kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературы "А.С.Пушкин. Поездка на Кавказ. Восприятие Кавказа как символ свободы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: изучение нового материала

Цель:

Продолжить знакомство учащихся с личностью А.С.Пушкина; через внутренний мир Пушкина постичь суть произведений; способствовать активной нравственной позиции, поддерживать стремление высказывать свои мысли;совершенствовать навыки работы на компьютере.

Оборудование: компьютеры, обучающие диски, проектор

Методы и приемы: творческое чтение, исследовательский, эвристический;                                    выразительное чтение, беседа, задания исследовательского характера.

Ход урока

I.Организационный момент.

II.Сообщение темы и цели урока

(1 слайд)

                    III.          Изучение нового материала

  • Вступительное слово учителя (2 слайд)

Выдающийся русский поэт А.С.Пушкин дважды побывал на Кавказе. Прекрасная природа юга  стала для поэта источником вдохновения. В посвящении к «Кавказскому пленнику» он писал:

…пасмурный Бештау, пустынник величавый,

Аулов и полей властитель пятиглавый,

Был новый для меня Парнас.

Забуду ли его кремнистые вершины,

Гремучие ключи, увядшие равнины…

           Едва ли не лучше всех о значении кавказских впечатлений для творческого развития молодого Пушкина сказал Гоголь: "Исполинский, покрытый вечным снегом Кавказ, среди знойных долин поразил его <Пушкина>; он, можно сказать, вызвал силу души его и разорвал последние цепи, которые еще тяготели на свободных мыслях. Его пленила вольная, поэтическая жизнь дерзких горцев, их схватки, их быстрые, неотразимые набеги; и с этих пор кисть его приобрела тот широкий размах, ту быстроту и смелость, которая так дивила и поражала только что начинавшую читать Россию. Рисует ли он боевую схватку чеченца с казаком - слог его молния; он так же блещет, как сверкающие сабли, и летит быстрее самой битвы. Он один только певец Кавказа: он влюблен в него всею душою и чувствами; он проникнут и напитан его чудными окрестностями, южным небом..."

Через девять лет после первой поездки на Кавказ Пушкин совершил далекое путешествие на театр военных действий в азиатской Турции — в Арзрум. Так он снова оказался на Кавказе.

  • Станция Выра. (Видеофильм) (2 сайд)
  • Создание поэмы «Кавказский пленник»(3 слайд)

Кавказские впечатления не могли не отразиться в творчестве Пушкина. По словам брата поэта, Л.С. Пушкина, "Кавказ... произвел на него сильное впечатление: которое и отозвалось поэмою "Кавказский пленник". Здесь на Кавказе, в Кисловодске, был написан эпилог к "Руслану и Людмиле":

В поэме «Кавказский пленник» поэт выражает свое отношение к присоединению Кавказа к России как факту положительному и исторически необходимому. В поэме поэт воспевает красоту кавказских гор. Подобно герою своей поэмы «Кавказский пленник»,

Пушкин всматривался в очертания гор, обозначившихся на юге:

В час ранней утренней прохлады

Вперял он любопытный взор

На отдаленные громады

Седых, румяных, синих гор.

Великолепные картины!

Престолы вечные снегов,

Очам казались их вершины

Недвижной цепью облаков,

И в их кругу колосс двуглавый,

В венце блистая ледяном,

Эльбрус огромный величавый,

Белел на небе голубом.

  1. Выразительное чтение отрывка из поэмы «Кавказский пленник»
  • Создание поэмы «Руслан и Людмила(4 слайд)

Красота дикой кавказской природы предстает в эпилоге поэмы «Руслан и Людмила», написанной здесь, на Кавказе:

Забытый светом и молвою,

Далече от брегов Невы,

Теперь я вижу пред собою

Кавказа гордые главы.

Над их вершинами крутыми,

На скате каменных стремнин

Питаюсь чувствами немыми

И чудной прелестью картин

Природы дикой и угрюмой.

  • Выразительное чтение стихотворений  (5слайд)

Приезд в Ставрополь пробудил в поэте воспоминания о первой поездке на Кавказ в 1820 году. "В Ставрополе увидел я на краю неба облака, поразившие мне взоры тому ровно девять лет. Они были все те же, все на том же месте. Это нежные вершины Кавказской цепи".

Поэт в те годы бывал в здании штаба командующего кавказской линии. Здесь проводилась обязательная регистрация приезжих, выдавались официальные документы едущим по дороге из России в действующую армию, к начальнику Кавказа в Тифлис, на Минеральные Воды. Регистрировался здесь и Пушкин. Здание до наших дней не сохранилось, теперь на этом месте Дом книги.

13 мая Пушкин приехал в Горячие Воды. "Из Георгиевска я заехал на Горячие воды. Здесь нашел большую перемену: в мое время ванны находились в лачужках, наскоро построенных. Источники, большею частью в первобытном своем виде, били, дымились и стекали с гор по разным направлениям, оставляя по себе белые и красные следы. Мы черпали кипучую воду ковшиком из коры или дном разбитой бутылки. Нынче выстроены великолепные ванны и дома. Бульвар, обсаженный липками, проведен по склонению Машука. Везде чистенькие дорожки, зеленые лавочки, правильные цветники, мостики, павильоны. Ключи обделаны, выложены камнем; на стенах ванн прибиты предписания от полиции; везде порядок, чистота, красивость...

Впечатлениями  о  Кавказе навеяно вот это стихотворение :

Я видел Азии бесплотные пределы,

Кавказа дальний край, долины обгорелы,

Жилище дикое черкесских табунов,

Подкумка знойный брег, пустынные вершины

Обвитые венцом летучих облаков,

И закубанские равнины!

Ужасный край чудес!., там жаркие ручьи

Кипят в утесах раскаленных,

Благословенные струи!

(Чтение стихотворений А.С.Пушкина)

            Связь А. С. Пушкина с Кавказом неразрывна. Память о нем живет в названиях улиц городов края, Пятигорских ванн, галереи Железноводска. Прижизненным памят­ником ему служит усадьба А. Ф.Реброва в Кисловодске,             древняя лестница в "Цветнике" Пятигорска. Память о посещении Пушкиным Кавказских Минеральных Вод увековечена в Пятигорске сооружением ему памятника (бюста) работы скульптора К. Аникушина. Открытие памятника состоялось в мае 1982 г. в сквере, прилегающем к зданию бывшей Ресторации, где жил А. С. Пушкин в 1929 г.

IV. Подведение итогов. (6 слайд)

      V. Домашнее задание.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Урок литературы "А.С.Пушкин. Поездка на Кавказ. Восприятие Кавказа как символ свободы"

Автор: Чудакова Вера Викторовна

Дата: 10.10.2014

Номер свидетельства: 117951


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства