Просмотр содержимого документа
«Педагогические технологии на уроках русского языка и литературы как условие обеспечения современного качества образования.»
Использование педагогических технологий на уроках русского языка и литературы как условие обеспечения современного качества образования
В настоящее время в России в связи с ведением ФГОС претерпела изменение система образования: педагогическая теория и практика учебно-воспитательного процесса. Традиционные способы передачи информации уступают место использованию информационно-коммуникативным технологиям. В этих условиях учителю необходимо ориентироваться в широком спектре инновационных технологий, идей, школ, направлений. Современное информационное общество ставит перед учителем задачу подготовки выпускников, способных:
- ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, сознавая, где и каким образом данные знания могут быть применены;
-быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить;
- грамотно работать с информацией ;
- быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, ситуациях, способными к саморазвитию.
Знание системы современных педагогических технологий, их целевого назначения и характеристик составляет содержательный компонент технологической культуры педагога. Но какие педагогические технологии использовать на уроках русского языка и литературы для достижения наилучшего результата?
В условиях реализации требований ФГОС ООО наиболее актуальными становятся следующие технологии: проектная технология, технология проблемного обучения, информационно-коммуникационная, технология развития критического мышления, игровые технологии, модульная технология, технология мастерских, кейс-технология.
Я изучила многие из них и активно применяю в своей практике.
Технология «Метод проектов»
«Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить» - вот основной тезис современного понимания метода проектов. (Полат Е.С. Метод проектов). Эта технология формирует важнейшие речевые умения, вовлекая учеников во все виды речевой деятельности, совершенствует умение работать с текстами разных стилей и типов речи на уровне информационно-смысловой обработки. Этапы работы над учебным проектом:
1.Предварительный выбор темы 2. Составление плана 3.Изучение литературы по данной теме и сбор материала 4. Создание собственного текста 5.Защита 6.Ответы на вопросы по теме проекта.
Уже традиционным стало проведение в сентябре месяце зачёт по летнему чтению. Он проходит среди учащихся 5-9 классов, проходит он под девизом: «Мой верный друг-книга, или что я советую прочитать остальным». Это проект. Поскольку из всего списка книг по летнему чтению, а в него включены произведения не только из перечня обязательного чтения по школьной программе, но и из раздела «О твоих ровесниках», «О природе и животных», «Зарубежная классика», «Приключения и фантастика», произведения современных зарубежных и российских писателей, необходимо выбрать одну. Каждый учащийся готовит презентацию понравившейся ему книги, рассказывает интересные факты из биографии писателя, представляет основных героев произведения, пересказывает или заучивает наизусть самые увлекательные, захватывающие моменты из книги. Учащийся должен доказать, то есть проаргументировать, почему из всего перечня книг он выбрал именно эту, почему он её советует прочитать одноклассникам. Ответить на вопросы. Такие мини-проекты перерастают в научно-исследовательские работы и проекты. Примером может служить работа учащейся 7А класса Мишкиной Полины. К зачёту по летнему чтению она выбрала книгу Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц», а потом выступала с проектом на городской научно-исследовательской конференции «Маленький шаг – большая наука» по теме «Формирование духовно-нравственных ценностей становления личности учащихся на основе произведения Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». В ходе работы над проектом был глубже узучен жизненный и творческий путь французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери, представлены результаты анкетирования по определению восприятия учащимися седьмых классов понятия «нравственные ценности», проанализировано влияние содержания повести-сказки «Маленький принц» на формирование духовно-нравственных ценностей подростка. В ходе работы над сказочной повестью были сформулированы нравственно-философские уроки, разработан буклет для учащихся: «10 вдохновляющих цитат из произведения «Маленький принц», который представляет собой свод нравственных правил, постулатов, жизненных ориентиров, способных помочь подростку сформулировать свои принципы и взгляды на жизнь, нравственные ценности. Изучение творческого пути писателя, философского, художественного осмысления жизни, может служить продолжением работы.
Говоря о технологии личностно - ориентированного обучения, мы имеем в виду разноуровневый подход (ориентация на разный уровень сложности программного материала, доступного ученику), индивидуальный подход (распределение детей по однородным группам: успеваемости, способностям, социальной направленности), субъектно-личностный подход (отношение к каждому ребёнку как к уникальности, несхожести, неповторимости), дифференцированный подход (выделение групп на основе внешней дифференциации: по знаниям, способностям).
Дифференциация осуществляется не за счет того, что одним ученикам дают меньший объем материала, а другим больший, а за счет того, что, предлагая учащимся одинаковый его объем, я ориентирую их на различные уровни требований к его усвоению.
Например, при изучении сказки «Иван – крестьянский сын и Чудо-Юдо» одной группе учащихся, представляющих высокий уровень изучения материала предлагается ответить на вопрос: какова основная мысль этой сказки? Средний уровень: выписать приметы, по которым можно найти место сражения Ивана с Чудом-Юдом. Где это произошло? Третий уровень – на уровне репродукции – это выпишите слова, которыми называют Ивана на протяжении всей сказки.
Дифференцированный подход позволяет в условиях классно-урочной системы реализовывать творческие возможности всех учеников. При этом работа с сильными учениками должна идти не по пути увеличения объема изучаемого материала, а по пути разнообразия заданий.
Технология проблемного обучения – форма организации учебно-воспитательного процесса с помощью проблемных задач и проблемных ситуаций, которые придают обучению поисковый, исследовательский и интерактивный характер. Данную технологию чаще всего я использую при объяснении новой темы. Специфика нашего предмета заключается в том, что в художественном произведении всегда уже есть проблема, поставленная автором. И задача учителя – уловить те «сигналы», которые автор и его произведение посылает читателю. Большое значение в вопросах активизации имеет формулирование темы. Из опыта знаю, что проблемное обучение устраняет однообразие урока, повышает интерес учащихся «После бала» - это рассказ о жестокости или о любви?». Для того, чтобы понять ученика, его взгляды, точку зрения, обязательны короткие письменные работы, экспресс-опросы (ответы) и их глубокий анализ. В ходе изучения и анализа произведения работа ведётся в парах.
1 группа «Скептики» изучает характер Е. Онегина и его развитие.
2 группа «Романтики» изучает характер В. Ленского и его развитие.
3 группа ««Критики». Соглашаются или опровергают слова В.Г. Белинского: «Онегин – страдающий эгоист, которого душат бездеятельность и пошлость жизни».
4.группы «Эксперты» отвечают на вопрос: «Что ближе Пушкину: скептицизм Онегина или романтизм Ленского?» В своей работе использую Приём Блума.
Прием «Общее - уникальное».
Работа с этим приемом может быть индивидуальной, парной, групповой.
Используя графические методы (Кольца Венна), представьте (назовите, выпишите) общие и уникальные черты двух изученных явлений (персоналий, объектов и те. п.).
Вузовские технологии обучения.
В преподавании русского языка в школе сегодня нашли свое место и прочно утвердились технологии, основанные на системе обучения, традиционно считавшейся вузовской: уроки-лекции, уроки-семинары, уроки-зачеты.
Использую не только традиционную форму - лекцию, но и такие ее формы, как лекция-дискуссия, лекция-консультация, лекция-беседа, лекция с обратной связью. Например, при изучении литературных направлений: «Классицизм», «Сентиментализм», «Романтизм».
Семинар «Уроки Доброты» по Распутину «Прощение с Матёрой». Каждой группе учащихся были даны вопросы для проведения семинара. Каждому выступающему назначается оппонент из числа одноклассников.
Семинар с преобладанием самостоятельной работы учащихся заключался в том, что группам предлагаются на выбор несколько различных по уровню сложности заданий. Работа длится около 20 минут. Завершается семинар коллективным обсуждением результатов деятельности групп и выполнением упражнений, закрепляющих полученные знания и умения.
Такие формы работыобеспечивают мыслительную активность каждого ученика, развивают его самостоятельность, повышают авторитет знаний.
Уроки-зачёты проводятся по русскому языку с целью обобщения изученного, а также выявления уровня усвоения учащимися теоретического и практического материала.
Компьютерные технологии
В начале XXI-го века технологии мультимедиа и Интернета получили широкое распространение в нашей жизни, что позволяет использовать их в качестве средства обучения, в том числе и обучения русскому языку и литературе.
Информационные технологии позволяют любому учителю добиваться высоких результатов обучения. Урок становится наглядным, эмоциональным, эффективным. Благодаря ИКТ, я осуществляю заочную экскурсию в дом-музей писателя, в его творческую лабораторию. При изучении художественных произведений использую аудиозаписи в исполнении актёров. Это я делаю не только для того, чтобы познакомить учащихся с текстом конкретного произведения, но показать им идеальное выразительное чтение в исполнении профессиональных артистов. Использую фрагменты художественных и документальных фильмов.Например, при изучении творчества М.Ю. Лермонтова смотрим фрагмент из документального фильма и отвечаем на вопрос: «Почему во время дуэли за кадром читается «Тучки небесные, вечные странники…».
Игровые технологии
Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. В.А. Сухомлинский
Начало любой игры – это, прежде всего эмоциональная установка на игру, на восприятие игровых задач, когда активизируется мыслительная деятельность и воображение ребенка. Для этих целей использую самые разнообразные виды игр: театрализованные, например, с детьми готовим постановку сказки «Золушка», инсценировку басен И.А.Крылова; в ходе ее разбора обращаем внимание на культуру поведения в семье; литературные игры; сюжетно-ролевые игры, учебно-игровые занятия. В своей практике широко использую словесные игры, уроки-путешествия, КВН, уроки-викторины, лингвистические кроссворды. Чаще всего на своих уроках использую игру « Корректор». Игра: «Верные - неверные утверждения», игра «Верите ли вы?». На уроке повторения темы «Чередующиеся гласные использую игру «Футбольный матч».
Образование вне диалога превращается в искусственную, мертвую систему. М.М. Бахтин. Основное назначение диалоговой технологии в процессе диалогического общения на уроке учащиеся ищут различные способы для выражения своих мыслей, для осваивания и отстаивания новых ценностей.
Диалог на уроке – это особая дидактико-коммуникативная атмосфера, которая помогает ученику не только овладеть диалогическим способом мышления, но и обеспечивает рефлексию, развивает интеллектуальные и эмоциональные свойства личности
Диалог начинается в том случае, когда ученик делает высказывания «я хочу сказать», «мое мнение», «мне хочется дополнить», «моя точка зрения».
«Ромашка Блума».
Шесть лепестков - шесть типов вопросов.
Простые вопросы. Нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию. Их часто использую при традиционных формах контроля: на зачетах, в тестах, при проведении терминологических диктантов и т. д.
Уточняющие вопросы. Они обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что?..», «Если я правильно понял, то?..», «Ты действительно думаешь, что?..»
Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Они обычно начинаются со слова «Почему?».
Творческие вопросы. Если в вопросе есть частица «бы», элементы условности, предположения, прогноза, мы называем его творческим: «Как вы думаете, каким могло быть продолжение романа «Дубровский», если бы Пушкин А.С. его закончил?»
Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов: «Оцените поступки героя, дайте им оценку».
Практические вопросы. Если вопрос направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой, мы называем его практическим: «Как бы вы поступили на месте героя рассказа?», «Чему учит произведение?»
Таблица «толстых» и «тонких» вопросов.
«Тонкие» вопросы
«Толстые» вопросы
Будет... ?
Могли... ?
Как звать... ?
Было ли... ?
Согласны ли вы ... ?
Верно ли... ?
Почему вы считаете ... ?
В чем различие ... ?
Предположите, что будет, если ...
Что, если... ?
Здоровьесберегающие технологии
Русский язык и литература – серьёзные и сложные предметы. На этих уроках учащимся приходится много писать, а потому учитель-словесник должен уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям. Большое значение имеет организация урока. Строю урок в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитываю время для каждого задания, чередую виды работ. Так, например, во время объяснительного диктанта объясняются не только орфограммы, пунктограммы, но и проводится морфемный, фонетический, лексический разборы.
Во избежание усталости учащихся чередую виды работ: самостоятельная работа, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания (сочинение-миниатюра). Они способствуют развитию мыслительных операций памяти и одновременно отдыху ребят. Индивидуальное дозирование объёма учебной нагрузки и рациональное распределение её во времени достигается благодаря применению гибких вариативных форм построения системы учебного процесса. Использование на уроках литературы разноуровневых заданий также способствует сохранению здоровья учащихся. Различные тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом; задания на перегруппировку; на распознавание ошибок, на поиск ошибок позволяет избежать монотонности на уроке.
На каждом уроке в любом классе провожу физкультминутки, игровые паузы, зрительную гимнастику и, конечно, эмоциональную разгрузку (2-3 минуты).
Учитель должен стремиться вызывать положительное отношение к предмету. Доброжелательный и эмоциональный тон педагога – важный момент здоровьесберегающих технологий.
Любой учитель ищет свои пути, с годами вырабатывает и использует приемы активизации мыслительной деятельности на уроках. У каждого учителя есть право на творчество, есть своя методическая копилка.
Заключение
Сегодня нет такого преподавателя, который не мечтал бы о том, чтобы его общение с учащимися было бы увлекательным, интересным, эмоциональным, а главное — тем ценным приобретением, которое бы ученики смогли преобразовать в собственное мировосприятие и мироощущение. Использование современных технологий на уроках русского языка и литературы помогает научить школьников чувствовать слово и думать над ним, искать в нем истинный смысл, восхищаться всей «громадой» русского языка, выражать себя в творчестве. А также формирует личность школьника, помогает воспитать образованных, нравственных людей, которые способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью.
Однако следует особое внимание уделить внимание тому, что при использовании современных образовательных технологий, безусловно, должно присутствовать чувство меры. Не перегрузить, не нагромождать, не навредить, — этот постулат неоспорим. Целенаправленное формирование ключевых компетенций у учащихся возможно только при системном подходе к проблеме.
object(ArrayObject)#863 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(287) "Статья на тему: "Использование педагогических технологий на уроках русского языка и литературы как условие обеспечения современного качества образования" "
["seo_title"] => string(178) "stat-ia-na-tiemu-ispol-zovaniie-piedaghoghichieskikh-tiekhnologhii-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-kak-usloviie-obiespiechieniia-sovriemiennogho-kachiestva-obrazovaniia"
["file_id"] => string(6) "225639"
["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1439811213"
}
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(272) "Доклад ""Использование педагогических технологий на уроках русского языка и литературы как условие обеспечения современного качества образования""
["seo_title"] => string(80) "doklad_ispol_zovaniie_piedaghoghichieskikh_tiekhnologhii_na_urokakh_russkogho_ia"
["file_id"] => string(6) "424336"
["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1500677685"
}
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(258) ""Использование педагогических технологий на уроках русского языка и литературы как условие обеспечения современного качества образования""
["seo_title"] => string(161) "ispol-zovaniie-piedaghoghichieskikh-tiekhnologhii-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-kak-usloviie-obiespiechieniia-sovriemiennogho-kachiestva-obrazovaniia"
["file_id"] => string(6) "204505"
["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
["date"] => string(10) "1429683848"
}
}