8 класс
Программа Г.С.Меркина
Урок № 13.
Тема. Поэты пушкинского круга. Предшественники и современники. Романтизм.
Цель:
воссоздать атмосферу эпохи начала XIX века, явлений общественной и литературной жизни, особенности романтизма как литературного направления;
формировать навык работы с учебником, составления вопросов к статье, конструирование диалога, лексической работы, работы с репродукциями картин художников;
развивать нравственно-эстетические представления учащихся в процессе выявления лексического значения слова «романтик».
Оборудование: учебники литературы и рабочие тетради для 8 класса, мультимедийная презентация.
ХОД УРОКА.
І. Проверка домашнего задания.
1.Заполнение второй части таблицы «Из литературы XIX века» (задание 1 рабочей тетради, с.40, ч.1).
Из литературы XIX века |
Явления общественной жизни России начала XIX века | Интерес к личности Наполеона, политике, открытие Лицея, необходимость преобразований, борьбы с крепостничеством, Отечественная война 1812 года («Философические письма» П.Чаадаева; возникновение тайных обществ, восстание 14 декабря 1825 г.) |
События и явления в литературной жизни XIX века | Возникновение новых литературных журналов и альманахов, появление русского читателя, формирование общественного мнения. Интерес писателей к историческим событиям прошлого: к временам Ивана Грозного, движению Степана Разина, бунту Емельяна Пугачева. Появление новых направлений в литературе - сентиментализма и романтизма. Борьба направлений, стилей, литературных жанров. Стремление А.С. Пушкина быть свободным в творчестве «от царя и от народа». |
II. Изучение нового материала.
1.Выявление темы, цели, плана урока.
2. Работа над темой урока.
2.1. Слово учителя.
Послушайте строки Игоря Северянина:
Есть имена, как солнце! Имена
Как музыка! Как яблоня в расцвете!
Я говорю о Пушкине, поэте
Действительном в любые времена.
В 1859 году замечательный русский критик Аполлон Григорьев произнёс фразу, которая впоследствии стала крылатой: «Пушкин – наше всё…». Но в постановке и решении важнейших проблем в литературе начала 19 века Пушкин не был одинок. Наряду с ним и вокруг него действовала целая плеяда замечательных писателей: здесь и старшие по возрасту поэты, у которых Пушкин многое воспринял и усвоил, здесь его ровесники, и совсем ещё юноши, вроде Дмитрия Веневитинова. Прежде чем приступим к знакомству с поэтами пушкинского окружения, выясним сначала, а что же это за время такое – эпоха пушкинской поры, послушаем историческую справку.
2.2. Историческая справка (слайд-фильм)
«Время, когда жил и творил А.С.Пушкин – сложное время. Это время гигантских общественных потрясений, когда рушился феодально-средневековый мир и на его обломках возникал и утверждался капиталистический строй. Это время ещё устойчивого крепостничества, это время отечественной войны 1812 года. Наполеон. Кутузов. Горит Москва. Это время зарождения тайных политических обществ, время разгрома декабрьского восстания 1825 года, это время страшной реакции Николаевской России.
И в то же время первая треть 19 века – это яркий период расцвета русской поэзии. Целый фейерверк имён подарила эта эпоха русской литературе. Ещё пишут свои строгие, возвышенные оды классицисты, достиг расцвета сентиментализм, на литературную сцену выходят молодые романтики, появляются первые плоды реализма. Именно в это время возникают литературные салоны. Самым популярным был салон Зинаиды Волконской, где собирался весь цвет московской литературы»
Давайте представим, что мы находимся в таком литературном салоне, и посмотрим, кто является его завсегдатаем.
… Звонит в дверь колокольчик. Выходит дворецкий:
– Здравствуйте, господа! Княгиня Волконская ждёт Вас!
– А кто сегодня будет?
– Разве Вы не знаете, ждут Пушкина!
Итак, появляется Пушкин, долгожданный, уважаемый, всегда непредсказуемый, очаровывающий всех своим буйным темпераментом… А вслед за ним … Впрочем, попробуйте сами догадаться, о ком идёт речь. Основоположник русского романтизма, переводчик, учитель, наставник Пушкина и будущего царя Александра II, певец Светланы, ему посвящены строки Пушкина: «Его стихов пленительная сладость // Пройдёт веков завистливую даль…». Так кого же мы можем встретить в литературном салоне княгини Волконской рядом с Пушкиным?
(Василий Андреевич Жуковский)
В это же время ещё пишет свои остроумные басни всеми почитаемый, тучный, в седых бакенбардах, начавший свою литературную деятельность ещё в 18 столетии великий русский баснописец … Иван Андреевич Крылов
А следующее имя, вероятно, вы услышите сегодня впервые: знакомьтесь, князь Пётр Андреевич Вяземский – язвительный интеллектуал, мастер эпиграмм, мадригалов, дружеских посланий, близкий друг Пушкина и соратник по журнальным схваткам.
Кто начал читать «Евгения Онегина», наверняка обратил внимание на эпиграф этого романа: «И жить торопится, И чувствовать спешит…». Эти строки принадлежат Петру Андреевичу Вяземскому.
Продолжаем путешествовать по литературному салону княгини Волконской. К числу старших современников Пушкина следует также отнести и этого замечательного писателя. Но сначала ответьте на вопрос, узнаёте ли вы музыкальное произведение (Приложение), которое является фоном нашего урока? Да, это «Вальс Грибоедова», «Ах, этот вальс Грибоедова… Сколько в нём музыки, чувств, нежности, жизни…». Так говорили современники поэта. Удивительно, но и в 21-м столетии этот вальс продолжает очаровывать, завораживать, волновать… Вы только вслушайтесь. (Александр Сергеевич Грибоедов)
Следующим именем в кругу старших современников великого поэта следует назвать имя Константина Николаевича Батюшкова.
2.3. Сообщение о возникновении декабризма (по материалам статьи учебника «Для вас, любознательные!»).
2.3 Обращение к иллюстрации в учебнике. Обложка альманаха «Полярная звезда» (1824,1825).
2.4. Лексическая работа: альманах.
Альмана́х — разновидность серийного издания, продолжающийся сборник литературно-художественных и/или научно-популярных произведений, объединённых по какому-либо признаку (тематическому, жанровому, идейно-художественному и т. п.).
В отличие от журнала, выходит обычно раз в год, не всегда с одной и той же периодичностью или вовсе представляет собой непериодический сборник, содержащий сведения из различных областей общественной деятельности, обычно с указанием литературных новинок, научных достижений, законодательных изменений и т. д., приближаясь к типу календарей-справочников. В соответствии с ГОСТ 7.60-2003 альманах — сборник, содержащий литературно-художественные и (или) научно-популярные произведения, объединенные по определенному признаку.
2.5. Сообщение об альманахе «Полярная звезда».
«ПОЛЯ́РНАЯ ЗВЕЗДА́» («Полярная звезда. Карманная книжка для любительниц и любителей русской словесности») — литературный альманах, издававшийся А. А. Бестужевым и К. Ф. Рылеевым в Петербурге в 1823—1825 гг. Вышли 3 выпуска — за 1823, 1824 и 1825. «Полярная звезда» выделяется среди периодических изданий декабристской ориентации сочетанием отчетливо выраженной идейно-политической направленности со стремлением к объединению всех передовых литературных сил эпохи, естественным в предреволюционные годы. В альманахе печатались А. С. Пушкин, А. С. Грибоедов, И. А. Крылов, В. А. Жуковский, Е. А. Баратынский, П. А. Вяземский, А. А. Дельвиг, Н. М. Языков и др. Наряду с литераторами декабристского лагеря (А. А. Бестужев, К. Ф. Рылеев, В. К. Кюхельбекер, Ф. Н. Глинка, А. О. Корнилович) сотрудничали Ф. В. Булгарин, Н. И. Греч. О. И. Сенковский, бывшие тогда, в соответствии с духом времени, либералами.
Широкий круг авторов, привлеченных к участию в альманахе, дал повод для эпиграммы Пушкина о «петербургском потопе» 1824, во время которого «в благодетельном ковчеге... спаслись и люди и скоты». Пестрота авторского состава «Полярной звезды» была связана со стремлением подчинить разнородные литературные явления общей задаче нравственного и политического воспитания читателей. Идейным ориентиром служили ежегодные критические обзоры Бестужева («Взгляд на старую и новую словесность в России» и др.), оказавшие значительное влияние на развитие русской критики. Продолжением «Полярной звезды» на 1826 должен был служить альманах «Звездочка», отпечатанные экземпляры которого были изъяты вместе с бумагами Бестужева и Рылеева во время их ареста, а впоследствии уничтожены.
2.6. Построение диалога по материалам статьи учебника «Поэты пушкинского круга. Предшественники и современники».
Назовите имена поэтов золотого века русской литературы.
Каковы особенности литературной жизни в Москве и Петербурге?
Что сыграло важнейшую роль в росте общественного сознания?
Какую роль в судьбе В. К. Кюхельбекера, А. А. Дельвига, A.С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева сыграли Н. М. Карамзин, В. А. Жуковский, С. Е. Раич?
2.7. Лексическая работа: романтика.
Романтизм - литературное направление, сформировавшееся в начале 19 века. Основополагающим для романтизма стал принцип романтического двоемирия, предполагающий резкое противопоставление героя, его идеала - окружающему миру. Несовместимость идеала и реальности выразились в уходе романтиков от современных тем в мир истории, преданий и легенд, сна, мечты, фантазий, экзотических стран. Романтизм проявляет особый интерес к личности. Для романтического героя характерно гордое одиночество, разочарованность, трагическое мироощущение и в то же время бунтарство и мятежность.
Почему слова романтизм, романтический могут относиться не только к литературным явлениям, но и к нашей повседневной жизни? Кого мы называем романтиком и как это связано с эстетическим направлением?
Назовите писателей, поэтов и художников-романтиков.
Джордж дон Байрон, Адам Мицкевич, Эжен Делакруа и Карл Брюллов, Орест Кипренский.
Сообщение о романтизме в живописи.
О. А. Кипренский. Портрет лейб-гусарского полковника Евграфа Владимировича Давыдова (1809).
Свое отражение эпоха Романтизма нашла в полотнах художников, обличающих внутренние страхи, порывы, любовь и ненависть в четких контрастах света, тени и полутонов. Выбеленные тела Г.И.Фюсли наряду с фантасмагорией вымышленных чудовищ, обнаженные трогательные женские тела Э.Делакруа на фоне мрачных обломков и дыма, картины, написанные магической силой кисти испанского живописца Ф. Гойя, свежесть штиля и мрачность шторма И.Айвазовского - вытянули из глубины веков Готики и Возрождения на поверхность то, что ранее так умело маскировалось общепринятыми канонами.
Романтизм позволил заглянуть в мир отличный от реального.
Для передачи страстей художники прибегали к использованию сочных красок, ярких мазков и насыщению картин «спецэффектами». Наиболее последовательно развивалась живопись романтического течения во Франции. Ее школа была основана на принципах объединения всех участников сюжета, в том числе неодушевленных, в единый движущейся клубок с динамикой и амплитудой. Как яркий пример, Э.Делакруа.
Россия прославилась морской тематикой И. Айвазовского, насытившего мир искусства красотой соленой воды – от «Всемирного Потопа» до «Радуги». А так же работами прекрасных русских портретистов В.А.Тропинина, О.Кипренского, Орловского, Щедрина
Эжен Делакруа. Свобода, ведущая народ (Свобода на баррикадах) 1830 г. 260x325 см Лувр, Париж
«Я выбрал современный сюжет, сцену на баррикадах. … Если я и не сражался за свободу отечества, то, по крайней мере, должен прославить эту свободу», - сообщал Делакруа своему брату, имея в виду картину «Свобода, ведущая народ» (у нас она известно также под названием «Свобода на баррикадах»). Заключенный в ней призыв к борьбе против тирании был услышан и с восторгом принят современниками.
По трупам павших революционеров шагает босая, с обнаженной грудью, Свобода, зовущая за собой восставших. В поднятой руке она держит трехцветный республиканский флаг, и его цвета — красный, белый и синий — эхом звучат по всему полотну. В своем шедевре Делакруа соединил, казалось несоединимое - протокольный реализм репортажа с возвышенной тканью поэтической аллегории. Небольшому эпизоду уличных боев он придал вневременное, эпическое звучание. Центральный персонаж полотна — Свобода, соединившая величавую осанку Афродиты Милосской с теми чертами, которыми наделил Свободу Огюст Барбье: «Это сильная женщина с могучей грудью, с хриплым голосом, с огнем в глазах, быстрая, с широким шагом».
Сам Делакруа не принимал участия в «трех славных днях», наблюдая за происходящим из окон своей мастерской, но после падения монархии Бурбонов решил увековечить образ Революции.
Обращение к домашнему заданию. Заполнить вторую часть таблицы «Романтизм» (задание 3 рабочей тетради, с.41).
Особенности романтизма |
Причина возникновения | Необходимость борьбы с канонами классицизма и создания самобытного национального искусства, стремление к свободе, борьба с европейской реакцией |
Главные категории | Идеальные чувства. Романтическое двоемирие. Способность испытывать различного рода сильные страсти, чаще всего связанные с жаждой гармонии, со стремлением уйти от пошлости жизни |
Центральные проблемы произведений писателей-романтиков | Противопоставление мира обыденного и мира воображаемого. Утверждение романтических ценностей (свобода, борьба, любовь, природа) |
Источник силы, справедливости, духовного здоровья | Стремление к идеалу, представления о своем выдуманном мире, построенном по собственным законам. Обращение к национальной истории и народному творчеству как источникам вдохновения |
Идеальные герои и отношения | Одинокий индивидуалист и бунтарь, человек сильных чувств и поступков, бунтующий против социальных явлений и самого Бога, жертвующий ради толпы жизнью и презирающий толпу |
Враждебные силы | Толпа, самолюбивая посредственность |
Жанры | Баллада и романтическая поэма, сказка и новелла. Смешение высокого и низкого, комического и трагического, синтез различных жанров, их взаимодействие, создание новых жанровых форм (исторический роман, лиро-эпическая поэма, фантастическая повесть-сказка и др.) |
Особенности поэтики произведений | Изображение необычных обстоятельств, яркой пышной природы |
Чтение статьи учебника «Для вас, любознательные!»
III. Подведение итогов урока.
- В чем особенность романтизма в сравнении с классицизмом и сентиментализмом?
IV. Домашнее задание.
1.Выучить наизусть стихотворение Н.М. Языкова «Пловец», с.170, ч.1.
2.Составить вопросы к статье учебника (с.118-122, ч.1), посвященной В.А. Жуковскому (задание 1 рабочей тетради, с. 42, ч.1).
6