kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока литературы в 6 классе «Юмористические и сатирические рассказы А.П. Чехова»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока - показать талант А.П. Чехова как юмориста и сатирика, выявить цель юмора и сатиры писателя.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока литературы в 6 классе «Юмористические и сатирические рассказы А.П. Чехова»»

Урок литературы в 6 классе

Тема: «Юмористические и сатирические рассказы А.П. Чехова»

Тип урока: объяснение нового материала;

Цель: показать талант А.П. Чехова как юмориста и сатирика, выявить цель юмора и сатиры писателя;

Задачи:

Образовательные:

1) актуализировать знания о биографии А.П. Чехова;

2) дать представление о понятиях «юмор», «сатира»;

Развивающие:

  1. закрепить навык монологической речи;

  2. сформировать умение выполнять сравнительный анализ;

  3. сформировать умение вдумчивого чтения.

Воспитательные:

  1. воспитать интерес к литературе, любовь к чтению.

Оборудование:

Презентация, портрет А.П. Чехова. Тексты произведений Чехова

План урока:

  1. Введению в тему

  2. Знакомство с понятием «юмор». Проблемный вопрос «Что такое сатира?»

  3. Актуализация знаний об А.П. Чехове

  4. Работа в группах, выявление особенностей рассказов А.П. Чехова

  5. Определение понятия «сатира»

  6. Подведение итогов

  7. Объяснение д/з

  8. Рефлексия

  9. Комментирование оценок







1.Организационный момент

Начнём урок с игры «Четвёртый лишний». Перед вами 4 произведения русских писателей. Найдите 4-е лишнее

Ночь перед Рождеством

Лошадиная фамилия

Вечера на хуторе близ Диканьки

Тарас Бульба

С произведениями Н.В Гоголя вы уже знакомы. Значит, о ком пойдёт речь сегодня?

О Чехове

Что вам уже известно о нём?

Коротко доклад ученика о жизни и творчестве А.П. Чехова

Что заинтересовало вас в биографии А.П. Чехова?

Был по профессии врач, но писал рассказы

Как факты биографии отразились в творчестве писателя?



Его рассказы основаны на реальных событиях.



Верно. Пример «Хирургия», «Налим»



К какому жанру относятся произведения Чехова?



Смешные рассказы

Верно. Но смех бывает разным, ребята. Посмотрите на эпиграф урока.

«О смех, великое дело! Ничего более не боится человек так, как смеха…

Боясь смеха, человек удержится от того, от чего бы не удержала его никакая сила»

Н.В. Гоголь

«Они смешные, но невеселые»

А.П. Чехов

Прочтите первую цитату. Перед вами высказывание Н.В. Гоголя. Какой смысл в этих словах?



Смех заставляет человека задуматься о своих поступках, исправить своё поведение. То есть человек исправляет свои недостатки, потому что боится быть обсмеянным. Следовательно, смех удерживает человека от плохого.



Таков эпиграф к уроку.

Но что значит «смешное»? Конечно, в своей жизни вы часто сталкиваетесь со смешным. Забавный случай, история, рассказ. Сегодня на смешное вы должны взглянуть глазами литературоведов. Ведь для того, чтобы вызвать смех читателя, писатель использует специальные приёмы – художественные средства.

Как называются произведения, которые вызывают смех?



Юмористические



Выясните, что такое юмор.



Работа со словарём литературоведческих терминов/словарь учебника



Юмор (англ. humor – нрав, натсроение) – изображение чего-то в смешном, комичном виде.



Какой это смех?



Добрый, частные случаи



Верно. Есть еще одна разновидность смеха. Это сатира. Выясните, что такое сатира.

Сатира – обличение пороков…



Обратитесь ко 2 эпиграфу урока. Что же значат слова Чехова?



Сформулируйте тему урока.

Юмористическое и сатирическое в рассказах А.П. Чехова

Запишите в тетрадь.



Сформулируйте цель урока:

Находить юмористическое и сатирическое в рассказах Чехова



В чём отличие юмора от сатиры? Как создаётся юмористическая ситуация, как увидеть сатиру?

Для того, чтобы научиться выделять юмористическое и сатирическое, поработайте в группах.

1 группа – Толстый и тонкий

2 группа – Налим

3 группа – Хирургия



Каждая группа должна указать в произведении, где комическая насмешка, а где обличение пороков общества, с цитатами из текста.

    1. Завязка

    2. Что в основе сюжета

    3. Финал

5 минут на размышление

Итак, слово первой группе.

Отвечает вторая группа.

Отвечает третья группа.

Итак, сделайте выводы, над чем смеётся Чехов?


Д/з.

1. Подготовить выразительное чтение рассказов

2. Подготовить доклад об особенностях рассказов Чехова

3. Написать сочинение – размышление: чем юмор отличается от сатиры.

Что нового вы узнали на уроке?

Рефлексия.

Комментирование оценок


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Шварева Елена Владимировна

Дата: 21.01.2021

Номер свидетельства: 570944

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "Разработка урока по теме: Сатирические и юмористические рассказы А.П, Чехова. «Толстый и тонкий» "
    ["seo_title"] => string(103) "razrabotka-uroka-po-tiemie-satirichieskiie-i-iumoristichieskiie-rasskazy-a-p-chiekhova-tolstyi-i-tonkii"
    ["file_id"] => string(6) "210479"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431444441"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства