kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературы 5 класс А.Т.Твардовский "Рассказ танкиста"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока литературы 5 класс тема : Поэты о Великой Отечественной войне (1941-1945 г.г.). А. Т. Твардовский. «Рассказ танкиста». Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.

Урок с применением цифровых технологий.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы 5 класс А.Т.Твардовский "Рассказ танкиста"»

Технологическая карта урока литературы в 5 классе

Предмет Литература

Класс 5

ТемаПоэты о Великой Отечественной войне (1941-1945 г.г.). А. Т. Твардовский. «Рассказ танкиста». Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.

Тип урока Урок изучения нового материала

Цели:

Образовательные:

- дать представление о Великой Отечественной войне, жизни и ее восприятии детьми, отображенных в поэтических текстах;

- познакомить со стихотворением А.Т. Твардовского, посвящённое теме военного детства;

- повышать интерес к изучению русской истории через литературное произведение;

Развивающие:

- развивать познавательные способности учащихся;

- раскрывать творческий потенциал учащихся.

- развивать навыки анализа поэтического произведения;

- - способствовать развитию связной речи, памяти, внимания.

Воспитательные:

- способствовать становлению мировоззренческой позиции учащихся;

- воспитывать чувство патриотизма и гордости за страну и ее народ.


Планируемые результаты:

Личностные:

- привитие литературного вкуса;

- развитие творческих способностей обучающихся, в частности ассоциативно-творческого мышления;

- готовность к нравственному самосовершенствованию, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (базовые ценности).

Метапредметные:

- планирование и регуляция деятельности;

- формирование умений мыслить, делать самостоятельные выводы, аргументировано высказывать своё мнение (устно или письменно);

- владение основами самоконтроля, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Предметные:

- совершенствование навыков характеристики героев в произведении Твардовского А.Т. “Рассказ танкиста”.

- овладение такими приёмами работы с текстом, как: понимание, выразительное чтение, анализ и интерпретация.

Формы и методы работы: слово учителя, выступление учеников, анализ поэтического текста, беседа, работа с репродукцией картины, словарная работа. Словесный, наглядный, исследовательский, практический методы.


Оборудование: портреты А. Твардовского и его семьи, портреты детей-героев ВОВ, фотографии времён ВОВ, репродукция картины Ю. Непринцева «Отдых после боя», учебник “Литература. 5 класс. Авт.-сост. В.Я. Коровина”. - М.: Просвещение, 2012.



Этапы

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Планируемые результаты




Предметные

УУД.

Личностные результаты

Оргмомент. Проверка готовности к уроку.

Приветствие.

Эмоциональное вхождение в урок

Воспринимают на слух информацию, принимают участие в диалоге с учителем. Демонстрируют готовность к уроку.

осознают учебно-познавательную задачу.


Актуализация опорных знаний и умений. Проблемная ситуация.

Вступительное слово учителя.

Ребята, обратите внимание на эпиграф сегодняшнего урока. Как вы думаете, о чем сегодня на уроке пойдет речь? Да, вы правы, речь пойдет о Великой Отечественной войне, о детях и взрослых на этой войне. Дети и война – это слова-антонимы.

- Какие чувства возникли у вас при слове война? Какие слова можете подобрать?

(составление ассоциативного куста на + и - )


мужество победа гордость верность стойкость героизм

Война

страх трусость предательство боль кровь жертвы



выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.

имеют мотивацию к учебной деятельности.

проводят самооценивание, определяют уровень своих знаний, формируется стремление к познанию. формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Постановка цели и определение темы.

  1. Поэтическая летопись Великой Отечественной войны.

- Ребята, сегодня у нас необычный урок. Вспомним всем до боли известные и знакомые строки (звучит песня В. И. Лебедева-Кумача «Священная война»).

2. Беседа.

- Какому историческому событию посвящена данная композиция?

- Когда она началась?

- Какой город первым принял на себя удар врага?

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7398/main/247508/

Формулируют собственные ответы. Обдумывают ответы на вопросы и отвечают устно.

осознают учебно-познавательную задачу.


умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

Работа над темой урока.

3.Слово учителя.

Известно, что война затронула каждого, не обошла ни женщин, ни стариков, ни детей. В этой войне погибло 13 миллионов детей. У одних она отняла жизнь, у других – родителей, у многих – детство. Война заставила рано повзрослеть мальчиков и девочек, таких же, как вы, ваших сверстников.

Маленькие герои большой войны…

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7398/main/247508/

Краткие доклады учащихся о детях -героях войны (портрет, Имя и фамилия, подвиг)

Марат Казей, Валя Котик, Леня Голиков, Валя Зенкина, Павлик Морозов, Володя Дубинин, Валерий Волков , Витя Коробкин и др. Все эти юные участники войны погибли в боях или были казнены немцами. Ряд детей был занесён в «Книгу почёта Всесоюзной пионерской организации им. В. И. Ленина» и возведён в ранг «пионеров-героев». 








Использование для решения познавательных задач различных источников информации; поиск и выделение необходимой информации из текста; преобразование и интерпретация текста с целью анализа.







Внимание, пробуждение образного творческого мышления; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; активность, инициативность, умение делать выбор; совершенствование навыков выразительного чтения.


И взрослые не остались равнодушными к тем, кто был рядом, за кого они отвечали, кто им помогал. А поскольку в годы войны лирика была одним из самых популярных жанров, поднимала боевой дух у каждого, появляются стихотворения, посвященные детям. Для детей и о них писали А.Т. Твардовский, К. М. Симонов и другие (М.В.Исаковский

А.А.Сурков. М.И. Алигер)

Выступление ученицы по творчеству А. Т. Твардовского.

Выразительное чтение стихотворения

Обобщающее слово учителя по итогам выступления ученика.


А. Т. Твардовский «Рассказ танкиста» выразительное чтение


https://ok.ru/video/30430923424





ученики прослушивают текст стихотворения посредством выразительного чтения учителя



саморегуляция; уметь слушать в соответствии с целевой установкой; осуществлять взаимоконтроль; выделение и осознание усвоенного.

Проводят самооценивание, определяют уровень своих знаний, формируется стремление к познанию.

Беседа с учениками по содержанию стихотворения.



- Отступлению или наступлению советских войск посвящено стихотворение? Докажите.


- О каком событии идет речь в стихотворении?

- Каким вы представляете себе танкиста?

- Охарактеризуйте мальчика. Почему его называют «бедовым»? Почему именно такой мальчик мог стать участником такого события?

- Можно ли поступок мальчика считать геройским?

– Почему командир принял помощь ребенка? Не прогнал, а посадил в танк и продолжил бой?

- Как отблагодарил мальчишку танкист? Объясните такое отношение танкиста к ребенку.

- Почему рассказчик не спросил мальчика, как его зовут? Почему он не может этого себе простить?


Формулируют собственные ответы. Обдумывают ответы на вопросы и отвечают устно. Обосновывают свою точку зрения.

Письменно заполняют карточку.

Осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза.

Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.


устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы;

извлекают необходимую информацию, систематизируют знания.

контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки.


осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков

формулируют собственные мысли

Работа с репродукцией картины

- Как вы думаете, в какой ситуации боец мог рассказать об отважном мальчишке и кому?

(Перед вами репродукция картины Ю. Непринцева «Отдых после боя»


https://www.youtube.com/watch?v=3dVgn5cCDO4&feature=youtu.be




Описывают события репродукции картины Ю.Непринцева «Отдых после боя»

умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

развитие эстетического сознания, восприятие различных видов искусства; 

оценивают содержание  с нравственно-эстетической позиции

Словарная работа.

Работаем с лексикой стихотворения

Заполнение карточек


планируют необходимые действия, операции, действуют по плану;

 формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Владеют приёмами отбора и систематизации материала.

Проводят самооценивание, определяют уровень своих знаний, формируется стремление к познанию.

Рефлексия.


Слово учителя.

Нельзя забывать о войне, надо знать, какой ценой завоевано счастье, надо стараться, чтобы ни одно имя не осталось забытым… Поэтому я предлагаю вам составить четверостишье по рифме, оно находится на ваших листочках



Записывают четверостишие по рифме:


………………..героям,

………………..солдатам,

………………..подарили,

………………..в сорок пятом!



Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

Домашнее задание


  1. выучить наизусть стихотворение стр.156 - 160.

  2. дополнительное задание: подготовить презентацию «Герои войны»









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Урок литературы 5 класс А.Т.Твардовский "Рассказ танкиста"

Автор: Татьяна Николаевна Мегина

Дата: 29.10.2020

Номер свидетельства: 561716


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства