, к лагерю либералов или демократов? (Либерал)

Чтобы понять, что из себя представляет Павел Петрович, объяснить его поведение, нам необходимо обращать внимание на временные указатели, данные в романе, чтобы определить год его рождения. (Учащиеся делают подсчеты. Родился Павел Петрович в 1814 году - в год рождения Лермонтова)

1814 год: Наполеон I отрёкся от престола в пользу своего сына Наполеона II. В этот же день Наполеон II отстранён от власти Людовиком XVIII. Подписан Парижский мир между Францией с одной стороны и Россией, Великобританией, Австрией, Пруссией, Швецией, Испанией и Португалией с другой.

Что можно сказать о его внешности?

• «С детства отличался красотой, к тому же он был самоуверен. Будучи офицером, он сам себя баловал, даже дурачился, даже ломался, но и это к нему шло»

• Женщины от него с ума сходили, мужчины называли его фатом и в тайне завидовали ему

• Павел Петрович – представитель военной аристократии. Он учился в престижном Пажеском корпусе, служил в гвардии полка, но роковая любовь разрушила его блестящую карьеру. Павла Петровича уважают не только за безупречные манеры. Он честен, умён, считает себя человеком либеральным и любящим прогресс.  Павел Петрович практичен, любит брата и помогает деньгами. Он понимает, что Николая Петровича обманывают, но не хочет ему помочь, лишь иногда даёт советы. «Хозяйственные дрязги наводили на него тоску», - пишет Тургенев. Вот и получается, что Павел Петрович, по сути, прожигатель жизни. В отличие от своего младшего брата он не занят делом. Ещё одна важная черта Павла Петровича – полная оторванность от родной почвы. Павел Петрович – англоман. Даже в глуши, в родном Марьино он одевается по последней английской моде. А в Германии даже не читает ничего русского. В Германии он придерживается славянофильских взглядов. Но единственная вещь, которая напоминает о России – серебряная пепельница в виде лаптя.

• Точно так же в споре с Базаровым он говорит о русском народе, воспевает его патриархальность, но народа не понимает. Не знает его характера, потребностей и жизненного уклада. Павел Петрович заступается за мужиков, но при этом брезгливо прикрывает рот и нос надушенным платком во время разговора с крестьянами. Фактически, Павел Петрович готов говорить громкие слова о народе, народной душе, будущем России и так далее. Но переходить от высоких слов к важным делам он не собирается. Базаров справедливо попрекает его в том, что Павел Петрович сидит сложа руки. Действительно, если человек бездельничает, какая разница обществу, есть у него принципы и уважение или нет? Бесплодная жизнь Павла Петровича вдали от Родины – закономерный итог его жизни.

• Человек среднего роста, одетый в темный английский съют, модный низенький галстух и лаковые полусапожки, Павел Петрович Кирсанов. На вид ему было лет сорок пять: его коротко остриженные седые волосы отливали темным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и легким резцом, являло следы красоты замечательной; особенно хороши были светлые, черные, продолговатые глаза. Весь облик Аркадиева дяди, изящный и породистый, сохранил юношескую стройность и то стремление вверх, прочь от земли, которое большею частью исчезает после двадцатых годов.Павел Петрович вынул из кармана панталон свою красивую руку с длинными розовыми ногтями, — руку, казавшуюся еще красивей от снежной белизны рукавчика, застегнутого одиноким крупным опалом, и подал ее племяннику. Совершив предварительно европейское «shake hands»,  он три раза, по-русски, поцеловался с ним, то есть три раза прикоснулся своими душистыми усами до его щек, и проговорил: «Добро пожаловать».

• Заговорил он приятным голосом, любезно покачиваясь, подергивая плечами и показывая прекрасные белые зубы.

На кого из литературных героев похож Павел Петрович? (на Печорина)

Печорин, глубоко презиравший высший свет, мог противостоять мелочности его интересов, карьеризму только высокомерный аристократизм.

А для Павла Петровича аристократизм это что? (Это высшая духовная ценность, которая включает «чувство собственного достоинства», «уважение к самому себе».)

Всякую ли аристократию принимал Павел Петрович? (Нет, он подчеркивал : «Я уважая аристократов настоящих»)



Но ,увы, времена меняются. Печорины давно сошли со сцены, да и Павел Петрович уже не тот. У него появились совершенно удовлетворяющие его и вполне определенные общественные позиции. Каким он стал? Как он сам себя характеризует? ( «человек либеральный, любящий прогресс»). Он противопоставляет свой аристократизм не пошлой светскости теперь, а истинному демократизму, т.е. он говорит об обреченности тех жизненных позиций, за которые он держится.



Павел Петрович горячо говорит о чувстве долга, но, по его же словам, долг это что?

«Я очень хорошо знаю, что вы изволите находить смешным мои привычки, мой туалет, мою опрятность, наконец, но это все проистекает из чувства самоуважения, из чувства долга, да-с, да-с, долга».



Вывод: вот в чем его «долг». То, что бездеятельность для Печорина была глубокой трагедией, а для Павла Петровича стало предметом его самоуважения.



Как Павел Петрович относится к крестьянам? (он не против отмены крепостного права, но не признает крестьянина человеком, равным)

Вывод:

  • потратил силы и годы, но так и не разгадал тайны того «заветного и недоступного», что оставалось в любимой женщине.

  • Опустошенный и замкнувшийся в своем аристократизме, оказывается в провинциальной глуши, где ждет его новое испытание (наблюдает мирное счастье брата)

Прав ли Аркадий, говоря, что Павел Петрович глубоко несчастлив? (Да, Чтобы сохранить хотя бы видимость жизни, он цепляется за светский ритуал, «принсип», за свой аристократизм.)

Можно ли назвать Павла Петровича патриотом? (ответы учащихся)

-- На момент написания романа Тургенев был уже немолодым человеком. Писатель обладал дворянским титулом и был носителем идеалов поколения 40-х годов. Можно заметить, что у писателя и «отцов» из его романа много общих черт. Мать Тургенева была рачительной хозяйкой и при этом жестокой крепостницей. Получив наследство, Иван Сергеевич Тургенев изменил порядки. Он нанял управляющего, заменил барщину оброком и дал вольную большей части дворовых крестьян. Но всеобщего процветания и счастья не случилось. Есть у писателя общие черты и с Павлом Петровичем Кирсановым. Например, аристократизм, увлечение западной культурой и роковая любовь к замужней женщине. Чтобы быть рядом с Полиной Виардо, Тургенев по много лет жил вдали от Родины.

-- Иван Сергеевич Тургенев писал: «Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса. Вглядитесь в лицо Николая Петровича, Павла Петро­вича, Аркадия. Слабость и вялость, ограниченность. Эстетическое чувство заставило меня взять именно хороших представителей дворянства, чтобы тем вернее доказать мою тему: если сливки плохи, что же молоко?.. Они лучшие из дворян – и именно потому и выбраны мною, чтобы доказать их несостоятель­ность».

Доказывать несостоятельность дворянства как передового класса Тургеневу приходилось не раз. Герои его романов Лаврецкий и Рудин относятся к типу «лишних людей», как Печорин и Онегин. А тема разорения дворянских гнёзд стала сквозной в тургеневской прозе.

-- Вернемся к эпиграфу урока.







































1830 год Июльская монархия во Франции - период правления короля Луи Филиппа, между Июльской 1830 и Февральской 1848 революциями.



Крестьянская реформа в России (1837—1841 гг.) О государственных крестьянах.

Никола́й Плато́нович Огарёв (24 ноября [6 декабря] 1813, Санкт-Петербург — 31 мая [12 июня] 1877, Гринвич) — русский поэт, публицист, революционер.

Пётр Арка́дьевич Столы́пин (2 [14] апреля 1862[1], Дрезден, Саксония — 5 [18] сентября 1911, Киев) — государственный деятель Российской империи, статс-секретарь Его Императорского Величества (1908), действительный статский советник (1904), гофмейстер (1906). Гродненский (1902—1903) и саратовский (1903—1906) губернатор, министр внутренних дел и председатель Совета министров (1906—1911), член Государственного совета (1907—1911).

В российской истории начала XX века известен в первую очередь как реформатор и государственный деятель, сыгравший значительную роль в подавлении революции 1905—1907 годов[2][3][4]. В апреле 1906 года император Николай II предложил Столыпину пост министра внутренних дел России. Вскоре после этого правительство было распущено вместе с Государственной думой I созыва, а Столыпин был назначен председателем Совета министров.

Ермолай Иванович Есаков (1790 — 1840) — русский художникпейзажист и баталист, академик Императорской Академии художеств.

Александра Осиповна Смирнова (6 [18] марта 1809, Одесса — 7 [19] июля 1882, Париж); урождённая Россет, известная также как Россети и Смирнова-Россет — фрейлина русского императорского двора, знакомая, друг и собеседник А. С. Пушкина, В. А. Жуковского, Н. В. Гоголя, М. Ю. Лермонтова. Ей приписываются откровенные, подчас язвительные и не всегда достоверные воспоминания о жизни русского общества первой половины XIX века.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Русское дворянство в романе Тургенева "Отцы и дети"

Автор: Позняк Ольга Александровна

Дата: 29.12.2020

Номер свидетельства: 568962

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "И.С. Тургенев. Роман «Отцы и дети». Замысел и композиция романа. "
    ["seo_title"] => string(66) "i-s-turghieniev-roman-ottsy-i-dieti-zamysiel-i-kompozitsiia-romana"
    ["file_id"] => string(6) "225063"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1439381142"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства