kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературы в 6 классе Тема: «Каков мастер, таково и дело» (Творчество Н.С.Лескова. Сказ “Левша”. Особенности жанра сказа.)

Нажмите, чтобы узнать подробности

                                                Урок   литературы  в 6 классе

   Тема:  «Каков мастер, таково и дело»

(Творчество Н.С.Лескова. Сказ “Левша”. Особенности жанра сказа.)

Цель:

1. Образовательная:

  • кратко познакомить с биографией и творчеством Н.С.Лескова;
  • дать начальное представление о жанре сказа;
  • выявить особенности языка произведения;
  • научить видеть эффект комического, создаваемый игрой слов, народной этимологией в произведении;

2.Воспитательная:

  • прививать интерес к предмету;
  • воспитывать гордость за народ, его трудолюбие;
  • воспитывать патриотизм,  любовь к родине;

3. Развивающая:

  • развивать ассоциативное и аналитическое мышление;
  • воображение и устную  речь;

Используемое оборудование: 

мультимедийное оборудование

                                                 Ход урока

I.Орг. момент.

II. Подведение к цели урока.

-Обратите внимание на экран.

1. Интрига:

   ( 1 слайд презентации:  Памятник “Токующий глухарь”.)

-На слайде вы видите памятник в Республике КОМИ городе Сосногорске «Токующий глухарь». Глухарь изображен на гербе города. Памятник выковал кузнец Михаил Соснин. Высота его 3 метра, а вес 3 тонны.

-Как бы вы назвали человека, создавшего это чудо?

 (2 слайд   презентации)

Ответы детей:  мастер

                              кузнец

                              умелец

                             творец

                             чудотворец …                        

Есть еще одно удивительное слово, которым можно назвать мастера -                                                левша

-Подберите   определения к данным существительным.     

3 слайд(Учащийся зачитывает словарную статью “Левша”)

_ Толковый словарь Ожегова  дает такое толкование слову левша.

   Левша   Человек, который владеет левой рукой лучше, чем правой.

    Тульский левша (умелый мастер, изощрившийся  в тонкой работе; по         прозвищу героя одноименного рассказа Лескова).

-Так кто же он? Какое отношение имеет к нашему уроку? Определите тему нашего урока.

4 слайд

                       Подходи, честной народ!

                       Петрушка в гости вас зовет!              

                        Судари,  сударыни!

                         Баре, да барыни!

                        Эй вы, гости-господа!

                         Все пожалуйте сюда!

                        Поведем сейчас как раз

                        Быль не быль,

                         А может сказ?

                        Да!

                        Про автора Лескова,

                        Про мастера Левшу косого, 

                        Про подкованну Блоху,

                        Про Россею- матушку!

                        Вы внимайте – ка сейчас

                         Начинаем свой рассказ.

III . Работа по теме:

5 слайд

 “Каков мастер, таково и дело” - такой эпиграф я выбрала для урока.

-Сегодня на уроке мы познакомимся  с творчеством писателя, который запечатлел в веках образ народа - умельца в образе тульского оружейника косого Левши. Имя этого мастера слова  Николай Семенович Лесков.

- Домашним заданием было подготовить биографию Н. С. Лескова. Кто готов отвечать?

(рассказы обучающихся)

-Оценивание выступлений учителем.

-А вот, что сам автор писал о себе. (Из “Автобиографической заметки”)

6 слайд     7,  8 , 9 , 10

“По происхождению я принадлежу к потомственному дворянству, но молодому и незначительному. Род наш  происходит из духовенства: и дед мой и  его отец и дед и прадед – все были священниками. Отец мой “не пошел в попы”, пресек свою  духовную карьеру,  был выгнан дедом из дому, и с 40 копейками меди пришел в Орел, где стал учителем в домах местных помещиков.

    Я родился 4февраля 1831 года в селе Горохове, где жила моя бабушка. Жили мы в крошечном домике, который состоял из одного большого крестьянского сруба, покрытого соломой.

    В деревне я жил на полной свободе. Со  сверстниками моими, крестьянскими детьми, я жил и сживался душа в душу. Простонародный быт я знал до мельчайших подробностей и до мельчайших оттенков понимал, как к нему относятся  помещики  из большого барского дома.

Я был одарен, несомненно, большими способностями, был вежлив, не  дичился людей, имел пристойные манеры, рано болтал по-французски. В гимназии учился хорошо…”

Шло время… В 1857 году Лесков начинает работать в коммерческом предприятии. За 3 года исколесил всю Россию. В литературу он пришел тридцатилетним. Герои его произведений  - представители разных  сословий и говорят они у писателя все по-своему, а не по – литературному, как отмечал сам Н.С.Лесков. И в этом мы сегодня убедимся, потому что познакомимся с необычным по жанру произведением.

 Это “Сказ о тульском  косом левше и о стальной блохе”

IV. Работа по теории литературы

 -Что такое, по вашему мнению, сказ?

- Какие  жанры литературы вы знаете? Назовите их.

Ответы детей

12 слайд

“Сказ – жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды. Повествование ведется  от лица рассказчика, человека с особым характером и складом речи”.

V. Работа с текстом:

13 слайд

-Как вы считаете, кем  мог быть рассказчик, повествователь? Почему так решили?

( Рассказчик, скорее всего, простой человек, ремесленник, мастеровой. Это  проявляется прежде всего в его речи. В ней много неправильностей, просторечий          ( “Проездиться”. “междоусобные разговоры”. “дерябнул”). Инверсий, характерных для фольклорных произведений (“в разных государствах чудес посмотреть”, «все государя домой манил”, “был человек женатый”) Неологизмы: “двусестная карета”,”свистовые” и т.д. Кроме того исторические персонажи – Александр1 и Платов  показаны с точки зрения простолюдина, их поступки и речь  в представлении рассказчика вызывают улыбку. Например, “Платов сказал себе: “Ну уж тут шабаш. До этих пор я еще терпел, а дальше нельзя”,)

-Вы обратили внимание на необычные слова?

-Как вы думаете,  почему появляются в речи рассказчика такие необычные смешные слова? ( Они появляются потому, что  рассказчик или герой сталкиваются с незнакомыми малограмотному человеку, обычно с иностранными словами и изменяют их так, чтобы было “понятнее”. Например: “мелкоскоп”- “микроскоп”, “Аболон полведерский”- Аполлон Бельведерский: “долбица”- “таблица”, Двухсестная”_ двухместная, “керамиды”- пирамиды, “преламут”- перламутр, “Канделабрия”- Калабрия. И другие. Многие слова приобретают юмористический смысл в духе народного понимания.)

 14   слайд

 Прежде, чем мы выполним следующее задание, чтобы у нас, как у левши “Глаз был пристрелявши” проведем физкультминутку: потренируем глазную мышцу.

   У вас на парте карточки, прочитайте и выполните задание  для своего варианта.

        15,  слайды

 - У какой группы был самый полный, яркий, интересный, отражающий характер и внешний вид героя, словесный портрет?

(Учащиеся самостоятельно оценивают выступление групп)

       Вот они наши герои, такими их увидел  художник  Кузьмин, а иллюстрировали “Левшу” многие известные мастера.

   16 слайд

 VI.Работа по учебнику.

Откройте учебники  и  найдите главу 14 с. 287. Учитель читает сам.

-

17 слайд

Урок я начала с эпиграфа. Вспомните. “Каков мастер, таково и дело” - такой эпиграф я выбрала для урока.

 А какой эпиграф выбрали бы вы? ( из предложенных вариантов)

 18 слайд

 Такому уникальному мастеру посвящено музыкальное произведение.

 Вот какой услышали «Блоху»   композитор М.П.Мусоргский и певец Ф.И.Шаляпин.

Послушайте,  пожалуйста.

19 слайд

6. Рефлексия:

   - Понравилось вам произведение?

   - Что нового вы для себя узнали?

   - Какое открытие вы для себя сделали?

- Какое настроение?

(учащиеся выбирают смайлик, соответствующий их настроению на уроке)

7.Задание на дом

Слайд 20      

Порассуждайте  на  тему: «Какой должна быть судьба мастера, принесшего славу России?»

 Задание на выбор: нарисовать иллюстрацию к эпизоду по выбору учащихся;

                                  выписать цитаты, характеризующие героев

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 6 классе Тема: «Каков мастер, таково и дело» (Творчество Н.С.Лескова. Сказ “Левша”. Особенности жанра сказа.)»


                                                Урок   литературы  в 6 классе

   Тема:  «Каков мастер, таково и дело»

(Творчество Н.С.Лескова. Сказ “Левша”. Особенности жанра сказа.)

Цель:

1. Образовательная:

  • кратко познакомить с биографией и творчеством Н.С.Лескова;

  • дать начальное представление о жанре сказа;

  • выявить особенности языка произведения;

  • научить видеть эффект комического, создаваемый игрой слов, народной этимологией в произведении;

 

2.Воспитательная:

  • прививать интерес к предмету;

  • воспитывать гордость за народ, его трудолюбие;

  • воспитывать патриотизм,  любовь к родине;

3. Развивающая:

  • развивать ассоциативное и аналитическое мышление;

  • воображение и устную  речь;



Используемое оборудование: 

мультимедийное оборудование


 

                                                 Ход урока

I.Орг. момент.

II. Подведение к цели урока.

-Обратите внимание на экран.

1. Интрига:

   ( 1 слайд презентации:  Памятник “Токующий глухарь”.)

-На слайде вы видите памятник в Республике КОМИ городе Сосногорске «Токующий глухарь». Глухарь изображен на гербе города. Памятник выковал кузнец Михаил Соснин. Высота его 3 метра, а вес 3 тонны.

-Как бы вы назвали человека, создавшего это чудо?

 (2 слайд   презентации)

                                            

Ответы детей:  мастер

                              кузнец

                              умелец

                             творец

                             чудотворец …                        

Есть еще одно удивительное слово, которым можно назвать мастера -                                                левша

 

-Подберите   определения к данным существительным.     


                          

3 слайд(Учащийся зачитывает словарную статью “Левша”)


_ Толковый словарь Ожегова дает такое толкование слову левша.

 

             

   Левша   Человек, который владеет левой рукой лучше, чем правой.

    Тульский левша (умелый мастер, изощрившийся  в тонкой работе; по         прозвищу героя одноименного рассказа Лескова).

  

-Так кто же он? Какое отношение имеет к нашему уроку? Определите тему нашего урока.

4 слайд

Подходи, честной народ!

      Петрушка в гости вас зовет!              

                        Судари,  сударыни!

                         Баре, да барыни!

                        Эй вы, гости-господа!

                         Все пожалуйте сюда!

                        Поведем сейчас как раз

                        Быль не быль,

                         А может сказ?

                        Да!

                        Про автора Лескова,

                        Про мастера Левшу косого, 

                        Про подкованну Блоху,

                        Про Россею- матушку!

                        Вы внимайте – ка сейчас

                         Начинаем свой рассказ.

 

III . Работа по теме:

5 слайд

“Каков мастер, таково и дело” - такой эпиграф я выбрала для урока.

 

-Сегодня на уроке мы познакомимся  с творчеством писателя, который запечатлел в веках образ народа - умельца в образе тульского оружейника косого Левши. Имя этого мастера слова  Николай Семенович Лесков.

- Домашним заданием было подготовить биографию Н. С. Лескова. Кто готов отвечать?

(рассказы обучающихся)


-Оценивание выступлений учителем.


-А вот, что сам автор писал о себе. (Из “Автобиографической заметки”)

 


6 слайд     7 ,  8  , 9  , 10

 

“По происхождению я принадлежу к потомственному дворянству, но молодому и незначительному. Род наш  происходит из духовенства: и дед мой и  его отец и дед и прадед – все были священниками. Отец мой “не пошел в попы”, пресек свою  духовную карьеру,  был выгнан дедом из дому, и с 40 копейками меди пришел в Орел, где стал учителем в домах местных помещиков.

    Я родился 4февраля 1831 года в селе Горохове, где жила моя бабушка. Жили мы в крошечном домике, который состоял из одного большого крестьянского сруба, покрытого соломой.

    В деревне я жил на полной свободе. Со  сверстниками моими, крестьянскими детьми, я жил и сживался душа в душу. Простонародный быт я знал до мельчайших подробностей и до мельчайших оттенков понимал, как к нему относятся  помещики  из большого барского дома.

Я был одарен, несомненно, большими способностями, был вежлив, не  дичился людей, имел пристойные манеры, рано болтал по-французски. В гимназии учился хорошо…”

Шло время… В 1857 году Лесков начинает работать в коммерческом предприятии. За 3 года исколесил всю Россию. В литературу он пришел тридцатилетним. Герои его произведений  - представители разных  сословий и говорят они у писателя все по-своему, а не по – литературному, как отмечал сам Н.С.Лесков. И в этом мы сегодня убедимся, потому что познакомимся с необычным по жанру произведением.

 Это “Сказ о тульском  косом левше и о стальной блохе”

 

IV. Работа по теории литературы

 -Что такое, по вашему мнению, сказ?

- Какие  жанры литературы вы знаете? Назовите их.

Ответы детей


12 слайд

 

Сказ – жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды. Повествование ведется  от лица рассказчика, человека с особым характером и складом речи”.

 

V. Работа с текстом:

13 слайд

-Как вы считаете, кем  мог быть рассказчик, повествователь? Почему так решили?

( Рассказчик, скорее всего, простой человек, ремесленник, мастеровой. Это  проявляется прежде всего в его речи. В ней много неправильностей, просторечий          ( “Проездиться”. “междоусобные разговоры”. “дерябнул”). Инверсий, характерных для фольклорных произведений (“в разных государствах чудес посмотреть”, «все государя домой манил”, “был человек женатый”) Неологизмы: “двусестная карета”,”свистовые” и т.д. Кроме того исторические персонажи – Александр1 и Платов  показаны с точки зрения простолюдина, их поступки и речь  в представлении рассказчика вызывают улыбку. Например, “Платов сказал себе: “Ну уж тут шабаш. До этих пор я еще терпел, а дальше нельзя”,)


-Вы обратили внимание на необычные слова?


-Как вы думаете,  почему появляются в речи рассказчика такие необычные смешные слова? ( Они появляются потому, что  рассказчик или герой сталкиваются с незнакомыми малограмотному человеку, обычно с иностранными словами и изменяют их так, чтобы было “понятнее”. Например: “мелкоскоп”- “микроскоп”, “Аболон полведерский”- Аполлон Бельведерский: “долбица”- “таблица”, Двухсестная”_ двухместная, “керамиды”- пирамиды, “преламут”- перламутр, “Канделабрия”- Калабрия. И другие. Многие слова приобретают юмористический смысл в духе народного понимания.)

 14   слайд


 Прежде, чем мы выполним следующее задание, чтобы у нас, как у левши “Глаз был пристрелявши” проведем физкультминутку: потренируем глазную мышцу.


   У вас на парте карточки, прочитайте и выполните задание для своего варианта.

        15,  слайды


 - У какой группы был самый полный, яркий, интересный, отражающий характер и внешний вид героя, словесный портрет?

(Учащиеся самостоятельно оценивают выступление групп)


       Вот они наши герои, такими их увидел  художник  Кузьмин, а иллюстрировали “Левшу” многие известные мастера.

   16 слайд


 VI.Работа по учебнику.

    

Откройте учебники  и  найдите главу 14 с. 287 . Учитель читает сам.

-

 

17 слайд


Урок я начала с эпиграфа. Вспомните. “Каков мастер, таково и дело” - такой эпиграф я выбрала для урока.

А какой эпиграф выбрали бы вы? ( из предложенных вариантов)

 18 слайд



 Такому уникальному мастеру посвящено музыкальное произведение.

 Вот какой услышали «Блоху»   композитор М.П.Мусоргский и певец Ф.И.Шаляпин.

Послушайте,  пожалуйста.

 

19 слайд


 

6. Рефлексия:

   - Понравилось вам произведение?

  - Что нового вы для себя узнали?

- Какое открытие вы для себя сделали?


- Какое настроение?

(учащиеся выбирают смайлик, соответствующий их настроению на уроке)

 

7.Задание на дом

Слайд 20      

Порассуждайте на тему: «Какой должна быть судьба мастера, принесшего славу России?»

 Задание на выбор: нарисовать иллюстрацию к эпизоду по выбору учащихся;

выписать цитаты, характеризующие героев

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Марченко Оксана Игоревна

Дата: 08.12.2016

Номер свидетельства: 367139


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства