Просмотр содержимого документа
«Понятие литературной сказки. В.А. Жуковский «Спящая царевна»»
Тема урока: В.А.Жуковский «Спящая царевна». Понятие литературной сказки
ХОД УРОКА
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ УРОКА
2.ОБЪЯВЛЕНИЕ ЦЕЛЕЙ УРОКА. АКТИВИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ
- Как вы понимаете, что такое фольклорная сказка? (сказка, созданная народом)
- Назовите признаки фольклорной сказки.
Откроем тетради по литературе. Сейчас мы составим таблицу, в которой отобразим различия литературной и фольклорной сказки.
Фольклорнаясказка
Литературная сказка
Устность, коллективность, анонимность
Традиционные образы, которые переходят из одной сказки в другую
Отражены идеалы народа, личность сказителя. Является выражением народного мировоззрения;
Есть повторы, постоянные эпитеты;
Принадлежит определенному автору
Свойственна изобразительность (описание места действия, облика героя, их характеров)
Четко выражена позиция автора
Присутствуют книжные выражения.
- Сегодня мы продолжим работу над сказкой В.А.Жуковского «Спящая царевна». Сравним её с народной сказкой и выясним, чем фольклорная сказка отличается от литературной.
3. Анализ содержания сказки.
- Сказка «Спящая царевна» это литературная или фольклорная сказка? Докажите свой ответ, опираясь на составленную нами таблицу, используя примеры.
«Спящая красавица» - это литературная сказка, потому что у нее есть автор. Именно этим литературная сказка отличается от народной
- Вспомните, на какие три группы делятся народные сказки? ( Сказки о животных, бытовые и волшебные сказки.)
- Эта сказка больше похожа на какую группу сказок? Почему?
- О чем в ней повествуется, т.е. какова ее тема?
- Какова композиция сказки? На какие четыре части можно разделить сказку? ( Пророчество рака, предсказания чародеек, заколдованный сон, пробуждение.)
- О чем мы узнаем в начале сказки? Что предсказал царице рак? Прочитайте.
- Почему автор называет рака пророком?
- Как вы думаете, рождение ребенка в семье – это большое событие или нет? Почему?
- Что же сделал царь в честь рождения долгожданной дочери? Кого он пригласил на пир, а кого нет? Почему?
- Прочитайте, чем одарили чародейки царевну? А какой подарок приготовила царевне злая колдунья?
- Исполнилось ли это заклинание? Почему?
Чтение предсказания одиннадцатой чародейки.
- Что же сделал царь Матвей, чтобы уберечь дочь от беды? (Чтение указа.)
- Сбылись ли предсказания волшебниц? Как это произошло? ( Чтение текста.)
3.АНАЛИЗ СКАЗКИ. СОПОСТАВЛЕНИЕ С НАРОДНОЙ СКАЗКОЙ
- Как царь старается отвести беду? (Издаёт указ…)
- Кем же на самом деле была старуха? Докажите текстом.
- Найдите отрывок погружения в сон. Прочитайте.
Выпиши из него примеры художественных средств, использованных автором.