kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

От экологии природы к экологии души

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературы в 7 классе по теме: "От экологии природы к экологии души" (по рассказу Е.И. Носова "Кукла") с использованием ИКТ.

Открытый урок с элементами ФГОС

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«От экологии природы к экологии души»

Урок литературы в 7 классе по теме: "От экологии природы к экологии души" (по рассказу Е.И. Носова "Кукла") с использованием ИКТ.

Учитель: Копанева Татьяна Владимировна, учитель I кв. категории

Цель урока: проследить взаимосвязь человека и природы, анализируя рассказ Е. И. Носова «Кукла».

Задачи:

Метапредметные: продолжить знакомство с творчеством Е. И. Носова, выяснить нравственный смысл рассказа «Кукла» («от экологии природы к экологии души»).

Регулятивные: продолжить работу по развитию самостоятельного мышления, умения делать выводы, анализировать, сравнивать.

Личностные: развивать чувство сострадания, неприятия равнодушия и зла.

Орг. Момент.

Чтение стихотворения учеником (музыкальное сопровождение).

Экология души

От экологии зависит вся планета,

Особенно страдают наши дети;

Прервётся жизнь, не получая Света,

Без чистоты души, и мы за всё в ответе.



Проблемы связаны друг с другом, как понять,

Которая главней? Что от чего зависит?

Как своего дитя рождает мать,

Так наши действия рождаются от мыслей.



Что проку рассуждать? Не в рассуждениях суть.

Мы сделали и делаем немало,

Чтоб нечего нам стало пить и нечего вдохнуть,

Чтоб всё потом опять начать сначала.



Очистим экологию души,

И экология Земли сама воспрянет.

Ведь каждая безнравственная мысль

Последствием своим планету ранит.



Очистим душу, смоем с мыслей грязь,

И вся Земля очистится от сора.

Природа, благодарно возрождаясь,

Моря очистит, реки и озёра.



Чтоб рано перестали умирать,

От каждого нужна всего лишь малость:

Любить, ценить, прощать, не осуждать,

Чтоб на планете нашей жизнь осталась.

2011 год. (Нина Усманская)



  1. Постановка темы и цели урока.



- Человек стал человеком, когда услышал шелест листьев, песню кузнечика, весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе. Услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни. Как же и нам научиться правильно слушать и слышать?

- Как вы думаете, влияет ли природа на состояние человека? (да)

- А человек влияет на состояние природы? (да)

- Получается, что человек и природа взаимосвязаны.

- Как вы понимаете словосочетание «экология природа»? (наука о состоянии природы).

- А что такое «экология души»? (состояние души)



Учитель на стол кладет три предмета: куклу, письма с фронта и сердце (игрушка).

- Ребята, почему я сегодня принесла эти предметы? (Потому что все они связаны с рассказом Е. И. Носова «Кукла»: кукла была найдена Акимычем в придорожном кювете, главные герои – фронтовики)

- А почему сердце? (Рассказ учит быть добрым, отзывчивым)

- К ответу на этот вопрос мы вернемся в конце нашего урока.

- О чём заставляет задуматься это произведение? (о том, как люди засоряют природу, о безответственности, о жестокости).

- Итак, формулируем тему урока. (Учащиеся формулируют)



- Записываем тему урока: «От экологии природы к экологии души» (по рассказу Е. И. Носова «Кукла»)

Какова будет цель нашего урока? Что мы должны сегодня узнать?

Цель урока: проследить взаимосвязь человека и природы, анализируя рассказ Е. И. Носова «Кукла». (показать взаимоотношения человека и природы, рассмотреть экологические проблемы в данном произведении…)

III. Актуализация знаний.

В течение урока мы с вами будем строить кластер. Какое понятие будет центральным, как вы думаете? (Экология)

Каково значение слова «экология»? (наука о взаимоотношениях человека и природы

Давайте посмотрим, как видит эту проблему писатель.

- От чьего имени ведется повествование (от 1-го лица) - Кто его герои? (автор-повествователь и Акимыч). Что о них рассказывает писатель? Отчего сблизились такие разные люди? Что их объединяет? (чтение детьми записей) – Автор-рассказчик внешне спокоен и сдержан. А на самом деле он каков? (зачитывание цитат) Какой человек предстаёт перед нами? (беспокойный, неравнодушный). Почему он такой? (какое испытание выпало на его долю)

Послушайте, что говорит о Носове его товарищ: «У Евгения Носова особые отношения с природой. Страстный рыбак и грибник, он не просто любит природу, он знает её, относится к ней бережно и уважительно».

Вывод: Акимыч и автор-рассказчик разные люди, но они оба неравнодушные, беспокойные, не могут смотреть, как гибнет природа

IV. Работа в группах.

Выполним задания, обдумайте их и приготовьтесь отвечать на свои вопросы. В группах обсуждайте. Время 3-4 минуты.

- Давайте, опираясь на текст, сравним, какой была река раньше и какой стала теперь.

В самый раз против древнего обезглавленного кургана, над которым в знойные дни завсегда парили коршуны, была одна заветная яма. В этом месте река, упершись в несокрушимую девонскую глину, делает поворот с таким норовом, что начинает крутить целиком весь омут, создавая обратнокруговое течение. Часами здесь кружат, никак не могут вырваться на вольную воду щепа, водоросли, торчащие горлышком вверх бутылки, обломки вездесущего пенопласта, и денно и нощно урчат, булькают и всхлипывают страшноватые воронки, которых избегают даже гуси. Ну а ночью у омута и вовсе не по себе, когда вдруг гулко, тяжко обрушится подмытый берег или полоснет по воде плоским хвостом, будто доской, поднявшийся из ямы матерый хозяин - сом.

Поехал и не узнал реки.

Русло сузилось, затравенело, чистые пески на излучинах затянуло дурнишником и жестким белокопытником, объявилось много незнакомых мелей и кос. Не стало приглубых тягунов-быстрин, где прежде на вечерней зорьке буравили речную гладь литые, забронзовелые язи. Бывало, готовишь снасть для проводки, а пальцы никак не могут попасть лесой в колечко — такой охватывает азартный озноб при виде крутых, беззвучно расходящихся кругов...

Вывод: перемена разительная, мощная река превратилась в заболоченную речушку.

V. Работа над художественным текстом.

- Что же произошло? Кто в этом виноват?

- Кто такой Акимыч и что их объединяет с рассказчиком?

(Это Акимыч- перевозчик, вернее бывший перевозчик, поскольку река обмелела и теперь Акимыч служит сторожем в местной школе, их объединяет военное прошлое. Рассказчик говорит о том,как он познакомился с Акимычем «На берегу, в тростниковом шалаше мне не раз доводилось коротать летние ночи». Тогда же выяснилось, что мы с Акимычем, оказывается, воевали в одной и той же горбатовской третьей армии, участвовали в «Багратионе», вместе ликвидировали Бобруйский, а затем и Минский котлы, брали одни и те же белорусские и польские города. «И даже выбыли из войны в одном и том же месяце. Правда, госпитали нам выпали разные: я попал в Серпухов, а он в Углич».)

- Какое произведение можно назвать автобиографическим? (Произведение, основанное на автобиографических фактах).

- А что мы знаем о писателе Е. И. Носове? (Сообщение ученика)

Родился в селе Толмачёво, близ Курска. Носов ушел на фронт восемнадцатилетним пареньком, сражался в составе противотанковой бригады, был тяжело ранен и, вернувшись домой, некоторое время получал пособие как инвалид. Позже все пережитое, увиденное, запомнившееся – и детство, и война, и послевоенные судьбы родной страны – проходило перед духовным взором Носова и оживало в особом, преображенном виде в книгах. В своих произведениях автор никогда не описывал непосредственно военные действия. «Война в произведениях Носова звучит нередко, хотя и отрывочно, фрагментарно – то в воспоминаниях фронтовиков, то в обстоятельствах их сегодняшней жизни, как бы за пределами сюжета» (Ю.А. Дворяшин). «Моей неизменной темой по-прежнему остается жизнь простого деревенского человека, его нравственные истоки, отношение к земле, природе и ко всему современному бытию», – писал Носов в своей автобиографии. Для самого Е.И. Носова, как и для его героев, земля, на которой живут находящиеся рядом с ним люди, священна. Это земля Родины. Её надо любить и защищать.



- А что можно сказать о современных людях? Как они относятся к своей земле, природе? (Описывая места, где оставил «следы» своего пребывания человек, автор показывает бездушное отношение человека к природе.)

- Только ли к природе равнодушен человек в рассказе «Кукла»? (Нет, кто-то сжёг шалаш Акимыча. Рассказчик даже испугался, жив ли его старый приятель).

-Читая рассказ, мы узнаём, что Акимыч был тяжело ранен на войне, контужен. И в моменты душевного переживания начинал заикаться.

- Что увидели в грязном придорожном кювете рассказчик и Акимыч? («В грязном придорожном кювете валялась кукла. Она лежала навзничь, раскинув руки и ноги. Большая и все еще миловидная лицом, с легкой, едва обозначенной улыбкой на припухлых по-детски губах. Но светлые шелковистые волосы на голове были местами обожжены, глаза выдавлены, а на месте носа зияла дыра, прожженная, должно быть, сигаретой. Кто-то сорвал с нее платье, а голубенькие трусики сдернул до самых башмаков, и то место, которое прежде закрывалось ими, тоже было истыкано сигаретой.»

- Что поразило Акимыча и рассказчика в найденной кукле? (Над ней кто-то жестоко и цинично глумился).

- Как Акимыч воспринимает глумление над куклой? (Как серьёзную трагедию, ведь кукла имеет человеческий облик. И мы понимаем, что те, кто так поиздевался над ней, скорее всего, так же безжалостно поступят с живым человеком.)

Сравнение стихотворения К. Случевского «Кукла» и рассказа Е. Носова «Кукла»

Куклу бросил ребенок. Кукла быстро свалилась,

Стукнулась глухо о землю и навзничь упала... Бедная кукла!

Ты так неподвижно лежала Скорбной фигуркой своей, так покорно сломилась,

Руки раскинула, ясные очи закрыла...

На человека ты, кукла, вполне походила!

- Сравним стихотворение «Кукла» и рассказ «Кукла».

Вывод: в обоих произведениях говорится о брошенной кукле, только в стихотворении куклу бросил ребёнок – существо неразумное, поэтому его действия можно считать неосознанными, в рассказе Е. Носова над куклой посмеялись взрослые или подростки, значит, сделали намерено.



- Почему эпизод с куклой показался ему таким страшным? (Он напомнил ему военное время, старый фронтовик не смог пройти мимо. Растерзанная кукла, лежавшая навзничь, с раскинутыми руками и ногами, напомнила ему об ужасах войны, о тяжелораненых, оставшихся без рук и ног, об изуродованных погибших солдатах, не преданных земле. И Акимыч решил похоронить куклу.

- А какое было отношение к кукле на Руси в древности? (Сообщение ученика)

Это мы сейчас думаем, что играть в куклы – занятие детское. Но много веков назад отношение к кукле было очень серьезным. С древности куклы играли таинственную, связанную с понятиями жизни и смерти роль. Древние люди считали, что кукла с нарисованным лицом походит на человека, она живая, следовательно, у нее есть душа. На Руси куклы были, прежде всего, оберегами, участниками языческих обрядов. Постепенно кукла превратилась в простую детскую игрушку, хотя и осталась эстетически привлекательной. Кукла, созданная неживой, посредством игры «оживает» в руках ребенка, который через игру постигает жизнь. Ребёнок учится любить, заботиться, оберегать. Для него кукла живая.

- Что отличает Акимыча от других людей, которые проходили мимо и не обращали на неё внимания? (Он неравнодушен, у него болит душа за всё окружающее.)

- Равнодушие – это молчаливое согласие на зло (словарь).

- Какой вывод делает Акимыч о причинах происшествия? («Нынче трудно на кого думать. Многие притерпелись к худу и не видят, как сами худое творят. А от них дети того набираются»)

VI. Рефлексия.

Продолжите предложения:

«Рассказ Е.Носова поразил меня…

«Автор заставляет читателей задуматься о том….

«Я понял, что…

VII. Итог урока. СЛАЙД 7

- Какую проблему мы сегодня с вами обсуждали?

- Какие вы сделали выводы?

- Если человек привыкает к худу, значит, душа перестаёт быть чистой. Чтобы сохранить природу, необходимо заботиться о душе.

- Какими качествами должен обладать человек, чтобы сохранить в чистоте свою душу и планету Земля (составим кластер, центром которого будет наша планета..).

Словарная работа.

На доске плакат с изображением планеты Земля. Рядом сердечки, на которых учащиеся пишут эти качества (отзывчивость, любовь, милосердие, доброта, взаимопонимание, дружба…)

- Так почему же я принесла сегодня на урок это большое сердце? (Потому что только человек с большим сердцем сможет сберечь наш дом – планету Земля)

- У кого большое сердце, у того чистая душа.

От экологии природы к экологии души

Автор нас учит, что экологические проблемы – результат «загрязнения» души. Чистоплотность души порождает чистоплотность в отношении природы.

- И завершим наш урок песней группы «Земляне» «Прости, Земля!»

VIII. Домашнее задание – мини-сочинение «Что мы можем сделать для сохранения природы? »




























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
От экологии природы к экологии души

Автор: Копанева Татьяна Владимировна

Дата: 27.04.2021

Номер свидетельства: 579439

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Обобщение опыта работы учителя биологии по теме "Экология природы - экология души" "
    ["seo_title"] => string(94) "obobshchieniie-opyta-raboty-uchitielia-biologhii-po-tiemie-ekologhiia-prirody-ekologhiia-dushi"
    ["file_id"] => string(6) "211390"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1431610776"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(59) "Экология природы - экология души"
    ["seo_title"] => string(33) "ekologiia_prirody_ekologiia_dushi"
    ["file_id"] => string(6) "488205"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1543480932"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(188) "Информационный материал по экологии для родителей и бесед с детьми «Экология природы, экология семьи»"
    ["seo_title"] => string(80) "informatsionnyi_material_po_ekologii_dlia_roditelei_i_besed_s_detmi_ekologiia_pr"
    ["file_id"] => string(6) "583540"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1623850827"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(58) "Экология природы- экология души"
    ["seo_title"] => string(35) "ekologhiia-prirody-ekologhiia-dushi"
    ["file_id"] => string(6) "196318"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428045018"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "«Природа не прощает ошибок».Классный час во 2 классе "
    ["seo_title"] => string(58) "priroda-nie-proshchaiet-oshibok-klassnyi-chas-vo-2-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "229817"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1441890810"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства