kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока "Нравственный подвиг человека в рассказе М. Шолохова «Судьба человека""

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка направлена на развитие исследовательской деятельности учащихся

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока "Нравственный подвиг человека в рассказе М. Шолохова «Судьба человека""»

Яковенко С. Р.

КГУ «Жезкентская средняя школа»

Нравственный подвиг человека в рассказе М. Шолохова «Судьба человека».

Цели урока:

1.развивать умение понимать связь литературных произведений с эпохой их написания, выявлять заложенные в произведении вневременные нравственные ценности и их современное звучание;

2.развивать умение анализировать литературное произведение, понимать и формулировать его тему и идею;

3.способствовать воспитанию духовности, учить состраданию, любви к другим людям.

Оборудование: презентация, видеоролик «Война глазами детей», аудиозапись песни «Враги сожгли родную хату», фильм С. Бондарчука «Судьба человека», текст произведения.

Каждой семьи коснулось черное крыло

войны: кто-то был ранен, кто-то погиб,

кто-то вернулся с покалеченной душой.

Ход урока.

I.Организационный момент.

II.Погружение в тему.

1.Слово учителя.

Народ подобен огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И все, что мы делаем доброго, прибавляет силы ему. Но не всякое дерево имеет корни. Без корней его повалил бы даже несильный ветер. Корни питают дерево, связывают его с землей. Корни-это то, чем мы жили вчера, год назад, сто, тысячу лет назад. Это наша история и духовные традиции. На сегодняшнем уроке мы продолжим работу над произведением, которое возвращает нас к одному из самых важных и трагических событий в истории нашей Родины- к Великой Отечественной войне. «Если вы действительно хотите понять, почему Советская Россия одержала победу во второй мировой войне, прочтите рассказ «Судьба человека»,- так писала одна английская газета.

2.Просмотр видеоролика «Война глазами детей».

3.Составление кластера со словом «война».

III. Постановка целей урока.

-Обратимся к целям урока. Как вы думаете, что станет предметом нашего исследования? ( Проследив жизненный путь Андрея Соколова, главного героя рассказа, мы не только узнаем о его судьбе, но и постараемся ответить на вопрос: какова авторская концепция человека в рассказе.)

IV. Исследовательская работа. Шолоховская концепция человека в рассказе «Судьба человека»

-Для того, чтобы понять авторскую концепцию, обратимся к центральным эпизодам рассказа. На какие периоды можно разделить жизнь главного героя? Какие основные события можно отнести к каждому из них?

Работа в группах.

1-довоенный (семья, Ирина, работа, дом);

2-военный (ранение, плен, побег, карцер, побег с «языком», госпиталь, отпуск, демобилизация);

3-послевоенный (пустота, воронка от дома, Ваня).

-В чем видит А. Соколов счастье в довоенной жизни? Приведите цитаты( «Чего еще больше надо? Дети кашу едят с молоком, крыша над головой есть, одеты, обуты, стало быть все в порядке»).

В чем видит герой счастье? (В семье).

- Рассказ М. Шолохова о войне. Почему же мы практически не видим главного героя в обстановке боя? (Писатель исследует не саму войну, а возможности человеческой души в экстремальных условиях. Какова душа человека-вот что для него главное. Именно в душе- один из источников победы).

-Как сложилась военная судьба А. Соколова?( Попал в плен)

-С какой целью ввел Шолохов описание плена? (Он показал, как героически, достойно вели себя в плену русские люди, сколько преодалели).

-Какие варианты человеческого поведения изображает Шолохов в этой сцене: солдат-христианин, Крыжнев, взводный, доктор?(В эпизоде в церкви Шолохов раскрывает возможные типы человеческого поведения в бесчеловечных обстоятельствах. Разные персонажи здесь воплощают разные жизненные позиции).

-Какая позиция ближе всего Соколову? (Позиция доктора, «который и в плену, и в потемках свое великое дело делал», вызывает у Соколова искреннее уважение и восхищение. В любой ситуации нужно оставаться верным своим убеждениям, не изменять своему долгу-это позиция и самого героя).

-Какие черты характера помогли выжить Соколову в плену? (Стойкость, честность, Верность, мужество, уверенность в себе, умение любить, патриотизм, доброта, умение сострадать, трудолюбие).

-В каком эпизоде они проявились наиболее ярко? (Поединок А. Соколова с лагерфюрером Мюллером).

-Почему комендант Мюллер «великодушно» подарил Соколову жизнь?

-В каких словах выражен взгляд Соколова на долг человека, мужчины, солдата? ( Готовность выстоять, «выдюжить», сохраняя человеческое достоинство. «на то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому нужда позвала»).

Какое событие из военной жизни, на ваш взгляд, стало для героя рассказа самым страшным?( Потеря близких).

Показ отрывков из фильма С. Бондарчука «Судьба человека» на фоне песни «Враги сожгли родную хату».(У Шолохова любимым было это стихотворение М. Исаковского).

-Дважды герой прерывает свой рассказ, и оба раза, когда вспоминает о погибшей жене и детях.(Зачитать).

-Сколь велика, должна быть боль, которую испытывает этот человек, если он, не раз, глядевший в лицо смерти, никогда не посовавший перед противником, говорит: «За что же ты, жизнь, так покалечила? За что так исказнила?» Сердце героя « окаменело от горя» настолько, что даже плакать он не способен, хотя слезы, может быть, и принесли бы ему облегчение («…а мои невыплаканные слезы, видно, на сердце засохли».)

-Шолохов –мастер детали. Одной фразой писатель можетраскрыть все, что на душе у героя. Какой деталью уже в начале рассказа писатель передает всю глубину горя героя? (Глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной тоской, что в них трудно смотреть). Народная мудрость гласит: «Глаза-зеркало души». Глаза много говорят о человеке. Все, что пережил человек, все его страдания можно прочесть в его глазах…

-«Словно присыпанные пеплом»-это какие, какого цвета?(Серые, пепельные).

-А почему не серый, а именно похож на цвет пепла? (Пепел там , где все сожжено, разрушено. В душе героя-пепелище, разочарование, пустота).

-Как может измениться человек, попавший в такую трудную ситуацию? (Может ожесточиться, возненавидеть всех, особенно детей, которые напоминали бы ему своих. В такие мгновения человек может лишить себя жизни, теряя веру в ее смысл).

-Произошло ли это с Андреем Соколовым? (Он продолжал жить. Скупо пишет Шолохов об этом периоде жизни своего героя. Работал, начал выпивать, пока не встретил мальчика).

Просмотр отрывка из кинофильма С. Бондарчука «Судьба человека»(Встреча Соколова с Ванюшкой.)

-Что общего в судьбе Андрея Соколова и Ванюши? (Две сироты, жизни которых искорежены войной).

-Образ Ванюшки в рассказе появляется вместе с образом Соколова. Но портретную характеристику автор дает не сразу, а опять же через художественные детали. Стоит обратить внимание на глаза Вани. Как они описываются в произведении?(«Светлые, как небушко», «глазенки, как звездочки ночью после дождя»).

-Какой цвет здесь подразумевает автор?( Ярко-голубой, чистый, непорочный, неиспорченный никакими тяготами жизни).

-Что показывает сравнение глаз Ванюшки со светом звезд?(Показывает, чтоон стал для Соколова, ка бы путеводной звездой, в такой его горькой жизни).

-К каждому ли человеку вот так, просто так может доверчиво прильнуть маленький ребенок?

-Обратимся к началу рассказа. С чего автор начинает произведение? (С описания природы).

-Представьте себе эту картину. Какие цвета противопоставлены вописании? (мертвенно-белый, снежный цвет зимы и живой бурый, грязно-желтый, серый цвет ранней весны).

-Символом чего является такое противопоставление?(Как на смену зиме с белой холодностью приходит теплая, пусть пока не праздничная, но весна, так жизнь побеждает смерть).

-В рассказе описаны трагические события, но все-таки здесь находится место горячему , яркому, желтому солнцу.(Примеры из текста)

-Почему Шолохов несколько раз повторяет слова о солнце? (Все больше и больше солнца, блеска, тепла даруется героям рассказа, все больше и больше мира проникает в их душу. Желтый солнечный цвет символизирует наступающее счастье).

-Таким образом, описание природы, данное в начале повествования, является ключевым для понимания смысла произведения.

-Обратимся к заключительному эпизоду рассказа. Назовите словосочетания, которыми автор определяет героев( песчинки, заброшенные в чужие края ураганом невиданной силы-человек несгибаемой воли).

-Что подчеркивает автор, называя в последних строчках героя песчинкой?( Он не обладает сверхъестественными способностями. Он обычный , такой, как все).Согласно концепции Шолохова, человек есть песчинка, травинка на ветру, дрожащий листок, прижатый к ветке, именно такие метафоры использует писатель в рассказе, описывая героев.

-А что такое судьба?( Судьба-1.Стечение обстоятельств, независящих от воли человека, ход жизненных обстоятельств.2.Доля, участь. 3.История существования кого-чего-нибудь. 4. Будущее, то ,что случится.)

-В каком значении оно употреблено в названии рассказа? (Несколько значений: история Соколова, и его участь, и стечение обстоятельств)

-Тогда чем же жив человек с точки зрения Шолохова? Что он может противопоставить судьбе?(Любовь, доброту, человеческое достоинство,если воспитали в себе человеческое достоинство, оно помажет вам в любых ситуациях сохранить человека.)

-Перечитайте финал рассказа. Почему автор говорит в конце «Тяжелой грусти», охватившей влиянием услышанного? (А.Соколова ничто и никогда не утешит, не поможет забыть пережитое, не возместит его страшные потери. В то же время он, простой человек, не только не сломлен, но и сохранил самое драгоценное в себе-живую душу. Эти два осиротевших человека обретают друг в друге свою новую общую судьбу, взаимно утверждая друг друга в жизни. Писателю и вместе с ним читателю важно было увидеть, что вынесено из этой войны солдатом, с чем он будет жить дальше и чем он будет жить. ЛЮБОВЬЮ.ДОБРОТОЙ. ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ ДОСТОИНСТВОМ)

V.РЕФЛЕКСИЯ «Телеграмма»

-Что было важным для вас на сегодняшнем уроке? (10-11 слов).

VI.Д.з. Подготовка к сочинению.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Автор: Яковенко Светлана Романовна

Дата: 25.01.2018

Номер свидетельства: 452400

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы"
    ["seo_title"] => string(71) "patriotichieskoie-vospitaniie-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "286655"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454385028"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства