kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рассказ Тургенева "Муму". Духовные и нравственные качества героя

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок направлен на развитие у детей духовных и нравственных качеств

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рассказ Тургенева "Муму". Духовные и нравственные качества героя»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №36»













РАЗРАБОТКА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ В 5 КЛАССЕ:

«РАССКАЗ ТУРГЕНЕВА «МУМУ». ДУХОВНЫЕ И НРАВСТВЕНЫЕ КАЧЕСТВА ГЕРАСИМА»











Урок разработал:

учитель русского языка

и литературы, Лямкина А.В.



















г. Новокузнецк



Цели урока:

Ι. Образовательные: проанализировать первую часть рассказа (образ барыни и Герасима; образ Татьяны и Герасима); формировать умение анализировать текст художественного произведения; развивать умение выражать свои мысли, оценивать поступки героев, делать выводы; формировать представление о героях произведения на основе сопоставления словесного и графического образов (иллюстрации и рисунки); обогащать словарный запас.

ΙI. Развивающие: развивать устную речь учащихся; навыки анализа образа литературного героя и навыки сравнения героев произведения; развивать умения обобщать изученное.

ΙII. Воспитательные: воспитывать чуткое отношение к художественному слову; гуманное отношение к человеку.

Личностные УУД: формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие мышления, внимания, фонематического слуха; развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности, доброжелательности.

Метапредметные результаты:

- регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; иметь способность к целеполаганию.

-познавательные УУД: формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения; излагать содержание прочитанного текста сжато, выборочно.

- коммуникативные УУД: формировать умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других.

Методы: проблемно-поисковые (побуждающий и подводящий к диалогу), метод самостоятельной работы с текстом, наглядный метод (презентация).

Приемы: диалог, комментированное чтение, выразительное чтение, построение кластера, фронтальный опрос, художественный пересказ,

Средства обучения: компьютер, проектор, презентация, учебник, иллюстрации к произведению, отрывок из мультипликационного фильма “Муму” режиссера Валентина Караваева, наглядный материал (иллюстрации, детские рисунки).

Тип урока: урок “открытия” новых знаний.



Литература:

1. Рассказ И.С.Тургенева “Муму”.

2. Учебник “Литература 5 класс” в 2-х частях, издательство “Просвещение”, 2016, рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации. Авторы: В.Я.Коровина, В.П.Журавлев,

3.В.И.Коровин.О.А.Еремина “Уроки литературы в 5 классе” книга для учителя.

















































Ход урока



  1. Организационный момент

  2. Проверка восприятия прочитанного. Фронтальная беседа

  3. Слово учителя (на доске записан эпиграф)

«Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел… В моих глазах враг этот имел определённый образ, носил известное имя: враг этот был - крепостное право. Под этим именем я собрал и сосредоточил всё, против чего я решил бороться до конца – с чем я поклялся никогда не примиряться…»

И.С. Тургенев



Рассказ «Муму» написан автором по реальным событиям, по впечатлениям его детства. Родился Тургенев в именитой дворянской семье, детство прошло в барской усадьбе, где рядом с ним находилось огромное количество крепостных . С детских лет Тургенев видел, как трудно им живется, видел, какими жестокими были хозяева – помещики. Прототипами главных героев рассказа являются хорошо знакомые Тургеневу люди: его мать и дворник Андрей, некогда живший в их доме. Мать писателя, Варвара Петровна, несмотря на свой ум и образованность, была жестокой помещицей-крепостницей. Никогда не задумывалась она над тем, что крепостные крестьяне тоже люди. Прихотям и причудам Варвары Петровны не было конца. Происходило же все описанное в доме № 37 на улице Остоженка, по сей день существующем в Москве.

Тургенев описывал крестьян с любовью и, по словам Белинского, заставлял читателей тоже полюбить своих героев. До Тургенева так о крестьянах в русской литературе не писал никто.

Сегодня перед нами стоит цель: окунуться в ту эпоху, в которую жил и творил писатель. Основное внимание уделим главному герою, его духовным и нравственным качествам, на примере текста проследим за чертами его характера, мотивами его поступков, за его отношением ко всем окружающим и, самое главное, узнаем отношение автора к главному герою, и что особенно важно, отношение каждого из вас к главному герою.



  1. Сжатый пересказ. Работа с иллюстрациями в учебнике



  1. Работа со словарем

Ребята объясняют значения слов: крепостное право, дворянство, крепостные, челядь, дворня, дворовой, приживалки, прототип (слова заранее на карточках постепенно выставляются на доске) (все записывают в тетради)



  1. Слово учителя о крепостном праве



- Что же такое крепостное право?

Всё население России делилось на несколько групп, называемых сословиями: дворянство, духовенство, купечество, мещанство (мелкие купцы, ремесленники, мелкие служащие), крестьяне. Человек мог перейти из одного сословия в другое в очень редких случаях. Дворянство и духовенство считались привилегированными сословиями. Дворяне имели право владеть землей и людьми — крепостными крестьянами .Больше половины крестьянского населения Центральной России было крепостным.

Дворянин, которому принадлежали крестьяне, мог назначать им какие угодно наказания, мог продавать крестьян, например, продать мать одному помещику, а её детей — другому. Крепостные крестьяне считались по закону полной собственностью господина. По сути, это была форма рабства. Крестьяне должны были работать на помещика на его поле (барщина) или отдавать ему часть заработанных денег (оброк).



7.Анализ литературного героя. Фронтальная беседа

-Для того, чтобы начать характеристику героя, давайте вспомним на что необходимо обратить внимание, когда вы впервые видите человека, на что сначала обращаете внимание? (Внешний вид, одежда…)

– Чтобы узнать человека лучше, достаточно ли только этих признаков? (Нет.)

– На что еще необходимо обращать внимание, чтобы лучше узнать незнакомца? (На поступки, на отношение к окружающим людям…)

– Для чего нужно обращать внимание на все это? (Чтобы, понять: что из себя представляет этот человек, какими нравственными качествами обладает…)

- Молодцы! Герасим – это новый для нас персонаж из рассказа И. Тургенева “Муму”. Чтобы понять, что из себя он представляет, на что мы будем обращать внимание, когда вновь будем перечитывать это замечательное произведение? (На портрет, на поступки…)

– Давайте прочитаем 2 абзац рассказа и ответим на вопрос: “Чем выделяется Герасим среди окружающих? С какой авторской характеристики начинается повествование о нем?”

Автор использует такие слова как:

“Замечательный” – 1. Выдающийся, необычайно хороший. 2.То же, что примечательный, достойный особого внимания.

“Славный” – 1. Пользующийся славой, широко известный чем-то выдающимся. 2. Симпатичный, очень хороший – разг.)

– Как работал Герасим?



– Но вот привычный ход его жизни нарушается. Как сказано об этом в тексте?

(“…привезли в Москву, купили…, сшили…, дали… и определили…”)

– Какой же силой должна обладать одинокая старушка, чтобы так обойтись с богатырем?

(Старуха – помещица, а Герасим – крепостной.)

– Прочитайте описание каморки Герасима. Для чего, по-вашему, автор так подробно описывает жилье дворника?

(Тургенев так подробно описывает каморку Герасима, чтобы с помощью этого описания подробнее показать характер героя: нелюдимый, сильный.)

– Тургенев, рассказывая о Герасиме, использует гиперболы. – Найдите примеры гипербол в тексте.

(– он работал за четверых;

– один, без помощи лошаденки, взрезывал упругую грудь земли;

– сокрушительно действовал косой, что хоть бы молодой березовый лесок смахивать с корней долой…)

– И.С. Тургенев назвал своего героя Герасимом. Что обозначает это имя и соответствует ли оно герою? (Значение имени Герасим произошло от греческого имени Герасимос, означающее “уважаемый”, “почтенный”) СТР.191 последний абзац “Со всей остальной челядью…)

– Как сложились отношения Герасима с дворовыми? Почему Герасим чувствует свое превосходство над окружающими? Воспроизведите эпизоды столкновений между обитателями барского дома.

– Докажите, что “светлым пятном” в жизни Герасима была Татьяна. (“Полюбилась она ему; кротким ли выражением лица, робостью ли движений – бог его знает!”)

- В чём сходство Герасима и Татьяны?

– Какие качества характера проявляются в его поведении?

Эпизод прощания Герасима с Татьяной...

– Выразительно прочитайте эпизод прощания Герасима с Татьяной. СТР. 202–203.

–Как характеризует Герасима сцена расставания с Татьяной? Герасим великодушен. Он и через год не утратил доброго расположения к Татьяне. Он, единственный из всех, пожалел ее и сумел облегчить минуты расставания с домом. Он не испугался насмешек, “вышел из своей каморки, приблизился к Татьяне и подарил ей на память красный бумажный платок...”.



  1. Подведение итогов. Выставление оценок за работу на уроке (комментарий учителя)

  2. Домашнее задание: Записать описание характера героя, дать свою оценку поступку. В заключении ответить на вопрос «Чему бы стоило поучиться у Герасима всем нам?»




































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Рассказ Тургенева "Муму". Духовные и нравственные качества героя

Автор: Лямкина Алена Вадимовна

Дата: 28.03.2018

Номер свидетельства: 463928

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Урок читательской грамотности по рассказу И. С.Тургенева «Муму»"
    ["seo_title"] => string(60) "urok_chitatelskoi_gramotnosti_po_rasskazu_i_s_turgeneva_mumu"
    ["file_id"] => string(6) "635465"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1691651824"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства