ЦЕЛИ:
- познакомить с пребыванием А.С. Пушкина на Кавказе;
- воспитывать любовь к родному краю, родным местам;
- развивать навыки выразительного чтения, интерес к самостоятельной работе.
ОБОРУДОВАНИЕ:
- портрет А.С. Пушкина;
- фотографии старого Пятигорска и городов Северного Кавказа;
- иллюстрации к стихотворениям А.С. Пушкина;
- цветные карандаши, альбомные листы.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
- Черейский Л.А. «Пушкин и Северный Кавказ»;
- Пушкин А.С. «Cобрание cочинений»;
- Андреев И.М. «А.С. Пушкин (основные особенности личности и творчества гениального поэта»).
ХОД УРОКА:
- Организационный момент.
- Основная часть.
1. Вступительное слово учителя.
Жизнь Пушкина и его творчество тесно связаны с Северным Кавказом. Великий русский поэт одним из первых в русской поэзии открыл кавказскую тему не по книгам и чужим рассказам, а по собственным впечатлениям от посещения этих мест (читается эпиграф, который написан на доске: «С легкой руки Пушкина Кавказ сделался для русских заветною страною не только широкой раздольной воли, но и неисчерпаемой поэзии, страною кипучей жизни и смелых мечтаний! …Кавказ – это колыбель поэзии Пушкина» В.Г. Белинский)
Давайте сегодня попробуем доказать эти слова. В этом нам помогут «исследователи», «мастера художественного слова», «слушатели».
2. Работа творческих групп.
«Исследователи» собрали интересные исторические сведения о пребывании А.С. Пушкина на Кавказе, рассказывают под классическую музыку, демонстрируют иллюстрации.
«По указу его величества государя императора Александра Павловича самодержца Всероссийского. И прочая, и прочая, и прочая.
Показатель сего, ведомства Государственной коллегии иностранных дел коллежский секретарь Александр Пушкин отправлен по надобностям службы к главному попечителю колонистов Южного Края России, г. генерал-лейтенанту Инзову…»
Именно так в 1820 году началось путешествие А.С. Пушкина по Кавказу.
б) 17 или 18 мая поэт прибыл в Екатеринославль, купаясь в Днепре, заболел Лихорадкой. «Больного в бреду, без лекаря» разыскал знакомый по Петербургу генерал Раевский с сыном (фото), они взяли Пушкина с собой на Кавказские Минеральные Воды.
в) 4 июня приехали в Ставрополь, остановились для кратковременного отдыха и смены лошадей «Ставрополь – писал Раевский своей дочери, - уездный город, на высоком и приятном месте и лучшем для здоровья жителей всей Кавказской губернии» (фото).
г) 5 июня добрались до Георгиевская. Город лежит при реке Подкумок. «Ветхие небольшие домики, соломенные кровли, плетневые заборы и пустота на улицах…» (фото).
д) 6 июня Пушкин и Раевский прибыли на Горячие воды. «Все селение расположено в 2 улицы. Ванны старые, хотя стоят казне довольно дорого, ни вида, ни выгод не имеют, новые же представляют и то, и другое, возможную чистоту и опрятность. Вид из окон наиприятнейший на Бештовую гору, или Пятигорье…» (фото);
е) По свежим наблюдениям и впечатлениям от живописной кавказской природы Пушкин писал на Кислых водах в эпилог к «Руслану и Людмиле»
Слово «берут» «мастера художественного слова»
а) отрывок из эпилога к «Руслану и Людмиле»;
б) «Я видел Азии бесплодные пределы,
Кавказа дальний край, долины обгорелье…»
в) отрывок из поэмы «Кавказский пленник»
«Во дни печальные разлуки
Мои задумчивые звуки
Напоминали мне Кавказ…»
г) «Так Муза, легкий друг Мечты
К пределам Азии летала…»
Работа со «слушателями»:
- Каким увидел А.С. Пушкин Северный Кавказ?
- Какие произведения были здесь написаны?
- Что вам больше всего запомнилось из путешествия А.С. Пушкина по Кавказу?
3. Творческая работа:
На столах лежат цветные карандаши и альбомные листы. Попробуйте изобразить Северный Кавказ со слов Александр Сергеевича.
4. Выставка работ.
III. Итог урока.
Что сегодня нового, интересного вы узнали из биографии А.С. Пушкина?
- Выставление отметок. Домашнее задание.