II. Этап мотивации. | Просмотр презентации с военными фотографиями: «С каждым годом все дальше уходит от нас героическое время Великой Отечественной войны, но никогда не померкнет подвиг солдата, вставшего на смерть, и подвиг труженика – народа, ковавшего эту победу в тылу. Развязанная гитлеровцами война против советского народа принесла неисчислимые бедствия десяткам миллионов людей, залила кровью поля России, превратила в руины города и поселки. Весь советский народ поднялся на защиту Родины, на разгром ненавистного врага. В боях с захватчиками советские воины проявили чудеса героизма, их жены, матери и дети, заменив ушедших на фронт, самоотверженно трудились в тылу. Одной жизнью с воюющим народом жили писатели. Обычное «рабочее место» писателя – фронтовика – темный полог шинели, узкая щель окопа, тряский грузовик, партизанская землянка, блиндаж. Особый подъем пережила в годы войны советская поэзия. Именно в стихе, в высокой эмоциональной речи выразилась необычайная сила патриотического воодушевления, владевшая поднявшимся на защиту страны народом. Многие стихи той поры стали известными песнями. Их пел весь наш народ, жил с ними, черпал в них оптимизм и силу. 3.Беседа с классом. - Как вы считаете, в военное время совместимы такие понятия как война и музыка? - Для чего нужна в тяжелое время для страны, людей музыка? - Какие песни о войне вам знакомы? Для одних война – воспоминание, для других – история. Но нет равнодушных людей, когда слышат “главную песню Великой Отечественной войны”, написанную поэтом Василием Лебедевым - Кумачем и композитором Александром Александровым. “Священная война” – это песня-воин, песня-полководец”. Ее слова были опубликованы в газете “Известия” через два дня после начала войны – 24 июня 1941 года. А 27 июня песня была впервые исполнена на Белорусском вокзале, с которого уходили на фронт военные эшелоны. Звучит отрывок из песни «Священная война» Определение темы урока. Целеполагание | ТОУУ Познавательные УУД 1. Анализировать, сравнивать, классифицировать, делать выводы. Коммуникативные УУД 1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме. 2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.
Регулятивные УУД 1. Высказывать предположения на основе наблюдений. 2. Формулировать вопрос (проблему) урока. |
III. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии. | «Давайте познакомимся»: работа с учебником с. 57. Как биография поэта связана с войной? (В 1941 году Самойлов со студенческой скамьи добровольцем ушел на фронт.) О чем говорит этот факт? (Добровольцем – по внутреннему желанию – патриот.) Воевал. Сначала был пулеметчиком, а затем командиром взвода разведки. Давид Самойлов прошел от Вязьмы до Берлина. О чем говорит этот факт? (Быстро учился, служил там, где требовалась его помощь. Разведка – рискованная, опасная работа – смелый.) Был тяжело ранен. Награжден орденом Красной Звезды, медалями. Стихотворение «Сороковые» было написано спустя много лет после окончания войны. Почему автор возвращается к этой тематике спустя годы? (Поэт вспомнил «сороковые» 20 лет спустя. Это позволило ему шире и глубже понять трагедию «свинцовых» и «пороховых» лет, вспомнить с грустью себя молодым. Казалось бы, такие несовместимые понятия: юность, задор, беспричинное веселье, жажда жизни и война, страдания, лишения и необходимость расстаться с жизнью. | Познавательные УУД 1. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности. 2. Создавать модели объектов. |
IV. Этап закрепления с проговариванием во внешней речи. | Фонохрестоматия, стихотворение «Сороковые». Анализ стихотворения - Какова тема этого стихотворения? - Какие микротемы можно выделить? - Почему автор даёт длинный ряд определений: «сороковые, роковые, военные и фронтовые»? Что означает каждое из них? Какой оттенок вносит определение в стихотворение? Лексическая работа Сороковые – речь идет о 40-х годах 20 века Роковой – 1. Приносящий горе, как бы предопределённый роком. 2. Решающий, определяющий поворот к чему-нибудь плохому, к несчастью. 3. Имеющий тяжёлые или гибельные последствия. Военный – свойственный войне, характерный для неё. Фронтовой – свойственный находящимся на фронте. - О каких символах войны говорит поэт? (Похоронки, эшелоны, погорельцы) - Почему эти слова ассоциировались с войной? - Зачем юноше звёздочка, которую он сам сделал? - О чём говорят строки «Да, это я на белом свете, Худой, весёлый и задорный»? (Вопреки войне, герой утверждает своё право на жизнь: даже в такие тяжёлые годы человек должен уметь жить, радоваться, ведь у него одна молодость.) - Для чего автор использовал приём повтора: начинает каждую строчку из 6 последующих с союза и? - Какой вид комического использовал в этих строчках: «И я с девчонкой балагурю, И больше нужного хромаю? (Поэт иронично, подшучивая над собой – мальчишкой, с высоты прожитых лет рассказывает о своём желании понравиться девушке.) - Какие две пары слов противопоставлены в стихотворении? (Война, беда, мечта и юность) - Что несёт в себе последняя строчка стихотворения? (Жизнеутверждающее начало, веру в молодость, веру в будущее) - Какие чувства зародило в вас это стихотворение? Каким настроением пронизано стихотворение? - Какие эпитеты использует поэт для описания 1940-х годов? (Сороковые, роковые – они выпали на долю целого поколения, сломали судьбы миллионов людей, военные и фронтовые – эти годы совпали с ВОВ, свинцовые, пороховые). - С каким чувством вспоминает о себе юном поэт 20 лет спустя? (Возмужавший, пройдя все испытания войны, с удовольствием вспоминает поэт свою молодость, безмятежность, готовность в любой ситуации радоваться жизни). | Регулятивные УУД 1. Искать пути решения проблемы. 2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Познавательные УУД 1. Владеть приёмами отбора и систематизации материала. 2. Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать. Коммуникативные УУД 1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме. 2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.
Личностные результаты Чувствовать выразительные возможности языка, стилистические особенности языковых средств для выражения чувств, эмоций. |
V. Этап включения изученного в систему знаний. | «Творческая мастерская» «Снимаем кино»: работа в парах - Прочитайте стихотворение ещё раз. На какие картины можно его разделить, по-вашему, если снимать кино? - Что бы вы снимали? Какой пейзаж составлял бы основной, главный план? - На фоне чего вы бы снимали юношу? Как он выглядит? - Как будут отсняты последние кадры? 5. Защита работ учащихся
Прошла война, прошли года, Но боль взывает к людям! Давайте, люди, никогда Об этом не забудем! Ребята, в наше мирное время мы помним и чтим погибших на войне. Прошло 67 лет после этих страшных событий, но в сердцах людей вечно живет память о героях, давшим нам возможность жить и радоваться под мирным небом. И современные писатели и поэты, кинорежессеры и драматурги в своем творчестве тему войны все чаще ставят на первый план. Мы с вами также помним о героях | Коммуникативные УУД 1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме. 2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. 3. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. 4. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль. |
VI. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. | 1.Подведение итогов урока. - С какими писателями вы сегодня познакомились? Что вы о них узнали? - Как были созданы песни, прозвучавшие сегодня на уроке? - Какова же была главная цель создания стихов и песен в военное время? 2.Рефлексия. - Что вам интересно было сегодня узнать? - Понравилась ли вам форма проведения урока? - Что вам хотелось бы еще узнать по данной теме? - Какие у вас возникли вопросы в ходе урока? | Регулятивные УУД 1. Соотносить цели и результаты своей деятельности. 2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы. |