Познакомить учащихся с фронтовым путем коми-пермяцкого драматурга Анатолия Баяндина, текстами его произведений. На примере героев его произведений раскрыть проблему нравственного выбора человека, его гражданского подвига;
Воспитывать у учащихся такие качества, как патриотизм, готовность встать на защиту Родины. Развивать нравственные понятия: память о ВОВ, уважение к истории отечества.
Оформление: 1. Портрет писателя
2. Эпиграф
Действующие лица:
Учитель
Чтецы – 2
Ведущие – 2
А жизнь идёт. И годы как страницы
Огромной книги подвигов людских,
Что навсегда сумели воплотиться
В картину, песню, мрамор или стих.
Учитель: Течет река времени. Минуло уже более 60 лет с того незабываемого и страшного дня, когда настежь распахнулись огромные, от Баренцева до Черного моря, двери войны.
Много воды унесла река времени с тех пор. Заросли шрамы окопов, исчезли пепелища сожженных городов, выросли новые поколения.
Но в памяти человеческой 22 июня 1941 года осталось не просто как роковая дата, но и как рубеж, начало отсчета долгих 1418 дней и ночей Великой Отечественной войны советского народа.
Чтец 1.
Мы помним день, когда был мир расколот,
Когда несчастий хлынула волна.
И как, на наковальню тяжкий молот,
На нашу жизнь обрушилась война.
Учитель. “От Советского Информбюро: “Сегодня, в 4 часа утра, без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны, германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы во многих местах и подвергли бомбежке со своих самолетов наши города”.
Чтец 2.
… Я помню страны позывные.
Они раздаются везде –
На пункты идти призывные,
Отечество наше в беде.
… Народ собрался у военкоматов
Волнующей, гудящею толпой.
И даже те, кто не были в солдатах,
Со всеми вместе тоже рвались в бой.
Ведущий. Вместе со всем советским народом встал на защиту Родины и наш коми-пермяцкий народ. С первого дня войны по всему округу проходили митинги и собрания. За несколько дней в военкоматы поступило около 2 тыс. заявлений от рабочих и колхозников с просьбой отправить их на фронт.
Среди добровольцев было немало и молодежи. Её стремление немедленно отправиться на фронт и бить фашистов, защищать свою отчизну было поистине безграничным.
Комсомольцы 9х классов Егвинской и Юсьвинской средних школ все ушли добровольцами в Красную Армию.
Сразу после выпускного вечера 12 юношей из Пожвинской средней школы также ушли на фронт, и с ними – три их учителя – комсомольцы.
Чтец 1.
Важно с девочками простились,
На ходу целовали мать,
Во все новое нарядились,
Как в солдатики шли играть…
Ни плохих, ни хороших, ни средних.
Все они по своим местам,
Где ни первых нет, ни последних…
Все они опочили там.
(А. Ахматова “Важно с девчонками простились”)
Ведущая. Не отставали от них и девушки. Только из пос. Пожва ушли на войну 49 девушек. Многие не вернулись домой.
Попросился добровольцем на фронт и 17-летний паренек из школы № 1 г. Кудымкара, Анатолий Баяндин.
Библиотекарь. Анатолий Денисович Баяндин. Людям старшего поколения это имя знакомо по прочитанным наверняка в 70-е годы (сейчас уже прошлого столетия) книгам “Отчаянная”, “Девушки нашего полка”, а также “Сто дней, сто ночей”. С тех пор выросло уже не одно поколение, которому неизвестно творчество нашего земляка – писателя Анатолия Баяндина.
О нем мы и поведем рассказ. Поговорим о нем как о человеке, солдате, художнике и писателе.
Посмотрите на его портрет. Обратите внимание на его располагающее лицо, выразительные глаза, мягкую, добрую улыбку. На этой фотографии он запечатлен уже со всеми боевыми наградами, но мы с вами вернемся немного назад, чтобы познакомиться с биографией, и творчеством этого удивительно талантливого человека.
Ведущий. Анатолий Баяндин – коми-пермяк, будущий писатель, художник, солдат - родился в с. Архангельское Юсьвинского района, 1 апреля 1924 г. Детство его было обычным: учился сначала в школе в родном селе, затем – в Кудымкаре. Как и многие его сверстники, когда началась Великая Отечественная, Анатолий написал заявление с просьбой отправить его на фронт. Но военкомат направляет его на учебу в Чкаловское военно-авиационное училище. И лишь со 2 курса училища, в 1942 году, Баяндин с группой курсантов направляется рядовым на передовую.
Чтец 2.
И вот в свои 17 лет
Я встал в солдатский строй…
У всех шинелей серый цвет
У всех – один покрой.
Ведущая. Этим почти ещё мальчишкам влюбляться бы, девушкам цветы дарить, но они уже солдаты, попавшие в самое пекло беспощадное – на берега Волги, на защиту Сталинграда.
Здесь, в Сталинградских окопах, начались для Анатолия Баяндина и сотен таких же молодых необстрелянных бойцов бои за завод “Баррикады” бои за каждый дом, за каждый камень, за каждый метр родной земли.
100 дней и 100 ночей непрерывных боев, и не поймешь, когда день и когда ночь: дни сумеречные от дыма и пыли, а ночи светлые от зарева пожарищ.
Чтец 1.
Проснемся, уснем ли – война, война.
Ночью ли, днем ли – война, война.
Сжимает нам горло, лишает сна,
Путает имена.
( М. Петровых. Проснемся, уснем ли – война, война…)
Ведущий. Позже, уже после войны, Анатолий напишет об этих чудовищных днях и ночах, а пока же молодой солдат мужественно сражается с фашистской нечистью. Вскоре Анатолию Баяндину было присвоено звание младшего лейтенанта, и его назначают комсоргом стрелкового батальона.
Здесь, в боях за Сталинград, и получил он своё боевое крещение. В одном из боев Анатолий Баяндин был ранен, попал в госпиталь, подлечился – и снова в строй, к боевым товарищам, на передовую. Принимал участие в боях под Варшавой, в освобождении Польши и Германии.
Чтец 2.
Солдаты в окопах шалели
И падали в смертном бою,
Но жизни своей не жалели
За горькую землю свою.
Воевал, как и положено русскому солдату, смело, не прячась от пуль. Боевым делам комсорга Баяндина были посвящены боевая листовка политуправления Сталинградского фронта и статья во фронтовой газете. Добрые слова о нашем земляке также оставил Маршал Советского союза В.П. Чуйков в своей книге “Конец третьего рейха”: “Замечательные образцы отваги, высокого воинского мастерства и организаторского таланта показал в тот день молодой офицер 217–го полка Гвардии младший лейтенант Анатолий Баяндин. Комсорг знал своё место в бою: был всегда там, где создавалась наиболее трудная обстановка”.
1944 год. До Берлина “рукой подать”. Шёл бой за железнодорожный узел, который гитлеровцы превратили в опорный пункт. Надо было любой ценой выбить оттуда фашистов, но немцы вели шквальный огонь по нашим окопам, казалось, что невозможно поднять залёгшие цепи.
Чтец 1.
Вцепились они в высоту, как в своё.
Огонь минометный, шквальный…
Свинец и железо кромсали её,
Словно кулич пасхальный.
Ползли к высоте в огневой полосе,
Бежали и снова – ложились…
Как будто на этой высотке вдруг все
Дороги судьбы скрестились.
И крики “Ура” застывали во рту,
Когда мы пули глотали.
7 раз занимали мы ту высоту,
7 раз мы её оставляли.
А может, её стороной обойти –
Ну, что мы к ней прицепились?
Но видно, уж точно – все судьбы - пути
На этой высотке скрестились!
Чтец 2.
Земля – как горелая каша…
В 8 –ой раз возьмем мы её
Насовсем, -
Своё возьмем, кровное, наше!
Все наши деревни, леса, города
В одну высоту эту слились –
В одну высоту, на которой тогда
Пути наши, судьбы скрестились!
Вцепились они в высоту, как в свое,
Огнем высоту поливая…
А мы упрямо ползли на неё,
Товарищей оставляя.
( В. Высоцкий. Высота)
Ведущая. И всё же благодаря бесстрашию и мужеству наших бойцов высота эта стала нашей. В ожесточенную атаку с врагом повели солдат 3 офицера – смельчака. Дорогой ценой они заплатили за свой подвиг. Один из троих был убит, Анатолий Баяндин получил ранение, лишь третьему из смельчаков повезло больше – остался невредим.
3 года прошагал по дорогам войны Анатолий Баяндин.
Ведущий. Войны остаются в памяти поколений главными своими битвами. Но для солдат, где бы ни воевал, ни голодал, ни мерз, война была войной, и каждый день её был длиннее многих жизней.
Чтец 1.
О чем ни подумай – война, война,
Наш спутник угрюмый – она одна.
Чем дальше от битвы, тем сердцу тесней.
Тем горше с ней.
Ведущий. Битвы на волжских берегах, за Сталинград, хватило бы для военной биографии любого солдата. Анатолий Баяндин выжил в ней и ещё немало прошагал по военным дорогам, гоня фашистских захватчиков с родной русской земли. Он трижды был ранен, контужен. За доблесть и мужество Анатолий Баяндин был награжден тремя орденами (орден Красного Знамени, Отечественной войны I степени, Красной Звезды) и пятью медалями.
Ведущая. После 3-го тяжелого ранения он долго лечился в госпиталях и в 1945 г. демобилизовался, как инвалид войны. Вернулся домой, в родной Кудымкар. Так закончился боевой путь гвардии старшего лейтенанта Анатолия Денисовича Баяндина.
Майскими короткими ночами,
Отгремев, закончились бои…
Надо было перестраиваться на мирную, уже без войны, жизнь, надо было определиться в ней, найти себя. А пришлось нелегко, не все получалось, потому что такие, как Анатолий Баяндин, ушли на фронт совсем ещё молодыми безусыми мальчишками, со школьной скамьи, не успев раскрыть свои способности и возможности. Но они прошли суровую школу жизни – фронтовую. На фронте все было ясно: вон он – враг, его надо уничтожить, согнать с нашей земли. А здесь, дома, когда уже не свистят пули, не грохочут танки и не гремят пушки, оказалось не всё так просто.
“С чего начать” – такие мысли часто бередили душу бывшего фронтовика. Понадобились годы, чтобы разобраться в себе.
Ведущий. Анатолий Баяндин был на редкость одаренным человеком. Говорят, что одаренный человек талантлив во всем. Анатолия природа одарила талантом художника, талантом певца и талантом писателя.
В первые годы после демобилизации, живя в Кудымкаре, он работал оформителем в музее, кинотеатре, декоратором в драмтеатре. Анатолий Баяндин считал, что его призвание - быть художником. Еще в школе он удивлял всех своими рисунками. Окружающий мир в великолепии красок и цветов так и просился на бумагу и холст.
И он пробует свои художественные способности в пейзаже, натюрморте, портрете. Рисовал, рисовал, хотя давалось ему это совсем нелегко, т.к. была искалечена кисть правой руки, пальцы плохо слушались, болели. Анатолий Баяндин любил живопись и не расставался с красками и кистью до самых своих последних дней. Им написано много этюдов, набросков, есть портреты и автопортреты. Он писал маслом, карандашом и тушью. Часть его художественных работ хранится в нашем краеведческом музее, другая находится у родственников и знакомых художника.
Ведущая. Почти художник Анатолий Баяндин обладал и талантом певца. Он очень любил петь. У него был красивый баритон мягкого тембра. Тонкий музыкальный слух.
Из драмтеатра Анатолий уходит в профессиональный коми-пермяцкий ансамбль песни и пляски, поёт в хоре, исполняет даже сольные номера, поет романсы, арии из опер, а также русские народные песни.
Он даже поступает в Пермское музыкальное училище на обучение вокала. Преподаватели высоко отзывались о его природных вокальных данных, восхищались его красивым баритоном. Анатолий успешно закончил почти 2 курса училища и подавал большие надежды, но из-за трудного материального положения был вынужден оставить учебу.
Ведущий. Пению, как и живописи, Анатолий Баяндин придавал большое значение. Но казалось, все это было не главным в его жизни. Он чувствовал, что все это не то, что ему надо. Не находя себя, он мучился, часто впадал в депрессии. Это давали о себе знать истерзанные войной нервы, неудовлетворенность собой и неустроенная жизнь. Прошли годы, чтобы разобраться в себе.
Но с той поры, как Анатолий Баяндин нашел себя, он стал другим. Тем человеком, который встает перед читателями со страниц его будущих произведений.
А пока ещё бывший фронтовик вспоминает о пройденном и пережитом. Все чаще перед его глазами встают, как живые, его боевые друзья и подруги, все те, с кем он испытал годы военного лихолетья.
Все его чувства вновь обостряются. Он снова видит лица боевых друзей, слышит их голоса, шум войны, чует запахи пороховой гари и пшенной каши из солдатского котелка, ощущает в ладонях шелковистые девичьи косы и холод автомата.
Чтец 1.
В полях за Вислой сонной
Лежат в земле сырой
Сережка с Малой Бронной
И Витька с Моховой.
… Друзьям не встать. В округе
Без них идёт кино…,
Девчонки, их подруги,
Все замужем давно.
… Но помнит мир спасенный,
Мир вечный, мир живой,
Сережку с Малой Бранной
И Витьку с Моховой.
Ведущая. Весь мир с его красками, звуками и запахами, мир с его горестями и радостями, смертями и любовью, трусостью и героизмом снова и снова вставал перед Анатолием. Это надо было как-то передать. Баяндин Анатолий Денисович понимает, что это можно выразить только словом, только на бумаге.
“Я видел и радость и горе,
И я расскажу молодым,
Как дым от пожарища горек
И сладок Отечества дым”
( Г. Шпаликов. Я жизнью своей рисую)
решил для себя бывший солдат и стал писать. Шли 1956-57 годы.
Как это было? Как началась его литературная деятельность?
Писал, как и все начинающие, по ночам. Ждал, пока семья его уляжется спать, присаживался к столику на кухне и исписывал страницу за страницей. Писалось Анатолию Денисовичу легко и быстро, потому что ничего ему придумывать не приходилось. Писал то, что видел, что испытал и пережил сам за 3 долгих года Великой Отечественной.
Ведущий. Его первые рассказы “В грозу”, “Смешливый ерш” публиковались в окружной газете “По ленинскому пути”, в областной газете “Молодая гвардия”. Начинающий писатель знакомится со многими известными уже в то время пермскими писателями: Львом Давыдычевым, Олегом Селянкиным, которые принимают теплое участие в становлении молодого писателя.
После встреч с именитыми людьми Анатолий Баяндин чувствовал себя веселым, заряженным энергией, полным сил и “громадьем” планов. Планы были большие. Участник войны, коми-пермяк, своими глазами видевший и испытавший всю чашу военного лихолетья, писал на русском языке. Он хотел рассказать своим землякам то, что пришлось испытать, пережить ему и другим миллионам солдат. И не только им, солдатам-мужчинам, но и молодым девушкам, которые тоже побывали в страшной мясорубке войны 1941-45 гг.
Первой серьезной работой Анатолия Баяндина была повесть “Девушки нашего полка”, которая была выпущена Пермским книжным издательством в 1962 году уже после смерти писателя.
Ведущая. Эта повесть о девушках, которые на фронте наравне с мужчинами делили все тяготы фронтовой жизни.
Чтец 1.
Землю жгли смертельные метели.
Небеса и те не знали сна…
В серые солдатские шинели
Наряжала девушек война.
( А. Жаров)
“Шёл полк, шли мы, шли наши девушки. То, что выпадало нам, выпадало и на их долю. Война не разборчива”.
В то же время эта повесть о светлой и чистой любви молодых людей на войне.
Анатолий Баяндин рисует образы девушек – бойцов Нины, Розы, Ани, Фариды и Веры Берестневой – скромных, трудолюбивых, очень смелых, не уступающих по храбрости мужчинам, но не потерявших в условиях войны женственность, достоинство и честь.
Ведущий. Затем появляется лучшая книга солдата войны “100 дней, 100 ночей”. Повесть посвящена битве на Волге. Это рассказ писателя Баяндина о друзьях-сталинградцах. Перед читателем встают образы молодых защитников города-героя: Дмитрия Быкова и его напарника Сергея Подюкова, молодых офицеров Бондаренко, Федосова и многих, многих других однополчан писателя.
Чтец 2.
Ах, война, что ж ты сделала подлая?
Стали пустыми наши дворы
Наши мальчишки головы подняли,
Повзрослели они до поры…
( Б. Окуджава. До свиданья, мальчики)
Суровая судьба бросила их в самое пекло войны. На их плечи легли невероятные испытания страшной битвы, но они сделали главное – выстояли. Главный герой этой повести – рядовой солдат, тот, что сражался на самом переднем крае.
Повествование ведется от его имени. Автор показывает, в какой обстановке закаляется характер молодого бойца, ставшего непобедимым, как безусые добровольцы, похожие на ватагу мальчишек, при отступлении стояли насмерть у берегов Волги.
Анатолий Баяндин описывает события тех 100 дней и 100 ночей, свидетелем и участником которых был сам, пишет суровую правду о мертвых и живых, показывает, как личная ответственность бойца влияла на общую победу.
Чтец 1.
Я ушла из детства в грязную теплушку,
В эшелон пехоты, в санитарный взвод.
Дальние разрывы слушал и не слушал
Ко всему привыкший 41 год.
( Ю. Друнина. Я ушла из детства…)
Ведущая. Третья повесть Анатолия Денисовича Баяндина – “Отчаянная” – повествует о бесстрашной девушке на войне, о том, как рискуя собственной жизнью, такие девушки, как главная героиня книги - Аня - спасли тысячи и тысячи жизней нашим бойцам на передовых.
Сержант Анна Киреева в первые же дни на передовой изумляет всех своей необузданной лихостью, безразличием к смерти. Она часто выбиралась на открытое место и шла так, как будто здесь и вовсе не жужжали пули, не взрывались снаряды и мины. За бесстрашие солдаты прозвали Аню “Отчаянной”.
Учитель. Всего же Анатолием Денисовичем Баяндиным было написано более 20 рассказов, фельетонов, очерков, несколько пьес и 3 знаменитые повести.
Он жил, творил, радовался жизни, мечтал, но не всем планам его суждено было воплотиться. Отчаянно храбрый в бою, не знавший страха на войне, не раз смотревший смерти в глаза и уцелевший в Сталинградских боях, Анатолий Баяндин погиб в апреле 1962 года. Погиб в мирное время от рук хулиганов, ради которых он рисковал жизнью когда-то, идя в атаку.
Творческий полет его прерван. Прерван глупо и жестоко. Он ушел от нас молодым, в расцвете творческих сил, не успев подержать в руках свои произведения. Его книги были напечатаны уже после его смерти.
Но, несмотря на короткую жизнь, Анатолий Баяндин прожил её ярко. Его нет с нами, но он живет в созданных им книгах, на страницах своих книг и, конечно, в сердцах близких ему людей.
Литература:
Бажина “Его книги живут без него” газета “Парма” 30 марта 1999.
Баяндин А.Д. “Сто дней, сто ночей”, “Девушки нашего полка”, “Отчаянная”. Рассказы – Кудымкар: Коми-Пермяцкие книжки издательство, 1994, 384 с.
Боброва Л. “Далёкому мужеству верность храня” журнал “Воспитательная работа в школе” № 3-2009.
Груздова Л.С. “И ходит по Земле Босая Память – маленькая женщина ” журнал “Литература в школе” № 3 -2000