kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проект урока литературы по теме "В.Г. Распутин. Прощание с Матёрой"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методическая разработка содержит план урока, ход урока, самоанализ урока, список литературы, приложения.

         Проект урока  по теме  «В. Г. Распутин. Прощание с Матерой»  .        Спроектированы цели урока:

         1. Обучающая : познакомить с личностью, жизнью и творчеством В. Г. Распутина.

            2. Развивающая : развивать умение учащихся грамотно формулировать ответ на поставленный вопрос, пересказывать, делать обобщения и выводы,развивать навыки анализа художественного произведения.

            3. Воспитательная : пробудить познавательный интерес к личности и творчеству В. Г. Распутина, показать учащимся неоценимый вклад писателя в русскую литературу, способствовать нравственному воспитанию через привлечение словесных, живописных и музыкальных образов.

         Для достижения данных целей выбраны: объяснительно – иллюстративный метод, практический метод; фронтальная форма организации урока;  материально – техническое оснащение – доска, учебники, дидактический материал, раздаточный материал.

         С целью осуществления быстрой обратной связи с обучающимися на этапе проверки домашнего задания планируется фронтальный опрос, который является также подготовкой к восприятию нового материала.

        Для активизации мыслительной деятельности обучающихся предполагается вступительное слово преподавателя.

        Для ознакомления обучающихся с новой учебной информацией строится схема, позволяющая чётко выделить основные направления нового материала; в тетрадях записываются основные понятия. На данном этапе работа может быть организована как совместная деятельность преподавателя и обучающихся.

       С целью проверки глубины и полноты усвоения материала, планируется анализ  художественного произведения,обсуждение.

       Для закрепления изученного материала обучающимся даётся домашнее задание закрепляющего характера, предполагающее написание эссе на тему : "Почему возникает щемящее чувство утраты с уходом Матёры". В заключении планируется подведение итогов урока с привлечением обучающихся, выясняется степень достижения целей урока, выставление оценок.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проект урока литературы по теме "В.Г. Распутин. Прощание с Матёрой" »

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Дзержинский техникум бизнеса и технологий »











ПРОЕКТ УРОКА ПО ТЕМЕ:

«В. Г. Распутин. Прощание с Матерой»



Автор: преподаватель

русского языка и

литературы

Казакова Л. А.









г. Дзержинск

2015 г.





Содержание:

  1. Пояснительная записка…………………………………………………………..3

  2. План урока………………………………………………………………………..4

  3. Ход урока…………………………………………………………………………6

  4. Самоанализ урока………………………………………………………………..17

  5. Список литературы……………………………………………………………..18

  6. Приложения……………………………………………………………………...19









































Пояснительная записка.


Данная методическая разработка содержит план урока, ход урока, самоанализ урока, список литературы, приложения.

Проект урока по теме «В. Г. Распутин. Прощание с Матерой» . Спроектированы цели урока:

1. Обучающая : познакомить с личностью, жизнью и творчеством В. Г. Распутина .

2. Развивающая : развивать умение учащихся грамотно формулировать ответ на поставленный вопрос, пересказывать, делать обобщения и выводы ,развивать навыки анализа художественного произведения .

3. Воспитательная : пробудить познавательный интерес к личности и творчеству В. Г. Распутина , показать учащимся неоценимый вклад писателя в русскую литературу, способствовать нравственному воспитанию через привлечение словесных, живописных и музыкальных образов .

Для достижения данных целей выбраны: объяснительно – иллюстративный метод, практический метод; фронтальная форма организации урока; материально – техническое оснащение – доска, учебники, дидактический материал, раздаточный материал.

С целью осуществления быстрой обратной связи с обучающимися на этапе проверки домашнего задания планируется фронтальный опрос, который является также подготовкой к восприятию нового материала.

Для активизации мыслительной деятельности обучающихся предполагается вступительное слово преподавателя.

Для ознакомления обучающихся с новой учебной информацией строится схема, позволяющая чётко выделить основные направления нового материала; в тетрадях записываются основные понятия . На данном этапе работа может быть организована как совместная деятельность преподавателя и обучающихся.

С целью проверки глубины и полноты усвоения материала, планируется анализ художественного произведения ,обсуждение .

Для закрепления изученного материала обучающимся даётся домашнее задание закрепляющего характера, предполагающее написание эссе на тему : "Почему возникает щемящее чувство утраты с уходом Матёры" . В заключении планируется подведение итогов урока с привлечением обучающихся, выясняется степень достижения целей урока, выставление оценок.









План урока:

Предмет: литература

Курс: первый

Тема: «В. Г. Распутин.Прощание с Матерой»

Тип урока: комбинированный

Материально – техническое оснащение: доска, учебники, дидактический материал, раздаточный материал, электронная презентация

Методы преподавания: объяснительно – иллюстративный, практический

Формы организации урока: фронтальная, индивидуальная

Цели:

1. Обучающая : познакомить с личностью, жизнью и творчеством В. Г. Распутина .

2. Развивающая : развивать умение учащихся грамотно формулировать ответ на поставленный вопрос, пересказывать, делать обобщения и выводы, развивать навыки анализа художественного произведения .

3. Воспитательная : пробудить познавательный интерес к личности и творчеству В. Г. Распутина , показать учащимся неоценимый вклад писателя в русскую литературу, способствовать нравственному воспитанию через привлечение словесных, живописных и музыкальных образов .



Содержание урока:

1. Организационный этап:

- приветствие;

- фиксация отсутствующих;

- постановка целей.

2. Этап подготовки к восприятию нового материала:

- вступительное слово преподавателя;

- запись названия темы в тетрадях.

3. Этап изучения нового материала:

– биография писателя В. Г. Распутина с мультимедийной презентацией, творчество писателя, анализ художественного произведения «Прощание с Матерой» :

  1. биография писателя В. Г. Распутина :

- сообщения обучающихся ;

2) анализ художественного произведения «Прощание с Матерой» :

- запись героев повести «старого» и «нового» поколения

4. Этап закрепления - проверка понимания знаний и умений:

- решение проблемы , поставленной в повести (работа в группах):

1 гр. –охарактеризовать «старое» поколение

2 гр. –охарактеризовать «новое» поколение

3гр - ответить на вопрос «Как вы понимаете слова А. С. Пушкина «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности»?

4гр. - ответить на вопрос «Как встреча с Матёрой заставила задуматься над вопросами нравственности, о бережном отношении к малой родине ?»

- эвристические вопросы

5. Информация о домашнем задании:

- инструктаж.

6. Этап подведения итогов урока:

- подведение итогов урока с привлечением обучающихся:

  • какую тему изучили сегодня на уроке?

  • "Почему возникает щемящее чувство утраты с уходом Матёры?"

- выставление оценок;

- достижение целей урока.



Ход урока.

1. Организационный этап

Задачи этапа:

  • мотивировать обучающихся на усвоение нового материала и на использование его в практических ситуациях

  • создать психологический настрой

Содержание деятельности

Деятельность преподавателя

Деятельность учащихся

Ожидаемый результат

- Приветствие



- Фиксация отсутствующих


- Постановка целей преподавателем










- Преподаватель здоровается с обучающимися.

- Преподаватель отмечает отсутствующих.

- Преподаватель формулирует цели урока: познакомить с личностью, жизнью и творчеством В. Г. Распутина,развивать умение учащихся грамотно формулировать ответ на поставленный вопрос, пересказывать, делать обобщения и выводы ,развивать навыки анализа художественного произведения . пробудить познавательный интерес к личности и творчеству В. Г. Распутина , показать учащимся неоценимый вклад писателя в русскую литературу, способствовать нравственному воспитанию через привлечение словесных, живописных и музыкальных образов





- Староста называет отсутствующих.






Достижение целей урока.



2. Этап подготовки к восприятию нового материала

Задачи этапа:

  • организовать внимание обучающихся

  • активизировать мыслительную деятельность

Содержание деятельности

Деятельность преподавателя

Деятельность учащихся

Ожидаемый результат

- Активизация мыслительной деятельности обучающихся (вступительное слово преподавателя)
















































- Запись названия темы в тетрадях

- Сегодня у нас не совсем обычный урок. Мы будем говорить не только и не столько о литературе, а обратимся к нравственным проблемам, которые были актуальны во все времена и останутся такими до тех пор, пока будет существовать род людской.


Эпиграфом урока я предлагаю взять слова А. С. Пушкина «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности»


Любовь к родному пепелищу,


Любовь к отеческим гробам.


На них основана от века


По воле Бога самого


Самостоянье человека, -


Залог величия его.


Животворящая святыня!


Земля была б без них мертва,


Без них наш целый мир – пустыня,


Душа – алтарь без божества.(А. С. Пушкин )



Преподаватель называет тему урока:«В.Г. Распутин.Прощание с Матерой».


Обучающиеся слушают





















































- Записывают тему урока в тетрадях.

Подготовлены к восприятию нового материала


3. Этап изучения нового материала

Задачи этапа:

  • построить схему изучения нового материала

  • сформулировать и записать основные понятия

Содержание деятельности

Деятельность преподавателя

Деятельность учащихся

Ожидаемый результат

- Схема изучения нового материала












-Запись основных понятий в тетради

Первое, что мы рассмотрим на уроке –это :

1)биография В. Г. Распутина основные темы и мотивы произведений В. Г. Распутина (сообщение обучающейся Е. Туповой

2)произведение В. Г. Распутина «Прощание с Матёрой»(сообщение О. Булычевой «Система образов в повести», Е. Журкиной «Композиция и конфликт повести»)

Валентин Распутин – яркий представитель «деревенской прозы». В его творчестве нашла отражение острейшая проблема конца 20 века : разрушение природы и нравственности под воздействием цивилизации .Повесть «Прощание с Матерой» написана в 1976 году. Условно героев можно разделить на «старое» и «новое» поколение . Старое поколение : Дарья, Настёна, Катерина,Богодул.

Новое поколение : Павел, Петруха, Жук , Воронцов .

Основоной конфликт повести развивается с крика Богодула : «Мёртвых грабят!», который постепенно приобретает формы борьбы памяти и беспамятства, ценности и цены. Основная мысль и идея произведения - тема памяти : как мы относимся к предкам – так и к нам будут относиться потомки . Человеческая память как хранительница опыта предыдущих поколений играет первостепенную роль .

Распутин, раскрывая тему памяти , делает вывод о том , что связи между поколениями постепенно становятся слабее .








- Запись в тетрадях









- Записывают в тетрадях






























































Построена схема изучения нового материала, сформулированы и записаны основные понятия .


4. Этап закрепления – проверка понимания знаний и умений

Задачи этапа:

  • проверить полноту усвоения материала

  • сформировать навык анализа художественного произведения

Содержание деятельности

Деятельность преподавателей

Деятельность учащихся

Ожидаемый результат

- Эвристичес

кие вопросы


















































































































































Решение проблем и вопросов произведения В.Г. Распутина










-

- Как построена повесть «Прощание с Матерой»?









































- Какой перед нами предстаёт Матёра в начале произведения ?




- Какое место в повести занимает образ Дарьи ?




















- С какой целью хотят затопить остров ?


- Назовите отрицательных героев повести .

- Как представители «старого» и «нового» поколения поколения относятся к затоплению острова и переселению ?


- Как вы думаете , нужно ли затапливать Матёру ?


- Если это делается для блага людей, в интересах государства, а государство –это люди, то могут ли оправданы любые средства достижения благородной цели ?

- Как вы думаете благо для миллионов и кощунство над десятками – вещи совместимые ?




- Чем страшна позиция Жука и Воронцова ? Найдите и зачитайте сцену разорения кладбища.




- Чем является Матёра для них ?



Критик Ю. Селезнёв говорит о земле- Родине и о земле – территории : «Если земля территория и только , то, и отношение к ней соответственное» . Землю- родную землю,Родину-освобождают,а территорию – захватывают.На земле-хозяин , на территории- завоеватель, покоритель .Человека, видящего в земле только территорию , не слишком интересует, что было до него , что останется после него ...»

- А чем является Матёра для представителей «старого» поколения –Дарьи, Богодула, Настасьи?





- Сформулируйте основную мысль и тему произведения


















Работа в группах (задание на слайдах)







Ответы на вопросы , опираясь на тексты художественного произведения

(В произведении 22 главы, в которых воспроизводится быт жителей Матёры в последние три месяца

их пребывания на острове .Повесть построена так, что мы постепенно входим в пространство Матёры и в её историю . 1-я глава посвящена острову и деревне – это общий портрет . 2-я глава – посвящена главной героине Дарье, которую страшит беспамятство ,так как только память – личная и родовая-определяет индивидуальность человека .3-я глава- философское зерно повести : в ней выявляется разное отношение людей к одному и тому же , а именно к родной земле, предкам . В 3-ей главе представлены основные проблемы, которые получают развитие в последующих главах .

Найдите и зачитайте в тексте (1и 7 глава)





(Дарья-философский эпицентр , от которого в немалой степени зависит окружающее.Всё в её хозяйстве прочно и слаженно ,прибрано и ухожено, потому что затевалось надолго , продолжается по заведенному порядку . Дарью страшит беспамятство ,так как только память – личная и родовая-определяет индивидуальность человека.)



С целью строительства ГЭС


Жук , Воронцов









(Отношение Дарьи, Павла )




(Да, ГЭС создаётся для блага, во имя лучшего, во имя народа. А жители острова- это тоже народ, хоть и мал по количеству жителей…)


( Не совместимые, потому что от этого страдают люди, живущие по определенным порядкам и традициям, которые хотят сломать …)

( Они хотят разрушить )


(просмотр отрывка из к\ф «Прощание»)




(Объектом,территорией, с которой они могут получать деньги)

























(Это память предков, хранившаяся веками и которую нужно сохранять до последнего)




(Распутин данным произведением делает вывод , что связь между поколениями становится слабее . Слова А. С. Пушкина чётко показывают основную мысль повестит «Прощание с Матёрой» : «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности», поэтому «старое» поколение в повести- образец людей высочайшего порядка нравственности )

Задание : 1 гр. –охарактеризовать «старое» поколение

2 гр. –охарактеризовать «новое» поколение

3гр - ответить на вопрос «Как вы понимаете слова А. С. Пушкина «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности»?

4гр. - ответить на вопрос «Как встреча с Матёрой заставила задуматься над вопросами нравственности, о бережном отношении к малой родине ?»


Новый материал усвоили, научились видеть проблему произведе-

ния.



5. Информация о домашнем задании

Задачи этапа:

  • дать инструктаж по выполнению домашнего задания

Содержание деятельности

Деятельность преподавателя

Деятельность учащихся

Ожидаемый результат

- Инструктаж

  • - написать эссе(миниатюрное сочинение-рассуждение, имеющее четкую структуру : вступление, тезис,аргументы, доказательство, выводы, заключение ) на тему : "Почему возникает щемящее чувство утраты с уходом Матёры?"


Запись в тетрадях для творческих работ

Обучающиеся проговаривают что такое эссе и вспоминают структуру .


6. Этап подведения итогов урока

Задачи этапа:

  • определить степень достижения целей урока

  • привлечь учащихся к подведению итогов

Содержание деятельности

Деятельность преподавателя

Деятельность учащихся

Ожидаемый результат

- Подведение итогов урока с привлечением обучающихся









- Выставление оценок






- Достижение целей урока






- Подведем итоги. Какую тему мы сегодня изучили?

- С какими трудностями вы столкнулись при изучении повести ?


- За работу на уроке поставлены следующие оценки…



- Цели урока, которые поставили в начале урока, мы выполнили.

- Спасибо за урок, до свидания!!!

- В. Г . Распутин «Прощание с Матёрой»





- Трудность при анализе повести .

















- До свидания!!!

Обучающиеся усвоили новый материал.




Самоанализ урока.


Данная методическая разработка содержит план урока, ход урока, самоанализ урока, список литературы, приложения.

Спроектированы цели урока:

1. Обучающая : познакомить с личностью, жизнью и творчеством В. Г. Распутина

2. Развивающая : развивать умение учащихся грамотно формулировать ответ на поставленный вопрос, пересказывать, делать обобщения и выводы, развивать навыки анализа художественного произведения .

3. Воспитательная : пробудить познавательный интерес к личности и творчеству В. Г. Распутина , показать учащимся неоценимый вклад писателя в русскую литературу, способствовать нравственному воспитанию через привлечение словесных, живописных и музыкальных образов .


Для достижения данных целей выбраны: объяснительно – иллюстративный метод, практический метод; фронтальная форма организации урока; материально – техническое оснащение – доска, учебники, дидактический материал, художественные тексты, раздаточный материал.

С целью осуществления быстрой обратной связи с обучающимися на этапе проверки домашнего задания проведён фронтальный опрос, который является также подготовкой к восприятию нового материала.

Для активизации мыслительной деятельности обучающихся даётся вступительное слово преподавателя.

Для ознакомления обучающихся с новой учебной информацией была построена схема, позволяющая чётко выделить основные направления нового материала; в тетрадях записаны основные мысли и тема художественного произведения. На данном этапе работа осуществлялась как совместная деятельность преподавателя и обучающихся.

Для проверки глубины и полноты усвоения материала обучающиеся анализировали художественное произведение, работали в группах, предлагали решение проблем повести .

Для закрепления изученного материала обучающиеся получили домашнее задание закрепляющего характера, предполагающее написание сочинения-размышления на заданную тему.

В заключении подведены итоги урока с привлечением обучающихся, выставлены оценки. Цели урока достигнуты.


































Список литературы.


1.А. Афанасьев Религиозно - языческое значение избы славянина //

Отечественные записки ,СПб,1851,т.86,отд.2

2.Бондаренко В. Распутинская поступь: к 60-летию В. Распутина. // Книжное обозрение. 1998, № 10.

3.Н. Н. Велецкая  Языческая символика славянских архаических ритуалов

4.Ивин А. Надо ли прощаться с Матёрой? // Современная русская проза. В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам. / Составитель С.Ф.Дмитренко. М.: Изд-во МГУ, 1999.

5.Крупин В. Штрихи к портрету Валентина Распутина. // Литературная Россия. 1983, № 1.

6.Лотман Ю.М. Дом в “Мастере и Маргарите”. // Лотман Ю.М. О русской литературе: История русской литературы. Теория прозы. СПб, 1997.

Пятнадцать встреч в Останкино. М., 1989.

7.Хализев В.Е. Теория литературы. М., 1999.






















Приложение.

Правила написания эссе

Эссе - это прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета.

Цель эссе состоит в развитии таких навыков, как самостоятельное творческое мышление и письменное изложение собственных мыслей .

Структура эссе:

1.Вступление

2.Основная часть : тезис, аргументы

3.Заключение.



При написании эссе важно также учитывать следующие моменты:

1.Вступление и заключение должны фокусировать внимание на проблеме (во вступлении она ставится, в заключении - резюмируется мнение автора).

2.Необходимо выделение абзацев, красных строк, установление логической связи абзацев: так достигается целостность работы.

3.Стиль изложения: эссе присущи эмоциональность, экспрессивность, художественность.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Проект урока литературы по теме "В.Г. Распутин. Прощание с Матёрой"

Автор: Казакова Людмила Александровна

Дата: 13.03.2015

Номер свидетельства: 185967

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Программа кружка " В мире литературы" "
    ["seo_title"] => string(38) "proghramma-kruzhka-v-mirie-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "187432"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1426515346"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства