Тема: Развитие речи. Обучающее сочинение «Этот герой мне понравился.».
Цель: подготовить учащихся к сочинению на заданную тему.
Задачи: повторить и обобщить знания учащихся о произведениях раздела, совершенствовать навыки выразительного чтения, умение составлять характеристику главных героев, определять тему и идею произведения; развивать внимание, память, навыки устной и письменной речи, мышление, умение рассуждать; воспитывать трудолюбие, навыки самостоятельной работы, прививать любовь и уважение к историческому прошлому, воспитывать интерес к чтению.
Ход урока.
1. Орг.момент.
Прозвенел звонок весёлый
Все готовы? Всё готово?
Мы сейчас не отдыхаем,
Мы работать начинаем.
2. Речевая разминка.
-хоботок
-свеча
-лошадка
-чтение скороговорки с разной интонацией (повест, вопросит) и логическим ударением (купцам, лисица)
Бедным купцам не спится, если им лисица снится.
3. Проверка д/з.
4. Сообщение темы, цель.
-Сегодня вас ждёт творческая работа – написание сочинения на тему «Это герой мне понравился». Цель урока: вспомнить название раздела, над которым работали, произведения, их героев, идейное содержание.
-Итак, в путь!
5. Работа по теме.
А) Актуализация знаний.
-Как назывался раздел? («Фольклорные мотивы» - запись на доске)
- Что такое фольклор?
Фолькло?р (англ. folklore — «народная мудрость») — народное творчество, чаще всего устное. Художественная, коллективная, творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы, принципы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия.
-Перечислите виды фольклора. (эпос, миф, легенда)
-Дайте характеристику каждому из названных видов фольклора.
Эпос - один из видов УНТ, в которых повествуется о героических подвигах.
Легенда - поэтическое предание о каком-нибудь историческом событии.
Миф – повествование, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о богах и героях.
Физминутка.
Б) Работа над произведениями УНТ (коллективная работа)
1. Перечислите эпосы, назовите главных героев. Кто понравился? Кто – нет? Почему? Какова идея произведения?
«Ер-Таргын»
«Борьба Ер-Таргына с Домбаулом»
2. Перечислите мифы, назовите главных героев. Кто понравился? Кто – нет? Почему? Какова идея произведения?
«Миф о царе Ушинаре» Др.Индии
«Борьба Ра с Апопом» Др.Египет
«Дедал и Икар» Др.Греция
«Миф об аргонавтах» Др.Греция
«Подвиги Геракла» (1 подвиг «Геракл убивает Немейского льва»; 6 подвиг «Авгиевы конюшни»)
«Баран с золотым руном» Др.Греция
«Звёздные песни Алтая» Тюркский миф
«Сказание о лунной красавице» Тюркский миф
3. Перечислите легенды, назовите главных героев. Кто понравился? Кто – нет? Почему? Какова идея произведения?
«Робин Гуд» Англия
«Загадки царицы Савской» Древнееврейская легенда
«Летучий Голландец» Легенда Западной Европы
В) Подготовительная работа
-Составление плана
1. Произведения раздела.
2. Любимый герой.
3. Моё отношение.
-О чём расскажем в каждой части?
1. Я познакомился со многими произведениями раздела «Фольклорные мотивы»: эпосами, мифами и легендами. Каждое из них мне было интересно. Ведь благодаря им, я узнавал о жизни людей, их традициях, идеалах, фантазиях.
2. Мне хочется рассказать о..(характеристика героя, словесный портрет, поступки, идея произведения).
3. Мне близок данный герой, потому что.
Г) Самостоятельная работа уч-ся (индивид.помощь учителя)
6. Рефлексия.