kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проблема равнодушия и сострадания в рассказе Е.И. Носова «Кукла»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок посвящен проблемам равнодушия и сострадания в рассказе Е.И. Носова "Кукла" ("Акимыч"). Очень важное место на уроке отводится на анализ текста произведения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проблема равнодушия и сострадания в рассказе Е.И. Носова «Кукла»»

Тема: Проблема равнодушия и сострадания в рассказе Е.И.Носова «Кукла».

Цель: обучить учащихся целостному анализу эпического произведения на примере рассказа  Е.И.Носова «Кукла».

Задачи:

Образовательные:

1)     актуализировать и обогатить знания учащихся о личности писателя;

2)     познакомить учащихся с творческой манерой писателя;

3)     показать, какие проблемы поднимает Е.Носов в рассказе «Кукла» («Акимыч»);

4)    научить устанавливать связь событий исторически-военного времени с событиями, описываемыми в рассказе.

Развивающие:

1)     совершенствовать навык выразительного чтения;

2)     развивать словесно-логическое мышление.

Воспитательные:

1)     воспитывать в детях отзывчивость, чуткость, стремление беречь все живое на Земле;

2)     формировать понимание поступков, мотивов поведения людей;

3)     воспитывать у учащихся чувство сострадания, протест против эгоизма, равнодушия и зла сегодняшней жизни.

Ход урока

I.Оргмомент.

II.Слово учителя (3 мин)

Учитель:

- Прежде чем мы с вами начнем беседовать о прочитанном рассказе, расскажу вам одну историю, а вы попробуйте понять, о чем она.
В одной больничной палате лежали два человека. Оба были тяжелобольными. Кровать одного из них находилась у окна, а другой больной лежал у двери, где не было света. Один постоянно в окошко смотрел, другой мог видеть лишь стены. И тот, что лежал у двери, попросил другого рассказать о том, что видно тому из окна. Этот человек рассказал ему, что видит ясное небо, зеленые деревья, гуляющие парочки и даже кошку. Человеку, который лежал у двери, стало обидно, что он не может сам этого видеть, он считал себя обделенным.
И вот, однажды, тому, кто лежал у окна, стало внезапно очень плохо, что он даже не смог дотянуться до кнопки, чтобы вызвать медсестру, а его сосед вполне мог это сделать, но он только усерднее закрыл глаза. И человек умер.
Утром пришла медсестра, чтобы поменять постель после покойного. И тот, что лежал у двери попросил, чтобы теперь его положили у окна. И когда он ,наконец, посмотрел в окно, то увидел…. глухую стену…. Он был потрясен, рассказал медсестре о синем небе, о зеленых деревьях, о том, что слышал раньше от своего соседа по палате…. А медсестра ему сказала, что сосед его был слепым. «Тогда зачем он мне всё это говорил, зачем врал?!»- удивился человек. «Он старался утешить вас…»- тихо ответила медсестра.

- Итак, как вы думаете, о чем этот рассказ? (о человеческой жестокости и сострадании, о равнодушии и неравнодушии).

-Вы самостоятельно познакомились с рассказом Е.Носова «Кукла». Скажите, находит ли отражение то, о чем я вам сейчас рассказала в этом рассказе? (в этих рассказах прослеживает общая проблема человеческого равнодушия и сострадания)

- Как бы вы определили тему нашего урока? (Проблема равнодушия и сострадания в рассказе Е.И.Носова «Кукла») (слайд 1)

III.Работа по теме урока (30 мин)
1.Практическая работа в группах (5 мин)

Учитель:
- Какие впечатления вызвал у вас рассказ Е.И.Носова «Кукла»?
(ответы детей)



-  Какую роль играет описание природы в начале рассказа?
(Класс делится на 2 группы, каждой предлагается фрагмент пейзажной зарисовки, который ученики должны внимательно перечитать, проанализировать, найти выразительные средства, используемые писателем для описания природы, и по возможности наиболее полно и обоснованно дать ответ на вопрос).

Учащиеся первой группы отмечают, что предложенная им для анализа  пейзажная зарисовка наполнена «ощущением праздничности и радости бытия». Светлые, по-летнему яркие краски вызывают чувство тепла, комфорта, пробуждают воспоминания о лете, и лишь палый лист, похожий на рыбку-верховку, да запахи влажной земли и яблочной прели напоминают об осени, но не вызывают сожаления, а только напоминают о закономерностях в природе. Голоса и звуки, доносящиеся со спортивной площадки, довершают  радостную картину, «оживляют» пейзаж, но не вносят в него дисгармонию. В приведенном отрывке природа дана во всём своём многообразии красок, запахов, звуков, состояний. Автор использует олицетворения, эпитеты, сравнения, по­казывает через них гармонию в природе.

Учащиеся второй группы говорят о том, что вторая зарисовка является полной противоположностью первой. Краски мрачные, темные, грязные. Ясные и открытые «до беспредельности» дали сменяются другими картинами: «русло сузилось», «чистые пески…затянуло» и др. Используемые писателем средства выразительности в этом отрывке: олицетворения («язевое приволье ощетинилось кугой и пиками стрелолиста», «свободно прет черная донная»); метафора («горбом выпер грязный се­рый меляк»); сравнение («меляк, похожий на большую околевшую рыбину») –  усиливают мрачность, безотрадность представив­шейся нашему взору картины. Причину обмеления реки, изменений в природе автор видит в бездумном  хозяйствовании, использовании большого количества химических удобрений, чужеродных богатству родной земли –  «прет черная донная тина, раздобревшая от избытка удобрений, сносимых дождями с полей».

Вывод. Светлое, доброе начало в природе противопоставлено жестокости, бессердечию людей.



2.Работа с текстом (3 мин)

Учитель:

Как Акимыч воспринимает то, что происходит в его родном селе? (Как личную трагедию)
– Расскажите об Акимыче. (Рассказчик говорит о том, как он познакомился с Акимычем, как много их объединяет.«На берегу, в тростниковом шалаше, мне не раз доводилось коротать летние ночи. Тогда же выяснилось, что мы с Акимычем, оказывается, воевали в одной и той же горбатовской третьей армии, участвовали в «Багратионе», вместе ликвидиро­вали Бобруйский, а затем и Минский котлы, брали одни и те же белорусские и польские города. И даже выбыли из войны в одном и том же месяце. Правда, госпиталя нам выпали разные: я попал в Серпухов, а он в Углич».
«Ранило Акимыча бескровно, но тяжело: теперь, спустя десятилетия, разволновавшись, он внезапно утрачивал дар речи, язык его будто намертво заклинивало, и Акимыч, побледнев, умолкал, мучительно, вытаращенно глядя на собеседника и бес­помощно вытянув губы трубочкой. Так длилось несколько минут, после чего он глубоко, шумно вздыхал, поднимая при этом ост­рые, худые плечи, и холодный пот осыпал его измученное немотой и окаменелостью лицо».)

Что увидели рассказчик и Акимыч в грязном придорожном кювете? (Куклу. «Она лежала навзничь, раскинув руки и ноги. Большая и все еще миловидная лицом, с легкой, едва обозна­ченной улыбкой на припухлых по-детски губах».)
Что поразило Акимыча и рассказчика в найденной кукле? (Над ней кто-то жестоко и цинично глу­мился: «светлые шелковистые волосы на голове были местами обожжены, глаза выдавлены, а на месте носа зияла дыра, прожженная, должно быть, сигаретой. Кто-то сорвал с нее платье, а голубенькие трусики сдернул до самых башмаков, и то место, которое прежде закрывалось ими, тоже было истыкано сигаретой».) 

Акимыч уже не ребенок. Почему эпизод с куклой показался ему таким страш­ным? Давайте найдем в тексте жуткое слово, которое писатель использует для яркого выражения переживаний героя.

(Он напомнил Акимычу военное время.: «Может, со мной с войны такое. На всю жизнь нагляделся я  человечины». Старый фронтовик не смог спокойно пройти мимо. Растер­занная кукла, лежавшая навзничь с раскинутыми руками и ногами, напомнила ему об ужасах войны, о тяжелораненых, оставшихся без рук и ног, об изуродованных телах погибших солдат, не преданных земле. Акимыч решил похоронить куклу. Для этого он выкопал настоящую могилку, охапкой сена выстлал днище ямы, аккуратно положил туда куклу, сверху прикрыл охапкой сена и только тогда закопал. 
Акимыч считает, что если кто-то смог растерзать куклу, то он сможет и над человеком надругаться.)

- Обратите внимание на это слово «человечина». Мы привыкли часто слышать и употреблять в совей речи слова «говядина», «баранина»….но «человечина»… Что означает это слово в речи героя? (это слово выражает ужасное последствие войны – искалеченный человек, трупы, разорванные части тела…)

- В рассказе прослеживается еще одна важная тема – тема войны. Писателю очень близка эта тема, потому что он сам был ее участником. (слайд 2)

3.Слово о писателе (2 мин)

Носов ушел на фронт восемнадцатилетним пареньком, сражался в составе про­тивотанковой бригады, был тяжело ранен и, вернувшись домой, не­которое время получал пособие как инвалид. Позже все пережитое, увиденное, запомнившееся – и детство, и война, и послевоенные судьбы родной страны – проходило перед духовным взором Носова и оживало в особом, преображенном виде в книгах. В своих произведениях автор никогда не описывал непосредственно военные действия. (слайд 3)

«Война в произведениях  Носова звучит нередко, хотя и отрывочно, фрагментарно – то в воспоминаниях фронтовиков, то в обстоятельствах их сегодняшней жизни, как бы за пределами сюжета» (Ю.А. Дворяшин). (слайд 4)

«Моей неизменной темой по-прежнему остается жизнь простого деревенского человека, его нравственные истоки, отношение к земле, природе и ко всему современному бытию», –  писал Носов в своей автобиографии. Для самого Е.И. Носова, как и для его героев, земля, на которой живут находящиеся рядом с ним люди, священна. Это земля Родины. Её надо любить и защищать. Такое отношение к земле было характерно с древних времен, оно нашло отражение ещё в «Слове о полку Игореве». Известно, что город Курск, близ которого родился будущий писатель,  упоминается в этом памятнике древнерусской литературы. (слайд 5)

«А мои куряне – хоробрые воины, –   говаривал князь Всеволод…, –  под шеломами взлелеяны, с конца копья вскормлены».

4.Работа со словарем (2 мин)
– А что можно сказать о современных людях? Как они относятся к своей земле, природе? (Описывая места, где оставил «следы» своего пребывания человек, автор показывает бездушное отношение человека к природе, привлекает внимание к экологической проблеме нашего времени.)
– Только ли к природе равнодушен человек в рассказе «Кукла»? (Нет. Кто-то сжег шалаш Акимыча. Рассказчик даже испугался, жив ли его старый приятель.)

– Что отличает Акимыча от других людей, которые проходили мимо куклы и не обращали на неё внимания? (У него болит душа и сердце за все окружающее и увиденное, он возмущен равноду­шием людей. Героя отличает сострадание к кукле как к живому существу) 
– Толковый словарь Д.Н.Ушакова дает такое определение: (слайд 6)
РАВНОДУШИЕ, равнодушия, мн. нет, ср. Состояние равнодушного человека, безучастное, лишенное интереса, пассивное отношение к окружающему. Отнестись с равнодушием к чему нибудь. Проявить полное равнодушие к чему нибудь. 

СОСТРАДА́НИЕсострадания, мн. нет, ср. Сочувствие чужому страданию, участие, возбуждаемое горем,несчастьем другого человека. Испытывать глубокое сострадание к кому-нибудь. Из чувства сострадания.Вызвать, возбудить сострадание в ком-нибудь.

5.Работа в группах (3 мин)

Какие можно подобрать синонимы к этим словам? Первая группа работает со словом «равнодушие» , а вторая со словом «сострадание»
(равнодушие - безразличие, безучастность, наплевательское отношение, бесчувственность, черствость, душевная слепота; Сострадание-жалость, сочувствие, участие, гуманность, 

милосердие, соболезнование,  сердобольность, сердоболие, сожаление)

6.Беседа (5 мин)

- Итак, мы с вами увидели, на сколько может быть равнодушным, бессердечным человек. Какой вывод делает Акимыч о причинах происшедшего? («Нынче многие притерпелись к худу и не видят, как сами худое творят. А от них дети того набираются... Проходят парочки, за руки держатся, про любовь говорят, о детках мечтают. Везут малышей в колясках – бровью не поведут. Детишки бегают – привыкают к такому святотатству». Большое зло начинается с малого. Самое страшное – привычка к святотатству, равнодушие.) 

.– В первых публикациях рассказ назывался «Акимыч», а позднее – «Кукла». Как вы думаете, почему автор изменил название? 
(Изменив название рассказа, автор акцентирует внимание читателя не на образе Акимыча, а на случае с куклой. Так автор выражает свой протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к природе, к окружающим людям, в том числе и к Акимычу, вкладывая его в уста своего героя.)

– Давайте сравним рассказ Е.И. Носова «Кукла» и стихотворение К. Случевского «Кукла». (слайд 7)

Куклу бросил ребенок. Кукла быстро свалилась, 
Стукнулась глухо о землю и навзничь упала... 
Бедная кукла! Ты так неподвижно лежала 
Скорбной фигуркой своей, так покорно сломилась, 
Руки раскинула, ясные очи закрыла... 
На человека ты, кукла, вполне походила!

(Учащиеся делают вывод о том, что в обоих произведениях говорится о брошенной кукле, только в стихотворении куклу бросил ребенок – существо неразумное, поэтому его действия можно считать неосознанными. В рассказе Носова над куклой надругались взрослые или подростки, значит это сделано осознанно и достойно осуждения. )

7.Выразительное чтение текста (10 мин)

C. 174 – Кто ж их знает…

IV.Подведение итогов урока (5 мин)

– Е.И. Носов советовал включить в но­вый учебник рассказ «Кукла» как произведение острое, проблемное. Согласны ли вы, что вопросы, поставленные автором, действительно актуальны? Какие нравственные уроки дает нам писа­тель Евгений Носов?

(Рассказ Носова «Кукла» повествует о проблемах,  которые должны волновать всех. Безразличное отношение людей друг к другу, к вещам, жестокость по от­ношению к природе, к сожалению, не становится меньше, а, напротив, растет. Изменить ситуацию можно, если каждый задумается над ней и начнет меняться сам, будет работать над собой, займет активную жизненную позицию. Такую же, как автор рассказа «Кукла», дающий пример беззаветной любви к родной земле, людям, живущим на ней. Эта любовь чувствуется даже в том, что писатель использует в своем рассказе слова и выражения, характерные для жителей Курской области: дурнишник, белокопытник, стрелолист (названия растений), язь (вид речной рыбы), гусак, взгорок, «гукает кирзачами», «телогреечка внапашку» и другие. (Здесь можно поработать над отдельными словами, объяснить их значение.)

«...Он освещает проблемы, существенно важные для Родины, волнующие народ: о судьбе деревни, о социальной справедливо­сти... о том, как жить и что делать...» (И. Баскевич.)

– Ребята, а вы в своей жизни были свидетелями такого человеческого равнодушия и сострадания? А может быть, вы вспомните моменты из фильмов?

(ответы детей ) (слайд 8)

V.Рефлексия (3 мин)

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я понял, что…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…




(слайд 9) VI.Домашнее задание (1 мин)

Для всего класса:

  • прочитать рассказы Е.И. Носова «Радуга».

  • нарисовать иллюстрацию к любому прочитанному рассказу писателя.

Индивидуальнье задание:

  • написать сочинение-рассуждение «Нравственные проблемы, поднятые в рассказах Е.И. Носова».



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Проблема равнодушия и сострадания в рассказе Е.И. Носова «Кукла»

Автор: Межакова Ксения Леонидовна

Дата: 25.06.2016

Номер свидетельства: 336142

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Конспект урока-рассуждения на тему: "Что в сердце нашем самое святое?" (по рассказу Е.Носова "Кукла") "
    ["seo_title"] => string(108) "konspiekt-uroka-rassuzhdieniia-na-tiemu-chto-v-sierdtsie-nashiem-samoie-sviatoie-po-rasskazu-ie-nosova-kukla"
    ["file_id"] => string(6) "185478"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426182714"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) "Урок литературы Е.И.Носов "Кукла". "
    ["seo_title"] => string(33) "urok-litieratury-ie-i-nosov-kukla"
    ["file_id"] => string(6) "122470"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414254271"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства