kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Историческая основа поэмы Н. А. Некрасова «Русские женщины». Княгиня Трубецкая.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Это первый урок, посвящённый изучению поэмы Н.А. Некрасова "Русские женщины"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Историческая основа поэмы Н. А. Некрасова «Русские женщины». Княгиня Трубецкая.»








КОНСПЕКТ УРОКА

НА ТЕМУ:


Историческая основа поэмы

Н. А. Некрасова «Русские женщины».

Княгиня Трубецкая.

Цель: Цель урока: познакомить с исторической основой и   героическим  поступком жён декабристов; определить нравственные понятия, духовные возможности человека; способствовать развитию аналитического и выразительного чтения, построению логических высказываний.

Оборудование:


Эпиграф к уроку:

Пленительные образы!

Едва ли в истории какой-нибудь страны

Вы что-нибудь прекраснее встречали.

Их имена забыться не должны.

Высок и свят их подвиг незабвенный.

Н.А. Некрасов





Ход урока

Организационный момент

-  Доброе утро. Садитесь. Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг к другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам  работать дружно, открыть что-то новое.

Слово учителя

- Наш сегодняшний урок будет посвящён одному героическому и в то же время трагическому событию в истории нашего Отечества. Это событие произошло ровно 190 лет назад. Вы догадались, что это за событие? Это событие - восстание декабристов. Начнём наш урок с музыкальной композиции.

(Звучит романс из кинофильма «Звезда пленительного счастья» «Кавалергарды, век не долог...»)

Ребята, тема сегодняшнего урока: Историческая основа поэмы Н. А. Некрасова

«Русские женщины». Княгиня Трубецкая.

Как вы думаете о чём мы будем говорить? Должны будем познакомиться с исторической основой поэмы и   героическим  поступком жён декабристов;

Эпиграфом к нашему уроку будут слова Н.А. Некрасова:

Чтение эпиграфа

Пленительные образы! Едва ли

В истории какой - нибудь страны

Вы что – нибудь прекраснее встречали,

Их имена забыться не должны.

Высок и свят их подвиг незабвенный,- так писал поэт о героинях своей поэмы «Русские женщины».

-Прежде поговорим о том что же послужило исторической основой для создания поэмы, скажите, пожалуйста, какие ассоциации у вас возникают со словом» декабристы»? (армия, ссылка, кровь, поражение, смелые, молодые, успешные, активные, ответственные, личность, гражданин)

- А сейчас мы совершим небольшой экскурс в историю и предоставим слово Диме. Он расскажет нам о восстании декабристов.

- Ребята, что вы знаете о восстании декабристов?

Учащиеся

  1. 14 декабря 1825 года в Санкт – Петербурге должна была состояться присяга новому русскому императору Николаю I. Но для нового императора этот день оказался одним из самых страшных в жизни. Несколько воинских частей вышли на Сенатскую площадь, отказавшись подчиниться новому царю. Стоявшие во главе мятежных частей офицеры и их товарищи из других полков позднее будут названы декабристами. Все они были дворянами, т. е. должны были быть сторонниками самодержавия и крепостного права.

  2. Трудно сказать, по какому пути пошло бы развитие России, если бы декабристы победили, но восстание в Петербурге было подавлено через несколько часов. Начались расследования и расправы. Пятеро заговорщиков были казнены.

Это П. И. Пестель, К. Ф. Рылеев, С. Муравьев – Апостол, М. П. Бестужев – Рюмин, П. Г. Каховский.

Могилу казненных сравняли с землей, и никто не должен был знать, где она находится.

Многие (120 человек) были лишены всего – семьи, чинов, богатства – и сосланы в Сибирь

Все они были дворянами и, по понятиям того времени, опорой самодержавия.

Но они ценой своей жизни хотели улучшить жизнь народа.

Восстание было подавлено через несколько часов. Начались расследования и расправа. Заключенных лишили всех дворянских прав, званий, приравняли к простым крестьянам, лишили право возвращаться столицы.

Многие были отданы в солдаты и отправлены в Сибирь на каторжные работы.

Все они были молодыми, сильными, богатыми, красивыми, но пожертвовали жизнью, положением во имя своих убеждений, торжества справедливости. Отправляясь в Сибирь, они оставляли своих престарелых родителей, близких, а главное совсем юных жен и малолетних детей.

В ноябре 1825 года во время поездки на юг России в Таганрог неожиданно скончался император Александр I. Детей у него не было, и наследовать престол должен был брат Александра – Константин. Но он ещё при жизни Александра отрёкся от престола в пользу младшего брата Николая.

Декабристы хотели до принятия присяги сенаторами и членами Государственного совета заставить их подписать «Манифест», в котором предлагали отменить крепостное право, провозгласить свободу слова, вероисповеданий, свободу занятий, передвижения, равенство всех сословий перед законом, уменьшение срока солдатской службы.

Несколько раз Николай I присылал «для увещевания» генералов, митрополитов, несколько раз конница атаковала полки восставших. К вечеру царь отдал приказ расстрелять восставших. Восстание в Петербурге было подавлено через несколько часов. Началось расследование и расправа над участниками.

Царское правительство жестоко расправилось с декабристами. К следствию было привлечено 570 человек, более ста были осуждены на каторгу и поселение в Сибирь, многие офицеры разжалованы в рядовые и высланы в разные губернии под надзор полиции. Солдат приказали прогнать сквозь строй и направили на Кавказ в действующую армию. Пять декабристов – поэт Константин Федорович Рылеев, Павел Иванович Пестель, Сергей Иванович Муравьёв-Апостол, Михаил Павлович Бестужев-Рюмин и Петр Григорьевич Каховский – были повешены в Петропавловской крепости. Остальных заключенных лишали всех дворянских прав и приравнивали к простым крестьянам, они лишались права возвращаться в столицы, а также всех званий и почестей.

Учитель

Обратите внимание на фото декабристов. Все они были молодыми, сильными, богатыми, красивыми, но пожертвовали жизнью, положением во имя своих убеждений, торжества справедливости. Отправляясь в Сибирь, они оставляли своих престарелых родителей, близких, а главное совсем юных жен и малолетних детей.

Но сегодня мы будем говорить о подвиге, который совершили жены этих храбрых людей.

А рядом с ними были их жены. Они последовали в Сибирь вслед за своими мужьями, оставляя жизнь удобную и богатую, часто светскую, даже придворную, покидая детей и родных. Последовали вопреки угрозам и жестоким мерам пресечения, принимавшимися царем и властями. Им было запрещено брать с собой детей, они были осуждены на вечную разлуку с родными. Ничто их не могло остановить.

Указ царя гласил

Они становились такими же бесправными, как и их мужья, а дети, рожденные в ссылке, приравнивались к крестьянам. Жена должна была оставаться в Сибири до смерти мужа, а может быть и до собственной.

Учитель Кто эти мужественные женщины, представьте их. Кто отправился в след за мужьями преодолев невероятный путь.

  1. - княгиня Е.И. Трубецкая (не было детей) разные по

  2. - княгиня М.Н. Волконская соц. и мат.

  3. - графиня Муравьева положению,

  4. - графиня Нарышкина (не было детей) характеру.

  5. - жена полковника Давыдова

  6. - генеральша Фонвизина

  1. - невеста Анненкова — П. Гебль

  2. - баронесса Розен

  3. - генеральша Юшневская продала шубу, сер. ложки

  4. - невеста Ивашева


В 1872 году в журнале «Отечественные записки» появилась первая часть поэмы «Русские женщины» - «Княгиня Трубецкая», в работе над которой автор опирался на исторические источники: «Записки декабриста» А. Розена. Менее чем через год была опубликована вторая часть - «Княгиня Волконская», точно известно, что был черновой вариант и третьей части, посвящённой

Открыв первую страницу, мы читаем название главы: «Княгиня Трубецкая». Первоначально свою поэму Некрасов назвал «Декабристки». Казалось бы, это более точное заглавие. В чём же тогда смысл замены?

Мы будем анализировать первую часть поэмы.

- Кто такая княгиня Трубецкая? Что вы знаете о ней? Почему ей посвящена первая часть?

Екатерина Ивановна Трубецкая – дочь французского эмигранта И. С. Лаваля. Его роскошный особняк на Английской набережной в Петербурге сохранился до наших дней. Здесь в 1825 году, незадолго до декабристского восстания, великий князь Николай Павлович танцевал с ней мазурку. Она вышла замуж за князя Сергея Петровича Трубецкого. Она была первой женой декабриста, добившейся у царя разрешения последовать за мужем в Сибирь. Её примеру последовали другие.

Учитель

Да, Екатерина Трубецкая жила в великолепном доме, где была огромная библиотека, уникальные собрания скульптур и гравюр.

В доме Лавалей бывали дипломаты, литераторы, художники, музыканты. Здесь Карамзин читал главы из «Истории государства Российского», а Пушкин – оду «Вольность» и трагедию «Борис Годунов».

Привычное течение жизни в графском доме оборвалось 14 декабря 1825 года. Описание особняка графа Лаваля дает и Некрасов в поэме. Найдите эти строки.

- Как проходила юность Трубецкой в этом доме? (В богатстве, блеске, роскоши. Устраивались балы, приемы, путешествия - словом, были все обольщения света).

- Ребята, перечитайте эпизод, где княгиня размышляет о светском обществе своего, 19 века.

- Как вы понимаете следующие выражения:

1. «Этот рай своей рукой расчистил Николай…»

2. «Люди заживо гниют…»

3. От слов «Что я найду там?..» до слов «Вернуться, все простя?..»

(В высшем обществе блаженствует ханжество, поруганная честь, продажность, клевета, лицемерие, низость, одинаковость людей, бессмыслие в светских беседах. Свет не просто скучен, он преступен: он убивает инакомыслящих людей. Светская чернь не терпит свободного слова).

- Мы живем в XXI веке. Изменилось ли наше общество? Что общего у этих двух эпох, которые разделяют почти 200 лет.

Е. Трубецкая не может и не хочет остаться в том, красивом внешне, но уродливом внутри, мире. Она едет за мужем в Сибирь, суровую и жестокую.

Вторая часть поэмы построена в форме диалога. Но перед нами не просто разговор двух действующих лиц. Это спор, это противостояние, это борьба.

- Какую цель имеет каждый из героев? Какова цель губернатора, и какова цель княгини?

- Губернатор хочет вернуть княгиню в Петербург, княгиня — как можно скорее отправиться дальше, к мужу. В любой борьбе побеждает сильнейший, в споре — тот, чьи доводы убедительнее.                                           

- Какие аргументы выдвигает губернатор, пытаясь убедить княгиню вернуться (Суровый климат, бесплодная земля, черствые и бездушные люди, разбои, убийства – привычное дело, жизнь в общей казарме, скудная пища, нищета и даже то, что её поведут по этапу с конвоем).

- Как вы считаете, решение княгини – временный порыв или твердое убеждение в своей правоте? (Это твердое убеждение в своей правоте. Она считает, что верная жена должна быть рядом с мужем. Княгиня не отстает от своей цели, несмотря на все угрозы и преграды).

- Чем заканчивается противостояние генерала и княгини? Что заставило губернатора уступить? ( Настойчивость героини, несгибаемая воля, мужество. Её не страшат ни суровый климат, ни нищета).

- В чем сила княгини? В чем источник нравственной силы этой русской женщины? (Сила княгини в любви, преданности. Эта женщина богата духовно. Не богатство и не положение в обществе главное для неё, а человеческие чувства, переживания).

Вывод

- Каковы причины отъезда в Сибирь княгини? Какова цель её поездки? Какие качества характера проявила эта русская женщина?

Учитель

Проходит год за годом, надежды на окончание ссылки тают, призрачными становятся мечты о возможном свидании с близкими. Подневольная жизнь, суровый климат, переживания, нужда – все это не прошло бесследно для декабристов и их жен. Многие остались в Сибири навечно. Е. И. Трубецкая умерла в Иркутске в 1854 году. Ей было 54 года, 28 из них она провела в Сибири.

А женщины, жены XXI века способны на такой подвиг?

Домашнее задание.

1. «Подвиг любви и долга».

2. «Соответствует ли современная русская женщина некрасовскому идеалу»?

3. Написать небольшой рассказ о главной героине, опираясь на текст поэмы «Русские женщины».













Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Историческая основа поэмы Н. А. Некрасова «Русские женщины». Княгиня Трубецкая.

Автор: Аксёненко Марина Николаевна

Дата: 02.09.2016

Номер свидетельства: 342002


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства