Просмотр содержимого документа
«"Победа добра над злом в поэме "Руслан и Людмила"»
Конспект урока литературы в 5 классе
Учитель Шадаева Н.В.
Тема: А.С. Пушкин «Руслан и Людмила». Победа добра над злом.
Цели урока.
Содержательная.
Рассмотреть образы героев сказки в их сопоставлении.
Деятельностная.
Помочь учащимся научиться анализировать текст сказки.
Развивать навыки монологической, диалогической речи и выразительного чтения. Формировать умения сравнивать, обобщать.
Формировать прочную нравственную позицию, положительные ориентации на
распознавание истинной красоты.
Планируемые результаты.
Предметные умения:
обучающиеся знают содержание прочитанного произведения;
умеют воспринимать и анализировать текст,
формулировать идею, проблематику произведения,
давать характеристику героям.
Метапредметные УУД.
Личностные: положительно относится к учению, познавательной деятельности, имеет желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных задач.
Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания,, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.
Оборудование урока:
Компьютер. Презентация к уроку. Раздаточный материал. Портрет А.С.Пушкина.
1. Вступительное слово учителя. 1 мин
Начинается урок
Он пойдёт ребятам впрок,
Много предстоит узнать.
Постарайтесь всё понять.
Сядьте правильно, обратите внимание на осанку, это залог вашего здоровья и успешной работы на уроке. Улыбнитесь и с хорошим настроением принимайтесь за работу.
Постановка учебной задачи.
Этап актуализации знаний (3 мин)
Цель этапа: сформировать представление детей о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся.
Литературная разминка
Учитель предлагает поиграть:
Я буду называть героев произведений, а вы назовите автора и название произведения.
1.Дуб, Ворон, Свинья (И.А.Крылов «Свинья под дубом»).
2.Старуха, корыто, золотая рыбка.( «Сказка о золотой рыбке» А.С.Пушкин.
3.Шахразада, Синдбад –мореход, Багдад.(арабская народная сказка «Тысяча и одна ночь»)
4.Василиса Премудрая, Лягушка, Иван Царевич (русская народная сказка «Царевна-лягушка»)
5.Владимир, Людмила, Руслан. (Сказка-поэма А.С.Пушкина «Руслан и Людмила»
Фронтальный опрос
Учитель: С творчеством какого писателя мы продолжаем знакомиться?
Покажите его портрет . слайд 1
Вам кто-то знаком ещё?
А что вы знаете об А.С.Пушкине? слайд 2
Какое произведение мы в данный момент изучаем
Сколько частей в произведении?
Как называется 1 часть.(Пролог) слайд 3
Кто готов рассказать наизусть?
Попробуем по очереди : выразительно, проговариваем отчетливо
окончание, не торопясь по 2 строчки.
( можно до «стоит без окон , без дверей)
Как называются другие части?
Какую часть мы изучали на прошлом уроке? 1-2
Кто прочитал всю сказку-поэму?
Почему сказка? Какие приёмы, свойственные сказкам вы встречаете здесь?
Почему поэма?
Учитель: Сегодня мы продолжаем изучение поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила». А чтобы определить тему урока, я предлагаю вам притчу (инструментальная музыка сопровождает)
- Когда-то давным-давно жил Человек на свете и не знал, что существует на земле Добро и Зло. Отправился человек в дорогу, встретилась ему на пути гора. На вершине горы стояли два сосуда. Один сосуд был наполнен Добром, другой – Злом. Заинтересовало Человека содержимое сосудов, решил он заглянуть вовнутрь и узнать, что же такое Добро и Зло. Разбил он кувшины, перемешалось всё их содержимое. И наполнило содержимое кувшинов душу человека.
Живёт человек и не знает, так что же такое добро и зло, чего в его душе больше.
- Как вы думаете, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке?
Мы можем встретить данные понятия в нашем произведении? (слайд 4)
Работа в тетради: записываем число, тему урока и эпиграф.
- Правильно, молодцы. Вот вы и сформулировали главную цель нашей работы – раскрыть значение терминов «добро» и «зло» на примере героев произведения А.С.Пушкина. А чтобы к этому прийти, мы вспомним содержание 1 и 2 песни и познакомимся с содержанием третьей песни.
- сравним образы героев и оценим их поступки.
Мы выявим лучших знатоков поэмы, самых внимательных читателей и самых лучших друзей, умеющих работать в команде.
Проверка знания содержания сказки
Опрос по содержанию: Какую цель ставил перед собой автор? Как должна закончиться сказка? Потому что,……….
1. С какого события автор начинает повествование?
( свадебный пир в честь венчания Руслана и Людмилы)
2. Кто и почему сидел невесел на свадебном пиру?
( три бывших соперника Руслана, влюблённые в Людмилу: Рогдай, Ратмир, Фарлаф)
3.Что случилось с Людмилой на пиру?
3. Что обещал князь Владимир тому, кто вернёт ему дочь? ( Людмилу в жёны и полкняжества)
4. Как Руслан узнал о похитителе Людмилы? (с помощью Финна, старца в пещере)
5. Кем в молодости был Финн? (пастухом)
6. Что случилось с Рогдаем? (он погиб в честном поединке с Русланом)
7. Опишите Черномора. ( горбатый карлик с обритой головой и длинной бородой)
2) Работа в парах.
Нам всем хорошо знакомо выражение: «В сказках Добро всегда побеждает Зло».
Подумайте и ответьте, кто из героев пушкинского произведения является ЗЛОМ, а кто ДОБРОМ.
Работа в тетради.
(на доске в 2 колонки записываются герои)
ДОБРО
ЗЛО
Владимир
Руслан
Людмила
Финн
Голова
Наина
Черномор
Фарлаф
Почему мы их отнесли в табличку ДОБРО?
Какими качествами обладают герои из первой колонки?
- Все герои знакомы? (Наина не знакома стр.123 и Голова стр. 129)
Работа с текстом учебника Песнь 3. Начало. Знакомство с героями.
Какими качествами обладают герои второй колонки?
Самостоятельная работа : Работа с текстом учебника:
Задание : Найдите и запишите в тетрадь эпитеты, которые помогают представить героев поэмы – Руслана и Людмилу.
Работа в тетрадях:
Примерный план характеристики героя:
Я представляю….
Автор так описывает героя(героиню):… (1-2 ярких примера из текста).
Чувствуется, что автор… (симпатизирует, или недолюбливает, или смеется, или …) героя.
В поэме герой(героиня) совершает следующие поступки: ….
Я считаю, что он(она) смелый, отважный (трусливый, коварный) …..
Все это позволяет отнести моего(мою) героя(героиню) к (ЗЛУ или ДОБРУ).
ФИЗМИНУТКА
Задание: Работа с устаревшими словами:
Карточки
Межпредметные связи (связь с музыкой):
Слово учителя: литература – это искусство слова. А какие виды искусства вы еще знаете?
Музыка. Слово и музыка всегда взаимосвязаны. Вот и это произведение Пушкина вдохновило великого русского композитора М.И. Глинку на создание оперы «Руслан и Людмила». Прослушайте, пожалуйста, только фрагмент и попробуйте угадать, к какому герою поэмы он может относиться. (звучит «Марш Черномора»). Почему так решили?
Работа с текстом под музыку «Марш Черномора» .Чтение текста. Стр 120
Закрепление изученного в произведении:
- Какой урок мы извлекли из 1-2 части «Сказки…?
- Какими нельзя быть?
- На кого из героев вы хотели быть похожими?
Итог урока: Продолжите фразу: поэма «Руслан и Людмила» – это поэма о … Предполагаемые ответы: победе добра над злом.
- Поэма «Руслан и Людмила» не столько о прошлом, сколько о настоящем и будущем. Она обличает коварство и зло. Еѐ главная мысль звучит в напутственных словах Финна Руслану.
Но зла промчится быстрый миг …
С надеждой, верою весѐлой
Иди на всѐ, не унывай …
Любви и чести верен будь …
Записать в тетрадь под диктовку:
«Содержание поэмы – торжество правды над коварством, злобой и насилием.»
6. Рефлексия деятельности.
-А теперь давайте поблагодарим друг друга за урок и скажем друг другу комплимент.
Начинает учитель: Никита! Ты очень сообразительный!
Домашнее задание: (на выбор)
Написать мини-сочинение: Что значит быть добрым человеком..
Пролог наизусть
Песнь 3 выразительно
Оценки урока:
(Сидят за партами – плохо, слабо;
Просто стоят – хорошо;
Стоят, руки вверх – отлично).
Заключительное слово учителя:
– Ты улыбкой, как солнышком, брызни, Выходя поутру из ворот Понимаешь, у каждого в жизни Предостаточно бед и забот. Разве любы нам хмурые лица Или чья-то сердитая речь? Ты улыбкой сумей поделиться И ответную искру зажечь.
Подарите улыбки друг другу…
Останется время _ДОМИНО.
Лукоморье
Дядька Черномор
Баба-Яга
Рогдай
Иван-царевич
Петрушка
Наина
Голова
Илья Муромец
Людмила
Руслан
Финн
Владимир-солнце
Игра «Найди продолжение».
Командам раздаются карточки с отрывками из текста. Задание: Найти продолжение отрывка. За каждый правильный ответ – 1 балл.
I команда
Карточка 1
Однако жив Руслан несчастный…
Карточка 2
В то время доблестный Фарлаф…
Карточка 3
На друга милого глядит,
Вздыхает, сердится, горит…
II команда
Карточка 4
Узнай, Руслан, твой оскорбитель…
Карточка 5
Княжна встает, и вмиг шатер…
Карточка 6
…И входит с важностью за нею
Горбатый карлик из дверей…
Добро и Зло
«Руслан и Людмила» - это сказочная поэма.
Похищение невесты, ее поиски, мотив соперничества, пребывание героини в заколдованном царстве, совершение подвигов для ее спасения и, наконец, счастливый конец – все это похоже на сказку. Но по ходу повествования, внутри сюжета, происходит постоянное сталкивание сказочного и самого обыденного, фантастического и бытового. Колдунья оказывается не только злой, но и жалкой старухой, свирепый чародей Черномор – немощным стариком.
В произведении все время описывается битва Добра и Зла. И если в одном мире Зло усиливается (восстали печенеги), то в другом мире усиливается Добро (Финн оживляет Руслана, чтобы он противостоял печенегам).
Торжество правды над коварством, злобой и насилием – вот содержание поэмы.
Как написать отзыв о прочитанном рассказе.
Примерный план действий.
Дополни его при необходимости.
Как называется произведение?
Кто его написал?
Кто главные герои?
Как они выглядят?
Какие поступки совершают?
Какова основная мысль, которую хотел передать автор читателю?
Чем понравилось произведение?
Лукоморье –
излучина морского берега
Неведомый –
неизвестный (ведать - значит «знать»)
Витязь –
в древней Руси отважный, доблестный воин, богатырь.
Чередой
(чередою) – один за другим.
Пленяет:
здесь: берёт в плен.
Чахнуть –
становиться слабым, болезненным, хилым.
Видение –
призрак, приведение.
Дол –
то же, что долина ( удлинённая впадина вдоль речного русла, среди гор).
Поведать –
сообщить.
Русалка –
в народных поверьях и сказках: существо в образе женщины с длинными распущенными волосами и рыбьим хвостом, живущее воде.
Невиданный –
неизвестный, такой, которого никто не видел( о чём-то сказочном, таинственном).