Просмотр содержимого документа
«Превосходная должность - быть на земле Человеком»
Превосходная должность – быть на Земле Человеком…
( цикл уроков по ранним произведениям Максима Горького)
Хочу, чтобы каждый из людей был Человеком.
М.Горький
Романтизм – это состояние души.
М.Горький
Пояснительная записка
С произведениями Максима Горького в последнее время дети знакомятся только на уроках литературы. Поэтому необходимо так построить уроки, чтобы у ребят осталось желание самостоятельно обращаться к произведениям Горького в трудные минуты за советом, потому что у него есть ответы на многие жизненные вопросы. Горький может помочь в выборе друзей и узнавании врагов.
Цели методической разработки:
1. Познакомить с Песнями Максима Горького;
2. Открыть ребятам философские взгляды М.Горького на человеческую сущность;
3. Помочь ребятам в формировании своего философского взгляда Человека.
Задача:
Дать понять ребятам, что проблема поиска человеком самого себя - вечна, и решать ее каждый должен сам, опираясь на многовековой человеческий и литературный опыт.
Ожидаемый результат:
Каждый ученик должен уйти с урока с вопросом: «Кто я? Для чего и как я живу? Как надо жить дальше?»
Целевая аудитория:
Данный урок разработан для учащихся 7 класса, так как именно в этот период формируется ребенок как Личность и именно в этом возрасте начинают возникать вопросы Кто Я? Какой Я?
Тема цикла: Превосходная должность – быть на земле Человеком
Тип урока: урок развития речи.
Вид контроля: сочинение- рассуждение, чтение наизусть
Оформление класса: портреты М.Горького и Ницше, иллюстрации к произведениям М.Горького
Музыкальное оформление: музыкальная запись шума моря.
Урок №1 Поле битвы – сердце человека.
(по двум легендам из рассказа « Старуха Изергиль»)
Если хочешь быть Человеком, будь Богом.
Ницше
Я – весь мир.
Ницше
Цели урока:
1. Знакомство с легендами.
2. Обучение выразительному, вдумчивому чтению прозаических произведений.
3. Обучение умению видеть авторскую философию жизни, оценивать ее критически и на основе этого формировать свою собственную.
Оформление доски: эпиграфы, портрет М.Горького, иллюстрации к произведениям, слова для словарной работы (по Ожегову).
Альтруист – человек, бескорыстно действующий на пользу людям, не считаясь со своими интересами.
Эгоист – человек, отличающийся себялюбием, предпочтением своих, личных интересов интересам других, пренебрежение ими.
Романтизм – направление в литературе и искусстве, проникнутое оптимизмом и стремление показать в ярких образах высокое назначение человека.
Фри́дрих Ви́льгельм Ницше -немецкиймыслитель, классическийфилолог, композитор, создатель самобытного философского учения, которое носит подчёркнуто неакадемический характер и отчасти поэтому имеет широкое распространение, выходящее далеко за пределы научно-философского сообщества
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Вступительное слово учителя о целях и задачах урока.
Чтение учителем легенды о Данко (минута дается ребятам для осмысления легенды).
Работа над произведением.
Ребята делятся первыми впечатлениями от прочитанного. Чаще всего они восхищаются подвигом Данко и удивляются безразличию людей, ради которых он не пожалел своей жизни.
Переходим к раскрытию образа главного героя. Итак, Данко. Каков он?
Учитель записывает на доске вслед за репликами учеников.
Молодой
Красивый
Сильный
Смелый
Гордый
Решительный
Любящий людей
Чтение учителем легенды о Ларре. Ребята так же делятся впечатлениями от прочитанного. Отношение к главному герою резко негативное. На доске появляется запись о Ларре. Каков он?
Молодой
Красивый
Сильный
Смелый
Гордый
Решительный
Любящий себя
8. Ребята приходят к выводу, что эти два молодых человека абсолютно похожи, с одной лишь разницей в отношении к людям и к себе. И естественно отношение людей к ним разное. Но оба они одинаково рано уходят из жизни людей, оставив о себе память. А вот какую память и почему люди торопятся избавиться как от Данко, так и от Ларры, нам предстоит еще выяснить. А каким путем пойдете вы, решать вам самим.
9. Итак, переходим к сравнительной характеристике главных героев
Мы выяснили, что они во многом похожи. Но в чем же их различие?
В происхождении
В воспитании
В отношении к себе
В отношении к людям
Да, действительно, давайте вспомним, где в каких условиях родился и воспитывался каждый персонаж легенд Горького.
Данко родился в свободном племени. Он жил среди людей, благодаря которым он стал сильным, гордым, свободным. Они научили его любить себя и уважать людей. Они подарили ему самое дорогое, что у них есть,- это заветы своего племени. А Ларра - сын орла, который тоже воспитал сына сильным, гордым, свободным. Но он не мог научить Ларру уважать людей, он воспитал в нем чувство превосходства над всеми, и люди ему ничего не дали, поэтому он не мог уважать людей, он умел любить одного себя и делать только то, что хотелось ему, не считаясь ни с кем.
Что же выходит? И тот и другой получили от людей самое дорогое, что у них есть, - жизнь (не забывайте, что Ларру родила женщина того же племени). Но Данко получил еще заветы. У него было, чем гордиться и что терять. А у Ларры ничего этого не было - он ничем не дорожил, только своей жизнью.
Итак, Данко получил от людей жизнь и отдал им свою жизнь, оставив себе лишь заветы. (отрывок наизусть « Что сделаю я для людей…»)
Лара получил жизнь, но ничего не хочет отдавать, а наоборот, хочет все больше и больше. И люди наказали его за это бессмертием – они подарили ему вечную жизнь.
10. И что в результате?
Один «осторожный» человек наступил на сердце Данко. Но почему? Чего он испугался? За что люди поступают так с тем, кто не пожалел ради них своей жизни?
Может быть, потому, что оно (сердце) будет напоминать им о своей слабости? А может, потому, что люди не любят сильных, благородных и безжалостно расправляются с ними? Ведь гораздо легче смотреть на искры в степи и вспоминать о подвиге Данко, чем жить с ним рядом и помнить о своей слабости. Данко отдал свою жизнь. А что получил взамен? Забвение. Только искры в степи.
Ларра ничего не отдает. И что получает? Тоже забвение. Только тени в виде облаков.
10. Какой же напрашивается вывод?
Если человек живет ради людей, всего себя отдает людям, они начинают потихоньку его ненавидеть. Люди не любят тех, кто приносит себя им в жертву и делает им добро. Если человек живет ради себя, люди также его ненавидят, но только не скрывают своей злобы. Люди не любят тех, кто не считается с ними.
Что же получается?
Нельзя жить только ради людей и нельзя жить только ради себя. Необходимо найти золотую середину. Человек должен одинаково брать и отдавать. Тогда он сможет прожить в этом жестоком мире. В противном случае человека ждет презрение и память светлая, если ты всего себя отдал людям, и память черная, если ты жил только ради себя. Так ли это важно после смерти? Но это тема для другого разговора.
11. Обратимся к нашим эпиграфам. Ницше утверждал: «Если хочешь быть Человеком, будь Богом». Донко попробовал, люди быстро избавились от него, как и от бога. Только Иисуса Христа распяли, а Донко сам вырвал свое сердце и отдал его людям. Следующего его утверждения «Я - весь мир» придерживался Ларра, и люди отвергли его. Самым верным оказалось утверждение самого Горького: «Хочу, чтобы каждый из людей оставался Человеком». Да, действительно, самое важное - оставаться просто человеком, но это и самое сложное.
12. Итог урока. Что же хотел сказать Горький, создавая эти легенды? Скорее всего, то, что человек не должен быть ни эгоистом, ни альтруистом (словарная работа). Он должен искать свою золотую середину. Возможно, на поиски уйдет вся сознательная жизнь. Но только так человек сохранит собственное «я» и найдет свое место среди людей.
13. Домашнее задание: написать сочинение – размышление на основе прочитанного и услышанного на уроке.
Урок № 2 Безумству храбрых поем мы песню
(по «Песне о Соколе» М.Горького)
Пускай ты умер! .. Но в песне смелых и сильных духом всегда ты будешь живым примером, призывом гордым к свободе, к свету!
Зачем же гордость? Зачем укоры? Затем, чтоб ею прикрыть безумство своих желаний и скрыть за ними свою непригодность для дела жизни.
Летай иль ползай, конец известен: все в землю лягут, все прахом будет…
Цели урока:
Продолжить работу по формированию у учащихся навыков анализа литературного произведения, умения составлять сравнительную характеристику персонажей через наблюдения за речью.
Актуализировать в сознании учащихся понятие «жизненные принципы» через обсуждение проблемных бытовых ситуаций, в которых раскрывается характер персонажей.
Подготовка к сочинению, тема которого вынесена в названии урока.
Оформление доски: эпиграфы, иллюстрации к произведению, портрет М.Горького.
Ход урока
1. Оргмомент. Вступительное слово учителя о целях и задачах урока.
2. Чтение «Песни…» учителем или подготовленным учеником.
3. Дается минута-две для самостоятельного осмысления текста. Свои первые мысли ребята записывают в тетрадь. Несколько работ зачитываются без комментариев (если это возможно).
4. Начинается работа над сравнительной характеристикой персонажей.
1) Поскольку Уж первый появляется на страницах произведения, начинаем с него. Необходимо выписать слова, которые характеризуют действия Ужа. Это такие глаголы, как вполз, лег, свернувшись, испугался, отполз проворно, подполз и прошипел, подумал, долго думал, взглянул, сказал и сделал, прянул в воздух, пал, но не убился, а рассмеялся
На основе этих глаголов подберите эпитеты, определения, характеризующие Ужа.
Желающие выходят к доске, записывают свои определения. Получается примерно такая запись на левой стороне доски:
Осторожный
Ленивый
Трусливый
Наглый
Умеющий думать
Верный слову
С чувством превосходства
Скользкий
Самодовольный
Мудрый
Ребята единодушно приходят к выводу, что Уж – неприятный, мелкий персонаж.
2) Такую же работу ребята проводят и над образом Сокола. Сначала выписывают слова и сочетания слов, характеризующие действие Сокола. Появляется такая запись: пал, бился грудью, да, умираю, вздохнул глубоко, славно пожил, знаю счастье, храбро бился, видел небо, вдруг встрепенулся, привстал, повел очами, крикнул, собрав все силы, прижал бы врага, дрогнул, гордо крикнул, расправил крылья, вздохнул всей грудью, сверкнул очами и вниз скатился.
На основе этого составляется характеристика Сокола. На правой стороне доски появляется новая запись.
Смелый
Храбрый
Смысл жизни в борьбе
Свободный
Непобедимый
Открытый
Честный
Нет страха смерти
Всем импонирует свободолюбие, гордость, храбрость Сокола. Все ребята хотят быть такими. Делается вывод, что от таких людей, как Сокол, веет оптимизмом, они не останавливаются на достигнутом, ищут препятствия на своем пути и с достоинством преодолевают их. А такие, как Уж, находят себе теплое местечко и живут себе тихо, спокойно, никого не трогают.
3) А какие мы с вами? Какой образ жизни выбираем мы, и всегда ли наши стремления впадают с нашими действиями? Продолжаем работу дальше, но уже над собой.
Из эпитетов, данных Ужу и Соколу, выберете те, которые соответствуют вашему характеру. У каждого из вас получится своя запись. Но в большинстве своем эпитетов, соответствующих Ужу, у ребят оказывается больше. Получается примерно такая запись:
Осторожный
Ленивый
Умеющий думать
С чувством превосходства
Скользкий
Смелый
Честный
Свободный
Делается вывод, современная молодежь тоже ищет себе место потеплее, поспокойнее, чтобы жить без проблем, тихо, мирно. Хорошо это или плохо? Наверное, ничего плохого в этом нет, только скучно, неинтересно. Но ведь уютное гнездышко надо еще суметь свить. Здесь, естественно, понадобится мудрость Ужа. Обращение к эпиграфу №2 «Зачем же гордость? Зачем укоры? Затем, чтоб ею прикрыть безумство своих желаний и скрыть за ними свою непригодность для дела жизни». Возможно, Уж прав. Чего добился в жизни Сокол? Что он имеет? Дом, семью? Об этом нам автор ничего не говорит. Да и нужно ли это Соколу, если он дорожит только свободой и горит жаждой битвы?
4) «Зачем такие, как он, умерши, смущают душу своей любовью к полетам в небо?»
Так все-таки смущают? Значит, Уж понимает, что в его жизни чего-то не хватает. Чего? Безумство желаний! Полетов в небо!
Уж захотел приблизиться к Соколу, попробовал подняться в небо, но пал на камни так же, как и Сокол. Не зря автор употребляет именно этот глагол высокого стиля пал.
Но ничего не получилось у Ужа. Почему? Да потому что душа его ленивая, она спит и не хочет просыпаться. Ему и так хорошо, он вполне доволен собой. «И он свернулся в клубок на камне, гордясь собою».
Автор же хочет сказать, что этого мало человеку. Что еще необходимо, чтобы человек оставался человеком? Чтение наизусть отрывка «Безумству храбрых поем мы песню»
Конечно, пока жив, человек будет стремиться «свободе, к свету». Этим и отличается он от всех существ, живущих на Земле, он всегда будет воспевать «безумство храбрых». Вот только не каждый способен на вечный бой. Да и нужно ли это? А жить когда? Очень много проблемных вопросов ставит перед нами М.Горький. Ответить на них каждому предстоит самостоятельно, но пример смелого Сокола всегда будет тревожить души людей. И слова «мудрого» Ужа : «Летай иль ползай, конец известен: все в землю лягут, все прахом будет» - примут не все. Хочется жить и умереть красиво, смело, совершая великие дела.
5. Итог урока. Возвращаемся к записям, сделанным в начале урока. Изменилось ли ваше мнение о персонажах « Песни»? Чаще всего отношение к героям меняется. Поведение Ужа ребята теперь оценивают не так критически, потому что видят в нем отчасти себя. И Сокола хотят успокоить, опустить на Землю, приблизить к себе. Но человеку свойственно мечтать и добиваться своей мечты, иначе жизнь остановится, застынет на месте. А так быть не должно, поэтому «безумству храбрых поем мы славу».
6. Домашняя работа: написать сочинение, в котором вы должны ответить на вопросы: Кто я? Какой я? Чьи жизненные принципы мне ближе? Каким хочу бить? И что для этого делаю?