Рассказ А. П. Платонова «Песчаная учительница». Проблематика в рассказе
Рассказ А. П. Платонова «Песчаная учительница». Проблематика в рассказе
Разработка урока посвящена рассказу А. П.Платонова “Песчаная учительница”, где повествуется о жизни молодой учительницы, принадлежащей поколению честных, целеустремленных, верящих в светлое будущее людей, настоящих энтузиастов своего дела, стремящихся преобразовать мир и посвятить себя строительству новой жизни, новых отношений между людьми, между народами в эпоху ликвидации неграмотности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рассказ А. П. Платонова «Песчаная учительница». Проблематика в рассказе»
Дата:
Класс:11
Урок литературы на тему: Рассказ А. П. Платонова «Песчаная учительница». Анализ сочинения. Проблематика в рассказе.
Цель урока: создать условия для формирования у учащихся целостного видения проблем рассказа “Песчаная учительница”.
Обучающая: познакомить обучающихся с проблематикой, композиционными и сюжетными особенностями рассказа;
Развивающая: развитие логического и образного мышления; формирование диалогических умений;
Воспитательная: на примере образа главной героини формировать активную жизненную позицию, гражданское мужество.
Тип урока: урок новых знаний.
Форма урока: урок-диалог с использованием компьютерных слайдов.
Методы и приемы: частично-поисковый; наглядный, словесный.
Наглядные материалы: портрет А. П. Платонова, текст рассказа “Песчаная учительница”, слайд – презентация, репродукция картины “Христос в пустыне”.
Ход урока
I. Оргмомент.
1.Слово учителя.
В рассказе А. П.Платонова “Песчаная учительница” повествуется о жизни молодой учительницы, принадлежащей поколению честных, целеустремленных, верящих в светлое будущее людей, настоящих энтузиастов своего дела, стремящихся преобразовать мир и посвятить себя строительству новой жизни, новых отношений между людьми, между народами в эпоху ликвидации неграмотности.
II. Определение темы, постановка цели.
1. 1) Почему рассказ называется “Песчаная учительница”?
2) Какие проблемы поднимаются в произведении?
(слайд 1)
3)Сформулируем цели урока. (слайд 2)
(слайд 3)
4)Работа с эпиграфом: Трудно тебе будет,
Да сердце у тебя есть,
А на сердце и разум придет,
А от разума и трудное легким станет.
(Из сборника сказок А. Платонова)
III.Викторина – проверка знания текста(слайд 4)
1). Сколько лет было Марии Никифоровне, когда она начала преподавать?
2). Почему дети в селе не ходили в школу?
3). Какой новый предмет пришлось преподавать учительнице?
4). Смогла ли Мария Никифоровна помочь жителям пустыни?
5). Осталась ли она в Хошутове навсегда?
IV. Работа по исследованию текста.
События рассказа “Песчаная учительница” происходят в пустыне. По мнению западноевропейского ученого, знатока символов Кэрола, в пустыне человек проявляет свои самые сильные качества. Иисус Христос, согласно библейскому преданию, уходил в пустыню на сорок дней без еды и питья, чтобы укрепить свой дух.
- Картина “Христос в пустыне” (слайд 5)
Лирическому герою стихотворения А. С.Пушкина “Пророк” вдохновение в образе Серафима также является в пустыне:Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился,
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился.(слайд 6)
V. Изображение пустыни.(Работа по тексту)(слайд 7)
1. Проследите за тем, как автор описывает пустыню, и какой она, предстает в разное время года?
2. Почему страшная картина опустошающей бури в мертвой среднеазиатской пустыне завершается описанием другой, “наполненной звоном жизни” земли, которая чудилась путнику за морем барханов?
3. Чем являлась пустыня для жителей села?
4. Найдите описание пустыни, преображенной стараниями жителей села и молодой учительницы.
5. В чем заключается Поступок героини? (слайд 8)
(Отдать свои молодые годы и всю жизнь на служение людям, добровольно отказавшись от личного счастья).
Выделение “Ценности” – служение людям.(слайд 9)
Ученики выделяют свое (современное) понимание данной ценности, а также то, другое понимание.
6. В чем смысл служения людям?
Гипотеза: Если человек отдает всего себя служению людям, его жизнь имеет смысл.
Мария поняла, что необходимо помочь людям в борьбе с пустыней
Не растеряла всей своей силы, стойкости и все-таки добилась своего собственными силами.
Решила пожертвовать собой ради спасения своего села.
Ответ: Смысл служения людям в бескорыстном выполнении работы, улучшающей жизнь окружающих.
Вывод: Такие люди, как Мария нужны. Вспоминаются слова Н. А. Некрасова:(слайд 10)
Природа-мать! Когда б таких людей
Ты иногда не посылала миру -
Заглохла б нива жизнь...
7. Героиня достигает результатов, но какой ценой?
“Вернулась 70-лет старухой, но…
8. Оцените поступок героини. Ваша задача – попытаться встать в позицию героини, как бы поступили вы?
VI. Региональный компонент.
1.Вплоть до 70-х годов XX века в нашем районе в школах работали приезжие учителя. Они так же, как и “песчаная учительница”, были направлены к нам. Их заслугой является обучение и подготовка местных кадров, приобщение к культуре и т. д.
Филимонова Людмила Аркадьевна приехала работать в свою родную школу и работает по сей день. Ее педстаж ___ лет.
)
VII. Чтение сочинения.
VIII. Показ презентации. Звучит песня»учитель»
IХ. Итог. Оценки
Х. Домашнее задание.
Напишите мини-сочинение на тему “Роль учителя на селе” (слайд 11).