kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по теме "Страницы жизни и творчества А.Н.Островского"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: А.Н.Островский. Страницы жизни и творчества

Цели: познакомить с биографией драматурга, отметить его роль в создании русского национального театра, место в литературной и идейной борьбе второй половины XIX века.

Ход урока

I. Изучение нового материала.

1. Работа с эпиграфом.

Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь, но только после Вас мы, русские, можем с гордостью сказать: «У нас есть свой, русский, национальный театр. Он по справедливости должен называться  "театр Островского"».

А. И. Гончаров

– Какую сторону дара А. Н. Островского отметил А. И. Гончаров?

2. Слово учителя об А. Н. Островском.

Островский пришел в литературу как создатель национально-самобытного театрального стиля, опирающегося в поэтике на фольклорную традицию. Драматургическая деятельность его продолжалась более 40 лет. Особенностью таланта А. Н. Островского является сочетание в нем дарований литератора и театрального деятеля. Он не только создал русский национальный репертуар, но и сформировал нового актера. В театре Островского особое внимание уделяется тексту, в котором заложено все. На основе драматургии этого талантливого человека сложилась школа Малого театра.

– Какую школу жизни прошел Островский? Почему его называли «Колумбом Замоскворечья»? Об этом расскажут мои ассистенты.

А чтобы проникнуть в мир пьес А. Н. Островского, нам следует познакомиться с пьесами различных жанров и тематики.

3. Чтение статьи учебника (с. 391–393), составление хронологической таблицы.

Этапы биографии и творчества А. Н. Островского.

31 марта (12 апреля) 1823 г. – родился в Замоскворечье в семье чиновника, имевшего частную юридическую практику в купеческой среде.

1840 г. – закончил Первую Московскую гимназию и поступил на юридический факультет Московского университета.

1842 г. – бросает учебу в университете.

1843–1845 гг. – служит сначала в Московском совестном суде, а затем в Московском коммерческом суде.

1847–1851 гг. – ранний период творчества. Поиски своего пути. Влияние «натуральной» школы. Пьесы «Свои люди – сочтемся», «Бедная невеста», «Не сошлись характерами», «Утро молодого человека».

1852–1854 гг. – «москвитянинский период». Сотрудничество с журналом «Москвитянин». Славянофильские настроения. Пьеса «Не в свои сани не садись», «Бедность не порок», «Не так живи, как хочется».

1855–1860 гг. – предреформенный период. Сближение с журналом «Современник» и революционерами-демократами. Пьесы «В чужом пиру похмелье», «Доходное место», «Воспитанница», «Гроза».

1859 г. – основатель и активный участник «Литературного фонда».

1861–1886 гг. – пореформенный период. Сатирические пьесы, отражающие жизнь пореформенной России: «Бешеные деньги», «Лес», «Волки и овцы». Исторические пьесы: «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский», «Воевода». Психологические драмы: «Правда – хороша, а счастье лучше», «Последняя жертва», «Бесприданница», «Таланты и поклонники», «Без вины виноватые», пьеса-сказка «Снегурочка».

1865 г. – инициатор создания «Артистического кружка».

1874 г. – инициатор создания «Общества русских драматических писателей и оперных композиторов».

1886 г. – смерть А. Н. Островского.

4. Рассказ учителя о пьесе «Бедность не порок».

Эта пьеса была задумана автором 10 июля 1853 г., а начата 22 августа того же года.

Первоначально она называлась «Гордым бог противится» и должна была состоять из двух актов.

К концу 1853 г. пьеса была закончена, успех превзошел все ожидания.

Ни одна из пьес не вызвала после своего опубликования таких горячих и принципиальных споров, как «Бедность не порок». Представители демократической критики увидели в ней, и прежде всего в образе Любима Торцова, художественное воплощение своих общественных идеалов.

Предназначая пьесу для сцены Малого театра, драматург задолго до окончания комедии распределил ее роли между артистами этого театра.

На сцене Московского Малого театра в течение второй половины XIX в. «Бедность не порок» ставилась чаще других пьес Островского. В представлениях этой комедии участвовали лучшие силы «дома Островского»: М. Н. Ермолова, О. О. Садовская, Павел Васильев – один из лучших исполнителей роли Любима Торцова

5.Чтение произведения

6. Обмен мнениями о прочитанном.

– Н. Добролюбов назвал произведения Островского «пьесами жизни». Как вы понимаете это выражение?

– Покажите на примерах из текста, что Островского действительно интересует жизнь русского общества, русского человека.

7. Итог урока

Домашнее задание: прочитать страницы пьесы, помещенные в учебнике; подготовить выборочное воспроизведение пьесы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«урок по теме "Страницы жизни и творчества А.Н.Островского"»

Тема: А.Н.Островский. Страницы жизни и творчества

Цели: познакомить с биографией драматурга, отметить его роль в создании русского национального театра, место в литературной и идейной борьбе второй половины XIX века.

Ход урока

I. Изучение нового материала.

1. Работа с эпиграфом.

Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь, но только после Вас мы, русские, можем с гордостью сказать: «У нас есть свой, русский, национальный театр. Он по справедливости должен называться  "театр Островского"».

А. И. Гончаров

– Какую сторону дара А. Н. Островского отметил А. И. Гончаров?

2. Слово учителя об А. Н. Островском.

Островский пришел в литературу как создатель национально-самобытного театрального стиля, опирающегося в поэтике на фольклорную традицию. Драматургическая деятельность его продолжалась более 40 лет. Особенностью таланта А. Н. Островского является сочетание в нем дарований литератора и театрального деятеля. Он не только создал русский национальный репертуар, но и сформировал нового актера. В театре Островского особое внимание уделяется тексту, в котором заложено все. На основе драматургии этого талантливого человека сложилась школа Малого театра.

– Какую школу жизни прошел Островский? Почему его называли «Колумбом Замоскворечья»? Об этом расскажут мои ассистенты.

А чтобы проникнуть в мир пьес А. Н. Островского, нам следует познакомиться с пьесами различных жанров и тематики.

3. Чтение статьи учебника (с. 391–393), составление хронологической таблицы.

Этапы биографии и творчества А. Н. Островского.

31 марта (12 апреля) 1823 г. – родился в Замоскворечье в семье чиновника, имевшего частную юридическую практику в купеческой среде.

1840 г. – закончил Первую Московскую гимназию и поступил на юридический факультет Московского университета.

1842 г. – бросает учебу в университете.

1843–1845 гг. – служит сначала в Московском совестном суде, а затем в Московском коммерческом суде.

1847–1851 гг. – ранний период творчества. Поиски своего пути. Влияние «натуральной» школы. Пьесы «Свои люди – сочтемся», «Бедная невеста», «Не сошлись характерами», «Утро молодого человека».

1852–1854 гг. – «москвитянинский период». Сотрудничество с журналом «Москвитянин». Славянофильские настроения. Пьеса «Не в свои сани не садись», «Бедность не порок», «Не так живи, как хочется».

1855–1860 гг. – предреформенный период. Сближение с журналом «Современник» и революционерами-демократами. Пьесы «В чужом пиру похмелье», «Доходное место», «Воспитанница», «Гроза».

1859 г. – основатель и активный участник «Литературного фонда».

1861–1886 гг. – пореформенный период. Сатирические пьесы, отражающие жизнь пореформенной России: «Бешеные деньги», «Лес», «Волки и овцы». Исторические пьесы: «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский», «Воевода». Психологические драмы: «Правда – хороша, а счастье лучше», «Последняя жертва», «Бесприданница», «Таланты и поклонники», «Без вины виноватые», пьеса-сказка «Снегурочка».

1865 г. – инициатор создания «Артистического кружка».

1874 г. – инициатор создания «Общества русских драматических писателей и оперных композиторов».

1886 г. – смерть А. Н. Островского.

4. Рассказ учителя о пьесе «Бедность не порок».

Эта пьеса была задумана автором 10 июля 1853 г., а начата 22 августа того же года.

Первоначально она называлась «Гордым бог противится» и должна была состоять из двух актов.

К концу 1853 г. пьеса была закончена, успех превзошел все ожидания.

Ни одна из пьес не вызвала после своего опубликования таких горячих и принципиальных споров, как «Бедность не порок». Представители демократической критики увидели в ней, и прежде всего в образе Любима Торцова, художественное воплощение своих общественных идеалов.

Предназначая пьесу для сцены Малого театра, драматург задолго до окончания комедии распределил ее роли между артистами этого театра.

На сцене Московского Малого театра в течение второй половины XIX в. «Бедность не порок» ставилась чаще других пьес Островского. В представлениях этой комедии участвовали лучшие силы «дома Островского»: М. Н. Ермолова, О. О. Садовская, Павел Васильев – один из лучших исполнителей роли Любима Торцова

5.Чтение произведения

6. Обмен мнениями о прочитанном.

– Н. Добролюбов назвал произведения Островского «пьесами жизни». Как вы понимаете это выражение?

– Покажите на примерах из текста, что Островского действительно интересует жизнь русского общества, русского человека.

7. Итог урока

Домашнее задание: прочитать страницы пьесы, помещенные в учебнике; подготовить выборочное воспроизведение пьесы.

 




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
урок по теме "Страницы жизни и творчества А.Н.Островского"

Автор: Салимова Венера Рифовна

Дата: 12.12.2015

Номер свидетельства: 265368


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства