Просмотр содержимого документа
«Историческая основа поэмы Н. А. Некрасова «Русские женщины». Княгиня Трубецкая.»
КОНСПЕКТ УРОКА
НА ТЕМУ:
Историческая основа поэмы
Н. А. Некрасова «Русские женщины».
Княгиня Трубецкая.
Цель:Цель урока: познакомить с исторической основой и героическим поступком жён декабристов; определить нравственные понятия, духовные возможности человека; способствовать развитию аналитического и выразительного чтения, построению логических высказываний.
Оборудование:
Эпиграф к уроку:
Пленительные образы!
Едва ли в истории какой-нибудь страны
Вы что-нибудь прекраснее встречали.
Их имена забыться не должны.
Высок и свят их подвиг незабвенный.
Н.А. Некрасов
Ход урока
Организационный момент
- Доброе утро. Садитесь. Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг к другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть что-то новое.
Слово учителя
- Наш сегодняшний урок будет посвящён одному героическому и в то же время трагическому событию в истории нашего Отечества. Это событие произошло ровно 190 лет назад. Вы догадались, что это за событие? Это событие - восстание декабристов. Начнём наш урок с музыкальной композиции.
(Звучит романс из кинофильма «Звезда пленительного счастья» «Кавалергарды, век не долог...»)
Ребята, тема сегодняшнего урока: Историческая основа поэмы Н. А. Некрасова
«Русские женщины». Княгиня Трубецкая.
Как вы думаете о чём мы будем говорить? Должны будем познакомиться с исторической основой поэмы и героическим поступком жён декабристов;
Эпиграфом к нашему уроку будут слова Н.А. Некрасова:
Чтение эпиграфа
Пленительные образы! Едва ли
В истории какой - нибудь страны
Вы что – нибудь прекраснее встречали,
Их имена забыться не должны.
Высок и свят их подвиг незабвенный,- так писал поэт о героинях своей поэмы «Русские женщины».
-Прежде поговорим о том что же послужило исторической основой для создания поэмы, скажите, пожалуйста, какие ассоциации у вас возникают со словом» декабристы»? (армия, ссылка, кровь, поражение, смелые, молодые, успешные, активные, ответственные, личность, гражданин)
- А сейчас мы совершим небольшой экскурс в историю и предоставим слово Диме. Он расскажет нам о восстании декабристов.
- Ребята, что вы знаете о восстании декабристов?
Учащиеся
14 декабря 1825 года в Санкт – Петербурге должна была состояться присяга новому русскому императору Николаю I. Но для нового императора этот день оказался одним из самых страшных в жизни. Несколько воинских частей вышли на Сенатскую площадь, отказавшись подчиниться новому царю. Стоявшие во главе мятежных частей офицеры и их товарищи из других полков позднее будут названы декабристами. Все они были дворянами, т. е. должны были быть сторонниками самодержавия и крепостного права.
Трудно сказать, по какому пути пошло бы развитие России, если бы декабристы победили, но восстание в Петербурге было подавлено через несколько часов. Начались расследования и расправы. Пятеро заговорщиков были казнены.
Это П. И. Пестель, К. Ф. Рылеев, С. Муравьев – Апостол, М. П. Бестужев – Рюмин, П. Г. Каховский.
Могилу казненных сравняли с землей, и никто не должен был знать, где она находится.
Многие (120 человек) были лишены всего – семьи, чинов, богатства – и сосланы в Сибирь
Все они были дворянами и, по понятиям того времени, опорой самодержавия.
Но они ценой своей жизни хотели улучшить жизнь народа.
Восстание было подавлено через несколько часов. Начались расследования и расправа. Заключенных лишили всех дворянских прав, званий, приравняли к простым крестьянам, лишили право возвращаться столицы.
Многие были отданы в солдаты и отправлены в Сибирь на каторжные работы.
Все они были молодыми, сильными, богатыми, красивыми, но пожертвовали жизнью, положением во имя своих убеждений, торжества справедливости. Отправляясь в Сибирь, они оставляли своих престарелых родителей, близких, а главное совсем юных жен и малолетних детей.
В ноябре 1825 года во время поездки на юг России в Таганрог неожиданно скончался император Александр I. Детей у него не было, и наследовать престол должен был брат Александра – Константин. Но он ещё при жизни Александра отрёкся от престола в пользу младшего брата Николая.
Декабристы хотели до принятия присяги сенаторами и членами Государственного совета заставить их подписать «Манифест», в котором предлагали отменить крепостное право, провозгласить свободу слова, вероисповеданий, свободу занятий, передвижения, равенство всех сословий перед законом, уменьшение срока солдатской службы.
Несколько раз Николай I присылал «для увещевания» генералов, митрополитов, несколько раз конница атаковала полки восставших. К вечеру царь отдал приказ расстрелять восставших. Восстание в Петербурге было подавлено через несколько часов. Началось расследование и расправа над участниками.
Царское правительство жестоко расправилось с декабристами. К следствию было привлечено 570 человек, более ста были осуждены на каторгу и поселение в Сибирь, многие офицеры разжалованы в рядовые и высланы в разные губернии под надзор полиции. Солдат приказали прогнать сквозь строй и направили на Кавказ в действующую армию. Пять декабристов – поэт Константин Федорович Рылеев, Павел Иванович Пестель, Сергей Иванович Муравьёв-Апостол, Михаил Павлович Бестужев-Рюмин и Петр Григорьевич Каховский – были повешены в Петропавловской крепости. Остальных заключенных лишали всех дворянских прав и приравнивали к простым крестьянам, они лишались права возвращаться в столицы, а также всех званий и почестей.
Учитель
Обратите внимание на фото декабристов. Все они были молодыми, сильными, богатыми, красивыми, но пожертвовали жизнью, положением во имя своих убеждений, торжества справедливости. Отправляясь в Сибирь, они оставляли своих престарелых родителей, близких, а главное совсем юных жен и малолетних детей.
Но сегодня мы будем говорить о подвиге, который совершили жены этих храбрых людей.
А рядом с ними были их жены. Они последовали в Сибирь вслед за своими мужьями, оставляя жизнь удобную и богатую, часто светскую, даже придворную, покидая детей и родных. Последовали вопреки угрозам и жестоким мерам пресечения, принимавшимися царем и властями. Им было запрещено брать с собой детей, они были осуждены на вечную разлуку с родными. Ничто их не могло остановить.
Указ царя гласил
Они становились такими же бесправными, как и их мужья, а дети, рожденные в ссылке, приравнивались к крестьянам. Жена должна была оставаться в Сибири до смерти мужа, а может быть и до собственной.
Учитель Кто эти мужественные женщины, представьте их. Кто отправился в след за мужьями преодолев невероятный путь.
- княгиня Е.И. Трубецкая (не было детей) разные по
- княгиня М.Н. Волконская соц. и мат.
- графиня Муравьева положению,
- графиня Нарышкина (не было детей) характеру.
- жена полковника Давыдова
- генеральша Фонвизина
- невеста Анненкова — П. Гебль
- баронесса Розен
- генеральша Юшневская продала шубу, сер. ложки
- невеста Ивашева
В 1872 году в журнале «Отечественные записки» появилась первая часть поэмы «Русские женщины» - «Княгиня Трубецкая», в работе над которой автор опирался на исторические источники: «Записки декабриста» А. Розена. Менее чем через год была опубликована вторая часть - «Княгиня Волконская», точно известно, что был черновой вариант и третьей части, посвящённой
Открыв первую страницу, мы читаем название главы: «Княгиня Трубецкая». Первоначально свою поэму Некрасов назвал «Декабристки». Казалось бы, это более точное заглавие. В чём же тогда смысл замены?
Мы будем анализировать первую часть поэмы.
- Кто такая княгиня Трубецкая? Что вы знаете о ней? Почему ей посвящена первая часть?
Екатерина Ивановна Трубецкая – дочь французского эмигранта И. С. Лаваля. Его роскошный особняк на Английской набережной в Петербурге сохранился до наших дней. Здесь в 1825 году, незадолго до декабристского восстания, великий князь Николай Павлович танцевал с ней мазурку. Она вышла замуж за князя Сергея Петровича Трубецкого. Она была первой женой декабриста, добившейся у царя разрешения последовать за мужем в Сибирь. Её примеру последовали другие.
Учитель
Да, Екатерина Трубецкая жила в великолепном доме, где была огромная библиотека, уникальные собрания скульптур и гравюр.
В доме Лавалей бывали дипломаты, литераторы, художники, музыканты. Здесь Карамзин читал главы из «Истории государства Российского», а Пушкин – оду «Вольность» и трагедию «Борис Годунов».
Привычное течение жизни в графском доме оборвалось 14 декабря 1825 года. Описание особняка графа Лаваля дает и Некрасов в поэме. Найдите эти строки.
- Как проходила юность Трубецкой в этом доме? (В богатстве, блеске, роскоши. Устраивались балы, приемы, путешествия - словом, были все обольщения света).
- Ребята, перечитайте эпизод, где княгиня размышляет о светском обществе своего, 19 века.
- Как вы понимаете следующие выражения:
1. «Этот рай своей рукой расчистил Николай…»
2. «Люди заживо гниют…»
3. От слов «Что я найду там?..» до слов «Вернуться, все простя?..»
(В высшем обществе блаженствует ханжество, поруганная честь, продажность, клевета, лицемерие, низость, одинаковость людей, бессмыслие в светских беседах. Свет не просто скучен, он преступен: он убивает инакомыслящих людей. Светская чернь не терпит свободного слова).
- Мы живем в XXI веке. Изменилось ли наше общество? Что общего у этих двух эпох, которые разделяют почти 200 лет.
Е. Трубецкая не может и не хочет остаться в том, красивом внешне, но уродливом внутри, мире. Она едет за мужем в Сибирь, суровую и жестокую.
Вторая часть поэмы построена в форме диалога. Но перед нами не просто разговор двух действующих лиц. Это спор, это противостояние, это борьба.
- Какую цель имеет каждый из героев? Какова цель губернатора, и какова цель княгини?
- Губернатор хочет вернуть княгиню в Петербург, княгиня — как можно скорее отправиться дальше, к мужу. В любой борьбе побеждает сильнейший, в споре — тот, чьи доводы убедительнее.
- Какие аргументы выдвигает губернатор, пытаясь убедить княгиню вернуться (Суровый климат, бесплодная земля, черствые и бездушные люди, разбои, убийства – привычное дело, жизнь в общей казарме, скудная пища, нищета и даже то, что её поведут по этапу с конвоем).
- Как вы считаете, решение княгини – временный порыв или твердое убеждение в своейправоте? (Это твердое убеждение в своей правоте. Она считает, что верная жена должна быть рядом с мужем. Княгиня не отстает от своей цели, несмотря на все угрозы и преграды).
- Чем заканчивается противостояние генерала и княгини? Что заставило губернаторауступить? ( Настойчивость героини, несгибаемая воля, мужество. Её не страшат ни суровый климат, ни нищета).
- В чем сила княгини? В чем источник нравственной силы этой русской женщины? (Сила княгини в любви, преданности. Эта женщина богата духовно. Не богатство и не положение в обществе главное для неё, а человеческие чувства, переживания).
Вывод
- Каковы причины отъезда в Сибирь княгини? Какова цель её поездки? Какие качества характера проявила эта русская женщина?
Учитель
Проходит год за годом, надежды на окончание ссылки тают, призрачными становятся мечты о возможном свидании с близкими. Подневольная жизнь, суровый климат, переживания, нужда – все это не прошло бесследно для декабристов и их жен. Многие остались в Сибири навечно. Е. И. Трубецкая умерла в Иркутске в 1854 году. Ей было 54 года, 28 из них она провела в Сибири.
– А женщины, жены XXI века способны на такой подвиг?
Домашнее задание.
1. «Подвиг любви и долга».
2. «Соответствует ли современная русская женщина некрасовскому идеалу»?
3. Написать небольшой рассказ о главной героине, опираясь на текст поэмы «Русские женщины».