Классный час на тему «Учитель пред именем твоим ….»
Цель: 1) познакомить старшеклассников с историей профессионального праздника, с великими педагогами прошлого и учителями-новаторами, рассказать о непреходящем значении учительской профессии; 2) воспитывать чувство уважения к профессии педагога; 3) приобщать учащихся к нравственным ценностям общества.
Учитель – профессия дальнего действия,
Главная на земле.
Р.Рождественский
… Среди немеркнущих профессий,
На вечность предъявляющих права,
Учителям, как вдохновенным песням,
Жить на Земле, пока Земля жива.
1. Слово учителя.
«Всё начинается с детства», - сказал великий поэт. А детство – с семьи и школы. Семья – это прежде всего мама, а школа – это прежде всего учитель. Два великих предназначения на земле. Отношение к матери – пробный камень всех человеческих достоинств. И отношение к учительскому призванию тоже! Само призвание воспитателя юных поколений – призвание святое! Ян Амос Каменский, великий мыслитель и педагог прошлого, говорил об учителях: «Им вручена превосходная должность, выше которой ничего не может быть под этим солнцем». А замечательный французский писатель, автор
бессмертных романов «Очарованная душа» и «Жан-Кристоф» Ромен Роллан писал: «Преподавание – благороднейшее дело, и я понимаю, что, несмотря на все его трудности,
оно может доставлять большую радость тому, кто умеет пробуждать молодые умы. Я помню, чем обязан своим учителям. Порой довольно одного случайно обронённого слова
учителя, и вся наша жизнь озаряется новым светом!» О непреходящем значении школьного учителя прозвучало со страниц газет стихотворение Р.Рождественского:
Вы знаете, мне по-прежнему верится,
что если останется жить Земля, -
высшим достоинством человечества
станут когда-нибудь учителя!
Не на словах, а по вещей традиции,
которая завтрашней жизни под стать,
Учителем надо будет родиться,
И только после этого стать!
Он, даже если захочет, не спрячется:
на него, идущего ранней тропой,
станут прохожие оборачиваться,
будто бы на оркестр духовой!
В нём будет мудрость талантливо-дерзкая,
Он будет солнце нести на крыле…
Учитель – профессия дальнего действия,
Главная на земле.
(обратить внимание учеников на эпиграф к уроку)
2. Выступления учеников.
Ученик №1:
Учитель… Как много скрыто в этом слове! Словари дают разные толкования этому зва-
нию. «Учитель – тот, кто обучает чему-нибудь, преподаватель», «тот, кто является высоким авторитетом в какой-нибудь области, имеет последователей, учеников». В.И.Даль, составитель «Толкового словаря живого великорусского словаря», пишет, что учитель – это «наставник, обучатель».
В жизни каждого человека учитель играет очень важную роль, и, выйдя за школьный порог, став взрослым, многие с благодарностью вспоминают первого учителя, любимого
учителя, лучшего учителя.
Звание учителя во все времена считалось почётным, потому что его труд был всегда подвижническим, творческим. Ведь этот человек открывает своим ученикам двери в мир
знаний, наставляет их, учит, как жить. Не случайно, если хотят отметить в ком-нибудь такие качества в превосходной степени, о нём пишут с большой буквы – Учитель.
Учитель:
В стихотворении «19 октября» (1825 г.) А.С.Пушкин отдал дань уважения своим лицейским наставникам:
Наставникам, хранившим юность нашу,
Всем честию, и мёртвым и живым,
К устам, подъяв признательную чашу,
Не помня зла, за благо воздадим.
Любимым преподавателем Пушкина был Куницын. О нём Пушкин напишет:
Он создал нас,
Он воспитал наш пламень,
Поставлен им краеугольный камень,
Им чистая лампада зажжена.
День Учителя в нашей стране отмечается в первое воскресенье октября как общегосудар-
ственный праздник.
Ученик №2 читает стихотворение:
Учителю.
Октябрь, как в детстве красит позолотой
Края небес, леса и даль полей
К нам снова сквозь всечасные заботы
Приходит светлый день учителей.
Как счастлив я, что ты живёшь на свете,
Мой самый верный, настоящий друг!
Уже темно, стучит в окошко ветер,
И на тетрадках – лампы светлый круг!
Опять до ночи шелестят страницы
В твоих усталых ласковых руках,
Пусть наша жизнь уже не повторится,
Вся жизнь твоя – в твоих учениках.
Ученик №3 читает стихотворение:
О профессии учителя.
Во всём, в планетах над планетой,
В великой щедрости полей,
В станках, литье, в строках поэтов –
Душа и ум учителей.
Когда за милой школьной дверью
Мы выбираем даль дорог,
То с нами – правдой и доверьем
Идёт товарищ педагог.
Ученик №4:
Ученица №6:
В эпоху средневековья в условиях роста городов и развития ремёсел феодалы использовали наёмных учителей, которые обучали детей чтению и письму. В эпоху капитализма профессия учителя становится массовой, так как для развития торговли и промышленного производства понадобились грамотные рабочие.
Учитель:
В труде, который так чудесен!
3. Вопросы учителя к классу:
- Каких выдающихся педагогов прошлого вы знаете? Что вам известно о каждом из них?
- Какие казахские просветители вам известны? Какой вклад они внесли в развитие педагогической науки?
- Назовите современных российских и казахстанских педагогов-новаторов?
- Какие известные вам художественные произведения написаны об учителях?
(В. Распутин «Уроки французского», А.Платонов «Песчаная учительница», Ф.Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла», Ч.Айтматов «Первый учитель», А.Чехов «Человек в футляре» и другие)
Показывается сценка из школьной жизни.
Ведущий:
Мы покажем вам сцены из жизни обычной учительской семьи, драматическая
сторона которой малоизвестна школьникам и их родителям. По накалу страстей эта жизнь не уступает трагедиям Шекспира, поэтому героине мы дали имя Дездемона, а её мужу – Отелло.
На сцене стол, рядом стоит стул. По сцене нервно расхаживает Отелло. Входит Дездемона.
Отелло (бросается к ней):
Шаги я слышу. Наконец-то дома
Жена моя и сварит мне обед.
Я голоден чертовски, Дездемона!
Дездемона:
Отелло, у меня обеда нет.
Отелло:
Мне, право, не до шуток, дорогая,
Наш холодильник пуст уже давно!
От голода я просто умираю…
Дездемона:
Но я работала, а не была в кино!
Отелло:
Что в сумке у тебя? Опять тетрадки!
Ты принесла домой?! О горе мне!
Дездемона:
С твоими нервами, смотрю, не всё в порядке,
Ты даже вскрикивал не раз уже во сне!
Садится проверять тетради.
Отелло:
Послушай, Дездемона, в самом деле
Неплохо бы перекусить сейчас!
Дездемона:
Отелло! Мы уже сегодня ели!
И даже вредно есть в столь поздний час.
Но, если очень хочешь, можешь, милый,
Яичницу поджарить, только сам.
Не отвлекай меня, прошу тебя, любимый!
Осталось три яйца, их хватит нам.
Отелло:
Какие три? Два съел ещё вчера я.
Дездемона:
Ну, хорошо. Поджарь себе одно.
Отелло:
Но холодильник пуст!
Дездемона:
Ну я не знаю, куда могло исчезнуть вдруг оно?!
Отелло:
Послушай, есть и у меня работа,
Но мне от голода на ум ничто нейдёт!
Дездемона:
Ах, милый, ну придумай, право, что-то
Займись уроками! И голод пропадёт.
Отелло:
Неутолим мой голод. Неужели
Так трудно в магазин тебе сходить?
Дездемона:
Я думала, зайду в конце недели,
Но ты бы сам мог что-нибудь купить!
Ты мне мешаешь, милый. Между прочим,
Так мало времени осталось, дорогой!
Дежурить буду в школе я до ночи:
На дискотеке класс гуляет мой.
Отелло:
Какая дискотека?! Что за шутки?
Вот-вот семья разрушится у нас!
Дездемона:
Ах, знаешь, не осталось ни минутки,
Там ждёт меня уже, поди, мой класс.
Отелло:
Как чёрт от ладана, сбегаешь ты из дома.
Тебе важней работа, не семья.
Молилась ли ты на ночь, Дездемона?
Умри, несчастная! Умри, любовь моя!
Исполняется песня.
С днём учителя!
1.Вот опять в нашей школе начнётся урок,
И учитель встречает ребят.
Но звучит по-особому как-то звонок
В этот праздничный день октября.
Припев:
Снова осень листвой под ногами шуршит.
Мы с букетами в школу сегодня спешим.
С Днём Учителя вас мы поздравить хотим,
Счастья вам и любви пожелать от души.
2. Каждый день вы с улыбкою входите в класс
Нам от этой улыбки теплей.
Ваш урок, словно добрая сказка для нас,
И за парты спешим мы скорей.
Припев тот же повторяется 2 раза.
4. В завершении урока звучит стихотворение А.Дементьева «Не смейте забывать учителей» в исполнении ученика:
Не смейте забывать учителей.
Они о нас тревожатся и помнят,
И в тишине задумавшихся комнат
ждут наших возвращений и вестей.
Им не хватает этих встреч нечастых.
И, сколько бы ни миновало лет,
слагается учительское счастье
из наших ученических побед.
А мы порой так равнодушны к ним:
под Новый год не шлём им поздравлений.
А в суете иль попросту из лени
не пишем, не заходим, не звоним.
Они нас ждут. Они следят за нами
и радуются всякий раз за тех,
кто снова где-то выдержит экзамен
на мужество, на прочность, на успех.
Не смейте забывать учителей.
Пусть будет жизнь достойна их усилий.
Учителями славится страна.
Ученики приносят славу ей.
Не смейте забывать учителей!