Тип урока: комбинированный, урок углубленной работы над текстом
Дидактические средства и материалы:
Сказ П.П.Бажова “Серебряное копытце” в учебнике “Литературное чтение” (3 класс)
Мультипликационная запись сказа “Серебряное копытце”.
Вырезанные из бумаги “камешки” разных цветов.
Ход урока
Орг .момент.
Прозвенел и смолк звонок.
Он позвал нас на урок.
Встали все у парт красиво.
Поздоровались с гостями учтиво.
Тихо сели за свой стол.
Уроклитературного чтения начнём.
Мотивационно-ориентированная часть:
Актуализация знаний
(Звучит тихая музыка)
Мы держим с тобою, приятель, в руках
«Уральские сказы» о дивных горах.
Здесь много случалось историй.
Тут были и радость, и горе.
Озера и реки здесь – как зеркала,
Нам песню споет пожилая ветла
И много расскажет нас басен
Уральский лес чуден, прекрасен.
А горы до неба почти достают,
Красива природа – покой и уют.
И добрые люди здесь сказки хранят,
Которые о волшебстве говорят.
В некотором царстве, в некотором государстве жил добрый волшебник. У него была белая борода и живые, необыкновенно добрые глаза. И когда он ходил по городу, его сразу узнавали и говорили – это наш Бажов. Люди его очень любили и с гордостью произносили его имя.
Постановка учебной задачи
- Ребята, вы уже догадались, что сегодня мы с вами продолжим работу над творчеством
П.П. Бажова и его произведением «Серебряное копытце».
Проверка домашнего задания
Назовите жанр произведения П.П.Бажов "Серебряное копытце"
+сказ;
-повесть;
-сказка.
2. Как звали дедушку, который взял к себе жить девочку-сиротку?
- Ваня;
+ Кокованя;
- Валя.
3. Имя главной героини сказки?
- Мария;
+ Дарья;
- Настя.
4. Как звали кошку, которая жила у девочки?
- Мурка;
- Муська;
+ Мурёнка.
5. С каким музыкальным инструментом сравнил Кокованя кошку?
- с баяном;
- с барабаном;
+ с балалайкой.
6. Кого хотела увидеть Дарёнка в лесу?
- лису;
- волка;
+ козлика.
7. На какой ножке у козлика было серебряное копытце?
+ правая передняя нога;
- обе передние ноги;
- левая передняя нога.
8. Какого цвета были камни, которые находили люди на покосном лужке?
- белые;
+ зелёные;
- чёрные.
Характеристика главных героев (работа в группе)
Назовите главных героев сказа. Когда я готовилась к уроку у меня перепуталась характеристика главных героев и я не могу ничего разобрать. Помогите мне. Одной группе надо выбрать описание Коковани, а другой Дарёнки.
(карточка № 1)
Кокованя и Даренка(Летом промывал пески, махонькая, носишко пуговкой, 6 лет, добывал золото, зимой охотился, ласковая, хозяйственная ,похлёбку да кашу варила, совершает добрый поступок, смелая и весёлая, вежливый, мудрый, внимательный, любит кошку)
б)Дарёнка (Махонькая, носишко пуговкой, 6 лет, сиротка, ласковая, хозяйственная, в избе прибирала, похлёбку да кашу варила, смелая и весёлая, любит кошку).
Выборочное чтение (отрывки к иллюстрациям)
Первая встреча (слайд)
А теперь закройте книги и восстановите текст
.Работа в парах.
Восстановите текст. Взаимопроверка.
Так и стали жить вместе, дед , . Дарёнка да кошка Мурёнка.
Жили - , добра много не наживали, а на житьё не плакались,
и у всякого дело было. Кокованя с утра на уходил, Дарёнка в избе , похлёбку да варила, а кошка Мурёнка на охоту ходила –
мышей . К вечеру соберутся, и им.
-Найдите и прочитайте описание Мурёнки
А теперь попробуйте описать козлика.
Козлик этот ______________________________________________________________.
У него на правой _______________ ноге копытце. Ростом он не выше ____________, ножки ___________________________, головка ______________ . А рожки у козлика ___________________________. Шерстка у него летом __________________ , а зимой _____________________________ . Кормится __________________________________ .
Просмотр эпизода мультипликационного фильма
- Я предлагаю посмотреть эпизод из мультипликационного фильма встречи главных героев со Сказочным козликом. Обратите внимание на чувства, которые испытывают герои, речь героя-рассказчика, понаблюдайте за Муренкой.
После просмотра.
-Вы что-то почувствовали при просмотре эпизода?
- Ребята, а вы догадались, почему чудо произошло с главными героями? (Ответы детей)
- Я согласна с вами. Даренка и Кокованя были бескорыстными людьми. Они понимали, что счастье не в богатстве. Герои были награждены за те качества, которыми обладали.
Задание
- Прочитайте и выберите пословицу, в которой заключена идея произведения.
1.Семь раз отмерь – один раз отрежь.
2. Кто помогает людям, у того и свои желания сбываются.
3. Родина – мать, умей за нее постоять.
Обобщение
Герои сказа заслужили чудо. Они говорили добрые слова, совершали добрые дела. Каждое доброе дело и слово, как драгоценный камушек. Ребята, мы тоже с вами может совершить чудо. Хотите? Я раздаю вам камушки, а чтобы они засверкали, вы должны написать то положительное качество своей души, которого у вас много и вам не жаль им поделиться с ближним.
Смотрите, чтобы никто не остался без вашего внимания. Я уверена, ребята, что мудрый сказочник Бажов для этого и писал свои книги, чтобы, прочитав их, каждый из нас захотел стать чуть-чуть добрее, чуть-чуть мудрее, внимательнее друг к другу, чтобы нам захотелось беречь мир, ту природу, в которой мы живем.
Добрый волшебник с Урала,
Павел Петрович Бажов,
Чтоб нам грустно не стало,
Сказочный отпер засов.
Только засов отворился,
В сказку открылася дверь:
Запах лесов заструился, -
В мир ты волшебный поверь.
Чтоб Огневушка смешная
К кладам открыла нам путь,
Или змея голубая, -
Книги прочесть не забудь.
Рефлексивно-оценочная часть
Домашнее задание
Стр 158-165 пересказ;
Нарисовать иллюстрацию к сказу.
Синквейны о героях сказа.
Итог урока
В завершении нашего урока я хочу вам подарить разные камешки, но не простые, а с моими пожеланиями:
Я сегодня довольна тобой! Ты был очень внимательным! Спасибо за работу! Будь активнее! Ты очень хорошо отвечал! Поднимай чаще руку! Ты была очень внимательной!