Разработка урока литературы для 7 класса "Гимн любви и верности" - "Повесть о Петре и Февронии Муромских" (технология "Творческие мастерские")
Разработка урока литературы для 7 класса "Гимн любви и верности" - "Повесть о Петре и Февронии Муромских" (технология "Творческие мастерские")
Целями данного урока являются:
1. Ввести учащихся в мир древнерусской повести о «Петре и Февронии Муромских», формировать навык вчитывания в подтекст произведения, помочь учащимся понять взгляды, мораль, нравственность прошлых веков, настроить на серьёзную подготовку к встрече с древнерусской литературой.
2. Развивать навык аналитического творческого чтения древнерусской литературы, понимать идею произведения, характеры героев, отличие их мировоззрения от героев современной литературы; умение цитировать.
3. Воспитывать милосердие, доброту и сочувствие, глубокое искреннее уважение к нашим предкам – писцам, оставившим свидетельство высокой морали, поучений и забот.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка урока литературы для 7 класса "Гимн любви и верности" - "Повесть о Петре и Февронии Муромских" (технология "Творческие мастерские") »
Разработка урока литературы для 7 класса
(технология «Творческие мастерские»)
Тема: « Гимн любви и верности – «Повесть о Петре и Февронии Муромских»
Моделирование урока – мастерской (7 класс)
Цели:
Ввести учащихся в мир древнерусской повести о «Петре и Февронии Муромских», формировать навык вчитывания в подтекст произведения, помочь учащимся понять взгляды, мораль, нравственность прошлых веков, настроить на серьёзную подготовку к встрече с древнерусской литературой.
Развивать навык аналитического творческого чтения древнерусской литературы, понимать идею произведения, характеры героев, отличие их мировоззрения от героев современной литературы; умение цитировать.
Воспитывать милосердие, доброту и сочувствие, глубокое искреннее уважение к нашим предкам – писцам, оставившим свидетельство высокой морали, поучений и забот.
Ход урока:
Организационный момент. Здравствуйте, ребята, садитесь! Я рада видеть ваш хороший настрой на наш сегодняшний урок. Добрых вам открытий!
Сообщение темы урока. Сегодня на уроке мы впервые прикоснёмся к произведению Древней Руси – жемчужине древнерусской литературы.
Индуктор
Детям предлагается презентация, церковные песнопения и медленно чередующиеся с помощью мультимедийного оборудования репродукции образов древнерусской иконописи, созвучной повести. Это иконы святого Сергия Радонежского, Святого Пантелеймона, Святой Татианы , а также иконы других святых с их тонким изяществом и созерцательным умиротворением.
По окончании презентации:
- Многие из Вас были в церкви, окунались в святую тишину и спокойствие, всматривались в лики святых. Как вы думаете, изображение на иконах — это изображения нереальных личностей или простых людей, которые жили среди обычных людей?
О жизни таких людей рассказывается в житийной литературе. Сейчас мы послушаем сообщение Алены и Насти об особенностях этого жанра.
Жанр жития в древнерусской литературе.
Слово заранее подготовленных учеников:
а) Древнерусская литература выдвигала Христа в качестве образца поведения человека (примеры из «Похвалы» и «Поучения»).
б) Житийная литература рисовала нравственный идеал человека на примере жизнеописания святых, которые в своей жизни во всём следуют Христу.
в) Слово «житие» соответствует греческому биос - «жизнь», латинскому vita.
г) Композиция жития
д) Каноны построения, канонизация.
И вот сегодня мы с вами познакомимся с одним из величайших произведений этого жанра - «Повестью о Петре и Февронии Муромских». Об авторе и стории создания этого произведения рассказывает ученик.
5. Работа в творческих группах. Социализация.
Учитель заранее (в целях экономии времени и поддержания порядка в классе) делит класс на группы так, чтобы возможности каждой группы были примерно одинаковыми. Текст жития находится в учебнике литературы и учащимися прочитан дома. Сегодня мы с вами работаем в группах. Каждой группе дается свое задание, над которым она работает.
Найдите в тексте свои аргументы в пользу того, что «Повесть о Петре и Февронии Муромских» можно отнести к жанру (общий вопрос):
первой группе – жития (на листе дается определение жития как жанра и его особенности) ,
второй – сказки(на листе дается определение сказки как жанра и ее особенности),
Третьей – повести(на листе дается определение повести как жанра и ее особенности), используя подсказки в таблице.
6.Реконструкция.
В результате работы каждая группа должна заполнить свою часть таблицы.
Сказка
Житие
Повесть
.
7. Афиширование.
После работы в группах и заполнения своей части таблицы, заслушиваются выступления групп, в процессе которых заполняется общая таблица. Делается вывод по определению жанра: житийная повесть с элементами народно-сказочного характера.
8. Работа в творческих группах. Социализация.
Работа в группах (по трем основным эпизодам повести): знакомство и соединение Петра и Февронии, их жизнь и смерть.
а) выделить эпизод,;
б) анализ символического смысла эпизода по вопросам, полученным каждой группой.
Вопросы первой группе:
Почему слуга не может понять в словах древолаза? С какой целью автор использует загадки, распространённый приём в фольклоре.
Как отвечает Феврония? (новая загадка - "Тот, кто потребует князя твоего к себе, может вылечить его").
Как её растолковывает Феврония? Что можно сказать о Февронии, зная об этих условиях исцеления?
Каковы её представления о человеке, в котором она видит своего будущего мужа?
Для неё это свидетельство чего?
Вопросы второй группе:
Какие чувства испытывает Пётр, услышав рассказ о необычной девушке?
Почему он хочет ее видеть?
Почему Феврония ставит условие женитьбы, хотя никогда не видела Петра?
Думает ли он об обязательстве жениться на Февронии?
Какое решение он принимает?
Предполагает ли Феврония такое решение?
Для чего князь испытывает мудрость Февронии хитрыми задачами? (Как отвечает Феврония?
За что же полюбил Пётр Февронию?
Вопросы третьей группе:
Чем они заслужили такое счастье?
За что невзлюбили новую княгиню бояре? Что это за козни? Чем они вызваны?
Почему князь принимает такое решение - пожертвовать княжением? Что определяет его выбор?
В чём находит своё высшее проявление неиссякаемая сила любви Петра и Февронии.
Почему люди не хотят соблюдать наказ похоронить в одном гробу? / Люди полагали, что это несовместимо с их монашеским званием./
Вывод учителя
Своей жизнью Петр и Феврония воплотили на земле образ небесного брака - полное единство супругов в любви, открывающее человеку прямой выход в Царство Небесное. Поэтому святая Феврония является покровительницей брака .
9. Афиширование.
Выступления учащихся о своих изысканиях с анализом эпизодов. Заполнение опорного конспекта. Давайте сделаем вывод по тому материалу, который мы обсудили. Каковы же главные добродетели для древнерусского человека?
10.Разрыв.
Учащимся предлагается подумать над вопросом: «Актуальны ли нравственные ценности, исповедуемые древнерусским человеком?»
11. Рефлексия.
В конце урока учитель еще раз показывает учащимся икону с изображением Петра и Февронии и предлагает сравнить литературные и художественные образы этих святых.
12. Домашнее задание.
Написать эссе на тему «О чём заставила задуматься повесть?»