Познакомить с поэмой «Русские женщины», рассказать о декабристах, их роли в жизни страны, в освободительном движении; подчеркнуть патриотизм, стойкость декабристов, мужество, верность долгу их жен, гордость, самоотверженность.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Цели урока: познакомить с поэмой «Русские женщины», рассказать о декабристах, их роли в жизни страны, в освободительном движении; подчеркнуть патриотизм, стойкость декабристов, мужество, верность долгу их жен, гордость, самоотверженность.
Ожидаемые результаты: развитие речи учащихся, уметь делать художественный анализ текста.
Ход урока:
І. Организационный момент.
ІІ.Опрос д/задания.
а/Н.Гоголь «Шинель» /пересказ/
б/Ответить на вопросы.
ІІІ.Сообщение темы и задачи урока.
ІҮ.Работа по новой теме.
1. Вступительное слово учителя.
Начало расцвета некрасовского поэтического таланта совпало с годами самого мрачного произвола, черной реакции.
«Темная семилетняя ночь пала на Россию», – говорил Герцен, вспоминая эти ужасные годы. Запрещались самые безобидные статьи, калечились стихотворные строки, в которых лишь подозревалась правда о положении крестьянства в России. Но уже никакие преграды не могли остановить движение революционно-демократической мысли.
И выразителем ее в поэзии был Николай Алексеевич Некрасов.
Демонстрируется портрет поэта.
2. Учитель. Поэма «Русские женщины» - это и песня совести, это и дума жестокая, потому что в этом произведении Некрасов воспел русских женщин, воспел мужество, героизм, высокий нравственный подвиг жен декабристов. В истории нашей страны декабристы занимают особое место, являя высочайший нравственный пример потомкам. Проходят десятилетия, сменяются эпохи, а образы этих рыцарей (без страха и упрека) все так же чисты и нетленны, как их имя – декабристы, ставшее для всех последующих поколений олицетворением благородства, бескорыстия, чести, верности, любви и дружбы, высочайшей культуры. Именно потому их имена навечно вписаны в историю и литературу. О них писал Л. Н. Толстой, Н. А. Некрасов, им посвятили поэтические строки многие из современных поэтов XX века (песня А. Розенбаума «Декабристский сон», стихи Ю. Друниной из цикла «Дети 12 года»).
А сейчас мы совершим небольшой экскурс в историю и познакомимся с восстанием декабристов.
14 декабря 1825 года в Санкт – Петербурге должна была состояться присяга новому русскому императору Николаю I. Но для нового императора этот день оказался одним из самых страшных в жизни. Несколько воинских частей вышли на Сенатскую площадь, отказавшись подчиниться новому царю. Стоявшие во главе мятежных частей офицеры и их товарищи из других полков позднее будут названы декабристами. Все они были дворянами, т. е. должны были быть сторонниками самодержавия и крепостного права.
Трудно сказать, по какому пути пошло бы развитие России, если бы декабристы победили, но восстание в Петербурге было подавлено через несколько часов. Начались расследования и расправы. Пятеро заговорщиков были казнены.
Это П. И. Пестель, К. Ф. Рылеев, С. Муравьев – Апостол, М. П. Бестужев – Рюмин, П. Г. Каховский.
Могилу казненных сравняли с землей, и никто не должен был знать, где она находится.
Многие (120 человек) были лишены всего – семьи, чинов, богатства – и сосланы в Сибирь. Одни на каторжную работу, другие - на поселение.
Но я хочу сказать, что прежде они подвергались гражданской казни. Декабристов строили четырехугольником вокруг костра, срывали с них эполеты и ордена и бросали в огонь. Поэтесса Ю. Друнина пишет о трагических событиях тех дней:
Зловещая серость рассвета…
С героев Бородина срывают и жгут эполеты,
Бросают в огонь ордена.
И смотрит Волконский устало
На знамя родного полка –
Он стал в двадцать пять генералом,
Он все потерял к сорока.
Генерал Сергей Волконский принимал участие в совещаниях в Каменке, был участником восстания, его предупреждали, что это грозит Сибирью, но он не отказался от своих убеждений и не изменил своему долгу.
Князь Сергей Трубецкой, как и многие другие декабристы, принимал участие в войне против Наполеона. Накануне восстания в декабре 1825 года он был назначен руководителем восставших. Мужественно держался во время следствия и не потерял уважения своих товарищей по несчастью. В 1826 году, как и Волконский, он был отправлен на каторжные работы в Восточную Сибирь.
А рядом с ними были их жены. Декабристы последовали в Сибирь, оставляя жизнь удобную и богатую, часто светскую, даже придворную, покидая детей и родных. Последовали вопреки угрозам и жестоким мерам пресечения, принимавшимися царем и властями. Им было запрещено брать с собой детей, они были осуждены на вечную разлуку с родными.
Мария Каземировна Югиневская, Александра Григорьевна Муравьева, Елизавета Петровна Нарышкина, Мария Николаевна Волконская, Екатерина Ивановна Трубецкая…
Жизнь этих женщин была мукой. Жизнь их стала подвигом.
Ещё в 1857 году Т. Шевченко назвал подвиг декабристок «Богатырской темой». Эта тема дождалась своего часа в русской литературе. В 1872 году в журнале «Отечественные записки» появилась первая часть поэмы «Русские женщины» - «Княгиня Трубецкая», в работе над которой автор опирался на исторические источники: «Записки декабриста» А. Розена. Менее чем через год была опубликована вторая часть - «Княгиня Волконская».
3.Работа с учебником (чтение исторической справки).
1) Чтение поэмы «Княгина Трубецкая» учителем и комментирование.
2) Работа с толковым словарем. Определить значения слов завет, бригадир, ямщик, отреченье, осторожный, тиранить, этапный (путь)
2) Беседа по вопросам.
– Что мы узнали из первых строк поэмы?
(поэма – один из видов лиро-эпических произведений, для которых характерны сюжетность, событийность и выражение автором или лирическим героем своих чувств.) У крыльца прочный, легкий, удобный («покоен») возок (сани с пологом – кибитка). Граф-отец проверил его прочность, затем «фонарь внутри его зажгли», впрягли шесть лошадей. Граф – подушки поправлял, чтобы было удобно, для тепла ногам постелил покрывало из медвежьей шкуры. Молясь («творя, читая, говоря молитву»), повесил маленькую иконку, чтобы она оберегала в пути. Все готово. Мысль об отъезде дочери как-то забылась во время приготовлений к отъезду, теперь же она вернулась опять, и князь, не выдержав, зарыдал.
– Какие слова были сказаны дочерью отцу при прощании? (Уговорами остаться, слезами они друг другу надрывают сердце. Слезами, тоской не поможешь горю. Единственный человек, кто мог бы им помочь, это князь Трубецкой (княгиня не называет даже его имени, нельзя). Дочь просит отца отпустить ее с миром, сомневается в том, что им придется встретиться (она умерла в Сибири в 1854 г.). Она заверяет отца, что любит его и будет хранить его завет. Она уверена, что путь ее будет долог и труден, судьба страшна, но «сталью я одела грудь» – силой воли заставила себя не отчаиваться, убедила сама себя, а теперь и отца, что преодолеет все преграды на своем нелегком пути. Она понимает, что долг ее оберегать своего уже немолодого отца, но у нее долг другой, «и выше и трудней», и он зовет ее.
О, видит бог!..
Но долг другой, и выше и трудней,
Меня зовет…)
– Какой же долг ее зовет? (Быть там и с тем, где очень трудно и кому трудно, разделить страдания и тяготы жизни, ободрить, а главное – своим присутствием убедить, что в несчастиях и невзгодах вины его нет, что его понимают, потому что иначе он поступить не мог и поступил именно так по велению своего сердца и долга перед Родиной и людьми.)
– Какая мысль придавала ей силы и гнала вперед? (Княгиня в пути 2 месяца. Заболевшего спутника, сопровождавшего ее, она, «прождав» два дня, оставила в Иркутске и «помчалась далее одна».)