Проект урока литературы по теме "В.Г. Распутин. Прощание с Матёрой"
Проект урока литературы по теме "В.Г. Распутин. Прощание с Матёрой"
Данная методическая разработка содержит план урока, ход урока, самоанализ урока, список литературы, приложения.
Проект урока по теме «В. Г. Распутин. Прощание с Матерой» . Спроектированы цели урока:
1. Обучающая : познакомить с личностью, жизнью и творчеством В. Г. Распутина.
2. Развивающая : развивать умение учащихся грамотно формулировать ответ на поставленный вопрос, пересказывать, делать обобщения и выводы,развивать навыки анализа художественного произведения.
3. Воспитательная : пробудить познавательный интерес к личности и творчеству В. Г. Распутина, показать учащимся неоценимый вклад писателя в русскую литературу, способствовать нравственному воспитанию через привлечение словесных, живописных и музыкальных образов.
Для достижения данных целей выбраны: объяснительно – иллюстративный метод, практический метод; фронтальная форма организации урока; материально – техническое оснащение – доска, учебники, дидактический материал, раздаточный материал.
С целью осуществления быстрой обратной связи с обучающимися на этапе проверки домашнего задания планируется фронтальный опрос, который является также подготовкой к восприятию нового материала.
Для активизации мыслительной деятельности обучающихся предполагается вступительное слово преподавателя.
Для ознакомления обучающихся с новой учебной информацией строится схема, позволяющая чётко выделить основные направления нового материала; в тетрадях записываются основные понятия. На данном этапе работа может быть организована как совместная деятельность преподавателя и обучающихся.
С целью проверки глубины и полноты усвоения материала, планируется анализ художественного произведения,обсуждение.
Для закрепления изученного материала обучающимся даётся домашнее задание закрепляющего характера, предполагающее написание эссе на тему : "Почему возникает щемящее чувство утраты с уходом Матёры". В заключении планируется подведение итогов урока с привлечением обучающихся, выясняется степень достижения целей урока, выставление оценок.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Данная методическая разработка содержит план урока, ход урока, самоанализ урока, список литературы, приложения.
Проект урока по теме «В. Г. Распутин. Прощание с Матерой» . Спроектированы цели урока:
1. Обучающая : познакомить с личностью, жизнью и творчеством В. Г. Распутина .
2. Развивающая : развивать умение учащихся грамотно формулировать ответ на поставленный вопрос, пересказывать, делать обобщения и выводы ,развивать навыки анализа художественного произведения .
3. Воспитательная : пробудить познавательный интерес к личности и творчеству В. Г. Распутина , показать учащимся неоценимый вклад писателя в русскую литературу, способствовать нравственному воспитанию через привлечение словесных, живописных и музыкальных образов .
Для достижения данных целей выбраны: объяснительно – иллюстративный метод, практический метод; фронтальная форма организации урока; материально – техническое оснащение – доска, учебники, дидактический материал, раздаточный материал.
С целью осуществления быстрой обратной связи с обучающимися на этапе проверки домашнего задания планируется фронтальный опрос, который является также подготовкой к восприятию нового материала.
Для активизации мыслительной деятельности обучающихся предполагается вступительное слово преподавателя.
Для ознакомления обучающихся с новой учебной информацией строится схема, позволяющая чётко выделить основные направления нового материала; в тетрадях записываются основные понятия . На данном этапе работа может быть организована как совместная деятельность преподавателя и обучающихся.
С целью проверки глубины и полноты усвоения материала, планируется анализ художественного произведения ,обсуждение .
Для закрепления изученного материала обучающимся даётся домашнее задание закрепляющего характера, предполагающее написание эссе на тему : "Почему возникает щемящее чувство утраты с уходом Матёры" . В заключении планируется подведение итогов урока с привлечением обучающихся, выясняется степень достижения целей урока, выставление оценок.
Методы преподавания: объяснительно – иллюстративный, практический
Формы организации урока: фронтальная, индивидуальная
Цели:
1. Обучающая : познакомить с личностью, жизнью и творчеством В. Г. Распутина .
2. Развивающая : развивать умение учащихся грамотно формулировать ответ на поставленный вопрос, пересказывать, делать обобщения и выводы, развивать навыки анализа художественного произведения .
3. Воспитательная : пробудить познавательный интерес к личности и творчеству В. Г. Распутина , показать учащимся неоценимый вклад писателя в русскую литературу, способствовать нравственному воспитанию через привлечение словесных, живописных и музыкальных образов .
Содержание урока:
1. Организационный этап:
- приветствие;
- фиксация отсутствующих;
- постановка целей.
2. Этап подготовки к восприятию нового материала:
- вступительное слово преподавателя;
- запись названия темы в тетрадях.
3. Этап изучения нового материала:
– биография писателя В. Г. Распутина с мультимедийной презентацией, творчество писателя, анализ художественного произведения «Прощание с Матерой» :
биография писателя В. Г. Распутина :
- сообщения обучающихся ;
2) анализ художественного произведения «Прощание с Матерой» :
- запись героев повести «старого» и «нового» поколения
4. Этап закрепления - проверка понимания знаний и умений:
- решение проблемы , поставленной в повести (работа в группах):
1 гр. –охарактеризовать «старое» поколение
2 гр. –охарактеризовать «новое» поколение
3гр - ответить на вопрос «Как вы понимаете слова А. С. Пушкина «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности»?
4гр. - ответить на вопрос «Как встреча с Матёрой заставила задуматься над вопросами нравственности, о бережном отношении к малой родине ?»
- эвристические вопросы
5. Информация о домашнем задании:
- инструктаж.
6. Этап подведения итогов урока:
- подведение итогов урока с привлечением обучающихся:
какую тему изучили сегодня на уроке?
"Почему возникает щемящее чувство утраты с уходом Матёры?"
- выставление оценок;
- достижение целей урока.
Ход урока.
1. Организационный этап
Задачи этапа:
мотивировать обучающихся на усвоение нового материала и на использование его в практических ситуациях
создать психологический настрой
Содержание деятельности
Деятельность преподавателя
Деятельность учащихся
Ожидаемый результат
- Приветствие
- Фиксация отсутствующих
- Постановка целей преподавателем
- Преподаватель здоровается с обучающимися.
- Преподаватель отмечает отсутствующих.
- Преподаватель формулирует цели урока: познакомить с личностью, жизнью и творчеством В. Г. Распутина,развивать умение учащихся грамотно формулировать ответ на поставленный вопрос, пересказывать, делать обобщения и выводы ,развивать навыки анализа художественного произведения . пробудить познавательный интерес к личности и творчеству В. Г. Распутина , показать учащимся неоценимый вклад писателя в русскую литературу, способствовать нравственному воспитанию через привлечение словесных, живописных и музыкальных образов
- Староста называет отсутствующих.
Достижение целей урока.
2. Этап подготовки к восприятию нового материала
Задачи этапа:
организовать внимание обучающихся
активизировать мыслительную деятельность
Содержание деятельности
Деятельность преподавателя
Деятельность учащихся
Ожидаемый результат
- Активизация мыслительной деятельности обучающихся (вступительное слово преподавателя)
- Запись названия темы в тетрадях
- Сегодня у нас не совсем обычный урок. Мы будем говорить не только и не столько о литературе, а обратимся к нравственным проблемам, которые были актуальны во все времена и останутся такими до тех пор, пока будет существовать род людской.
Эпиграфом урока я предлагаю взять слова А. С. Пушкина «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности»
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
На них основана от века
По воле Бога самого
Самостоянье человека, -
Залог величия его.
Животворящая святыня!
Земля была б без них мертва,
Без них наш целый мир – пустыня,
Душа – алтарь без божества.(А. С. Пушкин )
Преподаватель называет тему урока:«В.Г. Распутин.Прощание с Матерой».
Обучающиеся слушают
- Записывают тему урока в тетрадях.
Подготовлены к восприятию нового материала
3. Этап изучения нового материала
Задачи этапа:
построить схему изучения нового материала
сформулировать и записать основные понятия
Содержание деятельности
Деятельность преподавателя
Деятельность учащихся
Ожидаемый результат
- Схема изучения нового материала
-Запись основных понятий в тетради
Первое, что мы рассмотрим на уроке –это :
1)биография В. Г. Распутина основные темы и мотивы произведений В. Г. Распутина (сообщение обучающейся Е. Туповой
2)произведение В. Г. Распутина «Прощание с Матёрой»(сообщение О. Булычевой «Система образов в повести», Е. Журкиной «Композиция и конфликт повести»)
Валентин Распутин – яркий представитель «деревенской прозы». В его творчестве нашла отражение острейшая проблема конца 20 века : разрушение природы и нравственности под воздействием цивилизации .Повесть «Прощание с Матерой» написана в 1976 году. Условно героев можно разделить на «старое» и «новое» поколение . Старое поколение : Дарья, Настёна, Катерина,Богодул.
Новое поколение : Павел, Петруха, Жук , Воронцов .
Основоной конфликт повести развивается с крика Богодула : «Мёртвых грабят!», который постепенно приобретает формы борьбы памяти и беспамятства, ценности и цены. Основная мысль и идея произведения - тема памяти : как мы относимся к предкам – так и к нам будут относиться потомки . Человеческая память как хранительница опыта предыдущих поколений играет первостепенную роль .
Распутин, раскрывая тему памяти , делает вывод о том , что связи между поколениями постепенно становятся слабее .
- Запись в тетрадях
- Записывают в тетрадях
Построена схема изучения нового материала, сформулированы и записаны основные понятия .
4. Этап закрепления – проверка понимания знаний и умений
Задачи этапа:
проверить полноту усвоения материала
сформировать навык анализа художественного произведения
Содержание деятельности
Деятельность преподавателей
Деятельность учащихся
Ожидаемый результат
- Эвристичес
кие вопросы
Решение проблем и вопросов произведения В.Г. Распутина
-
- Как построена повесть «Прощание с Матерой»?
- Какой перед нами предстаёт Матёра в начале произведения ?
- Какое место в повести занимает образ Дарьи ?
- С какой целью хотят затопить остров ?
- Назовите отрицательных героев повести .
- Как представители «старого» и «нового» поколения поколения относятся к затоплению острова и переселению ?
- Как вы думаете , нужно ли затапливать Матёру ?
- Если это делается для блага людей, в интересах государства, а государство –это люди, то могут ли оправданы любые средства достижения благородной цели ?
- Как вы думаете благо для миллионов и кощунство над десятками – вещи совместимые ?
- Чем страшна позиция Жука и Воронцова ? Найдите и зачитайте сцену разорения кладбища.
- Чем является Матёра для них ?
Критик Ю. Селезнёв говорит о земле- Родине и о земле – территории : «Если земля территория и только , то, и отношение к ней соответственное» . Землю- родную землю,Родину-освобождают,а территорию – захватывают.На земле-хозяин , на территории- завоеватель, покоритель .Человека, видящего в земле только территорию , не слишком интересует, что было до него , что останется после него ...»
- А чем является Матёра для представителей «старого» поколения –Дарьи, Богодула, Настасьи?
- Сформулируйте основную мысль и тему произведения
Работа в группах (задание на слайдах)
Ответы на вопросы , опираясь на тексты художественного произведения
(В произведении 22 главы, в которых воспроизводится быт жителей Матёры в последние три месяца
их пребывания на острове .Повесть построена так, что мы постепенно входим в пространство Матёры и в её историю . 1-я глава посвящена острову и деревне – это общий портрет . 2-я глава – посвящена главной героине Дарье, которую страшит беспамятство ,так как только память – личная и родовая-определяет индивидуальность человека .3-я глава- философское зерно повести : в ней выявляется разное отношение людей к одному и тому же , а именно к родной земле, предкам . В 3-ей главе представлены основные проблемы, которые получают развитие в последующих главах .
Найдите и зачитайте в тексте (1и 7 глава)
(Дарья-философский эпицентр , от которого в немалой степени зависит окружающее.Всё в её хозяйстве прочно и слаженно ,прибрано и ухожено, потому что затевалось надолго , продолжается по заведенному порядку . Дарью страшит беспамятство ,так как только память – личная и родовая-определяет индивидуальность человека.)
С целью строительства ГЭС
Жук , Воронцов
(Отношение Дарьи, Павла )
(Да, ГЭС создаётся для блага, во имя лучшего, во имя народа. А жители острова- это тоже народ, хоть и мал по количеству жителей…)
( Не совместимые, потому что от этого страдают люди, живущие по определенным порядкам и традициям, которые хотят сломать …)
( Они хотят разрушить )
(просмотр отрывка из к\ф «Прощание»)
(Объектом,территорией, с которой они могут получать деньги)
(Это память предков, хранившаяся веками и которую нужно сохранять до последнего)
(Распутин данным произведением делает вывод , что связь между поколениями становится слабее . Слова А. С. Пушкина чётко показывают основную мысль повестит «Прощание с Матёрой» : «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности», поэтому «старое» поколение в повести- образец людей высочайшего порядка нравственности )
Задание : 1 гр. –охарактеризовать «старое» поколение
2 гр. –охарактеризовать «новое» поколение
3гр - ответить на вопрос «Как вы понимаете слова А. С. Пушкина «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности»?
4гр. - ответить на вопрос «Как встреча с Матёрой заставила задуматься над вопросами нравственности, о бережном отношении к малой родине ?»
Новый материал усвоили, научились видеть проблему произведе-
ния.
5. Информация о домашнем задании
Задачи этапа:
дать инструктаж по выполнению домашнего задания
Содержание деятельности
Деятельность преподавателя
Деятельность учащихся
Ожидаемый результат
- Инструктаж
- написать эссе(миниатюрное сочинение-рассуждение, имеющее четкую структуру : вступление, тезис,аргументы, доказательство, выводы, заключение ) на тему : "Почему возникает щемящее чувство утраты с уходом Матёры?"
Запись в тетрадях для творческих работ
Обучающиеся проговаривают что такое эссе и вспоминают структуру .
6. Этап подведения итогов урока
Задачи этапа:
определить степень достижения целей урока
привлечь учащихся к подведению итогов
Содержание деятельности
Деятельность преподавателя
Деятельность учащихся
Ожидаемый результат
- Подведение итогов урока с привлечением обучающихся
- Выставление оценок
- Достижение целей урока
- Подведем итоги. Какую тему мы сегодня изучили?
- С какими трудностями вы столкнулись при изучении повести ?
- За работу на уроке поставлены следующие оценки…
- Цели урока, которые поставили в начале урока, мы выполнили.
- Спасибо за урок, до свидания!!!
- В. Г . Распутин «Прощание с Матёрой»
- Трудность при анализе повести .
- До свидания!!!
Обучающиеся усвоили новый материал.
Самоанализ урока.
Данная методическая разработка содержит план урока, ход урока, самоанализ урока, список литературы, приложения.
Спроектированы цели урока:
1. Обучающая : познакомить с личностью, жизнью и творчеством В. Г. Распутина
2. Развивающая : развивать умение учащихся грамотно формулировать ответ на поставленный вопрос, пересказывать, делать обобщения и выводы, развивать навыки анализа художественного произведения .
3. Воспитательная : пробудить познавательный интерес к личности и творчеству В. Г. Распутина , показать учащимся неоценимый вклад писателя в русскую литературу, способствовать нравственному воспитанию через привлечение словесных, живописных и музыкальных образов .
Для достижения данных целей выбраны: объяснительно – иллюстративный метод, практический метод; фронтальная форма организации урока; материально – техническое оснащение – доска, учебники, дидактический материал, художественные тексты, раздаточный материал.
С целью осуществления быстрой обратной связи с обучающимися на этапе проверки домашнего задания проведён фронтальный опрос, который является также подготовкой к восприятию нового материала.
Для активизации мыслительной деятельности обучающихся даётся вступительное слово преподавателя.
Для ознакомления обучающихся с новой учебной информацией была построена схема, позволяющая чётко выделить основные направления нового материала; в тетрадях записаны основные мысли и тема художественного произведения. На данном этапе работа осуществлялась как совместная деятельность преподавателя и обучающихся.
Для проверки глубины и полноты усвоения материала обучающиеся анализировали художественное произведение, работали в группах, предлагали решение проблем повести .
Для закрепления изученного материала обучающиеся получили домашнее задание закрепляющего характера, предполагающее написание сочинения-размышления на заданную тему.
В заключении подведены итоги урока с привлечением обучающихся, выставлены оценки. Цели урока достигнуты.
Список литературы.
1.А. Афанасьев Религиозно - языческое значение избы славянина //
Отечественные записки ,СПб,1851,т.86,отд.2
2.Бондаренко В. Распутинская поступь: к 60-летию В. Распутина. // Книжное обозрение. 1998, № 10.
3.Н. Н. Велецкая Языческая символика славянских архаических ритуалов
4.Ивин А. Надо ли прощаться с Матёрой? // Современная русская проза. В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам. / Составитель С.Ф.Дмитренко. М.: Изд-во МГУ, 1999.
5.Крупин В. Штрихи к портрету Валентина Распутина. // Литературная Россия. 1983, № 1.
6.Лотман Ю.М. Дом в “Мастере и Маргарите”. // Лотман Ю.М. О русской литературе: История русской литературы. Теория прозы. СПб, 1997.
Пятнадцать встреч в Останкино. М., 1989.
7.Хализев В.Е. Теория литературы. М., 1999.
Приложение.
Правила написания эссе
Эссе - это прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета.
Цель эссе состоит в развитии таких навыков, как самостоятельное творческое мышление и письменное изложение собственных мыслей .
Структура эссе:
1.Вступление
2.Основная часть : тезис, аргументы
3.Заключение.
При написании эссе важно также учитывать следующие моменты:
1.Вступление и заключение должны фокусировать внимание на проблеме (во вступлении она ставится, в заключении - резюмируется мнение автора).
2.Необходимо выделение абзацев, красных строк, установление логической связи абзацев: так достигается целостность работы.