- дать представление о Великой Отечественной войне, жизни и ее восприятии детьми, отображенных в поэтических текстах;
- познакомить со стихотворением А.Т. Твардовского, посвящённое теме военного детства;
- раскрывать творческий потенциал учащихся.
- воспитывать чувство патриотизма и гордости за страну и ее народ.
- развитие творческих способностей обучающихся, в частности ассоциативно-творческого мышления;
- готовность к нравственному самосовершенствованию, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (базовые ценности).
- формирование умений мыслить, делать самостоятельные выводы, аргументировано высказывать своё мнение (устно или письменно);
- владение основами самоконтроля, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
- совершенствование навыков характеристики героев в произведении Твардовского А.Т. “Рассказ танкиста”.
- овладение такими приёмами работы с текстом, как: понимание, выразительное чтение, анализ и интерпретация.
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты |
| | | Предметные | УУД. Личностные результаты |
Оргмомент. Проверка готовности к уроку. | Приветствие. Эмоциональное вхождение в урок | Воспринимают на слух информацию, принимают участие в диалоге с учителем. Демонстрируют готовность к уроку. | осознают учебно-познавательную задачу. | |
Актуализация опорных знаний и умений. Проблемная ситуация. | Вступительное слово учителя. Ребята, обратите внимание на эпиграф сегодняшнего урока. Как вы думаете, о чем сегодня на уроке пойдет речь? Да, вы правы, речь пойдет о Великой Отечественной войне, о детях и взрослых на этой войне. Дети и война – это слова-антонимы. - Какие чувства возникли у вас при слове война? Какие слова можете подобрать? | (составление ассоциативного куста на + и - ) мужество победа гордость верность стойкость героизм Война страх трусость предательство боль кровь жертвы | выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи. | имеют мотивацию к учебной деятельности. проводят самооценивание, определяют уровень своих знаний, формируется стремление к познанию. формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. |
Постановка цели и определение темы. | Поэтическая летопись Великой Отечественной войны. - Ребята, сегодня у нас необычный урок. Вспомним всем до боли известные и знакомые строки (звучит песня В. И. Лебедева-Кумача «Священная война»). 2. Беседа. - Какому историческому событию посвящена данная композиция? - Когда она началась? - Какой город первым принял на себя удар врага? https://resh.edu.ru/subject/lesson/7398/main/247508/ | Формулируют собственные ответы. Обдумывают ответы на вопросы и отвечают устно. | осознают учебно-познавательную задачу. | умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания. |
Работа над темой урока. | 3.Слово учителя. Известно, что война затронула каждого, не обошла ни женщин, ни стариков, ни детей. В этой войне погибло 13 миллионов детей. У одних она отняла жизнь, у других – родителей, у многих – детство. Война заставила рано повзрослеть мальчиков и девочек, таких же, как вы, ваших сверстников. Маленькие герои большой войны… https://resh.edu.ru/subject/lesson/7398/main/247508/ | Краткие доклады учащихся о детях -героях войны (портрет, Имя и фамилия, подвиг) Марат Казей, Валя Котик, Леня Голиков, Валя Зенкина, Павлик Морозов, Володя Дубинин, Валерий Волков , Витя Коробкин и др. Все эти юные участники войны погибли в боях или были казнены немцами. Ряд детей был занесён в «Книгу почёта Всесоюзной пионерской организации им. В. И. Ленина» и возведён в ранг «пионеров-героев». | Использование для решения познавательных задач различных источников информации; поиск и выделение необходимой информации из текста; преобразование и интерпретация текста с целью анализа. | Внимание, пробуждение образного творческого мышления; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; активность, инициативность, умение делать выбор; совершенствование навыков выразительного чтения. |
| И взрослые не остались равнодушными к тем, кто был рядом, за кого они отвечали, кто им помогал. А поскольку в годы войны лирика была одним из самых популярных жанров, поднимала боевой дух у каждого, появляются стихотворения, посвященные детям. Для детей и о них писали А.Т. Твардовский, К. М. Симонов и другие (М.В.Исаковский А.А.Сурков. М.И. Алигер) | Выступление ученицы по творчеству А. Т. Твардовского. |
Выразительное чтение стихотворения | Обобщающее слово учителя по итогам выступления ученика. А. Т. Твардовский «Рассказ танкиста» выразительное чтение https://ok.ru/video/30430923424 | ученики прослушивают текст стихотворения посредством выразительного чтения учителя | саморегуляция; уметь слушать в соответствии с целевой установкой; осуществлять взаимоконтроль; выделение и осознание усвоенного. | Проводят самооценивание, определяют уровень своих знаний, формируется стремление к познанию. |
Беседа с учениками по содержанию стихотворения. | - Отступлению или наступлению советских войск посвящено стихотворение? Докажите. - О каком событии идет речь в стихотворении? - Каким вы представляете себе танкиста? - Охарактеризуйте мальчика. Почему его называют «бедовым»? Почему именно такой мальчик мог стать участником такого события? - Можно ли поступок мальчика считать геройским? – Почему командир принял помощь ребенка? Не прогнал, а посадил в танк и продолжил бой? - Как отблагодарил мальчишку танкист? Объясните такое отношение танкиста к ребенку. - Почему рассказчик не спросил мальчика, как его зовут? Почему он не может этого себе простить? | Формулируют собственные ответы. Обдумывают ответы на вопросы и отвечают устно. Обосновывают свою точку зрения. Письменно заполняют карточку. Осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль. | устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы; извлекают необходимую информацию, систематизируют знания. контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки. | осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков формулируют собственные мысли |
Работа с репродукцией картины | - Как вы думаете, в какой ситуации боец мог рассказать об отважном мальчишке и кому? (Перед вами репродукция картины Ю. Непринцева «Отдых после боя» https://www.youtube.com/watch?v=3dVgn5cCDO4&feature=youtu.be | Описывают события репродукции картины Ю.Непринцева «Отдых после боя» | умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания. | развитие эстетического сознания, восприятие различных видов искусства; оценивают содержание с нравственно-эстетической позиции |
Словарная работа. | Работаем с лексикой стихотворения | Заполнение карточек | планируют необходимые действия, операции, действуют по плану; формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения Владеют приёмами отбора и систематизации материала. | Проводят самооценивание, определяют уровень своих знаний, формируется стремление к познанию. |
Рефлексия. | Слово учителя. Нельзя забывать о войне, надо знать, какой ценой завоевано счастье, надо стараться, чтобы ни одно имя не осталось забытым… Поэтому я предлагаю вам составить четверостишье по рифме, оно находится на ваших листочках | Записывают четверостишие по рифме: ………………..героям, ………………..солдатам, ………………..подарили, ………………..в сорок пятом! | | Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. |
Домашнее задание | выучить наизусть стихотворение стр.156 - 160. дополнительное задание: подготовить презентацию «Герои войны» | | | |