kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок 4 класс "Серебряное Копытце"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:

  1. Продолжать работу над сказом уральского сказочника Павла Петровича Бажова; показать своеобразие, необыкновенность, красоту сказов Бажова.
  2. Развивать связную речь, навыки чтения: беглость, осознанность, темп;  навыки работы с текстом;  логическое мышление, внимание, память, воображение; обогащать словарный запас; расширять представления об окружающем мире.
  3. Прививать интерес к литературе, воспитывать доброту, отзывчивость, душевность, учить сопереживать.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок 4 класс "Серебряное Копытце"»

Литературное чтение 4 класс

Урок_____Дата__________________

П.П.Бажов. Серебряное копытце (закрепление)

Цель:

  1. Продолжать работу над сказом уральского сказочника Павла Петровича Бажова; показать своеобразие, необыкновенность, красоту сказов Бажова.

  2. Развивать связную речь, навыки чтения: беглость, осознанность, темп; навыки работы с текстом; логическое мышление, внимание, память, воображение; обогащать словарный запас; расширять представления об окружающем мире.

  3. Прививать интерес к литературе, воспитывать доброту, отзывчивость, душевность, учить сопереживать.

Тип: закрепление

Оборудование:

- учебник «Литературное чтение» 4 класс, часть 1-я;

- портрет П.П.Бажова;

- выставка книг «Уральский сказитель»;

- иллюстрации к сказу, избушка;

- тесты для проверки осознанности чтения;

- карточки со словами;

- видеоролики о творчестве Бажова и сказка.

План урока

  1. Организационный момент

  2. Актуализация знаний

  3. Сообщение темы, цели урока

  4. Закрепление пройденного материала

  5. Проверка  домашнего задания.

  6. Работа по теме

  7. Физкультминутка для глаз

  8. Работа по теме

  9. Физкультминутка

  10. Творческая работа

  11. Рефлексия

  12. Домашнее задание


Ход урока
I. Организационный момент

– Ну, ребята, чур молчок, начинается урок. Сегодня нас ждёт интересный и необычный урок.

II. Актуализация знаний
- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, вспомните, что скоро самый волшебный праздник. Назовите этот праздник. (Новый год)
– Что в нём волшебного? Что происходит в эти дни? 
– Действительно, в новогодние дни происходят чудеса, исполняются самые заветные мечты.
III. Сообщение темы, цели урока

– Сегодня мы продолжим работу над произведением Бажова «Серебряное копытце». И каждый из вас сегодня на уроке почувствует себя волшебником, который творит чудеса.

-Мы держим с тобою, приятель, в руках

«Уральские сказы» о дивных горах.

Здесь много случалось историй.

Тут были и радость, и горе.

Здесь горы до неба почти достают,

Красива природа – покой и уют.

И добрые люди здесь сказки хранят,

Которые о волшебстве говорят.

IV. Закрепление пройденного материала

-Перед вами, ребята, волшебная шкатулка. Что такое шкатулка? Для чего она нужна?

 В старину в ней хранили дорогие для памяти письма, бумаги, драгоценности. Шкатулки берегли, ими дорожили, они составляли семейную ценность. А в нашей шкатулке находятся сказки. С давних времён сказки бережно хранились в людской памяти. Сказки любили. Её любят и сегодня! В народном творчестве сказки - самое большое чудо. Сказки - это драгоценность, и шкатулкой для них становится наша память.  В такой шкатулке у нас хранятся задания.

Вы поняли, что сегодня мы вновь заглянем в сказку. В каждой сказке есть волшебник. Итак……..

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был добрый волшебник. Он писал сказки. А звали его…

 Дети: Павел Петрович Бажов. (видео о Бажове)

Насупленные брови, добрые, внимательные глаза, большая серая борода – на фотографиях Павел Петрович Бажов выглядит старым, мудрым сказочником. Свои произведения Бажов называл сказами. А чем по вашему отличается сказ от сказки? (Сказка – вымысел, а сказ основан на реальных событиях, участником которых был сам рассказчик.)( словарная работа)

В его сказах встречаются люди, которые могли  бы жить рядом с нами: старик Кокованя, Дарёнка, Данилушко, но рядом с обычными – сказочные: Медной горы Хозяйка, Великий полоз, ящерки. «Серебряное копытце» это сказ. Почему это сказ? Так как в нём умело переплетаются  фантастика, элементы вымысла и реальности. На этом уроке мы должны понять, какими хочет видеть мудрый сказочник нас  с вами, и что нравится в людях Бажову, рассмотреть характеры героев и их взаимоотношения.

Творчество Павла Бажова неразрывно связано с жизнью горнозаводского Урала. Неисчерпаемые богатства здешних недр. Именно здесь появилось слово “САМОЦВЕТЫ”. Так называют драгоценные и полудрагоценные камни. Трудно указать такой камень, которого не находили бы в Уральских горах. Урал – Родина малахита, орлеца, мрамора, яшмы и др. камней.

V. Проверка  домашнего задания.

На прошлом уроке мы познакомились со сказом  « Серебряное копытце». Можете назвать идею произведения? ( заранее спрогнозировать ответы: о доброте, о взаимопонимании, трудолюбии и т.д.) Идея заключается в том, чтобы прочитав произведения Бажова Павла Петровича, каждый из нас стал добрее, мудрее, внимательнее друг к другу, чтобы захотелось беречь природу, которая нас окружает.

Сейчас мы выполним небольшое задание.

ТЕСТ

1. Как звали отца Дарёнки?

 А) Григорий Б) Георгий В) Гаврила

 2. На какой ноге у козлика серебряное копытце?

 А) на левой передней Б) на правой передней В) на задней правой

 3.Кошка Мурёнка была…

 А) серой Б) белой В) бурой

 4.Сколько раз Серебряное копытце показывалось Дарёнке?

 А) 1 Б) 2 В) 3

 5. Там где стояла избушка Коковани люди давно находили камни. А большинство камней какого цвета?

 А) голубого Б) розового В) зелёного.

Самопроверка (за каждый правильный ответ – «+», неправильный – «-«)

VI. Работа по теме урока

1. Характеристика главных героев.

- Назовите главных героев сказки П.П. Бажова «Серебряное копытце». Опишите их по плану.

План.

  1. Где герой живёт?

  2. Какие поступки

совершает?

  1. Чем занимается герой?

  2. Какой характер у героя?

  3. Как вы относитесь к

герою?

- Ребята ,в помощь вам есть опорные слова, но они перепутались.

Кокованя и Даренка(Летом промывал пески, махонькая, носишко пуговкой, 6 лет, добывал золото, зимой охотился, ласковая, хозяйственная ,похлёбку да кашу варила, совершает добрый поступок, смелая и весёлая, вежливый, мудрый, внимательный, любит кошку)

а)Кокованя (Летом промывал пески, добывал золото, зимой охотился, совершает добрый поступок, вежливый, мудрый, внимательный).

 б)Дарёнка (Махонькая, носишко пуговкой, 6 лет, сиротка, ласковая, хозяйственная, в избе прибирала, похлёбку да кашу варила, смелая и весёлая, любит кошку).

 А теперь расположите картинки по порядку , найдите отрывок и прочитайте его выразительно

Физкультминутка для глаз

2. Чтение по ролям

– Найдите отрывок – диалог Коковани и Дарёнки, в котором Кокованя описывает Серебряное копытце. Читаем этот отрывок по ролям и определяем, чьё чтение было лучшим и почему.

-Что общего между героями? (одинокие, добрые, жалеют кошку и козла, милосердные, у каждого была мечта: увидеть чудо)

-Ребята, почему Кокованя и Дарёнка так хотели увидеть серебряное копытце?

Я никак не могу определиться.

-Может быть, каждый из героев верил в сказки и хотел увидеть чудо; или герои были бедными, надеялись продать драгоценные камни и зажить богато? ( не было корыстных побуждений)

3. Выборочное чтение

-О каких героях сказа мы еще не говорили?...(о кошке, о козлике)

Кошка Муренка (иллюстрация)

-Опишите (бурая, ласковая, ободранная вначале и толстая, лоснящаяся у Коковани и Даренки, звонкая, на охоту ходила-мышей ловила).

-Как вы думаете Муренка реальная или волшебная?( Реальный персонаж и немного волшебный, через нее мы связываемся с Серебряным копытцем).

-Судя по вашим иллюстрацииям самым любимым персонажем сказа для вас стал самый таинственный герой -козлик Серебряное копытце.

Серебряное копытце(иллюстрация)

-Прочитаем его описание в тексте. (дети читают с.186-187учебника)

-Устно опишите своими словами.(особенный, ростом не выше стола, ножки тоненькие, головка легонькая, рожки по пять веточек и зимой, шерстка зимой серенькая, летом буренькая, пахнет лесом)

-А знаете ли вы кто такой Серебряное копытце? Нам об этом расскажет...(рассказ ученика)

... Серый лесной уральский «козлик» - это обыкновенная косуля, и сейчас еще встречающаяся в тех местах, где дедушка Кокованя увидел оленя Серебряное Копытце. Этот олень – самый поэтичный образ из сказов Бажова. Существует древнеславянская легенда о золоторогом олене с серебряным копытом, который якобы дважды является на землю: предвещая весну и предвещая зиму.

-Итак, наши герои увидели чудо, встретились с серебряным копытцем. Почему все-таки произошло чудо именно с Кокованей и Даренкой, а не с кем-то другим? За что они были награждены? (за добро, ласку, любовь к природе, бескорыстие)

-Серебряное копытце испытывает, искушает героев богатством, но они не поддаются, не жадничают. Понимают, что богатство еще не есть счастье. В сказах Бажова чудо происходит только к достойным, простым бесхитростным труженикам.

Физкультминутка

4. Выразительное чтение отрывка сказки.

 - Ребята, мы очень много говорили о сказке «Серебряное копытце» и, наверное, у каждого из вас есть отрывок, который особенно нравится и хочется прочитать ещё раз.

 - Ваше мнение, помогло ли чтение ваших товарищей почувствовать настроение сказки? (Отвечают ребята)

5. Работа с пословицами

- Вы знаете, что сказка и сказ не обходятся без народной мудрости – пословицы.

Вам необходимо определить, к кому из главных героев подходит данная пословица или поговорка. 

1. Землю красит солнце, а человека – труд.
2. Каких только чудес не бывает на свете.
3. Жизнь дана на добрые дела.
4. Пчела мала, да и та работает.

- А как вы понимаете такую пословицу : «Богатство не синоним счастья»?.

VII. Творческая работа

–Дома вы иллюстрировали нашу сказку. Проверим, какое общее чудо у нас получилось. (Выходят сначала дети I ряда, строятся в линеечку и показывают свои страницы, затем дети IIи III ряда, учитель собирает страницы по порядку)
– Я сейчас все эти страницы скреплю степлером, и у нас получилась книга. (скрепляю)
Оказывается, чудеса на самом деле бывают. 
– Как вы думаете, кому мы можем подарить нашу книгу в качестве подарка к Новому году? (Младшим детям в детский сад, школьную библиотеку)

VIII. Рефлексия

- А вы верите в чудеса?

 - Герои сказки заслужили это чудо. Они говорили добрые слова, совершали добрые дела.

 - Каждое доброе дело и слово, как драгоценный камень. Поэтому и была усыпана избушка драгоценными камнями. Мы тоже можем совершить чудо. Хотите?

 - Украсим наш домик драгоценными камнями. У нас в шкатулке есть волшебный камешек, а чтобы он стал драгоценным, он должен засверкать добрыми делами. Напишите те добрые дела, которые вы уже совершали или которое хотите совершить.

 Дети работают с "драгоценными камнями" и прикрепляют их на крышу домика.

 - Посмотрите, сколько добрых дел мы можем совершить сами. И это мы не променяем ни на какие сокровища.

-Сказка-ложь, да в ней намек, добру молодцу урок.

- Какой урок мы можем вынести из сказа? Какими хочет нас видеть П. Бажов? (добрыми, милосердными, отзывчивыми, бескорыстными, внимательными друг к другу. чтобы нам захотелось беречь природу, несущими добро ближнему)

-Я уверена, ребята, что мудрый сказочник Бажов для этого и писал свои книги, чтобы, прочитав их, каждый из нас захотел стать чуть-чуть добрее, чуть-чуть мудрее, внимательнее друг к другу, чтобы нам захотелось беречь мир, ту природу, в которой мы живем. Чтобы мы жили по правилу:

Прочитайте на доске пословицу:

Желаешь себе добра-делай добро другому. Так гласит народная мудрость.

-Давайте немного насладимся произведением, посмотрим фрагмент мультфильма.

(последние 2 минуты м.ф.)

-Итак, козлик одаривает наших героев за добрые помыслы, дела и поступки. И вас козлик одарит хорошими результатами, отметками, если вы проявите усердие в учебе, будете много читать.

IX. Домашнее задание

- Предлагаю вам домашнее задание на выбор:

  • Составь кроссворд по тексту;

  • Прочитать другой сказ П. П. Бажова.

  • Пересказать понравившийся отрывок

Урок хочется закончить напутствием для всех присутствующих учеников: настоящих и будущих.

Добрый волшебник с Урала,

Павел Петрович Бажов,

Чтоб нам грустно не стало,

Сказочный отпер засов.

Чтоб Огневушка смешная

К кладам открыла нам путь,

Или змея голубая, -

Книги прочесть не забудь!

- Спасибо за урок.





Урок

литературного чтения

4 класс











П.П.Бажов.

Серебряное копытце

(закрепление)











Мухина Татьяна Викторовна

2016-2017 уч.год

9



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Открытый урок 4 класс "Серебряное Копытце"

Автор: Мельникова Татьяна Викторовна

Дата: 13.06.2024

Номер свидетельства: 652729

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Открытый урок "Серебряное копытце" по литературному чтению в 4 "а" классе"
    ["seo_title"] => string(73) "otkrytyi_urok_serebrianoe_kopyttse_po_literaturnomu_chteniiu_v_4_a_klasse"
    ["file_id"] => string(6) "505966"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1554323073"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "Разработка открытого урока литературного чтения в 3 классе "П. Бажов. Серебряное копытце""
    ["seo_title"] => string(88) "razrabotkaotkrytoghourokalitieraturnoghochtieniiav3klassiepbazhovsieriebrianoiekopyttsie"
    ["file_id"] => string(6) "301553"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456937243"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Конспект урока по литературному чтению 4 класс на тему:ПАВЕЛ ПЕТРОВИЧ БАЖОВ. «СЕРЕБРЯНОЕ КОПЫТЦЕ»""
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_po_litieraturnomu_chtieniiu_4_klass_na_tiemu_paviel_pietrovich_b"
    ["file_id"] => string(6) "393647"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1487530383"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(44) "Урок Серебряное копытце"
    ["seo_title"] => string(25) "urok_serebrianoe_kopyttse"
    ["file_id"] => string(6) "482450"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1540756554"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Конспект урока по литературному чтению "П.П.Бажов «Серебряное копытце»"
    ["seo_title"] => string(79) "konspiekt_uroka_po_litieraturnomu_chtieniiu_p_p_bazhov_sieriebrianoie_kopyttsie"
    ["file_id"] => string(6) "381113"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1484801882"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства