kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок по литературе в 7Б классе по теме: Особенности жанра сказа. Н.С. Лесков «Левша».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по литературе в 7Б классе по теме: Особенности жанра сказа. Н.С. Лесков «Левша».

Цели для учителя:

- познакомить учащихся с биографией и творчеством Н.С. Лескова;

-дать представление о жанре сказа;

-заинтересовать учащихся творчеством Н.С. Лескова.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по литературе в 7Б классе по теме: Особенности жанра сказа. Н.С. Лесков «Левша».»


Открытый урок по литературе в 7Б классе по теме: Особенности жанра сказа. Н.С. Лесков «Левша».

Цели для учителя:

- познакомить учащихся с биографией и творчеством Н.С. Лескова;

-дать представление о жанре сказа;

-заинтересовать учащихся творчеством Н.С . Лескова.

Цели для учащихся:

Знать:

- основные сведения из жизни и творчества Н.С. Лескова;

-определение термина» сказ»;

-содержание сказа « Левша»;

- композиция сказа;

Уметь:

- рассказывать о жизни и творчестве писателя;

- отличать жанр сказа от других повествовательных жанров;

- определять композиционные элементы в произведении.

Оборудование: компьютерная презентация. Учебник-хрестоматия» Литература 7Б класс» под редакцией Т.Ф Курдюмовой.

Ход урока

  1. Сообщение темы, цели и задачи.

Ребята, мы впервые обращаемся к творчеству Николая Семеновича Лескова, к его знаменитому сказу» Левша»

Готовясь к сегодняшнему уроку, вы прочитали произведение. Отдельные ребята изучили биографию писателя, определили элементы композиции, подготовили выразительное чтение понравившихся отрывков, узнали, какие, какие художники иллюстрировали произведение, и сами подготовили иллюстрации.

  1. Изучение нового материала.

На уроке вы узнаете:

- мнения писателей о творчестве Н.С Лескова;

- его краткую биографию;

- какие произведения Лескова являются лучшими;

- о жанре сказа;

- о композиции;

- какие иллюстрации к произведению созданы;

- ответим на вопросы по изученному материалу.

Посмотрите на портрет писателя Н.С. Лескова художника Валентина Серова. Репродукция этой картины висит в лесковском музее в Орле, а оригинал находится в Третьяковской галерее в Москве. Об этом портрете Вл. Гиппиус сложил поэтические строки:

Из черной рамы смотрит мне в глаза

Глазами жадными лицо Лескова,

Как затаенная гроза,

В изображенье умного Серова.

Что же это был за человек? Как он жил?

Отзывы писателей о творчестве Н.С Лескова:

- «Один из лучших писателей наших» М. Горький.

- «Он прекрасно чувствовал то неуловимое, что называется душой народа». М. Горький.

- «Лесков - писатель, и его жизнь в литературе глубоко поучительна». Л.Н. Толстой

Детские годы.

Николай Семенович Лесков родился 16 февраля 1831 года в с. Горохове Орловской губернии, где жила его бабушка. Семья была небогатая. Отец закончил духовную семинарию, но не захотел стать священником. Служил чиновником в Орле, дослужился до чинов, довавших потомственное дворянство.

Детство Лескова прошло в именьице Панино на Орловщине. Жили в крошечном домике, покрытом соломой. Сверстниками будущего писателя были крестьянские дети. Простонародный быт он знал до мельчайших подробностей. Жизненные впечатления детства были настолько широки и разнообразны, что много лет спустя писатель заявил: «Я знаю русского человека, я вырос в народе».

Годы учебы.

Первоначальное образование получил в доме своей богатой тетки, где жил и учился до восьми лет, так как отец с матерью не могли нанять учителей. Он был одарен большими способностями, чем его двоюродные братья. Это не нравилось тетке. Однажды после нанесенной обиды он попросил родителей забрать его из дома родственников. Живя у бедных своих родителей, считал себя необыкновенно счастливым человеком, но учиться было негде. Все же в 1841 году его отвезли в Орловскую гимназию, в которой он проучился 5 лет, не окончив курса.

Чиновник.

В 1846 году Десков начинает трудовой путь мелким чиновником в Орловской палате уголовного суда. Внезапная смерть отца и бедственное положение семьи изменили судьбу Лескова. В 1849 году он переехал в Киев под опеку дяди, профессора университета, и стал служить в Киевской казенной палате. Восемь лет, проведенные в Киеве, знакомство с интеллигенцией. Чтение книг оказали серьезное влияние на формирование духовного и интеллектуального кругозора юного приказного.

Коммерческая деятельность.

В 1857 году Лесков покидает Киев и поступает на работу разъездным агентом в торговую компанию, расположенную в Пензе. Это частная компания дальнего родственника, англичанина А. Шкота. «Хождение по делам» не ограничивалось Пензенщиной, и за три года он изъездил практически всю Россию. Впечатления от этих поездок служили неистощимой кладовой для его будущего творчества.

Труд писателя.

В литературу Лесков пришел 30-летним человеком, имея богатый жизненный опыт. В 1860 году он начинает печататься в журналах, но не как писатель, а как публицист. В 1862 году появляются первые художественные произведения под псевдонимом Стебницкий. К этому времени Лесков приехал в Петербург, стал работать в Министерстве народного просвещения. В газетах и журналах. Он вошел в литературу как знаток духовной и бытовой жизни народа. Его лучшие произведения – это рассказы «Леди Макбет Мценского уезда», «Тупейный художник», «Запечатленный ангел», «Человек на часах», повесть «Очарованный странник», хроника «Соборяне». Герои писателя необычны, неожиданны и самобытны. Неповторимые черты русского национального характера нашли воплощение в их образах. Очень часто его герои готовы принести себя в жертву во имя счастья других.

Умер писатель в 1835 году.

Памятники Лескову и Левше

Учитель: Ребята, на родине Н.С. Лескова, в Орле, в 1961 году был установлен памятник писателю. Авторы памятника – скульпторы А.Г. и Ю.Ю. Ореховы. Место, где возведен памятник, выбрано не случайно: будущий писатель жил неподалеку, рядом с памятником – здание бывшей мужской гимназии, где учился Н.С. Лесков. Архитекторы В.А, Петербуржцев и А.В. Степанов выстроили ансамбль: вокруг четырехметровой фигуры писателя, отлитой в бронзе, поднятые на высоту человеческого роста герои лесковсих произведений.

Лучшие произведения Лескова

«Тупейный художник»; «Леди Макбет Мценского уезда»; «Запечатленный ангел»; «Человек на часах»; «Очарованный странник»; «Соборяне».

Самое знаменитое произведение писателя, жемчужина из жемчужин его творчества – «Левша» или «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе». В подзаголовке произведения содержится указание на жанр произведения. Что же такое сказ?

Жанр произведения

Сказ – это повествование, имитирующее речь рассказчика и ведущееся от его лица.

Чтение материала учебника (от слов «Чтобы ответить на этот вопрос»… до слов «… двоим сесть можно»; с. 313).

Высказывания А.М. Горького о речи героев произведения.

Горький называл Лескова «отличнейшим знатоком русской речи».

Герои Лескова говорят каждый своим языком. Их внутренний мир, «отливаясь» в их речи, приобретает необыкновенную выразительность.

Повествование в произведении ведется от лица рассказчика. Его язык своеобразен: это человек простой, наукам не обучался, но, употребляя незнакомые и потому непонятные слова, пытается передать их в меру своего разумения, искажая и остроумно переиначивая значения слов.

Ребята, скажите, какое впечатление произвело на вас произведение?

Ответы учащихся.

  • Трагическая история жизни талантливого мастера из народа, сохранившего даже при отсутствии элементарных прав и законов «человечкину душу» и любовь к отечеству. Лесков утверждал на протяжении всего творчества, что на таких людях мир держится.

  • Горькая судьба левши, народного умельца, искусного мастера, к которому в своем Отечестве представители власти отнеслись бесчеловечно.

Учитель: Каждое произведение имеет композицию. Что это такое?

Назовите элементы композиции.

Теоретики, какова, на ваш взгляд, композиция произведения?

Композиция произведения

Экспозиция; завязка; развитие действия; кульминация; развязка; эпилог.

Экспозиция (часть произведения, в котором автор знакомит нас с героями, местом событий) – путешествие императора Александра Павловича по Европе и знакомство с заморскими «чудесами».

Завязка – покупка блохи.

Развитие действия:

- возвращение в Петербург, смерть государя;

- новый император обнаружил нимфозорию;

- поручение тульским мастерам;

- Левша на царском приеме;

- Левша в Англии.

Кульминация – возвращение Левши в Россию и его смерть.

Развязка – сообщение Левши государю не передали.

Эпилог – память о Левше.

Выразительное чтение отрывков сказа

  1. Глава 10. «Платов сорвал зеленый чехол …».

Беседа. Каково ваше мнение о поведении генерала Платова? Как ведут себя тульские мастера?

  1. Главы 13-14. Левша на царском приёме. «Как взошёл Левша и поклонился …».

Беседа. Как вы думаете, почему имя Левши не сохранилось в преданиях? Он на подковах гвоздики забивал, то есть делал самую искусную работу, а на гвоздиках имя не напишешь.

Как ведет себя Левша на царском приеме? Достойно, просто, без лести и без хитрости.

  1. Глава 15. Левша в Англии. «Англичане начали расспрашивать Левшу …».

Беседа. Как вы думаете, какому испытанию подвергается Левша в Англии? Испытание на верность стране, потому что англичане, видя в нем хорошего мастера, упрашивали остаться.

  1. Глава 16. Левша в Англии на заводах. «… пошли они Левшу водить …».

Беседа. Что особенно удивительным показалось Левше в Англии? Все хозяйственные порядки понравились, гуманное отношение к рабочему человеку.

Тогда почему же не остался в Англии? Он любит свою землю и спешит сообщить государю свое открытие, чрезвычайно важное для страны.

  1. Главы 18-19. Левша в России. «Англичанина как привезли …».

Беседа. Как встретила Родина Левшу? Дело в том, что не родина встретила Левшу, а квартальный участок, пристав и городовой. С ним обошлись бесчеловечно.

Какие выводы напрашиваются?

Напрашиваются горькие выводы: жизнь в России обесценена; «правила жизни» у простого мастерового и у генералов не совпадают, так как в отличие от людей власти Левша стремится служить конкретным делам. Следовательно, власть чужда не только простому человеку, но и интересам государства. Простой тульский мастер в большей степени озабочен проблемой военной мощи России, чем генерал Чернышев и император.

Дума Лескова о России необычайно горька. В произведении автор показывает, что, даже умирая, Левша думает не о себе, а об Отечестве и о его людях. И если генералы вместе с государем забыли о Левше, то родина и ее народ сохранили предание о Левше, которое, по словам автора в 20 главе, «нет нужды забывать».

Иллюстраторы произведения.

Самые известные иллюстраторы сказа »Левша»-это Николай Кузьмин и Аркадий Тюрин.

Н.В Кузьмин.

«Весь цикл служит главной цели- рассказать о душе, жизни, творчестве человека из народа, за которым вся народная Россия».

Кукрыниксы ( творческий союз художников М. Куприянова, П. Крылова ,Ник. Соколов)


Аркадий Тюрин.

(Показ слайдов из презентации «Н.С.Лесков. Сказ «Левша»)

1.Мы видим на слайде обложку книги сказа, созданную художником Николаем Васильевичем Кузьминым. Левшу нарисовал художник А. Тюрин.

2.Далее –иллюстрации творческого союза художников Кукрыниксов ( Куприянова ,Крылова и Николая Соколова) Царь Александр и генерал Платов в кунсткамере.

Иллюстрации художников отличаются.

1.Кузьмин, изображая Левшу и тульских оружейников, выразил уважение к народным умельцам, от его героев исходит свет; царедворцев и царя изображает карикатурно: « Весь цикл служит главной цели- рассказать о душе, жизни, творчестве человека из народа, за которым вся народная Россия.»

2.Кукрыниксы изображают представителей власти сатирически и с любовью к Левше.

3.Аркадий Тюрин нарисовал Левшу , похожим на сказочного Иванушку. Наверно, потому, что оба героя и смекалисты .и самоотверженны.

Иллюстрации, созданные учениками класса.

Какие качества вы хотели передать в образе Левши?

Скромность, трудолюбие, бедность. Талантливость, патриотизм?

Вы познакомились с интереснейшим произведением Н.С Лескова. Давайте подведем итоги урока, того, что вы узнали на нем.

Вопросы

Что такое сказ? Чем сказ отличается от других эпических жанров?

Почему Левша и его товарищи взялись поддерживать Платова и с ним всю Россию?

Почему Левша понравился англичанам?

Как Левша ведет себя за границей? Что произвело на него особое впечатление?

Какова основная мысль произведения?

Сколько пользы могли бы принести России мастера- самородки! Но парадокс в том, что власть чужда не только простому мастеровому, но и интересам государства.

Домашнее задание.

Подобрать цитаты из текста, характеризующие образы царей Александра Павловича, Николая Павловича и Платова.

(По желанию) Письменный ответ на тему: «Чем мне понравился главный герой сказа « левша»

30 ноября 2015 года.

Учитель: Фатун Людмила Викторовна.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Фатун Людмила Викторовна

Дата: 17.05.2017

Номер свидетельства: 416375

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(229) "Урок литературы в 6 классе Тема: «Каков мастер, таково и дело» (Творчество Н.С.Лескова. Сказ “Левша”. Особенности жанра сказа.)"
    ["seo_title"] => string(80) "urok_litieratury_v_6_klassie_tiema_kakov_mastier_takovo_i_dielo_tvorchiestvo_n_s"
    ["file_id"] => string(6) "367139"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1481169474"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства