kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс (из опыта работы)

Нажмите, чтобы узнать подробности

«…Чтобы открыть уста детей», - так сформулировал основную задачу работы по развитию речи лингвист и методист XX века В.И. Чернышев. Не сковывать речь детей, сохранять их живое слово, поддержать стремление детей к самовыражению через словесное творчество, развивать у них врождённый дар слова – это и есть «открыть уста детей». Одной из ступенек к этому являются уроки развития речи.

Данная методическая разработка рассчитана для проведения урока литературы  в 6 классе и направлена на развитие речи учащихся. Это завершающий урок из восьми по календарно-тематическому планированию. Предусматривается домашняя подготовка учащихся к сочинению-рассуждению, написание сравнительной характеристики героев повести А Пушкина «Дубровский» -А.Дубровского и К.Троекурова. Этот вид работы довольно сложный для учащихся 6 класса. Несмотря на то, что они уже знакомы с типами речи и их особенностями, им сложно увидеть в большом произведении проблемы, и тем более  их комментировать. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс (из опыта работы)»

Развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс на уроке литературы в 6 классе по теме

«ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ-РАССУЖДЕНИЮ ПО повести А.Пушкина «Дубровский» «Кто победил?»

Выполнила

Хребтищева Елена Юрьевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №8 г.Петровска Саратовской области



«…Чтобы открыть уста детей», - так сформулировал основную задачу работы по развитию речи лингвист и методист XX века В.И. Чернышев. Не сковывать речь детей, сохранять их живое слово, поддержать стремление детей к самовыражению через словесное творчество, развивать у них врождённый дар слова – это и есть «открыть уста детей». Одной из ступенек к этому являются уроки развития речи.

Данная методическая разработка рассчитана для проведения урока литературы в 6 классе и направлена на развитие речи учащихся. Это завершающий урок из восьми по календарно-тематическому планированию. Предусматривается домашняя подготовка учащихся к сочинению-рассуждению, написание сравнительной характеристики героев повести А Пушкина «Дубровский» -А.Дубровского и К.Троекурова. Этот вид работы довольно сложный для учащихся 6 класса. Несмотря на то, что они уже знакомы с типами речи и их особенностями, им сложно увидеть в большом произведении проблемы, и тем более их комментировать.

Дружба – это умение быть чутким и внимательным, умение прощать, способность понять и принять другого таким, какой он есть. Но в жизни не всегда бывает все гладко и благополучно. Любой из нас может сказать кому-то обидное слово, неудачно пошутить и, не желая того, обидеть близкого, родного человека. И в этой ситуации самое главное – вовремя остановиться, осознать свою ошибку и исправить ее.

Цели

Обучающие: формирование умения анализировать литературный текст, давать характеристику героям, их поступкам, развитие умения рассуждать, отстаивать собственное мнение, активизация познавательной деятельности.

Развивающие: приобщение к радости творчества, законам открытия нового.

Воспитательные: воспитание духовно – нравственной личности, умения общаться.

Задачи.

Личностные УУД:

-развивать эмоциональную сферу учащихся через анализ эпизода,

-воспитывать чувство дружбы,

-создавать внутреннюю мотивацию к учению.

Познавательные УУД:

-способствовать развитию устной и письменной речи учащихся, их литературно – творческих способностей,

-формировать умение строить речевое высказывание,

-формировать умение составлять план текста описания.

Метапредметные УУД:

-искать  и выделять информацию в соответствии с поставленной целью,

-формирование информационной компетенции работы с текстом.

Коммуникативные УУД:

-формировать навыки работы в группе, умение слушать товарищей, принимать коллективное решение.

Регулятивные УУД:

-учить постановке  цели работы,

-учиться самостоятельно работать с материалом, планировать свою работу, корректировать и оценивать.

Тип урока: урок развития речи

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, таблицы.













































Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

          Деятельность учащихся

УУД

1.Постановка

учебной задачи.

Организа

ционный этап.

Мотивация учебной деятельности учащихся.

1. Вступительное слово учителя

- прочитайте эпиграф, о чём говорят эти слова:

Нам не дано предугадать,

Как наше слово отзовется… Ф.И.Тютчев

2. В процессе работы над повестью А.Пушкина «Дубровский» мы выяснили, кто такие А.Г. Дубровский и Троекуров и как складывались отношения между ними? Долгое «согласие, царствующее между надменным Троекуровым и бедным его соседом Дубровским, нарушено ссорой». В чем же причина? Кто виноват в ссоре? Почему не состоялось примирение Троекурова и Дубровского? Скажите, ребята, приходилось ли вам ссориться с кем-нибудь?.. Тогда возникает вопрос: как нужно поступить, если ты поссорился с другом…Какова же тема нашего урока?

3. Каковы цели нашего урока? (Подготовиться и написать сочинение-рассуждение.)

Читают эпиграф и рассуждают о роли слова

Тема урока: «Ссора друзей».


Личностные,

Мотивация

Регулятивные

Предметные

Регулятивные,

целеполагание

2. Учебная задача

Подготовка к сочинению-рассуждению

1. Работа с таблицей«Сравнительная характеристика героев»).

2. Беседа по эпизоду «На псарне»

3. Работа со схемой

1. Работа с таблицей. (ПРИЛОЖЕНИЕ №1)



Давайте разберём ваши таблицы «Сходство и различие героев повести А.Пушкина «Дубровский»

2. Ссора между друзьями, кто виноват в ней?

Что мы об этом знаем? (Готовясь к охоте, Троекуров показывал гостям свою псарню. Дубровский неодобрительно отозвался об условиях жизни слуг Троекурова по сравнению с собаками. Один из псарей, обидевшись, ответил: «Мы на свое житье не жалуемся, а вот иному дворянину не мешало бы променять свою усадьбу на собачью конуру». Троекуров громко рассмеялся на дерзость своего псаря. Дубровский побледнел и промолчал. За столом Троекуров хватился Дубровского. Ему сказали, что Дубровский уехал домой. Троекуров «велел догнать и воротить его. Но сосед не вернулся и передал записку, в которой требовал прислать к нему дерзкого псаря, а уж он сам решит: “наказать его или помиловать”. А сносить дерзости от кого бы то ни было он не намерен, так как является старинным дворянином. Письмо Дубровского рассердило Троекурова.)

- В чём вина Троекурова? (Троекуров допустил бестактность, позволив «своему холопу» обидеть и унизить Дубровского)

- Какие чувства вызывают у вас Троекуров и Дубровский? (Троекуров вызывает негодование, возмущение, неприязнь. Он хотел доказать всем, что никому нельзя идти против него. Богатство, знатный род и связи давали Троекурову большой вес в губерниях, где находилось его имение. Соседи рады были ему угодить, он принимал знаки внимания как должное.

Жизненные принципы Дубровского вызывают уважение, и крестьяне его любят за доброе отношение к ним.)

- Какое обстоятельство уничтожило последнюю надежду на примирение? (Дубровский поймал в своей роще мужиков Троекурова, ворующих лес. До этого троекуровские мужики не позволяли себе “шалить в пределах его владений”, зная о дружеских отношениях между господами. Теперь же они воспользовались размолвкой приятелей. Дубровский отнял у них лошадей, а крестьян велел высечь. Узнав об этом, Троекуров пришел в бешенство. «В первую минуту гнева он хотел учинить нападение на Кистиневку…разорить ее дотла. Но, поразмыслив, решил отнять имение Дубровского. Все документы на имение Дубровского сгорели при пожаре. Это заметно облегчало дело, кроме того, Дубровский мало смыслил в делах, был горяч и полагался на закон. Троекуров доверился Шабашкину, который занимался подкупом судей, и добился рассмотрения дела в суде.)

-Как повёл себя Троекуров? ( Троекуров, желая отомстить другу за проявленные им чувство собственного достоинства и независимость, избрал самый низкий способ. Он решил отнять имение у Дубровского и таким образом окончательно разорить его. «В том-то и сила, чтобы безо всякого права отнять имение», - говорит Троекуров. Дубровский не мог даже себе представить размеров опасности, которая ему угрожала.)

- Новое столкновение Дубровского и Троекурова произошло в суде. Какие об этом известны факты?( Судом было установлено, что Дубровский владеет Кистеневкой незаконно, и имение должно быть передано законному владельцу — Троекурову. Дубровский схватил чернильницу и пустил ею в председателя суда; разбушевавшегося помещика едва уняли сбежавшиеся сторожа. Затем больной Дубровский был отвезен в Кистеневку, “почти уже ему не принадлежащую”. Неожиданное и неправильное решение суда нанесло страшный удар старому Дубровскому. Он лишился дома, земли, скромного имущества. Бедный старик помешался. Но внезапное сумасшествие Дубровского сильно подействовало на воображение Троекурова и отравило его торжество. Судьи, надеявшиеся на благодарность Троекурова, не удостоились получить от него ни единого приветливого слова.

В Троекурове проснулся человек, обнаружилась совесть. Он чувствует себя неудобно, жажда мести завлекла его слишком далеко, и он понимает, что поступил с Дубровским не по справедливости. Победа не радовала Троекурова. И он отправляется к Дубровскому, решив помириться и вернуть старому другу его законное владение.)

- Анализируя этот эпизод, мы обратили внимание на то, что Троекуров, отправляясь к Дубровскому, не воспользовался помощью кучера. Как это объяснить? (Мы объясняем это тем, что гордый Кирилла Петрович впервые решил сам примириться с врагом и не хотел, чтобы свидетелями их встречи были даже слуги).

-Почему не состоялось перемирие? ( Примирение не состоялось. Когда стоящий у окна Дубровский увидел подъезжающего Троекурова, он пришел в сильное волнение, упал без чувств, с ним сделался паралич. Дубровский скончался)

3.Характеристика героя в схеме

- А теперь, подводя итоги, произведем математический подсчет. Л.Н. Толстого говорил: «Человек подобен дроби: числитель есть то, что он есть, а знаменатель то, что он о себе думает». Попробуем представить характеристику Дубровского и Троекурова в виде дроби. В числителе укажем, что на самом деле представляют собой эти герои, а в знаменателе – что они о себе думают.

В результате получится схема:

Дубровский:

Что представляет собой

независимый, горячий, смелый, прямой, нетерпеливый

_______________________________



Что он о себе думает?

гордый, честный

Троекуров:



Что представляет собой?

самодур-помещик

____________________________

Что он думает о себе? независимый, гостеприимный, богатый, сильный, строгий, влиятельный, здоровый, избалованный, хороший отец

Вывод: Из математики вам известно: чем больше знаменатель, тем меньше дробь. Что у нас получилось: у Троекурова в знаменателе оказалось больше слов. Значит, его величина маленькая, ничтожная.

4. Кто победил?

Так кто же победил в ссоре: Дубровский или Троекуров? (Победил Троекуров. Он отнял у Дубровского имение. После ссоры с Троекуровым Дубровский тяжело заболел и умер, а Троекуров сохранил и имение, и здоровье, и жизнь.)

- Давайте поищем новые подходы к этой проблеме? В XII главе Пушкин пишет: «Верейский, обратясь к Кириллу Петровичу, спросил у него, что значит это погорелое строение и кому оно принадлежит? Кирилла Петрович нахмурился; воспоминания, возбуждаемые в нем погорелой усадьбою, были ему неприятны». Это доказывает, что угрызения совести продолжают мучить Троекурова и по прошествии времени. Оценим плюсы и минусы этой победы. ( Троекуров приобрел имение Кистеневку. Но Троекуров не нуждался в имении Дубровского. Во-первых, он был достаточно богат, во-вторых, «... от природы он не был корыстолюбив». Троекуров потерял друга. Его мучает совесть, он утратил душевное спокойствие. Для него главным было желание сломить гордость и независимость А. Г. Дубровского.)

Ответ на вопрос: «Кто победил в ссоре: Дубровский или Троекуров?» показался нам вначале простым. Ведь Троекуров добился своего. Но сам он не чувствовал радости от этой победы. В чем же тогда состоит победа Троекурова, если он потерял больше, чем приобрел?

В ходе совместного обсуждения мы пришли к выводу: когда ссорятся между собой друзья, близкие люди, разве может быть победитель. Кто-то теряет больше, как, например, Дубровский, кто-то меньше, как Троекуров, но страдают все участники конфликта. Троекуров это понял слишком поздно.


На партах у каждого лежат таблицы.

Дома учащиеся сравнили героев и заполнили таблицу



Слушают товарищей, дополняют таблицу.





Отвечают на вопросы.

Зачитывают отрывки из текста.

Составляют схему


Личностные

Эстетические

Познавательные

Умение отбирать главное,

Заполнять таблицу

Умение работать с эпизодом, сопоставлять эпизоды



Умение анализировать материал



Регулятивные

Оценка своей работы, коррекция

3. Результат работы.

1. Составление плана сочинения.

2. Творческая работа.

Я предлагаю вам разделиться на группы по 4 человека. Тема нашего сочинения «Кто победил?» В группах обсудите, с чего можно начать сочинение, что будет в основной части, как закончить работу.

На листах составьте примерный план сочинения.

Слушаем планы. Обсуждаем. Советуем, как улучшить.

Работа в группах, разработка плана сочинения.

Слушают планы товарищей, корректируют.

Приложение №2 «План сочинения»

Коммуникативные

Умение работать в группе



Регулятивные

Учиться составлять план



Предметные

Составление плана сочинения



Личностные Мета

Предиетные

Развитие речи учащихся


4. Подведение итога. Рефлексия

- Как вы поступите, если придется поссориться с другом?

( Дружба – это умение быть чутким и внимательным, умение прощать, способность понять и принять другого таким, какой он есть. Но в жизни не всегда бывает все гладко и благополучно. Любой из нас может сказать кому-то обидное слово, неудачно пошутить и, не желая того, обидеть близкого, родного человека. И в этой ситуации самое главное – вовремя остановиться, осознать свою ошибку и исправить ее.

И мне бы хотелось, чтобы вы помнили эпиграф к уроку и задумывались о том, как ваше слово отзовется.

Домашнее задание: написать сочинение «Кто прав?»

-Что мы делали сегодня на уроке?

-Чему научились?

- Что особенно понравилось на уроке? Запомнилось?

-Что показалось трудным на уроке?

-Достаточно ли вам материала для написания сочинения? 

Научились: отбирать материал к сочинению, заполнять таблицу, составлять план сочинения, работать в группах…

Регулятивные

Самоанализ

самооценка

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Таблица

Сравнительная характеристика героев повести А.Пушкина «Дубровский»

В повести «Дубровский» Пушкин изобразил два типа дворян.

Кирила Петрович Троекуров

Андрей Гаврилович Дубровский

«отставной генерал-аншеф», имеет «большой вес в губернии»

«бедный сосед», «отставной поручик»

По происхождению

«старинный русский барин», «знатного рода»

«бедный дворянин» («беден и независим»)

по имущественному положению

«богатство... и связи», «пространные владения»

70 душ (крепостных), «смиренное состояние», «расстроенное состояние»

оба страстные охотники

«пылкий нрав», избалованность, своенравие и надменность

«нетерпеливость и решительность», прямота, гордость

Судьбы обоих похожи; соседи по имению, вместе служили, женились по любви, рано овдовели, один растит дочь, другой —сына.

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

Сочинение по повести А.С. Пушкина "Дубровский"

Кто победил?

План

  1. Кто такие Троекуров и Дубровский? Что в них общего и чем они отличаются?

  2. Ссора между друзьями, кто виноват в ней? (эпизод «на псарне»)

А) Как возникла ссора между помещиками? (как вели себя герои в этом эпизоде, какие качества этих героев здесь можно отметить)

Б) Как она развивалась? (как повёли себя герои после этого эпизода)

В) Как во время ссоры проявились характеры Дубровского и Троекурова? 

Г)Как ведут себя бывшие друзья после ссоры? Смогли ли они найти общий язык?

  1. Кто победил в ссоре: Дубровский или Троекуров?




Использованная литература

  1. Урок-мастерская по повести А.С. Пушкина "Дубровский", Хакуашева Марина Мухамедовна - http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2012/03/11/urok-masterskaya-po-povesti-as-pushkina-dubrovskiy

  2. Конспект урока русского языка в 5 классе в соответствии с требованиями ФГОС по теме «ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ-ОПИСАНИЮ ПО ЛИЧНЫМ ВПЕЧАТЛЕНИЯМ»- http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2013/01/14/konspekt-uroka-russkogo-yazyka-v-5-klasse-v-sootvetstvii-s

  3. А.С.Пушкин «Дубровский»


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Хребтищева Елена Юрьевна

Дата: 08.11.2015

Номер свидетельства: 249906

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(168) "методическая работа «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках истории»"
    ["seo_title"] => string(93) "mietodichieskaiarabotaaktivizatsiiapoznavatielnoidieiatielnostiuchashchikhsianaurokakhistorii"
    ["file_id"] => string(6) "287298"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1454452095"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства