kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок по литературе: "Смешное и грустное в рассказах А. П. Чехова".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Создать условия для выявления учащимися отличительных признаков и общих черт юмористических и сатирических рассказов А. П. Чехова.

Задачи:

  1. Выяснить при помощи анализа рассказов Чехова, каков бывает смех.
  2. При выявлении роли художественных деталей в рассказах выяснить, всегда ли читателю смешно, когда смеётся писатель.
  3. Узнать особенности чеховского юмора.

Предполагаемый результат:

  1. Уметь находить комические и трагические эпизоды в рассказах Чехова.
  2. Знать отличительные черты чеховских произведений.
  3. Объяснять роль художественных деталей в рассказах Чехова.
  4. Мотивировать учащихся для последующего чтения рассказов А. П. Чехова. 
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по литературе: "Смешное и грустное в рассказах А. П. Чехова". »

Урок по русской словесности на тему:

"Смешное и грустное в рассказах А. П.Чехова".


Цель: Создать условия для выявления учащимися отличительных признаков и общих черт юмористических и сатирических рассказов А. П. Чехова.


Задачи:

  1. Выяснить при помощи анализа рассказов Чехова, каков бывает смех.

  2. При выявлении роли художественных деталей в рассказах выяснить, всегда ли читателю смешно, когда смеётся писатель.

  3. Узнать особенности чеховского юмора.

Тип урока: комбинированный.


Предполагаемый результат:

  1. Уметь находить комические и трагические эпизоды в рассказах Чехова.

  2. Знать отличительные черты чеховских произведений.

  3. Объяснять роль художественных деталей в рассказах Чехова.

  4. Мотивировать учащихся для последующего чтения рассказов А. П. Чехова.


Материалы и оборудование:

  1. Портрет А. П. Чехова.

  2. Слайды к рассказам Чехова “Толстый и тонкий”, “Хамелеон”, “Лошадиная фамилия”.

  3. Изречения А. П. Чехова: “Краткость – сестра таланта”, “Умею коротко говорить о длинных вещах”, “Писать талантливо, то есть коротко”.


Литературоведческие термины:

  1. Юмор – дружелюбный смех, цель которого – что-то совершенствовать, очищать от недостатков.

  2. Сатира – бичующее обличение чего-либо, гневное осмеяние.


Ход урока:


I. Организационный момент.


II. Вступительное слово учителя.

1. Ребята, сегодня нам выпало счастье встретиться с замечательным русским писателем А. П. Чеховым – непревзойденным мастером короткого рассказа.

Ну а прежде, чем перейти к дальнейшей работе над его рассказами, давайте вспомним и о личности самого А. Чехова.


2. Опрос-повторение изученного. Составление кластера.

- Годы жизни А. П. Чехова? (1860 – 1904 гг.)

- Где родился Чехов? (В Таганроге)

- Кем был отец Чехова? (Купцом, имел бакалейную лавку)

- В каком году семья Чеховых переезжает в Москву? (1876 году)

- Где учился Чехов, живя в Таганроге? (Чехов учился в гимназии)

- В 1879 году Чехов переезжает в Москву для поступления…? (В Московский университет на медицинский факультет)

- В каких журналах начинается непрерывная литературная деятельность Чехова? (Юмористические журналы «Будильник», «Стрекоза», «Осколки», «Зритель»).

- Назовите псевдонимы А. Чехова? (Антоша Чехонте, брат моего брата)

3. Слово учителя. Подводятся итоги.


Рассказы Чехов начал писать в студенческие годы. Под его пером рождались короткие рассказы.

Рассказы были смешные, но жизнь в стране – далеко не смешной. 1 марта 1881 года революционеры убили царя Александра 2. Начались полицейские слежки за людьми. Люди боялись, поэтому лгали и лицемерили.

А. Чехов занял достойную позицию: он открыто говорил о своей ненависти ко лжи, трусости, подхалимству во всех видах. Этой же цели служили его книги. В них он осудил общественные пороки своего времени.


III. Работа по теме урока.


  1. Мотивация (1-2 мин). Чтение отрывка из рассказа «Лошадиная фамилия».


“Иван Евсеич медленно вышел, а генерал схватил себя за щёку и заходил по комнатам.

- Ой, батюшки! – вопил он. – Ой, матушки! Ох, света белого не вижу!

Приказчик вышел в сад и, подняв к небу глаза, стал припоминать фамилию акцизного:

-Жеребчиков…Жеребковский… Жеребенко… Нет, не то! Лошадинский.

Лошадевич…Жеребкович…Кобылянский…

Немного погодя его позвали к господам.

- Вспомнил? – спросил генерал.

- Никак нет, ваше превосходительство.

- Может быть, Конявский? Лошадников? Нет?

И в доме, все наперерыв, стали изобретать фамилии. Перебрали все возрасты, полы и породы лошадей, вспомнили гриву, копыта, сбрую… В доме, в саду, в людской и кухне люди ходили из угла в угол и, почёсывая лбы, искали фамилию”.


- Из какого рассказа этот отрывок? (“Лошадиная фамилия”).

- Скажите, пожалуйста, какие чувства у вас вызвал отрывок из рассказа? (Жалость, сожаление, сочувствие, смех, веселье).

- Чувства противоречивые. А другие рассказы Чехова какие чувства вызвали? (Жалость, сожаление, осуждение, смех, веселье).


2. Определение темы урока.


- Значит, рассказы А. П. Чехова и грустные, и смешные одновременно. Подумайте, пожалуйста, над какой темой мы сегодня будем работать на уроке?


Тема - “Смешное и грустное в рассказах Чехова” (слайд)


- Какие цели мы поставим перед собой, чтобы раскрыть тему урока?

1. Выявить особенности чеховского юмора.

2. Через какие художественные детали автор показывает смешное и грустное?

3. Чем похожи и в чем отличаются рассказы Чехова?


- В конце урока мы подведём итог и определим, достигли ли этих целей.


3. Чтобы проанализировать наши рассказы: «Хамелеон», «Толстый и тонкий» и «Лошадиная фамилия» мы еще раз обратимся к их содержанию и попробуем себя в роли героев рассказов.


В данных рассказах встречается немало слов, значения которых были вам неизвестны, на уроках я объясняла вам значение этих слов. Давайте еще раз обратимся к этим словам и вспомним, что они обозначают. (Слайд)


1. Херес – сорт крепкого вина;

2. Флёрдоранж – духи (дословно: цветы померанцевого дерева);

3. Герострат – грек, сжегший в 356 г. до н.э. храм Артемиды в Эфесе, чтобы обессмертить свое имя;

4. Эфиальт – здесь имеется в виду малиец, который, согласно греческому преданию, предал своих соотечественников, указав персам проход через горы;

5. Коллежский асессор – чиновник 8-го класса (Первые пять классов были высшими; четырнадцатый класс – низшим);

6. Статский – в данном случае: то есть статский советник (гражданский чин 5-го класса);

7. Имею Станислава – то есть орден Станислава;

8. Дослужился до тайного – то есть до чина тайного советника, одного из высших гражданских чинов (3-го класса);

9. Звезда – то есть орден;

10. Мировой рассудит – мировой судья, член местного выборного, так называемого «мирового суда», рассматривавшего мелкие гражданские и уголовные дела.

Инсценировка 1.

Учащиеся представляют сценку «Толстый и тонкий».

Слайды на доске к этому рассказу.


Вопросы классу к 1 рассказу «Толстый и тонкий».

- Где происходит действие рассказа?

- Кто встретился в начале рассказа? (2 бывших одноклассника)

- Как звали главных героев рассказа? (Порфирий и Михаил)

- На какие детали портретов обращает внимание автор? (от толстого пахло «хересом и флердоранжем», от тонкого – «ветчиной и кофейной гущей».

- О чем говорят толстый и тонкий?

- Почему при известии о том, что толстый – уже тайный советник, не только сам тонкий «съежился, сгорбился, сузился», но и произошли другие изменения: «его чемоданы, узлы и картонки съежились, поморщились… Длинный подбородок жены стал еще длиннее, Нафанаил вытянулся и застегнул все пуговки своего мундира (при помощи этих деталей автор подчеркивает подобострастие тонкого, его жены и сына).

- Кого, по вашему мнению, больше осуждает автор: Толстого или Тонкого? И почему вы так думаете? (Тонкого. Показ чинопочитания, дружба ушла на второй план).

- Что в этом рассказе высмеивает Чехов? (Чинопочитание и приспособленчество).

- Смешным или грустным показался рассказ?


Инсценировка 2.

Учащиеся представляют сценку «Хамелеон».

Слайды на доске к этому рассказу.


Вопросы классу ко 2 рассказу «Хамелеон».

- Кого вы считаете главным героем произведения? И почему?

- Как ведет себя Очумелов? (боится попасть впросак, его мнение быстро меняется, оно зависит от реплик в толпе)

- Как одним словом можно назвать такого человека? (Лицемер)

- А как называет его автор? Что это за животное? (Хамелеон) Слайд

- Как оценивает поведение Очумелова автор? (высмеивает, обличает)

- К каким приемам прибегает Чехов, чтобы вызвать смех? (Фамилии: Хрюкин, Очумелов)

- Какие пороки осуждает Чехов в рассказе «Хамелеон»? (Отсутствие порядочности, благородства и принципиальности)

Вывод учителя. В своем рассказе Чехов высмеял особое поведение человека – хамелеонство, то есть приспособление к окружающей обстановке. Такое поведение, как считал Чехов, результат общественных условий, когда человек боится быть самим собой, становится лакеем, угодником, подхалимом. Чехову два «порока души» казались особенно мерзкими: надругательство над слабыми и самоуничижение перед сильными. Эти пороки и приводят к хамелеонству. Это свойственно и реальным людям.


Ребята, рассказ «Лошадиная фамилия» мы инсценировать не будем, но так как мы читали его на уроке, то ответим на следующие вопросы.

Вопросы к 3 рассказу «Лошадиная фамилия».

- Кто является главным действующим лицом? (Генерал)

- Как ведет себя генерал?

- Почему рассказ называется «Лошадиная фамилия»?

- Над чем смеется Чехов в этом рассказе? (Комичным кажется способ, с помощью которого люди надеются избавиться от боли. И к тому же не может не вызвать усмешку перечисление всех фамилий, которые так или иначе связаны с лошадью).

- Есть ли в рассказе серьёзные мысли или это просто забавная зарисовка? (Лечить зубы надо у врача).

- Чем отличается этот рассказ от предыдущих (“Хамелеон”, «Толстый и тонкий»)? (Писатель никого не обличает, не высмеивает, он просто описывает случай из жизни, который мог бы произойти с каждым).


Вывод делается учителем. Проанализировав рассказы, можно сделать вывод, что Чехов смеется сквозь слёзы. В каждом рассказе есть смешные моменты и грустные. Все рассказы предлагают задуматься над тем или иным.


  1. Определить: сатирические или юмористические рассказы Чехова.


- Итак, в одних рассказах Чехов высмеивает какие-либо недостатки человека, а в каких-то просто показывает смешную ситуацию, которую можно избежать. Вы знакомы с 3 рассказами А. П. Чехова. Определите, пожалуйста, сатирические они или юмористические.


- Перед тем, как определите, вспомните определения литературоведческих терминов – сатира и юмор.


Сатира – бичующее обличение чего-либо, гневное осмеяние. (слайд)

Юмор – дружелюбный смех, цель которого – что-то совершенствовать, очищать от недостатков. (слайд)


Таблица на слайде.


Сатирические Юмористические

1. Толстый и тонкий. 1. Лошадиная фамилия.

2. Хамелеон.


- Докажите правильность таблицы.


(В своих произведениях А. П. Чехов бывает по-настоящему беспощадным. В рассказе “Толстый и тонкий” он высмеивает такие человеческие качества, как чинопочитание, приспособленчество. В рассказе “Хамелеон” - беспринципность, отсутствие порядочности и благородства.


В рассказе “Лошадиная фамилия” юмор кажется тёплым, добрым. Писатель никого не высмеивает, не обличает, он описывает случай из жизни)


5. Рефлексия.


1. Назовите общее в прочитанных вами рассказах А. П. Чехова?

- Все они небольшие по объёму;

- Во всех художественная деталь играет существенную роль;

- Все в той или иной степени смешны.


2. В чём особенность чеховского юмора? (В некоторых произведениях бывает беспощадным, высмеивая отрицательные человеческие качества. А в некоторых произведениях писатель бывает удивительно добрым, юмор кажется особым, тёплым)


3. При помощи чего мы видим позицию автора? (При помощи художественных деталей)


4. Считаете вы Чехова юмористом или сатириком? Попробуйте доказать свою точку зрения. (В чеховском юморе – истинный смех сквозь слёзы. Большинство его рассказов имеют ярко выраженный сатирический характер. Такие рассказы, как “Лошадиная фамилия”, - юмористические).


5. Кем же работал А. П. Чехов? (Врачом)


6. Как вы думаете, пригодился ли опыт врача при написании рассказов? (Приводил некоторые примеры из практики. Чехов по отношению к своему герою всегда был “около”, оставался доктором: он прослушивал его стетоскопом. Просвечивал своего героя насквозь внимательно и строго. Чехов видел качества человека)


7. Можно ли сказать, что профессия врача и писателя похожи? (Да. Врач видит, знает болезни, старается помочь больному и вылечить его, а писатель при помощи своих произведений старается указать на недостатки человека и искоренить их. И врач, и писатель помогают людям)


IV. Подведение итогов урока.


1. - Достигли ли мы целей, поставленных в начале урока? (Да. Мы выявили особенности чеховского юмора. Доказали, что через художественные детали автор показывает смешное и грустное в своих рассказах. Узнали общие и отличительные черты рассказов Чехова)


- Какую классификацию мы провели? (Поделили рассказы на юмористические и сатирические)


- Смешные или грустные рассказы А. П. Чехова? (Ответы учащихся с примерами).

V. Домашнее задание: Прочитать рассказ Чехова «Тоска» и ответить на вопрос: комичный он или трагичный? Выразить свое мнение письменно.


6




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Открытый урок по литературе: "Смешное и грустное в рассказах А. П. Чехова".

Автор: Зеленкова Светлана Валерьевна

Дата: 07.11.2014

Номер свидетельства: 127871

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) ""Уроки нравственности в рассказах А.П.Чехова" "
    ["seo_title"] => string(48) "uroki-nravstviennosti-v-rasskazakh-a-p-chiekhova"
    ["file_id"] => string(6) "174919"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424190501"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства