Урок читательской грамотности по рассказу И. С.Тургенева «Муму»
Урок читательской грамотности по рассказу И. С.Тургенева «Муму»
Цель: оценка читательской грамотности.
Цели деятельности учителя:
показать духовные и нравственные качества главного героя, особенности отношений главного героя с барыней и дворовыми людьми, авторское отношение к героям;
совершенствовать навык анализа художественного произведения;
развивать речь учащихся, повышать читательскую грамотность учащихся;
воспитывать у пятиклассников чувство понимания чужой беды, сострадания, любви к ближнему.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок читательской грамотности по рассказу И. С.Тургенева «Муму»»
Урок читательской грамотности по рассказу И. Тургенева «Муму»
Цель: оценка читательской грамотности.
Ключевые понятия и термины:
крепостное право, дворовые люди, сострадание;
характеристика героя.
Цели деятельности учителя:
показать духовные и нравственные качества главного героя, особенности отношений главного героя с барыней и дворовыми людьми, авторское отношение к героям;
совершенствовать навык анализа художественного произведения;
развивать речь учащихся, повышать читательскую грамотность учащихся;
воспитывать у пятиклассников чувство понимания чужой беды, сострадания, любви к ближнему.
Тип урока: постановка и решение учебных задач (комбинированный).
Планируемые результаты
Предметные: владеть навыками анализа литературного произведения, аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному, приобщиться к ценностям русской литературы;
Личностные: осознавать личностный смысл учения, проявлять готовность к саморазвитию; оценивать события рассказа, исходя из социальных и личностных ценностей, давать оценку героям и их поступкам.
Метапредметные:
познавательные УУД: осуществлять информационный поиск, отвечать на вопросы учителя, сравнивать и делать выводы;
регулятивные УУД: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, удерживать цель деятельности до её результата и оценивать результаты деятельности;
коммуникативные УУД: уметь выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации, строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах.
Форма организации деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.
Оборудование: компьютерная презентация, словари (любые издания словарей Даля, Ожегова, словари «Устаревших слов»), карточки для групповой работы.
Организационная структура урока
Как вы считаете, кто является главным героем рассказа?
В рассказе описываются несколько этапов жизни Герасима. В очередном задании вам необходимо расставить все события по своим местам, определить правильную очерёдность эпизодов (Групповая работа по 3-4 человека, раздать карточки Приложение 1).
Переезд в Москву.
Обретение верного друга.
Ухаживание за Татьяной.
Суровый приказ барыни.
Уход в деревню.
Вынужденное расставание с любимцем.
Свадьба Татьяны и Капитона.
ОТВЕТ: 1, 3, 7, 2, 4, 6, 5
В рассказе главным героем в некоторой степени является Муму. Для Герасима встреча с собакой, а потом и расставание с ней является переломным этапом в его жизни. Эпизоды, где рассказывается о Муму, особенно внимательно прочитываются, ведь эти страницы никого не оставляют равнодушным.
Попробуйте найти в отрывках из текста фактические ошибки и исправить их (раздать карточки для работы в парах Приложение 2)
«Бедной собачонке было всего месяца (недели) три, глаза у ней прорезались недавно; один глаз даже казался немножко больше другого; она еще не умела пить из чашки и только дрожала и щурилась».
«Он нагнулся и увидел небольшого щенка, белого с рыжими (черными) пятнами, который, несмотря на все свои старания, никак не мог вылезть из воды, бился, скользил и дрожал всем своим мокреньким и худеньким телом».
« …а месяцев через восемь, благодаря неусыпным попечениям своего спасителя, превратилась в очень ладную собачку итальянской (итальянской) породы, с длинными ушами, пушистым хвостом в виде трубы и большими выразительными глазами».
«… в Герасимовой каморке она была полная хозяйка, и потому, войдя в нее, тотчас с довольным видом вскакивала на сундук (кровать)».
«Ночью она не спала вовсе, (но не) лаяла без разбору, как иная глупая дворняжка, которая, сидя на задних лапах и подняв морду и зажмурив глаза, лает просто от скуки».
«Он и кличку ей дал — немые знают, что мычанье их обращает на себя внимание других, — он назвал ее Муму. Все люди в доме ее полюбили и тоже кликали Мумушкой (Мумуней)».
«Перед окном был разбит палисадник, и на самой средней клумбе, под жасминовым (розовым) кусточком, лежала Муму и тщательно грызла кость».
Принесли Герасиму борща (щей). Он накрошил туда хлеба, мелко изрубил мясо и поставил тарелку на пол.
Современники И.С. Тургенева, читая рассказ «Муму», понимали значение всех слов. А мы, читатели XXI века, со многими словами не знакомы, для нас они стали устаревшими, потому что ушли из употребления предметы, перестали применяться понятия, которые назывались этими словами. Поэтому грамотный читатель должен использовать при чтении таких произведений словари. С их помощью вы сможете расширить свой кругозор, более глубоко понять суть произведения, проникнуться духом той эпохи, в которой жили герои.
Сейчас я раздам вам карточки с отрывками из рассказа, где жирным шрифтом выделены устаревшие слова. Используя словари, найдите их значение. (Раздать карточки для работы в группах по 3-4 человека Приложение 3)
«Толпа разошлась, исключая немногих любопытных и мальчишек, а Гаврила вернулся домой и через Любовь Любимовну велел доложить барыне, что всё исполнено, а сам на всякий случай послал форейтора к хожалому». (Шк. Словарь устаревших слов; Даль)
«Из числа всей ее челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим, мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рожденья». ((Шк. Словарь устаревших слов)
«Он только ждал нового кафтана, обещанного ему дворецким, чтоб в приличном виде явиться перед барыней, как вдруг этой самой барыне пришла в голову мысль выдать Татьяну за Капитона». (Шк. Словарь устаревших слов; Ожегов; Даль)
«В одной из отдаленных улиц Москвы, в сером доме с белыми колоннами, антресолью и покривившимся балконом, жила некогда барыня, вдова, окруженная многочисленною дворней». (Шк. Словарь устаревших слов; Даль)
«…в доме у ней находились не только прачки, швеи, столяры, портные и портнихи, — был даже один шорник…» (Даль; Ожегов)
«…проворно уложил кой-какие пожитки в старую попону, связал ее узлом, взвалил на плечо да и был таков». (Даль; Ожегов)
«И живет до сих пор Герасим бобылем в своей одинокой избе…» (Ожегов)
«Эй ты, Ерошка! — прибавил он, обращаясь к какому-то бледному человеку, в желтом нанковом казакине, который считался садовником…» ((Шк. Словарь устаревших слов; Даль; Ожегов)
«…все в околотке очень стали уважать его…» …»(Шк. Словарь устаревших слов; Даль; Ожегов)
«…а собака — на что ему собака? к нему на двор вора о́селом не затащить!» (Шк. Словарь устаревших слов)
Грамотный читатель всегда внимательно читает текст, обращая внимание на различные детали.
Придумайте вопросы, используя отрывки из текста, которые я вам предлагаю.(выдать распечатанные тексты, работа в парах)
Вопросы должны быть простыми, требующими краткого ответа.
«Вообще Герасим был нрава строгого и серьезного, любил во всем порядок; даже петухи при нем не смели драться, — а то беда! Увидит, тотчас схватит за ноги, повертит раз десять на воздухе колесом и бросит врозь».
Какие птицы «перед Герасимом не смели драться»? (Петухи)
«На дворе у барыни водились тоже гуси; но гусь, известно, птица важная и рассудительная; Герасим чувствовал к ним уважение, ходил за ними и кормил их; он сам смахивал на степенного гусака».
К каким птицам Герасим чувствовал уважение? (К гусям)
«Вот однажды пробиралась она по двору, осторожно поднимая на растопыренных пальцах накрахмаленную барынину кофту... кто-то вдруг сильно схватил ее за локоть; она обернулась и так и вскрикнула: за ней стоял Герасим. Глупо смеясь и ласково мыча, протягивал он ей пряничного петушка, с сусальным золотом на хвосте и крыльях».
Какой подарок преподнес Герасим Татьяне, когда та «однажды пробиралась по двору»? (Пряничного петушка)
«Татьяна, состоявшая, как мы сказали выше, в должности прачки (впрочем, ей, как искусной и ученой прачке, поручалось одно тонкое белье), была женщина лет двадцати осьми, маленькая, худая, белокурая, с родинками на левой щеке. Родинки на левой щеке почитаются на Руси худой приметой — предвещанием несчастной жизни...»
В какой «должности состояла» Татьяна? (Прачка)
Сколько лет Татьяне? (Около 28 лет)
Какой приметой почитаются на Руси родинки на левой щеке? (Предвестием несчастной жизни)
«Герасим вышел из своей каморки, приблизился к Татьяне и подарил ей на память красный бумажный платок, купленный им для нее же с год тому назад. Татьяна, с великим равнодушием переносившая до того мгновения все превратности своей жизни, тут, однако, не вытерпела, прослезилась и, садясь в телегу, по-христиански три раза поцеловалась с Герасимом».
Что подарил на прощание Герасим Татьяне, когда она уезжала из города в дальнюю деревню вместе со своим мужем Капитоном? (Красный бумажый платок)
«Ему отвели над кухней каморку; он устроил ее себе сам, по своему вкусу, соорудил в ней кровать из дубовых досок на четырех чурбанах, — истинно богатырскую кровать; сто пудов можно было положить на нее — не погнулась бы; под кроватью находился дюжий сундук; в уголку стоял столик такого же крепкого свойства, а возле столика — стул на трех ножках, да такой прочный и приземистый, что сам Герасим, бывало, поднимет его, уронит и ухмыльнется».
Из какого дерева была сделана кровать Герасима? (Из дуба)
«Каморка запиралась на замок, напоминавший своим видом калач, только черный; ключ от этого замка Герасим всегда носил с собой на пояске. Он не любил, чтобы к нему ходили».
Что напоминал своим видом замок на двери каморки Герасима? (Калач)
Где Герасим носил ключ от своей каморки? (На пояске)
«…видел перед собой белеющую дорогу — дорогу домой, прямую как стрела; видел в небе несчетные звезды, светившие его пути, и как лев выступал сильно и бодро, так что когда восходящее солнце озарило своими влажно-красными лучами только что расходившегося молодца, между Москвой и им легло уже тридцать пять верст...»
С каким зверем автор сравнил Герасима, возвращавшегося домой? (С сильным львом)
«Неоднократно было замечено, что Герасим терпеть не мог пьяниц... Сидя за воротами, он всякий раз, бывало, с негодованием отворачивался, когда мимо его неверными шагами и с козырьком фуражки на ухе проходил какой-нибудь нагрузившийся человек. Решили научить Татьяну, чтобы она притворилась хмельной и прошла бы, пошатываясь и покачиваясь, мимо Герасима».
Каких людей не терпел Герасим, «с негодованием отворачивался, когда мимо него неверными шагами и с козырьком фуражки на ухе» проходил такой человек? (Пьяных)
Какую хитрость придумали на совете, чтобы Герасим «разлюбил» Татьяну? (Нужно было, чтобы Татьяна притворилась пьяной)
«Барыня взяла его из деревни, где он жил один, в небольшой избушке, отдельно от братьев, и считался едва ли не самым исправным тягловым мужиком. Одаренный необычайной силой, он работал за четверых — дело спорилось в его руках, и весело было смотреть на него, когда он либо пахал и, налегая огромными ладонями на соху, казалось, один, без помощи лошаденки, взрезывал упругую грудь земли...»
Чем был одарен Герасим? (Необычайной силой)
«В одной из отдаленных улиц Москвы, в сером доме с белыми колоннами, антресолью и покривившимся балконом, жила некогда барыня, вдова, окруженная многочисленною дворней. Сыновья ее служили в Петербурге, дочери вышли замуж; она выезжала редко и уединенно доживала последние годы своей скупой и скучающей старости. День ее, нерадостный и ненастный, давно прошел; но и вечер ее был чернее ночи».
Где происходит действие рассказа? (В Москве)
Где находились дети барыни? (Сыновья служили в Петербурге, дочери вышли замуж)
«Она его жаловала как верного и сильного сторожа. Герасим порядком ее побаивался, но все-таки надеялся на ее милость и собирался уже отправиться к ней с просьбой, не позволит ли она ему жениться на Татьяне. Он только ждал нового кафтана, обещанного ему дворецким, чтоб в приличном виде явиться перед барыней, как вдруг этой самой барыне пришла в голову мысль выдать Татьяну за Капитона».
Что сдерживало Герасима отправиться к барыне с просьбой жениться на Татьяне? (Ждал нового кафтана, обещанного ему дворецким)
У меня есть тоже для вас вопросы на внимательное прочтение текста рассказа.
1. С чьими руками сравнивает руку Герасима Капитон? (“…У него просто Минина и Пожарского рука”)
2. Отчество Гаврилы? (Андреевич)
3. Кто из героев любил спать «по четырнадцать часов в сутки»? (Лекарь Харитон)
4.. Что сделала барыня после рассказа кастелянши о грубости Герасима? («…выслала Герасиму целковый»)
5. Прозвище старого буфетчика. (Дядя Хвост)
6. Что делала барыня каждое утро? (Гадала на картах)
7. В какое время года женились Татьяна и Капитон? (Весной)
8. Форма носа дворецкого Гаврилы? (утиный нос)
9.Придя в свою деревню, Герасима встретил староста, «сначала было удивился», но потом дал в руки …. Что? (Косу)
Рассказ Тургенева «Муму» никого не оставляет равнодушным. Он написан 170 лет назад, но до сих пор читатели не могут прийти к окончательному выводу, почему автор написал именно такую концовку, почему не позволил Герасиму уйти в деревню вместе с Муму. Именно такие произведения, которые заставляют задумываться, заставляют испытывать различные чувства, становятся шедеврами и классикой литературы.
Когда вы дочитали рассказ, не было ли у вас обиды на автора, что он написал такое жестокое окончание рассказа? (Прочитать строчки)
«Герасим ничего не слыхал, ни быстрого визга падающей Муму, ни тяжкого всплеска воды; для него самый шумный день был безмолвен и беззвучен, как ни одна самая тихая ночь не беззвучна для нас, и когда он снова раскрыл глаза, по-прежнему спешили по реке, как бы гоняясь друг за дружкой, маленькие волны, по-прежнему поплескивали они о бока лодки, и только далеко назади к берегу разбегались какие-то широкие круги».
Вам ничего не кажется странным? («к берегу разбегались какие-то широкие круги»). Есть, над чем задуматься пытливому читателю.
Что нового вы сегодня узнали?
Чему научились?
В чем урок был полезен?
Что было для вас сложным?
После сегодняшнего урока вы уже можете сделать вывод, грамотные ли вы читатели?
Над чем нужно работать?
Подведение итогов.
Домашнее задание на выбор:
1.Нарисовать иллюстрацию к рассказу
2.Написать мини-сочинение на одну из тем: «Как изменила Герасима гибель Муму?», «Какие испытания выпали на долю Герасима?»
Приложение 1
Расставьте последовательность событий рассказа. В ОТВЕТЕ проставьте цифры.
Переезд в Москву.
Обретение верного друга.
Ухаживание за Татьяной.
Суровый приказ барыни.
Уход в деревню.
Вынужденное расставание с любимцем.
Свадьба Татьяны и Капитона.
ОТВЕТ:
Приложение 2
Найдите фактическую ошибку в тексте. Зачеркните, сверху напишите правильный ответ.
«Бедной собачонке было всего месяца три, глаза у ней прорезались недавно; один глаз даже казался немножко больше другого; она еще не умела пить из чашки и только дрожала и щурилась».
Найдите фактическую ошибку в тексте. Зачеркните, сверху напишите правильный ответ.
« …а месяцев через восемь, благодаря неусыпным попечениям своего спасителя, превратилась в очень ладную собачку итальянской породы, с длинными ушами, пушистым хвостом в виде трубы и большими выразительными глазами».
Найдите фактическую ошибку в тексте. Зачеркните, сверху напишите правильный ответ.
«Он и кличку ей дал — немые знают, что мычанье их обращает на себя внимание других, — он назвал ее Муму. Все люди в доме ее полюбили и тоже кликали Мумушкой».
Найдите фактическую ошибку в тексте. Зачеркните, сверху напишите правильный ответ.
«Перед окном был разбит палисадник, и на самой средней клумбе, под жасминовым кусточком, лежала Муму и тщательно грызла кость».
Найдите фактическую ошибку в тексте. Зачеркните, сверху напишите правильный ответ.
«Принесли Герасиму борща. Он накрошил туда хлеба, мелко изрубил мясо и поставил тарелку на пол».
Найдите фактическую ошибку в тексте. Зачеркните, сверху напишите правильный ответ.
«Ночью она не спала вовсе, лаяла без разбору, как иная глупая дворняжка, которая, сидя на задних лапах и подняв морду и зажмурив глаза, лает просто от скуки».
Найдите фактическую ошибку в тексте. Зачеркните, сверху напишите правильный ответ.
«… в Герасимовой каморке она была полная хозяйка, и потому, войдя в нее, тотчас с довольным видом вскакивала на сундук».
Найдите фактическую ошибку в тексте. Зачеркните, сверху напишите правильный ответ.
«Он нагнулся и увидел небольшого щенка, белого с рыжими пятнами, который, несмотря на все свои старания, никак не мог вылезть из воды, бился, скользил и дрожал всем своим мокреньким и худеньким телом».
Приложение 3
«Толпа разошлась, исключая немногих любопытных и мальчишек, а Гаврила вернулся домой и через Любовь Любимовну велел доложить барыне, что всё исполнено, а сам на всякий случай послал форейтора к хожалому».
«…все в околотке очень стали уважать его…»
«В одной из отдаленных улиц Москвы, в сером доме с белыми колоннами, антресолью и покривившимся балконом, жила некогда барыня…»
«…и на другой день выслала Герасиму целковый».
Барыня взяла его из деревни, где он жил один, в небольшой избушке, отдельно от братьев, и считался едва ли не самым исправным тягловым мужиком.
«Эй ты, Ерошка! — прибавил он, обращаясь к какому-то бледному человеку, в желтом нанковом казакине, который считался садовником…»
«В передней на конике спал Степан, в положении убитого воина на батальной картине, судорожно вытянув обнаженные ноги из-под сюртука, служившего ему вместо одеяла».
«Однажды за обедом кастелянша, начальница Татьяны, принялась ее, как говорится, шпынять и до того ее довела, что та, бедная, не знала куда глаза деть и чуть не плакала с досады».
«И живет до сих пор Герасим бобылем в своей одинокой избе…»
Схема анализа урока
Разделы
Критерии (параметры)
Отметка
Цели и результаты урока
Учитель озвучивает цель урока (устно, пишет на доске, использует информационные технологии):
с точки зрения знаний (главный содержательный вопрос урока).
Учитель озвучивает цель урока (устно, пишет на доске, использует информационные технологии):
с точки зрения умений (будем определенным образом работать и научимся…)
Цель урока работает на определенный результат, логично связана с результатом.
Урок построен так, что цель достигнута.
Учитель обсуждает цель урока с учащимися.
Учитель, подводя итоги урока, возвращается к цели и результату.
Постановка учебной задачи (ситуация чтения)1
Учитель сам определяет, формулирует учебную задачу
Учитель формулирует проблемный вопрос или проблемную ситуацию.
Учитель мотивирует учеников для работы на уроке с помощью увлекательного рассказа; предложение ученикам самостоятельно поэкспериментировать с материалом, который сам провоцирует на обсуждение; показ ученикам спектра возможных результатов.
Форма организации деятельности учащихся
Учащиеся работают на уроке:
Индивидуально
По парам
По группам
В ходе урока работа учеников организована в разных формах (в зависимости от цели)
Форма работы на уроке обеспечивает достижения результата.
Урок построен на основе определенной технологии (с точки зрения учителя)
Приемы и методы работы на уроке связаны с технологией (с точки зрения практической реализации)
Время на уроке
Сколько времени на уроке говорит учитель?
От 5 до 10 минут
Менее 50 % времени (от 10 до 20 минут)
Более 50 % времени (от 20 минут до 30-40 минут)
Сколько времени учащиеся работают самостоятельно?
Сколько времени потрачено учителем на объяснение?
Позиция учителя на уроке
Учитель в основном воспроизводит, пересказывает информацию, учитель занимает позицию комментатора.
Учитель занимает позицию фасилитатора2 и медиатора3 и – руководит деятельностью учащихся.
Учитель занимают позицию консультанта.
Учитель четко следует своему плану урока, не отступая от задуманного.
Учитель изменяет ход урока в зависимости от затруднений и продвижения учеников.
Учитель и ученик по отношению к учебному материалу, представленному на уроке, находятся в равных исследовательских позициях.
Тексты на уроке
Основным текстом на уроке является рассказ учителя.
Учитель работает с текстом учебника.
Учитель работает со специально созданными учебными материалами.
Тексты, которые использует учитель, способствуют достижению заявленного результата.
Учитель использует:
Составные тексты (тексты характерные для данного предмета)
Множественные тексты (тексты, которые содержат противоречие, разные авторские позиции)
Несплошные тексты (тексты в разных знаковых системах)
Задания для учащихся и связанные с ними умения.
Сколько заданий дает учитель на уроке?
Задания и вопросы, которые даются учащимся на уроке, связаны с достижением результата.
Задания даются учащимся устно.
Задания даются учащимся письменно.
Учащимся представлены алгоритмы деятельности для выполнения заданий.
На уроке специально обсуждаются с учащимися алгоритмы деятельности.
Из заданий ясно, какое умение формируется при выполнении задания.
На уроке предусмотрено время, когда происходит обсуждение выполненных заданий.
Коммуникативная ситуация урока.
Учитель использует оценочные суждения в процессе урока (хорошо/плохо, правильно/не правильно, молодец/хвалю/не хвалю/не доволен и т.п.)
Учитель ждет готового ответа.
Учитель навязывает учащимся свои (правильные ответы).
Учитель использует качественные суждения (убедительно/не убедительно, аргументировано/не аргументировано, пояснение ответа, указание достоинств, соответствие критериям и т.п.).
Учитель поддерживает активное участие учеников в разворачивании темы на занятии.
Учитель строит урок как разворачивание ответов на вопросы учеников.
Учитель поддерживает и развивает продуктивные версии учеников.
Учитель не перебивает учеников и организовывает работу так, чтобы могло высказаться большинство учащихся.
Учитель не сравнивает ответы учеников.
Учитель обращает внимание учеников на способы деятельности и на особенности чтения текстов (например: прочитайте внимательно текст еще раз; выделите ключевые слова в вопросе/тексте; найдите место в тексте, где упоминаются те же слова; выделите смысловые части текста и т.д. и т.п.)
Учитель ставит перед учениками аналитические, синтезирующие, обобщающие вопросы, сохраняя постоянный интеллектуальный вызов для учеников.
Оценивание на уроке
Учитель не объясняет и не обсуждает отметки, выставленные в баллах.
Учитель объясняет отметки, выставленные в баллах.
Учитель использует критерии для оценивания.
Критерии предъявлены и понятны учениками.
Учитель дает содержательные комментарии, связанные со способами действия при работе с текстами.
Учитель создает условия для самоанализа (для ученического анализа собственных ответов).
Учитель предлагает ученикам тренировочные и диагностические задания в контексте формирования читательской грамотности.
Домашнее задание
Домашнее задание связано с тем материалом, с которым учащиеся работали на уроке.
Домашнее задание связано с тренировкой тех умений, которые лежали в основе урока.
Домашнее задание дается формально (прочитать текст параграфа, ответить на вопросы и т.п.)
Домашнее задание обеспечено дополнительными специально подготовленными материалами необходимыми для его выполнения.
Объем домашнего задания большой/очень большой.
Объем домашнего задания соответствует возрасту (объем и содержание).