«Петербургская повесть Пушкина «Медный всадник». Человек и история в поэме. Тема «маленького человека».
«Петербургская повесть Пушкина «Медный всадник». Человек и история в поэме. Тема «маленького человека».
Урок построен согласно требования ФГОС.
Цели урока определяли сами ученики, исходя из соответствующей проблемной ситуации. На данном уроке применялся деятельностный метод обучения, который был реализован в следующих видах деятельности: учебной и учебно-исследовательской.
На уроке я использовала различные приёмы активизации учеников. На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность.
Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими.
Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для учеников 10 класса.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Петербургская повесть Пушкина «Медный всадник». Человек и история в поэме. Тема «маленького человека».»
Конспект урока по литературе
Тема урока: «Петербургская повесть Пушкина «Медный всадник». Человек и история в поэме. Тема «маленького человека».
Дата проведения: 25.09.17
Цели урока:
1. Определить роль царя-реформатора в поэме А.С.Пушкина «Медный всадник» и в истории, рассмотреть тему «маленького человека» на примере образа Евгения с целью формирования базового понятия «маленький человек» в художественном произведении.
2. Развить у учащихся 10-го класса умение анализировать поэтические тексты, в которых ставится философско-нравственная проблема, с целью формирования собственного взгляда на историю и роль человека в истории.
3. Воспитать у учащихся 10-го класса чувство ответственности и самостоятельности при подготовке к уроку.
Тип урока: урок смешанного типа.
Количество часов, отведенных на изучение данной темы: 1 час
Оборудование: текст поэмы А.С.Пушкина «Медный всадник», доска, проектор для просмотра презентации.
Методические приемы: вступительное слово учителя, анализ художественного текста, комментированное чтение, аналитическая беседа, беседа с учащимися по вопросам, конспектирование.
Оформление доски:
Двадцать пятое сентября
«Петербургская повесть Пушкина «Медный всадник». Человек и история в поэме. Тема «маленького человека».
В этой поэме видим мы горестную участь личности,
страдающей как бы вследствие
избрания места для новой столицы.
В.Г.Белинский
Организационный момент:
Учитель входит в класс, здоровается, отмечает отсутствующих, проверяет подготовку к уроку.
Вступительное слово учителя:
Учитель: Предыдущие наши занятия были посвящены творчеству Александра Сергеевича Пушкина. Мы рассмотрели любовную, свободолюбивую, философскую лирику, лирику, обращенную к теме поэта и поэзии. Сегодня мы переходим к изучению новой темы, которая записана на доске и звучит так: «Петербургская повесть Пушкина «Медный всадник». Человек и история в поэме. Тема «маленького человека».
Записываем число и тему урока. В ходе урока нам необходимо дать определение понятию «петербургская повесть», так как это понятие базовое, достаточно распространенное в русской литературе. Подробно проанализировать вступление к петербургской повести А.С.Пушкина «Медный всадник» с целью выявления основного пафоса произведения, также необходимо найти, так называемые, отправные точки, которые в дальнейшем помогут создать полноценную картину поэтического произведения, во всем многообразии образов и конфликтов.
Обратимся к эпиграфу нашего урока. Что такое эпиграф?
Учащиеся: Эпиграф – это изречение, краткая цитата, предпосланная чему-либо, например, художественному произведению, и характеризующая основную идею.
В ходе урока мы выделим основную идею произведения и вернемся к работе с эпиграфом, а сейчас мы его только лишь прочитаем и запишем, но про него не забываем, так как вам на итоговых уроках необходимо будет ответить на вопрос: почему именно слова В.Г.Белинского были предпосланы нашему уроку. Итак, наш эпиграф:
В этой поэме видим мы горестную участь личности, страдающей как бы вследствиеизбрания места для новой столицы.
(В.Г.Белинский)
Кто такой В.Г.Белинский? (Виссарион Григорьевич Белинский (1811-1848) – русский философ, критик, публицист).
Учитель: Сейчас мы познакомимся с историей публикации поэмы «Медный всадник».
«Высочайший цензор» Пушкина, Николай I потребовал переделки ряда мест. 14 декабря 1833 года Пушкин записал в дневнике: «Мне возвращен «Медный всадник» с замечаниями государя. Слово кумир не пропущено высочайшей цензурой. Стихи: «И перед младшею столицей // Померкла старая Москва, // Как перед новою царицей // Порфироносная вдова»,- вымараны. Во многих местах поставлен (?)». Поэт предпочел отказаться от опубликования поэмы; позднее начал было вносить исправления, но бросил это. При его жизни была напечатана в 1834 г. лишь часть вступления под названием «Петербург». Отрывок из поэмы в журнале «Библиотека для чтения».
«Медный всадник» был напечатан лишь после смерти Пушкина в «Современнике» 1837 г. с рядом вынужденных, в соответствии с требованиями Николая I, поправок Жуковского. Полный текст поэмы впервые полностью опубликован только в советское время.
Теперь, ребята, перейдем к образу самого Петербурга, поработаем с жанром, с понятием «Петербургская повесть» и поэма. Как вы думаете, почему подзаголовком прописано, что «Медный всадник» - это петербургская повесть, а не поэма? Почему «Петербургская повесть?
Ученики совместно с учителем формируют ответ на данный вопрос.
Действия разворачиваются в городе, возведенном Петром Великим, Петербурге;
Петербург не только место действия, но и действующее лицо, образ Петербурга, как и образ Невы, присутствует постоянно на станицах произведения.
Учитель: Давайте посмотрим, что представляет собой поэма? Что такое повесть?
Учащиеся под руководством учителя дают ответ на данный вопрос.
Поэма – это повествовательное произведение в стихах, обычно на историческую или легендарную тему.
Повесть – это «средний» жанр эпического рода литературы. По объему, как правило, меньше романа, но больше рассказа, новеллы. Если в романе центр тяжести заложен в целостном действии, в фактическом и психологическом движении сюжета, то в повести основная тяжесть переносится на статичные компоненты произведения – положения, душевные состояния, описания.
Таким образом, петербургская повесть – это повествование, в котором очень емко, зачастую, неоднозначно представлен образ города Петербурга как неотъемлемая часть художественного целого.
Переходим к работе с текстом, смотрим, как образ Петербурга реализовался в художественном произведении. Итак, зачитаем предисловие. С какой целью введено предисловие?
Учащиеся: Содержит указание на источник, на реальность описываемых событий.
Учитель: Ребята, вам было дано задание выучить наизусть вступление. Пожалуйста.
(прослушивание вступления к поэме, подготовленное учащимися)
Учитель: Каков пафос вступления в поэме? Что такое пафос? Пафос (от греч. «страдание, воодушевление, страсть» – это эмоциональная направленность произведения.
Учащиеся: Возвышенный. Написано в одической (хвалебной) форме.
Учитель: На какие композиционные части можно разделить вступление?
Учащиеся: 1 – история строительства города; 2 – гимн городу от лица поэта; 3 - пожелания городу красоты, стойкости и спокойствия морской стихии; 4 – финал, в котором пафос величия сменяется повествованием об «ужасной поре».
Учитель: В чем видит Пушкин заслугу Петра в строительстве Петербурга? Как противопоставляется прошлое и настоящее?
(учащиеся отвечаю, подкрепляя мнение цитатами из текста)
Учитель: Какова авторская позиция в гимне городу?
(учащиеся отвечаю, подкрепляя мнение цитатами из текста)
Учитель: Как в третьей части («Красуйся, град Петров..») закладывается основной конфликт поэмы? Обратите внимание на эпиграф. Почему в последних строках происходит контрастный слом настроения?
(учащиеся формулируют ответ под контролем учителя)
Учитель: Уже во вступлении автор ставит проблему между человеком и стихией, ставятся точки основного конфликта поэмы. Посмотрите на эпиграф, в чем этот конфликт заключается?
Учащиеся: Конфликт между человеком и властью.
Учитель: Тема «маленького человека» вводится в связи с каким образом?
Учащиеся: Тема «маленького человека» вводится в связи с образом Евгения.
Учитель: Как Пушкин показывает, что за государством не видно отдельно взятых людей?
Учащиеся формулируют ответ на вопрос под руководством учителя (подкрепляют ответ цитатами из текста):
Евгений в гибели Параши винит Петра Первого: если бы он не основал город, не было бы наводнения и она бы не погибла. С ее гибелью рушится его мир, он теряет смысл жизни. Евгений понимает, что все дела ничто под влиянием силы рока. Петр Первый, Петербург, наводнение – символ неостановимого хода истории, где гибнет простой человек.
Подведение итога урока:
Ответы на вопросы: С какой поэмой Пушкина познакомились на уроке? Ее основная тема, конфликт? С образами кого связан данный конфликт?
Домашнее задание: подготовиться к сочинению по творчеству А. С. Пушкина на одну из тем:
Тема Петербурга в творчестве А. С. Пушкина.
Мое любимое стихотворение А.С. Пушкина.
Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина.
«Союз волшебных звуков, чувств и дум» (по лирике А. С. Пушкина).
«Чувства добрые я лирой пробуждал» (по лирике А. С. Пушкина).
Герои поэмы А.С.Пушкина «Медный всадник».
В чём смысл противопоставления Петра I и «бедного» Евгения в поэме А.С.Пушкина «Медный всадник».
Герои и проблематика поэмы А.С.Пушкина «Медный всадник».
Образ Петра Великого в поэме А.С.Пушкина «Медный всадник».
Петербург глазами А.С.Пушкина по поэме «Медный всадник».
Проблема личности и государства в поэме А.С.Пушкина «Медный всадник».
Трагедия «маленького» человека в поэме А.С.Пушкина «Медный всадник».