kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Победа добра над злом в поэме "Руслан и Людмила"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развернутый план конспект урока по литературе в 5 классе по произведениям А.С.Пушкина "Руслан и Людмила"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Победа добра над злом в поэме "Руслан и Людмила"»



Конспект урока литературы в 5 классе

Учитель Шадаева Н.В.

Тема: А.С. Пушкин «Руслан и Людмила». Победа добра над злом.

Цели урока.

  1. Содержательная.

Рассмотреть образы героев сказки в их сопоставлении.

  1. Деятельностная.

Помочь учащимся научиться анализировать текст сказки.

Развивать навыки монологической, диалогической речи и выразительного чтения. Формировать умения сравнивать, обобщать.

Формировать прочную нравственную позицию, положительные ориентации на

распознавание истинной красоты.

Планируемые результаты.

Предметные умения:

обучающиеся знают содержание прочитанного произведения;

умеют воспринимать и анализировать текст,

формулировать идею, проблематику произведения,

давать характеристику героям.

Метапредметные УУД.

Личностные: положительно относится к учению, познавательной деятельности, имеет желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных задач.

Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания,, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.

Оборудование урока:

Компьютер. Презентация к уроку. Раздаточный материал. Портрет А.С.Пушкина.

1. Вступительное слово учителя. 1 мин

Начинается урок

Он пойдёт ребятам впрок,

Много предстоит узнать.

Постарайтесь всё понять.


Сядьте правильно, обратите внимание на осанку, это залог вашего здоровья и успешной работы на уроке. Улыбнитесь и с хорошим настроением принимайтесь за работу.


Постановка учебной задачи.

Этап актуализации знаний (3 мин)

Цель этапа: сформировать представление детей о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся.


Литературная разминка

Учитель предлагает поиграть:

Я буду называть героев произведений, а вы назовите автора и название произведения.


1.Дуб, Ворон, Свинья (И.А.Крылов «Свинья под дубом»).

2.Старуха, корыто, золотая рыбка.( «Сказка о золотой рыбке» А.С.Пушкин.

3.Шахразада, Синдбад –мореход, Багдад.(арабская народная сказка «Тысяча и одна ночь»)

4.Василиса Премудрая, Лягушка, Иван Царевич (русская народная сказка «Царевна-лягушка»)

5.Владимир, Людмила, Руслан. (Сказка-поэма А.С.Пушкина «Руслан и Людмила»



Фронтальный опрос

Учитель: С творчеством какого писателя мы продолжаем знакомиться?

Покажите его портрет . слайд 1

Вам кто-то знаком ещё?

А что вы знаете об А.С.Пушкине? слайд 2

Какое произведение мы в данный момент изучаем

Сколько частей в произведении?

Как называется 1 часть.(Пролог) слайд 3

Кто готов рассказать наизусть?

Попробуем по очереди : выразительно, проговариваем отчетливо

окончание, не торопясь по 2 строчки.

( можно до «стоит без окон , без дверей)

Как называются другие части?

Какую часть мы изучали на прошлом уроке? 1-2

Кто прочитал всю сказку-поэму?

Почему сказка? Какие приёмы, свойственные сказкам вы встречаете здесь?

Почему поэма?

Учитель: Сегодня мы продолжаем изучение поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила». А чтобы определить тему урока, я предлагаю вам притчу (инструментальная музыка сопровождает)

- Когда-то давным-давно жил Человек на свете и не знал, что существует на земле Добро и Зло. Отправился человек в дорогу, встретилась ему на пути гора. На вершине горы стояли два сосуда. Один сосуд был наполнен Добром, другой – Злом. Заинтересовало Человека содержимое сосудов, решил он заглянуть вовнутрь и узнать, что же такое Добро и Зло. Разбил он кувшины, перемешалось всё их содержимое. И наполнило содержимое кувшинов душу человека.

Живёт человек и не знает, так что же такое добро и зло, чего в его душе больше.


- Как вы думаете, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке?

Мы можем встретить данные понятия в нашем произведении? (слайд 4)


Работа в тетради: записываем число, тему урока и эпиграф.



- Правильно, молодцы. Вот вы и сформулировали главную цель нашей работы – раскрыть значение терминов «добро» и «зло» на примере героев произведения А.С.Пушкина. А чтобы к этому прийти, мы вспомним содержание 1 и 2 песни и познакомимся с содержанием третьей песни.

- сравним образы героев и оценим их поступки.

Мы выявим лучших знатоков поэмы, самых внимательных читателей и самых лучших друзей, умеющих работать в команде. 


Проверка знания содержания сказки

Опрос по содержанию: Какую цель ставил перед собой автор? Как должна закончиться сказка? Потому что,……….


1. С какого события автор начинает повествование?

( свадебный пир в честь венчания Руслана и Людмилы)

2. Кто и почему сидел невесел на свадебном пиру?

( три бывших соперника Руслана, влюблённые в Людмилу: Рогдай, Ратмир, Фарлаф)

3.Что случилось с Людмилой на пиру?

3. Что обещал князь Владимир тому, кто вернёт ему дочь? ( Людмилу в жёны и полкняжества)

4. Как Руслан узнал о похитителе Людмилы? (с помощью Финна, старца в пещере)

5. Кем в молодости был Финн? (пастухом)

6. Что случилось с Рогдаем? (он погиб в честном поединке с Русланом)

7. Опишите Черномора. ( горбатый карлик с обритой головой и длинной бородой)





2) Работа в парах.

Нам всем хорошо знакомо выражение: «В сказках Добро всегда побеждает Зло».

Подумайте и ответьте, кто из героев пушкинского произведения является ЗЛОМ, а кто ДОБРОМ.

Работа в тетради.

(на доске в 2 колонки записываются герои)

ДОБРО

ЗЛО

Владимир

Руслан

Людмила

Финн

Голова

Наина

Черномор

Фарлаф

Почему мы их отнесли в табличку ДОБРО?

Какими качествами обладают герои из первой колонки?

- Все герои знакомы? (Наина не знакома стр.123 и Голова стр. 129)

Работа с текстом учебника Песнь 3. Начало. Знакомство с героями.

Какими качествами обладают герои второй колонки?




Самостоятельная работа : Работа с текстом учебника:

Задание : Найдите и запишите в тетрадь эпитеты, которые помогают представить героев поэмы – Руслана и Людмилу.

Работа в тетрадях:


Примерный план характеристики героя:


Я представляю….

Автор так описывает героя(героиню):… (1-2 ярких примера из текста).

Чувствуется, что автор… (симпатизирует, или недолюбливает, или смеется, или …) героя.

В поэме герой(героиня) совершает следующие поступки: ….

Я считаю, что он(она) смелый, отважный (трусливый, коварный) …..

Все это позволяет отнести моего(мою) героя(героиню) к (ЗЛУ или ДОБРУ).



ФИЗМИНУТКА



Задание: Работа с устаревшими словами:

Карточки



Межпредметные связи (связь с музыкой):

Слово учителя: литература – это искусство слова. А какие виды искусства вы еще знаете?

Музыка. Слово и музыка всегда взаимосвязаны. Вот и это произведение Пушкина вдохновило великого русского композитора М.И. Глинку на создание оперы «Руслан и Людмила». Прослушайте, пожалуйста, только фрагмент и попробуйте угадать, к какому герою поэмы он может относиться. (звучит «Марш Черномора»). Почему так решили?



Работа с текстом под музыку «Марш Черномора» .Чтение текста. Стр 120



Закрепление изученного в произведении:

- Какой урок мы извлекли из 1-2 части «Сказки…?

- Какими нельзя быть?

- На кого из героев вы хотели быть похожими?

Итог урока: Продолжите фразу: поэма «Руслан и Людмила» – это поэма о … Предполагаемые ответы: победе добра над злом.

- Поэма «Руслан и Людмила» не столько о прошлом, сколько о настоящем и будущем. Она обличает коварство и зло. Еѐ главная мысль звучит в напутственных словах Финна Руслану.

Но зла промчится быстрый миг …

С надеждой, верою весѐлой

Иди на всѐ, не унывай …

Любви и чести верен будь …



Записать в тетрадь под диктовку:

«Содержание поэмы – торжество правды над коварством, злобой и насилием.»



6. Рефлексия деятельности.

-А теперь давайте поблагодарим друг друга за урок и скажем друг другу комплимент.

Начинает учитель: Никита! Ты очень сообразительный!

  1. Домашнее задание: (на выбор)

  1. Написать мини-сочинение: Что значит быть добрым человеком..

  2. Пролог наизусть

  3. Песнь 3 выразительно

Оценки урока:

 (Сидят за партами – плохо, слабо;

  Просто стоят – хорошо;

  Стоят,  руки вверх – отлично).



Заключительное слово учителя:

– Ты улыбкой, как солнышком, брызни,
Выходя поутру из ворот
Понимаешь, у каждого в жизни
Предостаточно бед и забот.
Разве любы нам хмурые лица
Или чья-то сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться
И ответную искру зажечь.


Подарите улыбки друг другу…







Останется время _ДОМИНО.









Лукоморье

Дядька Черномор

Баба-Яга

Рогдай

Иван-царевич

Петрушка

Наина

Голова

Илья Муромец

Людмила

Руслан

Финн

Владимир-солнце



























Игра «Найди продолжение».

Командам раздаются карточки с отрывками из текста. Задание: Найти продолжение отрывка. За каждый правильный ответ – 1 балл.

I команда

Карточка 1

Однако жив Руслан несчастный…



Карточка 2

В то время доблестный Фарлаф…

Карточка 3

На друга милого глядит,

Вздыхает, сердится, горит…





II команда

Карточка 4

Узнай, Руслан, твой оскорбитель…

Карточка 5

Княжна встает, и вмиг шатер…

Карточка 6

…И входит с важностью за нею

Горбатый карлик из дверей…




























































Добро и Зло


«Руслан и Людмила» - это сказочная поэма.

Похищение невесты, ее поиски, мотив соперничества, пребывание героини в заколдованном царстве, совершение подвигов для ее спасения и, наконец, счастливый конец – все это похоже на сказку. Но по ходу повествования, внутри сюжета, происходит постоянное сталкивание сказочного и самого обыденного, фантастического и бытового. Колдунья оказывается не только злой, но и жалкой старухой, свирепый чародей Черномор – немощным стариком.

В произведении все время описывается битва Добра и Зла. И если в одном мире Зло усиливается (восстали печенеги), то в другом мире усиливается Добро (Финн оживляет Руслана, чтобы он противостоял печенегам).

Торжество правды над коварством, злобой и насилием – вот содержание поэмы.













































Как написать отзыв о прочитанном рассказе.



Примерный план действий.

Дополни его  при необходимости.

 

  • Как называется произведение?

  • Кто его написал?

  • Кто главные герои?

  • Как они выглядят?

  • Какие поступки совершают?

  • Какова основная мысль, которую хотел передать автор читателю?

  • Чем понравилось произведение?


























































Лукоморье 


излучина морского берега


Неведомый –


неизвестный (ведать - значит «знать»)


Витязь –


в древней Руси отважный, доблестный воин, богатырь.



Чередой 


(чередою) – один за другим.


Пленяет: 


здесь: берёт в плен.


Чахнуть 


становиться слабым, болезненным, хилым.


Видение 


призрак, приведение.



Дол –


то же, что долина ( удлинённая впадина вдоль речного русла, среди гор).


Поведать –


сообщить.


Русалка 


в народных поверьях и сказках: существо в образе женщины с длинными распущенными волосами и рыбьим хвостом, живущее воде.


Невиданный –


неизвестный, такой, которого никто не видел( о чём-то сказочном, таинственном).


Тужит 


горюет, кручиниться.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
"Победа добра над злом в поэме "Руслан и Людмила"

Автор: Шадаева Надежда Викторовна

Дата: 31.08.2019

Номер свидетельства: 518874

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Краткий лингвистический  комментарий к поэме А.С.Пушкина «Руслан и Людмила» "
    ["seo_title"] => string(79) "kratkii-linghvistichieskii-kommientarii-k-poemie-a-s-pushkina-ruslan-i-liudmila"
    ["file_id"] => string(6) "186923"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1426434789"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства