kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Петербургская повесть Пушкина «Медный всадник». Человек и история в поэме. Тема «маленького человека».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок построен согласно требования ФГОС.

Цели урока определяли сами ученики, исходя из соответствующей проблемной ситуации. На данном уроке применялся деятельностный метод обучения, который был реализован в следующих видах деятельности: учебной и учебно-исследовательской.

На уроке я использовала различные приёмы активизации учеников. На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность.

Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими.

Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для учеников 10 класса.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Петербургская повесть Пушкина «Медный всадник». Человек и история в поэме. Тема «маленького человека».»

Конспект урока по литературе

Тема урока: «Петербургская повесть Пушкина «Медный всадник». Человек и история в поэме. Тема «маленького человека».

Дата проведения: 25.09.17

Цели урока:

1. Определить роль царя-реформатора в поэме А.С.Пушкина «Медный всадник» и в истории, рассмотреть тему «маленького человека» на примере образа Евгения с целью формирования базового понятия «маленький человек» в художественном произведении.

2. Развить у учащихся 10-го класса умение анализировать поэтические тексты, в которых ставится философско-нравственная проблема, с целью формирования собственного взгляда на историю и роль человека в истории.

3. Воспитать у учащихся 10-го класса чувство ответственности и самостоятельности при подготовке к уроку.

Тип урока: урок смешанного типа.

Количество часов, отведенных на изучение данной темы: 1 час

Оборудование: текст поэмы А.С.Пушкина «Медный всадник», доска, проектор для просмотра презентации.

Методические приемы: вступительное слово учителя, анализ художественного текста, комментированное чтение, аналитическая беседа, беседа с учащимися по вопросам, конспектирование.

Оформление доски:

Двадцать пятое сентября

«Петербургская повесть Пушкина «Медный всадник». Человек и история в поэме. Тема «маленького человека».



В этой поэме видим мы горестную участь личности,

страдающей как бы вследствие

избрания места для новой столицы.

В.Г.Белинский

Организационный момент:

Учитель входит в класс, здоровается, отмечает отсутствующих, проверяет подготовку к уроку.

Вступительное слово учителя:

Учитель: Предыдущие наши занятия были посвящены творчеству Александра Сергеевича Пушкина. Мы рассмотрели любовную, свободолюбивую, философскую лирику, лирику, обращенную к теме поэта и поэзии. Сегодня мы переходим к изучению новой темы, которая записана на доске и звучит так: «Петербургская повесть Пушкина «Медный всадник». Человек и история в поэме. Тема «маленького человека».

Записываем число и тему урока. В ходе урока нам необходимо дать определение понятию «петербургская повесть», так как это понятие базовое, достаточно распространенное в русской литературе. Подробно проанализировать вступление к петербургской повести А.С.Пушкина «Медный всадник» с целью выявления основного пафоса произведения, также необходимо найти, так называемые, отправные точки, которые в дальнейшем помогут создать полноценную картину поэтического произведения, во всем многообразии образов и конфликтов.

Обратимся к эпиграфу нашего урока. Что такое эпиграф?

Учащиеся: Эпиграф – это изречение, краткая цитата, предпосланная чему-либо, например, художественному произведению, и характеризующая основную идею.

В ходе урока мы выделим основную идею произведения и вернемся к работе с эпиграфом, а сейчас мы его только лишь прочитаем и запишем, но про него не забываем, так как вам на итоговых уроках необходимо будет ответить на вопрос: почему именно слова В.Г.Белинского были предпосланы нашему уроку. Итак, наш эпиграф:

В этой поэме видим мы горестную участь личности, страдающей как бы вследствие избрания места для новой столицы.

(В.Г.Белинский)

Кто такой В.Г.Белинский? (Виссарион Григорьевич Белинский (1811-1848) – русский философ, критик, публицист).

Учитель: Сейчас мы познакомимся с историей публикации поэмы «Медный всадник».

«Высочайший цензор» Пушкина, Николай I потребовал переделки ряда мест. 14 декабря 1833 года Пушкин записал в дневнике: «Мне возвращен «Медный всадник» с замечаниями государя. Слово кумир не пропущено высочайшей цензурой. Стихи: «И перед младшею столицей // Померкла старая Москва, // Как перед новою царицей // Порфироносная вдова»,- вымараны. Во многих местах поставлен (?)». Поэт предпочел отказаться от опубликования поэмы; позднее начал было вносить исправления, но бросил это. При его жизни была напечатана в 1834 г. лишь часть вступления под названием «Петербург». Отрывок из поэмы в журнале «Библиотека для чтения».

«Медный всадник» был напечатан лишь после смерти Пушкина в «Современнике» 1837 г. с рядом вынужденных, в соответствии с требованиями Николая I, поправок Жуковского. Полный текст поэмы впервые полностью опубликован только в советское время.

Теперь, ребята, перейдем к образу самого Петербурга, поработаем с жанром, с понятием «Петербургская повесть» и поэма. Как вы думаете, почему подзаголовком прописано, что «Медный всадник» - это петербургская повесть, а не поэма? Почему «Петербургская повесть?

Ученики совместно с учителем формируют ответ на данный вопрос.

  1. Действия разворачиваются в городе, возведенном Петром Великим, Петербурге;

  2. Петербург не только место действия, но и действующее лицо, образ Петербурга, как и образ Невы, присутствует постоянно на станицах произведения.

Учитель: Давайте посмотрим, что представляет собой поэма? Что такое повесть?

Учащиеся под руководством учителя дают ответ на данный вопрос.

Поэма – это повествовательное произведение в стихах, обычно на историческую или легендарную тему.

Повесть – это «средний» жанр эпического рода литературы. По объему, как правило, меньше романа, но больше рассказа, новеллы. Если в романе центр тяжести заложен в целостном действии, в фактическом и психологическом движении сюжета, то в повести основная тяжесть переносится на статичные компоненты произведения – положения, душевные состояния, описания.

Таким образом, петербургская повесть – это повествование, в котором очень емко, зачастую, неоднозначно представлен образ города Петербурга как неотъемлемая часть художественного целого.

Переходим к работе с текстом, смотрим, как образ Петербурга реализовался в художественном произведении. Итак, зачитаем предисловие. С какой целью введено предисловие?

Учащиеся: Содержит указание на источник, на реальность описываемых событий.

Учитель: Ребята, вам было дано задание выучить наизусть вступление. Пожалуйста.

(прослушивание вступления к поэме, подготовленное учащимися)



Учитель: Каков пафос вступления в поэме? Что такое пафос? Пафос (от греч. «страдание, воодушевление, страсть» – это эмоциональная направленность произведения.

Учащиеся: Возвышенный. Написано в одической (хвалебной) форме.

Учитель: На какие композиционные части можно разделить вступление?

Учащиеся: 1 – история строительства города; 2 – гимн городу от лица поэта; 3 - пожелания городу красоты, стойкости и спокойствия морской стихии; 4 – финал, в котором пафос величия сменяется повествованием об «ужасной поре».

Учитель: В чем видит Пушкин заслугу Петра в строительстве Петербурга? Как противопоставляется прошлое и настоящее?

(учащиеся отвечаю, подкрепляя мнение цитатами из текста)

Учитель: Какова авторская позиция в гимне городу?

(учащиеся отвечаю, подкрепляя мнение цитатами из текста)

Учитель: Как в третьей части («Красуйся, град Петров..») закладывается основной конфликт поэмы? Обратите внимание на эпиграф. Почему в последних строках происходит контрастный слом настроения?

(учащиеся формулируют ответ под контролем учителя)

Учитель: Уже во вступлении автор ставит проблему между человеком и стихией, ставятся точки основного конфликта поэмы. Посмотрите на эпиграф, в чем этот конфликт заключается?

Учащиеся: Конфликт между человеком и властью.

Учитель: Тема «маленького человека» вводится в связи с каким образом?

Учащиеся: Тема «маленького человека» вводится в связи с образом Евгения.

Учитель: Как Пушкин показывает, что за государством не видно отдельно взятых людей?

Учащиеся формулируют ответ на вопрос под руководством учителя (подкрепляют ответ цитатами из текста):

Евгений в гибели Параши винит Петра Первого: если бы он не основал город, не было бы наводнения и она бы не погибла. С ее гибелью рушится его мир, он теряет смысл жизни. Евгений понимает, что все дела ничто под влиянием силы рока. Петр Первый, Петербург, наводнение – символ неостановимого хода истории, где гибнет простой человек.

Подведение итога урока:

Ответы на вопросы: С какой поэмой Пушкина познакомились на уроке? Ее основная тема, конфликт? С образами кого связан данный конфликт?

Домашнее задание: подготовиться к сочинению по творчеству А. С. Пушкина на одну из тем:

  1. Тема Петербурга в творчестве А. С. Пушкина.



  1. Мое любимое стихотворение А.С. Пушкина.



  1. Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина.



  1. «Союз волшебных звуков, чувств и дум» (по лирике А. С. Пушкина).



  1. «Чувства добрые я лирой пробуждал» (по лирике А. С. Пушкина).



  1. Герои поэмы А.С.Пушкина «Медный всадник».


  1. В чём смысл противопоставления Петра I и «бедного» Евгения в поэме А.С.Пушкина «Медный всадник».


  1. Герои и проблематика поэмы А.С.Пушкина «Медный всадник».


  1. Образ Петра Великого в поэме А.С.Пушкина «Медный всадник».


  1. Петербург глазами А.С.Пушкина по поэме «Медный всадник».


  1. Проблема личности и государства в поэме А.С.Пушкина «Медный всадник».


  1. Трагедия «маленького» человека в поэме А.С.Пушкина «Медный всадник».


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Автор: Сергань Дарья Олеговна

Дата: 03.12.2017

Номер свидетельства: 441873

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(197) "Образ Петербурга в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» Традиции Пушкина, Гоголя, Некрасова. "
    ["seo_title"] => string(116) "obraz-pietierburgha-v-romanie-f-m-dostoievskogho-priestuplieniie-i-nakazaniie-traditsii-pushkina-gogholia-niekrasova"
    ["file_id"] => string(6) "165365"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422800858"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства