kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока по литературе в 7 классе "Поучение Владимира Мономаха"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок предусматривает не только знакомство с древнерусской литературой, но и раскрывает огромный нравственный потенциал. Поучения Владимира Мономаха – непреходящие нравственные законы, которыми должен руководствоваться любой человек. Великую мудрость, заключенную в простых житейских поучениях, нужно донести до учащихся. Эффективна в этом плане технология продуктивного чтения, которая и применяется на уроке. Интерактивная форма «Строим дом»   способствует усвоению первичных представлений о заветах автора. После проведения урока были подведены итоги диагностики нравственности, результаты размещены в конце разработки.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«МБОУ»

МБОУ «Побединская СОШ» Целинного района Алтайского края



















Урок литературы в 7 классе

Тема: «Поучение Владимира Мономаха»









Разработала: Бойко Елена Валерьевна

Учитель русского языка и литературы

МБОУ «Побединская СОШ»







С. Победа

2014

Обоснование актуальности: данный урок предусматривает не только знакомство с древнерусской литературой, но и раскрывает огромный нравственный потенциал. Поучения Владимира Мономаха – непреходящие нравственные законы, которыми должен руководствоваться любой человек. Великую мудрость, заключенную в простых житейских поучениях, нужно донести до учащихся. Эффективна в этом плане технология продуктивного чтения, которая и применяется на уроке. Интерактивная форма «Строим дом» под название «Великая Мудрость» способствует усвоению первичных представлений о заветах автора.


Тип урока:  Урок «открытия» нового знания

Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия.

Образовательная цель: -  выявить и обобщить знания учащихся о Владимире Мономахе и его роли в истории Руси; воссоздать атмосферу эпохи Владимира Мономаха; выявить художественную идею произведения, заключающуюся в призыве к милосердию и состраданию.


Формирование УУД:

Личностные действия:  - развивать чувство патриотизма, национальной гордости и уважения к славным деяниям предков; участвовать в творческом созидательном процессе; проявлять желание приобретать новые знания.

Регулятивные действия:  выработка у учащихся умения ставить цель, корректировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, способность к саморегуляции.

Познавательные действия: развивать логику, умение анализировать  предложенные тексты, выделять общее.

Коммуникативные действия: умение учитывать позицию других учеников, выстраивать партнёрства,  умение работать в группе, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Задачи:

 *конкретные-дать понятие жанра поучения, формировать умение самостоятельного построения определения.

 *диагностируемые-формирование общекультурной компетенции. Это возможность почерпнуть вдохновение, опыт и мудрость древнерусской культуры, впитать в себя некоторые духовно-нравственные заповеди.

Оборудование:

экран, медиапроектор, компьютер, макет бумажного дома, сердечки (по количеству учеников), «шапка Мономаха».

ХОД УРОКА.

І. Организационный момент.

Учитель: «Ребята, посмотрите друг на друга так, чтобы то доброе и хорошее ваше настроение одним взглядом коснулось сердечка другого человека. Мы сегодня попробуем прикоснуться к чужому сердцу и попытаемся открыть своё сердечко для других. У вас на партах лежат сердечки, на светлой стороне напишите, пожалуйста, самую важную заповедь для одноклассника, ту, которой придерживаетесь вы»



II. Изучение нового материала.

Сообщение темы урока, исходя из которой по наводящим вопросам учащиеся ставят цель урока и определяют ряд задач.



Мотивация учебной деятельности учащихся.

Учитель: «Сегодня мы присутствуем на уникальном ретроспективном сеансе. Мы откроем завесу истории . Итак, мы телепатируемся в Древнюю Русь. 12 век. Современник Владимира Мономаха князь Новгородский рассказывает о нем вот что:

(Сообщение заранее подготовленного ученика 5 класса)

Владимир Всеволодович Мономах - великий киевский князь. Я знаю его, как толкового военачальника и полководца. Это сын князя Всеволода Ярославича. Прозвали его Мономахом по имени матери - дочери византийского императора Константина Мономаха. Половцам дал такой суровый отпор, что те надолго оставят в покое нашу землю Русскую. После смерти киевского князя Святополка Изяславича в Киеве вспыхнуло народное восстание, и на княжение народ призвал Владимира Мономаха. Он усилил Киевскую Русь и сумел объединить до 3/4 территории Древнерусского государства. Хороший, крепкий государственный деятель, а не так давно ещё и писать стал. Мудрые и правильные мысли да советы детям своим давать стал в книгах».

Актуализация знаний.

Учитель: «Давайте вспомним, что мы читали из древнерусской литературы?»

(Ответы учеников: «Сказание о белгородском киселе», отрывки из «Повести временных лет»)

Учитель : «Чему нас учила литература Древней Руси»?

(Добру, смекалке, взаимопомощи, терпению, всепрощению).

Учитель: «Древнерусская литература - бесценный кладезь поэзии, необыкновенного мастерства и глубинного содержания творений русского народа. Мы не знаем имен тех, кто создавал эти шедевры, но с гордостью заявляем о том, что они составляют бессмертную славу и величие русской национальной культуры.

Вместе с тем через века дошли до нас и некоторые имена создателей великой древней литературы, которых мы сегодня вспоминаем с уважением и неподдельной любовью. Мы черпаем вдохновение, знания, опыт из неумирающих творений прошлого, применяем их в настоящем и будем применять в будущем.

Сегодня, как вы поняли, мы обратимся к имени Владимира Мономаха». СЛАЙД 2 (изображение В.Мономаха)

Первичное усвоение новых знаний.

Учитель: «Мы познакомимся с новым жанром древнерусской литературы – поучением. Что же такое поучение? Как вы понимаете значение этого слова»?

Изучение литературоведческого термина «поучение» ( записываем определение в тетрадь) СЛАЙД 3

СЛАЙД 4 (изображение книги) Выразительное чтение текста «Поучения».

Анализ «Поучения…». Исследовательская работа с текстом.

Работа в группах (3 группы)

Учитель: « Поучение Владимира Мономаха состоит из трёх частей. Найдите в тексте части, соответствующие вступлению, центральной части, заключению. Первая группа определяет границы вступления, вторая – центральной части и третья – заключения или концовки»

(Вступление от слов «Я, худой, дедом своим Ярославом…» до слов «…да на санех сидя, безлепицу молвил»; центральная часть от слов «Всего же более убогих не забывайте…» до слов «Леность ведь всему мать: что кто умеет, то забудет, а чего не умеет, тому не научится»; заключение от слов «Добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее, прежде всего к Церкви…» до слов «Спанье в полдень назначено Богом; по этому установленью почивают ведь и зверь, и птица, и люди»).

Учитель : « А теперь, ребята, давайте обозначим границы заповедей для каждой группы. В своих отрывках вы найдёте по 3 ключевых тезиса, содержащие советы Мономаха, и выпишите их на листочки – брёвнышки, которые лежат у вас на партах». (Интерактивная форма «Строим дом»)

Получилось следующее: (СЛАЙД № 5).

«Ни правого, ни виновного не убивайте».

«Гордости не имейте в сердце и в уме».

«Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев».

«В дому своём не ленитесь».

«Лжи остерегайтеся, и пьянства, и блуда, то того ведь душа погибает и тело».

«Не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите».

«Страх Божий имейте превыше всего».

«Чего не умеете, тому учитесь»

«Творите добро»

Учитель: «Давайте по очереди будем приклеивать наши брёвнышки-заповеди к макету дома, расположенного на нашей доске, и мы увидим, на чем стояла земля древнерусская»

(9 человек по очереди от каждой группы выходят и приклеивают заготовки

к макету, на котором уже при помощи скотча заготовлены места).

Учитель: «Дом наш называется «Великая Мудрость». Теперь мы видим, на чем держалась Русь наша и почему никакие враги не могли победить и сломить её. Потому что высока и прочна была мораль, передававшаяся из поколения в поколение. Есть место этим мудрым заповедям в нашем современном мире?

(Учащиеся сделали вывод, что встречаются устаревшие заповеди, а некоторые выполняются наполовину, и лишь 3 из них частично живут: «В дому своём не ленитесь», «Чего не умеете, тому учитесь», «Творите добро»).

А нужно их возродить? (Все ответы положительные) А как? (Начать с себя).

Первичная проверка понимания.

Учитель: «Так какие нравственные качества Мономах ценит превыше всего»?

Покаяние милосердие, справедливость, сострадание.

Лексическая работа.

Объясните значение слов «сострадание», «милосердие», «справедливость». Каждая группа даёт своё объяснение. Проверьте себя (СЛАЙД № 6).

  • Сострадание - это готовность прочувствовать и принять на себя боль другого человека, физическую или душевную.

  • Милосе́рдие — одна из важнейших христианских добродетелей, исполняемая посредством телесных и духовных дел милосердия (милости). Любовь к ближнему — неразрывно связана с заповедью любви к Богу.

  • Справедли́вость — понятие о должном, содержащее в себе требование соответствия деяния и воздаяния: в частности, соответствия прав и обязанностей, труда и вознаграждения, заслуг и их признания, преступления и наказания.



  • Учитель: « Посмотрите на слайд, где объясняется слово покаяние»



  • Покаяние — есть таинство, в котором верующий при устном исповедании грехов своих пред священником получает чрез него невидимое разрешение грехов от самого Иисуса Христа (СЛАЙД № 7).

Учитель: «Сквозной нитью через текст всего «Поучения…» проходит глубинный христианский символ сердца. Найдите в тексте предложения со словом сердце».

(Учащиеся зачитывают)

В христианском понимании сердце – это вместилище и хранилище Божией благодати, средоточие и ядро всей человеческой личности. Поэтому именно к сердцам своих детей взывает Владимир Мономах, надеясь, что они примут его наказ «в сердце своё». И также к сердцам своих детей обращается он в надежде на то, что, истинно уверив, они не будут лишены Божией благодати. Давайте вновь обратимся к нашим сердечкам. Напишите на обратной стороне по одной самой важной для вас заповеди Владимира Мономаха. Посмотрите, совпала ли или хотя бы похожа эта заповедь на вашу? А теперь определитесь, какую сторону сердечка вы откроете однокласснику: светлую (свою заповедь) или красную (заповедь Мономаха)?



III. Первичное закрепление. Беседа

Учитель: «Что является завершающим аккордом «Поучения…»?

(Ответы учащихся: «Призыв воздать хвалу Богу поутру при восходе солнца», «… при решении государственных дел, или выезжая на охоту» , «…или отправляясь в походы, или ложась спать»).



Учитель: «Идеи, проповедуемые Владимиром Мономахом, были очень популярны в Древней Руси. А сам образ Владимира Мономаха, князя-воина и князя-мыслителя, постоянно присутствовал в древнерусской литературе. Более того, в XVI века, когда возник вопрос о принятии московскими великими князьями царского титула, именно Владимир Мономах, как внук константинопольского императора, стал важнейшим звеном в генеалогическом древе. И недаром царский венец, которым стали венчаться на царство, получил название «шапки Мономаха»

Рефлексия.

Учитель: «Ох, тяжела ты, шапка Мономаха!»- такое выражение иногда употребляют в разговоре. Это слова царя Бориса из трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов». Они означают, что тяжело брать на себя большую ответственность, нести бремя власти. Я сейчас дам вам «шапку Мономаха» в руки, а вы будете её передавать. По моему хлопку останавливаем передачу и тот, на ком остановились попробует отрефлексировать свою деятельность на уроке».

(Ученица: «Я не думала, что жанр поучения так интересен. Мне очень понравилось на уроке. Сегодня я прикоснулась к мудрости Древней Руси. Я думаю, что я работала активно и получила уроки высокой нравственности).

V.Домашнее задание.

Попробовать себя в роли наставника: попытаться написать несколько заповедей для друга, брата или просто для младшего поколения. Рекомендации спишите со слайда. (СЛАЙД № 8)



Диагностика нравственных качеств после проведения урока.

В начале урока учащимся были выданы сердечки, на которых предлагалось написать свой завет-наказ однокласснику. Учащиеся писали: 30 % - о пагубности лени, 30% - о вреде воровства, 14 % - предостерегали о лжи, 16% - призывали хорошо учиться и 10 % - советовали не огорчать родителей.

В конце урока на красной стороне сердечек они написали следующее:

82% - Твори добро;

10 % - не пропусти человека, не поприветствовав его;

8% - не правого, не виноватого не убивайте.

Когда мною было предложено показать однокласснику сердечко с мудрой заповедью, то ребята почти все подняли сердечки с красной стороной, то есть, прислушиваясь к мудрости Древней Руси. Только один поднял светлой стороной, так как его заповедь была схожа с заветом Владимира Мономаха.

Можно с уверенностью сказать, что ребята, прикоснувшись к первоистокам нравственности, стали на порядок чище и выше душою. Они стали терпимее и добрее!






6


Просмотр содержимого презентации
«Презентация к уроку литературы в 7 классе»

Презентация к уроку литературы в 7 классе Тема : «Поучение Владимира Мономаха» Составила Бойко Е.В., учитель русского языка И литературы МБОУ «Побединская СОШ»

Презентация к уроку литературы в 7 классе

Тема : «Поучение Владимира Мономаха»

Составила Бойко Е.В., учитель русского языка

И литературы МБОУ «Побединская СОШ»

Великий князь Владимир Мономах

Великий князь Владимир Мономах

ПОУЧЕНИЕ -

ПОУЧЕНИЕ -

  • жанр древнерусской литературы назидательного характера, наставление.
«Поучение Владимира Мономаха»

«Поучение Владимира Мономаха»

Советы Мономаха:

Советы Мономаха:

  • «Ни правого, ни виновного не убивайте».
  • «Гордости не имейте в сердце и в уме».
  • «Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев».
  • «В дому своём не ленитесь».
  • «Лжи остерегайтеся, и пьянства, и блуда, то того ведь душа погибает и тело».
  • «Не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите».
  • «Страх Божий имейте превыше всего».
  • «Чего не умеете, тому учитесь»
  • «Творите добро»
Милосе́рдие — одна из важнейших христианских добродетелей, исполняемая посредством телесных и духовных дел милосердия (милости). Любовь к ближнему — неразрывно связана с заповедью любви к Богу. Справедли́вость — понятие о должном, содержащее в себе требование соответствия деяния и воздаяния: в частности, соответствия прав и обязанностей, труда и вознаграждения, заслуг и их признания, преступления и наказания. Сострадание - это готовность прочувствовать и принять на себя боль другого человека, физическую или душевную.
  • Милосе́рдие — одна из важнейших христианских добродетелей, исполняемая посредством телесных и духовных дел милосердия (милости). Любовь к ближнему — неразрывно связана с заповедью любви к Богу.
  • Справедли́вость — понятие о должном, содержащее в себе требование соответствия деяния и воздаяния: в частности, соответствия прав и обязанностей, труда и вознаграждения, заслуг и их признания, преступления и наказания.
  • Сострадание - это готовность прочувствовать и принять на себя боль другого человека, физическую или душевную.
Покаяние — есть таинство, в котором верующий при устном исповедании грехов своих пред священником получает чрез него невидимое разрешение грехов от самого Иисуса Христа.

Покаяние — есть таинство, в котором верующий при устном исповедании грехов своих пред священником получает чрез него невидимое разрешение грехов от самого Иисуса Христа.

Рекомендации к написанию советов:

Рекомендации к написанию советов:

  • 1. Обращение (кому хотите адресовать).
  • 2. Изложите суть мудрых советов, которых, как вам кажется, должен придерживаться адресат.
  • 3. Создайте концовку с надеждой прислушаться к вам и внять вашим мудростям.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Разработка урока по литературе в 7 классе "Поучение Владимира Мономаха"

Автор: Бойко Елена Валерьевна

Дата: 05.10.2014

Номер свидетельства: 116503

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(258) "Методическая разработка по литературе  на тему "Возникновение древнерусской литературы. Начало рисьменности на Руси "Повесть временных лет""
    ["seo_title"] => string(152) "mietodichieskaia-razrabotka-po-litieraturie-na-tiemu-vozniknovieniie-drievnierusskoi-litieratury-nachalo-ris-miennosti-na-rusi-poviest-vriemiennykh-liet"
    ["file_id"] => string(6) "300154"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456671687"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства