kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок по теме Владимир Маяковский и футуризм. Поэтическое новаторство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок является комбинированным уроком: изучение нового материала с опорой на имеющиеся знания.

Тема урока: Маяковский и футуризм. Новаторство Маяковского.

         На организационном этапе звучала запись: отрывок из стихотворения Маяковского «Во весь голос», что должно было настроить ребят на восприятие учебного материала, мобилизовать их. (Качество записи оказалось плохим, поэтому должного эффекта не удалось добиться). Условиями достижения положительных результатов организационного этапа являются:

  • Кратковременность оргмомента
  • Полная готовность группы к работе
  • Быстрое включение обучающихся в деловой ритм
  • Сюжетная линия урока заключалась в обобщении знаний по теме «Футуризм», представление Маяковского как футуриста.

             В построении урока можно выделить следующие этапы:

  • Анализ библиографической справки о жизни и творчестве Маяковского
  • Слово преподавателя о Маяковском
  • Обобщение знаний о футуризме
  • Сообщение учащегося о Маяковском
  • Работа со стендовым материалом
  • Постановка учебной задачи
  • Выразительное чтение стихотворения «А вы могли бы?»
  • Анализ стихотворения: заполнение таблицы
  • Сообщение учащегося о стихотворении
  • Выразительное чтение учащимся стихотворения «Ночь»
  • Работа над содержанием (устная)
  • Слово преподавателя и чтение стихотворения «Нате»
  • Сообщения учащихся: анализ стихотворения
  • К каждому этапу урока старалась чётко поставить цель, а в конце работы – сделать вывод.

             Творчество Маяковского многогранно, как и его жизнь, поэтому я выбрала такую структуру урока, которая помогла мне в решении поставленных задач. Постаралась рационально распределить время, разнообразить формы работы.

             Этапы урока логично связаны «мостиками-переходами»: подведением итога на одном и постановкой задачи к следующему.

             Контроль усвоения знаний сложно осуществлять на уроках литературы, т.к. учебная дисциплина больше «работает» на восприятие, эмоции и чувства. Активность ребят была достаточно высокая, т.к. имеется некий «багаж знаний».

             Учебный кабинет работал: оформление доски, портрет, раздаточный материал, аудиозапись, презентация (была составлена к уроку).

    Психологическую атмосферу в группе я старалась поддерживать за счёт эмоций, движения, отношения к ребятам.

    Все поставленные задачи постаралась реализовать. 

Просмотр содержимого документа
«открытый урок по теме Владимир Маяковский и футуризм. Поэтическое новаторство »

"Маяковский и футуризм"

Цели

1. ознакомить с творчеством раннего Маяковского, Маяковского-футуриста

2. уметь анализировать поэтическое произведение, раскрыть дух бунтарства и эпатажа в лирике

3. отрабатывать умение строить поиск информации по заданной теме в источниках разного типа и создание устных и письменных высказываний

4. использование мультимедийных ресурсов для систематизации информации

5. дать понятие о футуризме не только как о литературном течении, но и направлении в искусстве и архитектуре

Оборудование:

презентация,

карточки (4 комплекта),

тексты стихотворений "Нате!", "Скрипка и немножко нервно", "Ода революции", "Лиличка" (отрывок);

карточка- задание для анализа стихотворения для каждой группы.

Ход урока

Учитель: Здравствуйте! Садитесь.

Звучит отрывок (в записи) из поэмы В. Маяковского "Во весь голос"

Слушайте,
товарищи потомки,
агитатора,
горлана-главаря.
Заглуша
поэзии потоки,
я шагну
через лирические томики,
как живой
с живыми говоря.
Уважаемые
товарищи потомки!
Роясь
в сегодняшнем
окаменевшем г:.
наших дней изучая потемки,
вы,
возможно,
спросите и обо мне.
И, возможно, скажет
ваш ученый,
кроя эрудицией
вопросов рой,
что жил-де такой
певец кипяченой
и ярый враг воды сырой.
Профессор.
снимите очки-велосипед!
Я сам расскажу
о времени
и о себе.

Сегодня мы продолжаем разговор о Владимире Владимировиче Маяковском. Тема нашего урока "Футуризм и Маяковский". Какова цель нашего урока?

(Повторить о литературном течении футуризм. Определить, почему Маяковский решил примкнуть именно к этому течению.)

Мы работаем в группах. Руководители групп в течение всего урока отмечают активность членов группы, организуют быструю и активную деятельность каждого члена группы.)

 Учитель:О модернизме (символизме, акмеизме, футуризме) мы уже говорили, когда начали изучать литературу серебряного века. В карточках , которые вам предлагаются, прошу отобрать только те суждения, которые относятся к футуризму. Результаты отбора озвучиваем через 1-2 минуты.

Итак, можно ли отнести данные утверждения к футуризму?

Карточки

1 группа (литераторы)

- футуристы намеренно "отстраняли" явления, лишали восприятие автоматизма: они вводили новые темы, расшатывали синтаксис и сокрушали ритмы, смешивали трагическое и комическое, лирику, эпос и драму, упоенно занимались поиском ощутимого слова.

- Поэтические принципы Футуризм: передача ощущений в виде цепи бесконтрольных ассоциаций и аналогий

Мифология стала для них арсеналом психологических и философских моделей (символизм)- произведения строятся как поток словесно - музыкальных созвучий (символизм)

2 группа (архитекторы)

- Футуризм в архитектуре - это фантастика, причем весьма научная

- Архитектура футуризма - это архитектура расчета, дерзкой отваги и простоты, архитектура железобетона, стекла, картона, текстильных тканей

- Основным стимулом формирования искусства стало уникальное соединение христианского мировоззрения, традиций античной культуры, прежде всего архитектуры Рима, латинской письменности, книжной миниатюры, романо-кельтских художественных ремесел (готика)

- Строители стали применять крестовые своды, получаемые пересечением двух полуцилиндров под прямым углом. Такая конструкция более совершенна, она переносит тяжесть перекрытия со всей плоскости стены на угловые опоры. (готика)

3 группа (живопись)

- Хаотические комбинации плоскостей и линий, дисгармония цвета и формы

- Определяющий признак- движение

- Пятна и линии действуют, как живые существа.

- Мир красок становится проявлением враждующих друг с другом начал , однако из этого противостояния рождается своеобразная гармония

4 группа (историки) - художник Татлин всерьез конструировал крылья для человека, К. Малевич разрабатывал проекты городов- спутников , В. Хлебников пытался предложить человечеству "законы времени"

-Футуризм был тесно связан с авангардными группировками художников 1910-х годов: "Бубновый валет", "Ослиный хвост", "Союз молодежи" - в октябре 1911 года слушатели "Поэтической академии" основали новое литературное объединение "Цех поэтов" (акмеизм) - Начало теории было положено Д. Мережковским в 1892 году (символизм) - начало и конец выступления отмечались ударами гонга, К. Малевич являлся с деревянной ложкой в петлице, В. Маяковский- в "женской" по тогдашним критериям желтой кофте, А. Крученых носил на шнуре через шею диванную подушку.

Учитель: У каждой группы был свой набор карточек. Сравните их.

(общее- футуризм, отличие- футуризм в литературе, живописи, архитектуре, выступления и возникновение)

Учитель: Итак, почему же именно к этому течению примкнул В. Маяковский?

(В футуризме, который возник как оппозиция к утратившему свой престиж символизму, Маяковского привлекла энергия отрицания, энергия критики и обличения буржуазных порядков.)

Учитель: Футуризм русских футуристов не знал границ. Может, поэтому футуризм привлек молодого Маяковского.

Это была та культурная среда (поэзия, искусство, живопись), которая оказалась для Маяковского первой, и он вошел в нее, с воодушевлением принялся осуществлять ее идеи и замыслы.

Учитель: Вспомните. Каковы основные принципы футуризма?

Ученики Основные признаки футуризма: -

бунтарство, анархичность мировоззрения, выражение массовых настроений толпы;

отрицание культурных традиций, попытка создать искусство, устремленное в будущее;
бунт против привычных норм стихотворной речи, экспериментаторство в области ритмики, рифмы, ориентация на произносимый стих, лозунг, плакат;

поиски раскрепощенного "самовитого" слова, эксперименты по созданию "заумного" языка;

культ техники, индустриальных городов;

пафос эпатажа.

Учитель: Вчитаемся в строки Маяковского:

Ты посмотри, какая в мире тишь,
Ночь обложила небо звездной данью.
В такие вот часы встаешь и говоришь
Векам, истории и мирозданью. (Ю. Прокушев)

Учитель: Итак, ребята сейчас мы с вами обращаемся к ранней лирике В. Маяковского, к той, с которой он вошел в литературу, как поэт- футурист. Дома каждая группа читала и анализировала стихотворения "Нате!", "Скрипка и немножко нервно", "Ода революции", "Лиличка". Я прошу вас еще раз пересмотреть данные стихотворения с точки зрения отношения к футуризму. Отвечают ли они данным принципам? Спланируйте ответ так, чтобы каждый член группы был задействован. На подготовку - 3 минуты

Карточка для анализа стихотворения

Представьте стихотворение (отрывок) так, чтобы было видно, что написано оно поэтом - футуристом

Дата написания и история создания стихотворения, кому оно посвящено (если есть адресат).  

Тематика произведения (какие темы затрагиваются в произведении, в каких строчках).

Его проблематика (какие проблемы волнуют автора, каков его взгляд на эти проблемы; найти подтверждение этому в тексте). 5. Найдите в стихотворении не менее 4 признаков футуризма. (Выступают группы)

Учитель: Сравните все 4 стихотворения и определите особенность ранней лирики В. Маяковского? Вывод:

Разрыв поэта и действительности - важнейшая особенность ранней лирики В. Маяковского. Поэт стремится отдать себя людям, но оказывается не нужным, одиноким, так как окружающий его мир бесчеловечен, жесток и духовно нищ. Каждое столкновение поэта с действительностью кончается трагически, но этот трагизм не ведет пессимизму, напротив, он рождает мысль о действии, о борьбе, о революции. Поэт обличает, проклинает, протестует; он ждет, торопит, зовет революцию, предчувствуя ее приход, и вместе с ней обновление жизни. Уже в первых своих опытах Маяковский выступает как поэт самобытный и оригинальный.

Лирический герой Маяковского - это человек большой души, потрясенный противоречиями действительности.

В стихотворении "Скрипка и немножко нервно" поэт воспринимается окружающими как чудак и неудачник, его благородные поступки вызывают смех. В жалобах скрипки поэт услышал человека, но его порыв встречен хохотам окружающих, воспринимается ими обыденно, пошло.

Влил как!
Пришел к деревянной невесте!
Голова!

Во всех этих стихотворениях отчетливо звучит ужас одиночества.

Этот мотив звучит и в таких стихах как "Надоело", "Человек", "Себе любимому , посвящает автор эти строки", где также звучит проклятие одиночеству:

Нет людей,
Понимаете
Крик тысячедневных мук?
Душа не хочет немая идти
А сказать кому?

Он готов отдать все , чем владеет, "за одно только слово ласковое, человечье" . Но куда не бросишь взор, вокруг только жирные, бесформенные существа, не люди- а "два аршина безлицего розоватого теста". В тоске поэт восклицает:

Истомившись по ласке губами
Тысячью поцелуев
Покрою умную морду трамвая.

Поэт любит людей, стремится к ним. Но он одинок, и это для него мучительно и страшно.

Нет примирения между античеловечностью окружающего мира и высотой духа лирического героя Маяковского. Его стремление сделать мир лучше, человечнее; проще и естественнее встречает только равнодушие и неприятие. И все же снова и снова звучит:(звучит песня на стихи Маяковского "Если звезды зажигаются:"

Итог урока:

Какова была цель нашего урока?

Удалось ли решить поставленные цели?

Домашнее задание:

написать сочинение-миниатюру "Мое прочтение раннего Маяковского"

прочитать поэму "Облако в штанах", найти признаки ранней лирики в этой поэме

Приложение.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
открытый урок по теме Владимир Маяковский и футуризм. Поэтическое новаторство

Автор: Устюгова Ирина Николаевна

Дата: 20.11.2014

Номер свидетельства: 133180

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Конспект урока по теме: "В.В. Маяковский и футуризм. Поэтическое новаторство" "
    ["seo_title"] => string(79) "konspiekt-uroka-po-tiemie-v-v-maiakovskii-i-futurizm-poetichieskoie-novatorstvo"
    ["file_id"] => string(6) "148493"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419748734"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства