Тип урока: изучение нового материала
Цель:
Продолжить знакомство учащихся с личностью А.С.Пушкина; через внутренний мир Пушкина постичь суть произведений; способствовать активной нравственной позиции, поддерживать стремление высказывать свои мысли;совершенствовать навыки работы на компьютере.
Оборудование: компьютеры, обучающие диски, проектор
Методы и приемы: творческое чтение, исследовательский, эвристический; выразительное чтение, беседа, задания исследовательского характера.
Ход урока
I.Организационный момент.
II.Сообщение темы и цели урока
(1 слайд)
III. Изучение нового материала
- Вступительное слово учителя (2 слайд)
Выдающийся русский поэт А.С.Пушкин дважды побывал на Кавказе. Прекрасная природа юга стала для поэта источником вдохновения. В посвящении к «Кавказскому пленнику» он писал:
…пасмурный Бештау, пустынник величавый,
Аулов и полей властитель пятиглавый,
Был новый для меня Парнас.
Забуду ли его кремнистые вершины,
Гремучие ключи, увядшие равнины…
Едва ли не лучше всех о значении кавказских впечатлений для творческого развития молодого Пушкина сказал Гоголь: "Исполинский, покрытый вечным снегом Кавказ, среди знойных долин поразил его <Пушкина>; он, можно сказать, вызвал силу души его и разорвал последние цепи, которые еще тяготели на свободных мыслях. Его пленила вольная, поэтическая жизнь дерзких горцев, их схватки, их быстрые, неотразимые набеги; и с этих пор кисть его приобрела тот широкий размах, ту быстроту и смелость, которая так дивила и поражала только что начинавшую читать Россию. Рисует ли он боевую схватку чеченца с казаком - слог его молния; он так же блещет, как сверкающие сабли, и летит быстрее самой битвы. Он один только певец Кавказа: он влюблен в него всею душою и чувствами; он проникнут и напитан его чудными окрестностями, южным небом..."
Через девять лет после первой поездки на Кавказ Пушкин совершил далекое путешествие на театр военных действий в азиатской Турции — в Арзрум. Так он снова оказался на Кавказе.
- Станция Выра. (Видеофильм) (2 сайд)
- Создание поэмы «Кавказский пленник»(3 слайд)
Кавказские впечатления не могли не отразиться в творчестве Пушкина. По словам брата поэта, Л.С. Пушкина, "Кавказ... произвел на него сильное впечатление: которое и отозвалось поэмою "Кавказский пленник". Здесь на Кавказе, в Кисловодске, был написан эпилог к "Руслану и Людмиле":
В поэме «Кавказский пленник» поэт выражает свое отношение к присоединению Кавказа к России как факту положительному и исторически необходимому. В поэме поэт воспевает красоту кавказских гор. Подобно герою своей поэмы «Кавказский пленник»,
Пушкин всматривался в очертания гор, обозначившихся на юге:
В час ранней утренней прохлады
Вперял он любопытный взор
На отдаленные громады
Седых, румяных, синих гор.
Великолепные картины!
Престолы вечные снегов,
Очам казались их вершины
Недвижной цепью облаков,
И в их кругу колосс двуглавый,
В венце блистая ледяном,
Эльбрус огромный величавый,
Белел на небе голубом.
- Выразительное чтение отрывка из поэмы «Кавказский пленник»
- Создание поэмы «Руслан и Людмила(4 слайд)
Красота дикой кавказской природы предстает в эпилоге поэмы «Руслан и Людмила», написанной здесь, на Кавказе:
Забытый светом и молвою,
Далече от брегов Невы,
Теперь я вижу пред собою
Кавказа гордые главы.
Над их вершинами крутыми,
На скате каменных стремнин
Питаюсь чувствами немыми
И чудной прелестью картин
Природы дикой и угрюмой.
- Выразительное чтение стихотворений (5слайд)
Приезд в Ставрополь пробудил в поэте воспоминания о первой поездке на Кавказ в 1820 году. "В Ставрополе увидел я на краю неба облака, поразившие мне взоры тому ровно девять лет. Они были все те же, все на том же месте. Это нежные вершины Кавказской цепи".
Поэт в те годы бывал в здании штаба командующего кавказской линии. Здесь проводилась обязательная регистрация приезжих, выдавались официальные документы едущим по дороге из России в действующую армию, к начальнику Кавказа в Тифлис, на Минеральные Воды. Регистрировался здесь и Пушкин. Здание до наших дней не сохранилось, теперь на этом месте Дом книги.
13 мая Пушкин приехал в Горячие Воды. "Из Георгиевска я заехал на Горячие воды. Здесь нашел большую перемену: в мое время ванны находились в лачужках, наскоро построенных. Источники, большею частью в первобытном своем виде, били, дымились и стекали с гор по разным направлениям, оставляя по себе белые и красные следы. Мы черпали кипучую воду ковшиком из коры или дном разбитой бутылки. Нынче выстроены великолепные ванны и дома. Бульвар, обсаженный липками, проведен по склонению Машука. Везде чистенькие дорожки, зеленые лавочки, правильные цветники, мостики, павильоны. Ключи обделаны, выложены камнем; на стенах ванн прибиты предписания от полиции; везде порядок, чистота, красивость...
Впечатлениями о Кавказе навеяно вот это стихотворение :
Я видел Азии бесплотные пределы,
Кавказа дальний край, долины обгорелы,
Жилище дикое черкесских табунов,
Подкумка знойный брег, пустынные вершины
Обвитые венцом летучих облаков,
И закубанские равнины!
Ужасный край чудес!., там жаркие ручьи
Кипят в утесах раскаленных,
Благословенные струи!
(Чтение стихотворений А.С.Пушкина)
Связь А. С. Пушкина с Кавказом неразрывна. Память о нем живет в названиях улиц городов края, Пятигорских ванн, галереи Железноводска. Прижизненным памятником ему служит усадьба А. Ф.Реброва в Кисловодске, древняя лестница в "Цветнике" Пятигорска. Память о посещении Пушкиным Кавказских Минеральных Вод увековечена в Пятигорске сооружением ему памятника (бюста) работы скульптора К. Аникушина. Открытие памятника состоялось в мае 1982 г. в сквере, прилегающем к зданию бывшей Ресторации, где жил А. С. Пушкин в 1929 г.
IV. Подведение итогов. (6 слайд)
V. Домашнее задание.