Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Введение Русская литература первой и второй половины XIX века | | 112 | |
Тема 1.1. Русская литература первой и второй половины XIX века | Содержание учебного материала: | 2 | |
1 | Культурно-историческое развитие России середины XIX века. | 1 | 1 |
2 | Литературная критика, эстетическая полемика. | 1 | |
Самостоятельная работа№1. Реферат на тему «Познавательная, нравственно-воспитательная и эстетическая роль русской литературы XIX века» | 2 | |
Тема1.2. А.С.Пушкин | Содержание учебного материала: | 2 | |
1 | Жизненный и творческий путь А.С.Пушкина. | 1 | |
2 | Основные темы и мотивы лирики А.С.Пушкина. Тема поэта и поэзии | 1 | |
Самостоятельная работа №2. Самобытность русского романтизма. | 1 | |
Тема1.3. М.Ю.Лермонтов | Содержание учебного материала: | 2 | |
1 | Сведения из биографии. Основные этапы творчества. | 1 | |
2 | Основные мотивы лирики поэта | 1 | |
Самостоятельная работа №3. Развитие понятия о романтизме. | 1 | |
Тема 1.4. Н.В.Гоголь | Содержание учебного материала: | 2 | |
1 | Сведения о биографии. | 1 | |
2 | «Петербургские повести»: композиция, сюжет, герои. | 1 | |
Самостоятельная работа №4. Значение творчества Н.В.Гоголя. | 1 | |
Тема 1.5. А.Н.Островский | Содержание учебного материала: | 8 | |
1 | Сведения из биографии Островского. | 2 | 1 |
2 | «Гроза». Самобытность замысла, оригинальность основного характера. | 2 | |
3 | Образ Катерины- воплощение лучших качеств женской натуры. | 2 | |
4 | Конфликт Катерины с «темным царством» | 1 | |
5 | Позиция автора и его идеал. Символика грозы. | 1 | |
Самостоятельная работа№5. Подготовиться к сочинению. | 1 | |
Тема 1.6. И.А.Гончаров | Содержание учебного материала: | 8 | |
1 | Сведения из биографии. | 4 | |
2 | «Обломов». Творческая история романа. Сон Обломова- художественно-философский центр романа. Штольц и Обломов. Роман в оценке критиков. | 4 | |
Самостоятельная работа№6. Проработка конспекта, учебной литературы | 1 | |
Самостоятельная работа№7. Подготовиться к сочинению. | 1 | |
Тема 1.7. И.С.Тургенев | Содержание учебного материала: | 9 | |
1 | Сведения из биографии. | 2 | 1 |
2 | «Отцы и дети». Смысл названия и основной конфликт романа. | 3 | |
3 | Особенности композиции романа. Базаров в системе образов. Нигилизм Базарова и пародия на нигилизм. | 4 | |
4 | Авторская позиция в романе. | 2 | |
Самостоятельная работа.№8 Реферат на тему «Образ Базарова как «переходный тип» человека беспокойного и тоскующего в романе Тургенева «Отцы и дети» | 1 | |
Самостоятельная работа.№9 Подготовиться к сочинению. | 1 | |
Тема 1.8. Ф.И.Тютчев | Содержание учебного материала: | 4 | |
1 | Сведения из биографии. Философичность-основа лирики поэта. | 2 | 1 |
2 | Общественно-политическая лирика. Лирика любви. | 2 | |
Самостоятельная работа№10. Реферат на тему «Душа и природа в поэзии Тютчева». | 1 | |
Тема 1.9. А.А.Фет | Содержание учебного материала: | 4 | |
1 | Сведения из биографии. Связь творчества Фета с традициями немецкой школы поэтов. | 2 | 1 |
2 | Поэзия как выражение идеалов красоты. Лирический герой в поэзии Фета. | 2 | |
Самостоятельная работа№11. Реферат на тему «Непосредственность художественного восприятия мира в лирике А.А.Фета» | 1 | |
Тема 1.10. Н.А.Некрасов | Содержание учебного материала: | 10 | |
1 | Сведения из биографии. Основные темы поэзии Некрасова. | 4 | 1 |
2 | «Кому на Руси Жить хорошо». Замысел поэта. Жанр, Композиция. | 2 | |
3 | Проблема счастья в поэме. Образ народного заступника в поэме. | 4 | |
Самостоятельная работа№12. Подготовить доклад на тему «Некрасов-организатор и создатель нового «Современника» | 1 | |
Самостоятельная работа№13. Подготовиться к сочинению. | 1 | |
Тема 1.11. Н.С.Лесков | Содержание учебного материала: | 4 | |
1 | Сведения из биографии. Повесть «Очарованный странник». Особенности сюжета повести. | 2 | 2 |
2 | Тема дороги и изображение этапов духовного пути личности. | 2 | |
Тема 1.12. М.Е Салтыков-Щедрин | Содержание учебного материала: | 6 | |
1 | Сведения из биографии. Сказки Салтыкова-щедрина –синтез его творчества. | 2 | 1 |
2 | «История одного города».Гипербола и гротеск в произведении. | 4 | |
Самостоятельная работа№14. Проработка конспекта, учебной литературы. | 1 | |
Тема 1.13. Ф.М.Достоевский | Содержание учебного материала: | 10 | |
1 | Сведения из биографии. «Преступление и наказание». Своеобразие жанра. | 6 | 1 |
2 | Теория сильной личности. Символические образы в романе. | 4 | |
Самостоятельная работа15. Подготовиться к сочинению. | 1 | |
Тема 1.14. Л.Н.Толстой | Содержание учебного материала: | 14 | |
1 | Жизненный и творческий путь. «Война и мир».Жанровое своеобразие романа. Композиция. | 6 | 1 |
2 | Духовные искания героев романа. Картины войны 1812 года. Кутузов и Наполеон в романе. | 4 | |
3 | Проблема народа и личности. Патриотизм в понимании писателя. | 4 | |
Самостоятельная работа№16. Подготовиться к сочинению. | 1 | |
Тема 1.15. А.П.Чехов | Содержание учебного материала: | 8 | |
1 | Сведения из биографии. Рассказы Чехова. Художественное совершенство рассказов. | 4 | 1 |
2 | «Вишневый сад» - вершина драматургии Чехова. | 2 | |
3 | Символичность пьесы. | 2 | |
Самостоятельная работа№17 Реферат на тему «Поиски положительного героя и идеалов Чехова в рассказах» | 1 | |
Самостоятельная работа№18. Подготовиться к сочинению. | 1 | |
Раздел 2. Литература ХХ века. Русская литература на рубеже веков | | 73 | |
Тема 2.1. Общая характеристика ХХ века | Содержание учебного материала: | 2 | |
1 | Введение. Живопись, музыка, театр, хореография. Проблемы ХХ века в прозе и поэзии. | 1 | 1 |
2 | Новаторство литературы ХХ века. | 1 | |
Самостоятельная работа№19. Реферат «Живопись ХХ века» | 1 | |
Тема 2.2. И.А.Бунин | Содержание учебного материала: | 4 | |
1 | Сведения из биографии. Рассказы о любви Бунина «Легкое дыхание». | 2 | 1 |
2 | «Господин из Сан-Франциско». Осуждение бездуховности существования. | 2 | |
Самостоятельная работа№20. Реферат «Мотивы бессмертия души в творчестве Бунина» | 1 | |
Тема 2.3. А.И.Куприн | Содержание учебного материала: | 4 | |
1 | Сведения из биографии. «Гранатовый браслет».Смысл названия повести ,спор о сильной и бескорыстной любви. Тема неравенства в повести. | 4 | 1 |
Самостоятельная работа№21. Ответить на вопросы по данной теме. | 2 | |
Тема 2.4. А.А.Ахматова | Содержание учебного материала: | 4 | |
1 | Знакомство с творчеством А.А.Ахматовой. | 2 | 2 |
2 | Тема народного страдания в поэме «Реквием». | 2 | |
Самостоятельная работа№22. Ответить на вопросы теста. | 2 | |
Тема 2.5. М.И.Цветаева | Содержание учебного материала: | 4 | |
1 | Поэтический мир М.И.Цветаевой. Судьба поэтессы. | 2 | 2 |
2 | Основные темы и мотивы лирики Цветаевой. | 2 | |
Самостоятельная работа№23. Реферат «Судьба и творчество М Цветаевой». | 2 | |
Тема 2.6. М.Горький | Содержание учебного материала: | 8 | |
1 | Сведения из биографии. Ранние рассказы Горького «Старуха Изергиль». | 4 | 1 |
2 | Пьеса «На дне». Герои пьесы, философский смысл пьесы. Спор о назначении человека. | 4 | |
Самостоятельная работа№24. Подготовиться к сочинению. | 1 | |
Тема 2.7. А.А.Блок | Содержание учебного материала: | 4 | |
1 | Жизнь и творчество поэта. Особенности поэтики его стихотворений. | 1 | 2 |
2 | Поэма «Двенадцать». Сюжет, композиция, образный строй поэмы. | 2 | |
3 | Полемический характер поэмы. | 1 | |
Самостоятельная работа№25. Реферат «Тема исторических судеб России в творчестве Блока» | 2 | |
Тема 2.8. С.А.Есенин . | Содержание учебного материала: | 4 | |
1 | Жизненный и творческий путь Сергея Есенина. | 2 | 2 |
2 | Художественно-философские основы поэтики С.Есенина. Природа и человек в лирике Есенина. Поэма «Анна Снегина». Художественные особенности поэмы | 2 | |
Самостоятельная работа№26. Реферат « Тема Родины в творчестве Есенина» | 2 | |
Тема 2.9. В.В.Маяковский | Содержание учебного материала: | 4 | |
1 | Жизнь и творчество Маяковского. Основные темы и идеи лирики Маяковского. | 2 | 2 |
2 | Любовная лирика Маяковского. Поэт и революция. | 2 | |
Тема 2.10. .М.А.Булгаков | Содержание учебного материала: | 10 | |
1 | Сведения из биографии. Роман «Мастер и Маргарита».Своеобразие жанра, система образов, многоплановость романа. | 4 | 2 |
2 | Воланд и его окружение. Фантастическое и реалистическое в романе. Любовь и судьба Мастера. Своеобразие писательской манеры. | 6 | |
Самостоятельная работа№27. Подготовиться к сочинению . | 2 | |
Тема 2.11. М.А.Шолохов | Содержание учебного материала: | 8 | |
1 | Жизнь, творчество, личность Шолохова. «Донские рассказы». Роман «Поднятая целина». Коллективизация в романе, этапы становления колхоза на хуторе Гремячий Лог. Партия и народ в романе. Трагизм и юмор в романе.. | 8 | |
| Самостоятельная работа№28 Реферат на тему «Шолохов-создатель эпической картины народной жизни в «Донских рассказах» | 2 | |
Раздел 3. Литература периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет | | 24 | |
Тема 3.1. А.Т.Твардовский | Содержание учебного материала: | 6 | |
1 | Сведения из биографии. Тема войны и памяти в лирике Твардовского. | 4 | 2 |
2 | Поэма «По праву памяти» - поэтическое и гражданское осмысление трагического прошлого. | 2 | |
Самостоятельная работа№29. Реферат «Поэма Твардовского «Дом у дороги»: проблематика, образы героев» | 2 | 2 |
Тема 3.2. Шолохов «Судьба человека» | Содержание учебного материала: | 4 | |
1 | Подвиг простого человека на войне. | 4 | 1 |
Самостоятельная работа№30. Ответить на вопросы теста. | 2 | 2 |
Тема 3.3. В.Быков «Сотников» | Содержание учебного материала: | 4 | |
1 | Проблема выбора в повести. | 4 | 1 |
Самостоятельная работа№31. Реферат.на тему «Философско-притчевое повествование о войне в повестях Быкова» | 1 | |
Тема 3.4. Васильев «А зори здесь тихие» | Содержание учебного материала: | 4 | |
1 | Женщина на войне .Своеобразие каждой девушки в повести. | 2 | |
2 | Роль произведений о Великой Отечественной войне в воспитании патриотических чувств молодого поколения. | 2 | |
Самостоятельная работа№32. Подготовиться к сочинению. | 1 | |
Раздел 4. Литература оттепели. Трагические страницы истории | | 16 | |
Тема 4.1. А.И.Солженицын | Содержание учебного материала: | 6 | |
1 | Сведения из биографии. «Матренин двор». Характер главной героини. | 4 | 2 |
2 | «Один день Ивана Денисовича». Новый подход к изображению прошлого | 2 | |
Самостоятельная работа№33. Реферат «Лагерная проза Солженицына» | 2 | 2 |
Тема 4.2. В.Т.Шаламов | Содержание учебного материала: | 2 | |
1 | Сведения из биографии. «Колымские рассказы». Художественное своеобразие прозы Шаламова. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа№34. Ответить на вопросы по данной теме. | 2 | 2 |
Тема 4.3. В.Тендряков | Содержание учебного материала: | 2 | |
1 | Сведения из биографии. Рассказы Тендрякова «Хлеб для собаки», «Пара гнедых» | 2 | |
Самостоятельная работа№35. Ответить на вопросы по данной теме. | 2 | |
Раздел 5. Деревенская проза | | 12 | |
Тема 5.1. В.М.Шукшин | Содержание учебного материала: | 4 | |
1 | Сведения из биографии. Деревенская проза: проблематика, истоки, связь с национальными традициями. | 2 | 2 |
2 | Изображение жизни русской деревни. Художественные особенности Шукшина. | 2 | |
Самостоятельная работа№36. Реферат «Многообразие народных характеров в творчестве Шукшина» | 2 | |
Тема5.2. Н.М.Рубцов | Содержание учебного материала: | 4 | |
1 | Поэтический мир Рубцова. Тема Родины в лирике поэта, острая боль за ее судьбу, вера в ее духовные силы. | 2 | 2 |
2 | Гармония человека и природы. Есенинские традиции в лирике Рубцова. | 2 | |
Самостоятельная работа№37. Реферат «Духовный мир русского человека в лирических стихах Рубцова» | 2 | |
Раздел 6. Авторская песня | | 8 | |
Тема 6.1. Место авторской песни в развитии литературного процесса и музыкальной культуре страны | Содержание учебного материала: | 4 | |
1 | Значение творчества В.Высоцкого и Б.Окуджавы в развитии жанра авторской песни. | 4 | 1 |
Самостоятельная работа№38. Конспект основных положений. | 2 | |
Самостоятельная работа№39. Реферат «Развитие жанра авторской песни» | 2 | |
Раздел 7. Литература на современном этапе | | 8 | |
Тема 7.1 Обзор произведений последних лет. | Содержание учебного материала: | 4 | |
1 | Важнейшие тенденции современной литературы, понятие о постмодернизме. | 4 | 2 |
Самостоятельная работа№40. Ответить на вопросы теста. | 2 | |
Самостоятельная работа№41. Реферат на тему «Развитие жанра детектива в конце ХХ века» | 2 | |
| Дифференцированный зачет | 2 | |
| Итого | 255 | |