Урок литературы в 6 классе
Тема: «Каков мастер, таково и дело»
(Творчество Н.С.Лескова. Сказ “Левша”. Особенности жанра сказа.)
Цель:
1. Образовательная:
- кратко познакомить с биографией и творчеством Н.С.Лескова;
- дать начальное представление о жанре сказа;
- выявить особенности языка произведения;
- научить видеть эффект комического, создаваемый игрой слов, народной этимологией в произведении;
2.Воспитательная:
- прививать интерес к предмету;
- воспитывать гордость за народ, его трудолюбие;
- воспитывать патриотизм, любовь к родине;
3. Развивающая:
- развивать ассоциативное и аналитическое мышление;
- воображение и устную речь;
Используемое оборудование:
мультимедийное оборудование
Ход урока
I.Орг. момент.
II. Подведение к цели урока.
-Обратите внимание на экран.
1. Интрига:
( 1 слайд презентации: Памятник “Токующий глухарь”.)
-На слайде вы видите памятник в Республике КОМИ городе Сосногорске «Токующий глухарь». Глухарь изображен на гербе города. Памятник выковал кузнец Михаил Соснин. Высота его 3 метра, а вес 3 тонны.
-Как бы вы назвали человека, создавшего это чудо?
(2 слайд презентации)
Ответы детей: мастер
кузнец
умелец
творец
чудотворец …
Есть еще одно удивительное слово, которым можно назвать мастера - левша
-Подберите определения к данным существительным.
3 слайд(Учащийся зачитывает словарную статью “Левша”)
_ Толковый словарь Ожегова дает такое толкование слову левша.
Левша Человек, который владеет левой рукой лучше, чем правой.
Тульский левша (умелый мастер, изощрившийся в тонкой работе; по прозвищу героя одноименного рассказа Лескова).
-Так кто же он? Какое отношение имеет к нашему уроку? Определите тему нашего урока.
4 слайд
Подходи, честной народ!
Петрушка в гости вас зовет!
Судари, сударыни!
Баре, да барыни!
Эй вы, гости-господа!
Все пожалуйте сюда!
Поведем сейчас как раз
Быль не быль,
А может сказ?
Да!
Про автора Лескова,
Про мастера Левшу косого,
Про подкованну Блоху,
Про Россею- матушку!
Вы внимайте – ка сейчас
Начинаем свой рассказ.
III . Работа по теме:
5 слайд
“Каков мастер, таково и дело” - такой эпиграф я выбрала для урока.
-Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством писателя, который запечатлел в веках образ народа - умельца в образе тульского оружейника косого Левши. Имя этого мастера слова Николай Семенович Лесков.
- Домашним заданием было подготовить биографию Н. С. Лескова. Кто готов отвечать?
(рассказы обучающихся)
-Оценивание выступлений учителем.
-А вот, что сам автор писал о себе. (Из “Автобиографической заметки”)
6 слайд 7, 8 , 9 , 10
“По происхождению я принадлежу к потомственному дворянству, но молодому и незначительному. Род наш происходит из духовенства: и дед мой и его отец и дед и прадед – все были священниками. Отец мой “не пошел в попы”, пресек свою духовную карьеру, был выгнан дедом из дому, и с 40 копейками меди пришел в Орел, где стал учителем в домах местных помещиков.
Я родился 4февраля 1831 года в селе Горохове, где жила моя бабушка. Жили мы в крошечном домике, который состоял из одного большого крестьянского сруба, покрытого соломой.
В деревне я жил на полной свободе. Со сверстниками моими, крестьянскими детьми, я жил и сживался душа в душу. Простонародный быт я знал до мельчайших подробностей и до мельчайших оттенков понимал, как к нему относятся помещики из большого барского дома.
Я был одарен, несомненно, большими способностями, был вежлив, не дичился людей, имел пристойные манеры, рано болтал по-французски. В гимназии учился хорошо…”
Шло время… В 1857 году Лесков начинает работать в коммерческом предприятии. За 3 года исколесил всю Россию. В литературу он пришел тридцатилетним. Герои его произведений - представители разных сословий и говорят они у писателя все по-своему, а не по – литературному, как отмечал сам Н.С.Лесков. И в этом мы сегодня убедимся, потому что познакомимся с необычным по жанру произведением.
Это “Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе”
IV. Работа по теории литературы
-Что такое, по вашему мнению, сказ?
- Какие жанры литературы вы знаете? Назовите их.
Ответы детей
12 слайд
“Сказ – жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды. Повествование ведется от лица рассказчика, человека с особым характером и складом речи”.
V. Работа с текстом:
13 слайд
-Как вы считаете, кем мог быть рассказчик, повествователь? Почему так решили?
( Рассказчик, скорее всего, простой человек, ремесленник, мастеровой. Это проявляется прежде всего в его речи. В ней много неправильностей, просторечий ( “Проездиться”. “междоусобные разговоры”. “дерябнул”). Инверсий, характерных для фольклорных произведений (“в разных государствах чудес посмотреть”, «все государя домой манил”, “был человек женатый”) Неологизмы: “двусестная карета”,”свистовые” и т.д. Кроме того исторические персонажи – Александр1 и Платов показаны с точки зрения простолюдина, их поступки и речь в представлении рассказчика вызывают улыбку. Например, “Платов сказал себе: “Ну уж тут шабаш. До этих пор я еще терпел, а дальше нельзя”,)
-Вы обратили внимание на необычные слова?
-Как вы думаете, почему появляются в речи рассказчика такие необычные смешные слова? ( Они появляются потому, что рассказчик или герой сталкиваются с незнакомыми малограмотному человеку, обычно с иностранными словами и изменяют их так, чтобы было “понятнее”. Например: “мелкоскоп”- “микроскоп”, “Аболон полведерский”- Аполлон Бельведерский: “долбица”- “таблица”, Двухсестная”_ двухместная, “керамиды”- пирамиды, “преламут”- перламутр, “Канделабрия”- Калабрия. И другие. Многие слова приобретают юмористический смысл в духе народного понимания.)
14 слайд
Прежде, чем мы выполним следующее задание, чтобы у нас, как у левши “Глаз был пристрелявши” проведем физкультминутку: потренируем глазную мышцу.
У вас на парте карточки, прочитайте и выполните задание для своего варианта.
15, слайды
- У какой группы был самый полный, яркий, интересный, отражающий характер и внешний вид героя, словесный портрет?
(Учащиеся самостоятельно оценивают выступление групп)
Вот они наши герои, такими их увидел художник Кузьмин, а иллюстрировали “Левшу” многие известные мастера.
16 слайд
VI.Работа по учебнику.
Откройте учебники и найдите главу 14 с. 287. Учитель читает сам.
-
17 слайд
Урок я начала с эпиграфа. Вспомните. “Каков мастер, таково и дело” - такой эпиграф я выбрала для урока.
А какой эпиграф выбрали бы вы? ( из предложенных вариантов)
18 слайд
Такому уникальному мастеру посвящено музыкальное произведение.
Вот какой услышали «Блоху» композитор М.П.Мусоргский и певец Ф.И.Шаляпин.
Послушайте, пожалуйста.
19 слайд
6. Рефлексия:
- Понравилось вам произведение?
- Что нового вы для себя узнали?
- Какое открытие вы для себя сделали?
- Какое настроение?
(учащиеся выбирают смайлик, соответствующий их настроению на уроке)
7.Задание на дом:
Слайд 20
Порассуждайте на тему: «Какой должна быть судьба мастера, принесшего славу России?»
Задание на выбор: нарисовать иллюстрацию к эпизоду по выбору учащихся;
выписать цитаты, характеризующие героев