Мотивация учебной деятельности обучающихся | На фоне музыки Слайд 2 (коллаж) Слайд 3 (стихотворение) Слайд 4 (тема и цель урока) | Создает эмоциональный настрой на восприятие материала, включения в учебную деятельность. С каким чувством или понятием ассоциируются у вас эти имена и слова? Любовь, любовь – загадочное слово. Кто мог бы до конца его понять? Всегда во всем старо ты или ново, Томленье духа ты иль благодать? Невозвратимая себе утрата Или обогащенье без конца? Горячий день, какому нет заката Иль ночь, опустошившая сердца? А может быть, ты лишь напоминанье О том, что всех нас неизбежно ждет? С природою, с беспамятством слиянье И вечный мировой круговорот? Озвучивает тему и цель урока. Понять, что такое любовь, вдуматься в смысловые оттенки этого слова, изучить концепцию любви в рассказе Куприна «Гранатовый браслет» - такова цель нашего урока по теме Трагический смысл произведения А.И. Куприна «Гранатовый браслет». | Слушают преподавателя. Включаются в учебную деятельность. Высказывают свое мнение. |
Первичное усвоение новых знаний Постановка цели и задач урока | Слайд 10 (обложки книг) Слайд 11 (вопрос) Слайд 12 (картины эпохи) Слайд 13 (вопрос) Слайд 14 (любовь?) Слайд 15 (вопрос) Слайд 16 (понятия любви) Слайд 17 (проблема) Слайд 18 (эпиграф) Слайд 19 (проблема) Слайд 20 (цели) Слайд 21 (задачи) | Организует беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний. Формулирует вопросы. Этому богатому и сложному чувству посвящены самые известные произведения Куприна. Назовите их. Какими важными историческими событиями характеризуется эта эпоха? Почему же Куприн в это сложное время обращается именно к теме любви? Создает эмоциональный настрой на восприятие темы урока. Итак, любовь…. На протяжении многих веков ответ на вопрос: «Что же такое любовь?» - искали и продолжают искать художники, композиторы, писатели, поэты и обычные люди. И каждый отвечает на этот вопрос по-своему. Что в вашем понимании любовь? Какой она может быть? Видите, как многогранно это понятие. Но ни в одном определении нет точного указания на то, счастье любовь или беда, редкий дар или проклятье. Озвучивает проблемный вопрос и цели урока. Что же такое: «Любовь… Великий дар или трагедия?» в рассказе Куприна «Гранатовый браслет - так звучит основной вопрос нашего урока. Очень тонко подмечена сущность этого необыкновенного явления в эпиграфе – словах великого Шекспира: «Любовь всесильна: нет на земле ни горя – выше кары ее, ни счастья – выше наслажденья служить ей». Так ли это? – ответим на эти вопросы в конце урока. Внимание на основной вопрос – он звучит неоднозначно. Как нам найти на него ответ? Вы правильно сформулировали цели нашего урока: Мы проведем небольшое исследование темы любви в рассказе Куприна «Гранатовый браслет», вдумаемся в смысловые оттенки этого слова, по-новому посмотрим на уже, казалось, знакомое нам слово «любовь»; продолжим формировать навыки анализа художественного текста; воспитывать умение понимать чувства других людей. Для достижения этих целей необходимо решить следующие задачи: Раскрыть основной смысл предложенных эпизодов рассказа «Гранатовый браслет». Определить роль художественных средств, как они характеризуют взаимоотношения героев рассказа «Гранатовый браслет». Сформулировать выводы по проблеме урока. | Отвечают на вопросы. Слушают преподавателя. Отвечают на вопрос. Формулируют цели урока. |
Первичная проверка понимания | Слайд 22 (цель для групп) Слайд 23 (план работы с текстом) Слайд 24 (справочный материал) Слайд 25 (таблица результатов) Слайд 26 (лист оценивания) Слайд 27 (часы) Слайд 28 (задание) Слайд 29 (результаты) Слайд 30 (результаты) Слайд 31 (результаты) Слайд 32 (вывод по таблице) Слайд 33 (опережающее задание) Слайд 34 (фрагмент с музыкой) | Формулирует задачи для работы в творческих группах. Продолжим работу в творческих группах. Цель работы: на примере взаимоотношений героев эпизода раскрыть различные проявления любви (тексты эпизодов в рабочей тетради). Последовательность работы группы определена в плане работы с текстом. В подготовке устных выступлений используйте справочный материал. Результаты исследований представим в таблице. Организатор группы …. оценивает ее работу, используя лист оценивания. Работаем в группах в течение 1 минуты. Организует поисковую работу обучающихся, коллективную работу с текстом эпизодов. Контролирует выполнение работы, время работы. Формулирует задание для групп. 1-я группа Как можно охарактеризовать их отношения: любовь или привычка? Контролирует поэтапное заполнение таблицы. Слово следующей группе. Контролирует поэтапное заполнение таблицы. 3-я группа анализировала эпизод… Какое проявление любви иллюстрирует этот эпизод? Контролирует поэтапное заполнение таблицы. Подводит обучающихся к выводу. Подведем итоги исследования текста и сформулируем вывод: как может проявляться любовь? Организует проверку индивидуального опережающего задания. Формулирует дополнительные вопросы по опережающему заданию. Что помогло Вере почувствовать любовь Желткова? Опережающее задание: сообщение – значение музыкальной темы в финале рассказа подготовила…. Выслушаем его. Посмотрим фрагмент из к/ф «Гранатовый браслет», в котором звучит Бетховенская соната. Какое впечатление произвела на вас эта музыка? | Подготавливаются к работе в группе. Слушают преподавателя. Работают в группах. Работают с текстом, высказывают свои предположения, приводят примеры, объясняют свой выбор, анализируют художественные средства, высказывают свое мнение, формулируют выводы наблюдений. Анализируют эпизод, формулируют выводы наблюдений, заполняют таблицу результатов исследования текста. Предполагаемые ответы: Перед нами описание семейной жизни Шеиных. Княгиня Вера ведет однообразный образ жизни. Он основывается на привычных и удобных связях, занятиях, обязанностях. В ее жизни нет настоящей любви. Писатель точно характеризует отношения супругов, используя эмоциональные эпитеты: «прежняя страстная любовь…давно перешла в чувство прочной, верной, истинной дружбы». Существительные «любовь» - «дружба» - контекстуальные антонимы. И хотя оба слова имеют положительную эмоциональную окраску, появляется ощущение разочарования. Вера несчастна в браке, потому что их жизнь, отношения, чувства стали привычными, обыденными. Следовательно, в данном эпизоде показано такое проявление любви, как привычка. Поэтапно заполняют таблицу. Генерал Аносов рассказывает историю о любви героя - офицера к ничтожной женщине, которая унижала и помыкала им. В основе описания этих героев – противопоставление: герой –«храбрый», «солдаты на него богу молились»; его жена – «нехорошо себя вела», «смотреть было совестно», «бесстыдница», «повесилась на поручике, как черт на сухой вербе». Эмоциональные эпитеты, сравнения помогают нам понять, что эта женщина – недостойна любви такого человека. А для офицера было важно одно – «пусть будет счастлива!». Но это скорее не любовь, а подделка, заблуждение. Такие отношения вызывают чувства сожаления. Так мы и охарактеризовали отношения героев – жалость. Поэтапно заполняют таблицу. Прощальное письмо Желткова. Оно адресовано княгине Вере. Оно убеждает в искренности и силе его чувств к ней. Любовь стала единственным смыслом его жизни: «для меня вся жизнь заключена только в вас». Последние его слова – слова благодарности, пожелания счастья княгине. Письмо напоминает молитву высоким слогом, ритмической организацией текста. Уходя из жизни, он благословляет свою возлюбленную: «Да святится имя Твое» - это слова молитвы. Его любовь выше всего земного, она божественного происхождения, не случайно герой постоянно говорит о Боге. В тексте много славянизмов, книжной лексики: «святится», «воплотилась», «покорно», «обрекла», «хвала», не ропщи», «скорбный», «усмиряющая». Это делает речь возвышенной, взволнованной. Обращаясь к жанру письма, писатель характеризует героя, выражает его заветные мысли и чувства, которые связаны с образом Веры Николаевны Шеиной. В основе его чувств – преданное восхищение, поклонение. Поэтапно заполняют таблицу. Формулируют конечный результат работы в группах. Слушают сообщение, отвечают на дополнительные вопросы. В финале музыка наполняет Веру Николаевну чувствами, воспоминаниями. Музыка позволила ей «все понять и почувствовать себя прощенной». Куприн не изображает музыку, а показывает возникающие в воображении героини слова, которые навеяны музыкой и как бы исходят от Желткова. Музыкальность отрывка достигается использованием таких художественных приемов, как звукопись, рефрен «Да святится имя твое», оксюморон «сладкая грусть», «умирая пою», сравнения, эпитеты. Их использование создает музыкальность внутреннего ритма и выражает авторскую мысль о том, что истинная любовь выше не только социального, но и духовного неравенства. |
Рефлексия | Слайд 38 (вопросы рефлексии) Слайд 39 (текст стихотворения) Слайд 40 (спасибо) | Организует рефлексию обучающихся по поводу их эмоционального состояния, деятельности на уроке. Какие чувства оставил в душе у вас рассказ? О чем пришлось задуматься? Завершает урок строками стихотворения Бориса Заходера: Не бывает любви несчастной, Может быть она горькой, трудной, Безответной и безрассудной, Может быть смертельно опасной, Но несчастной любви не бывает. Даже если она убивает. Тот, кто этого не усвоит, И счастливой любви не стоит! | Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили. Подводят итог совместной и индивидуальной работы на уроке. |