Просмотр содержимого документа
«От экологии природы к экологии души»
Урок литературы в 7 классе по теме: "От экологии природы к экологии души" (по рассказу Е.И. Носова "Кукла") с использованием ИКТ.
Учитель: Копанева Татьяна Владимировна, учитель I кв. категории
Цель урока: проследить взаимосвязь человека и природы, анализируя рассказ Е. И. Носова «Кукла».
Задачи:
Метапредметные: продолжить знакомство с творчеством Е. И. Носова, выяснить нравственный смысл рассказа «Кукла» («от экологии природы к экологии души»).
Регулятивные: продолжить работу по развитию самостоятельного мышления, умения делать выводы, анализировать, сравнивать.
Личностные: развивать чувство сострадания, неприятия равнодушия и зла.
- Человек стал человеком, когда услышал шелест листьев, песню кузнечика, весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе. Услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни. Как же и нам научиться правильно слушать и слышать?
- Как вы думаете, влияет ли природа на состояние человека? (да)
- А человек влияет на состояние природы? (да)
- Получается, что человек и природа взаимосвязаны.
- Как вы понимаете словосочетание «экология природа»? (наука о состоянии природы).
- А что такое «экология души»? (состояние души)
Учитель на стол кладет три предмета: куклу, письма с фронта и сердце (игрушка).
- Ребята, почему я сегодня принесла эти предметы? (Потому что все они связаны с рассказом Е. И. Носова «Кукла»: кукла была найдена Акимычем в придорожном кювете, главные герои – фронтовики)
- А почему сердце? (Рассказ учит быть добрым, отзывчивым)
- К ответу на этот вопрос мы вернемся в конце нашего урока.
- О чём заставляет задуматься это произведение? (о том, как люди засоряют природу, о безответственности, о жестокости).
- Итак, формулируем тему урока. (Учащиеся формулируют)
- Записываем тему урока: «От экологии природы к экологии души» (по рассказу Е. И. Носова «Кукла»)
Какова будет цель нашего урока? Что мы должны сегодня узнать?
Цель урока: проследить взаимосвязь человека и природы, анализируя рассказ Е. И. Носова «Кукла». (показать взаимоотношения человека и природы, рассмотреть экологические проблемы в данном произведении…)
III. Актуализация знаний.
В течение урока мы с вами будем строить кластер. Какое понятие будет центральным, как вы думаете? (Экология)
Каково значение слова «экология»? (наука о взаимоотношениях человека и природы
Давайте посмотрим, как видит эту проблему писатель.
- От чьего имени ведется повествование (от 1-го лица) - Кто его герои? (автор-повествователь и Акимыч). Что о них рассказывает писатель? Отчего сблизились такие разные люди? Что их объединяет? (чтение детьми записей) – Автор-рассказчик внешне спокоен и сдержан. А на самом деле он каков? (зачитывание цитат) Какой человек предстаёт перед нами? (беспокойный, неравнодушный). Почему он такой? (какое испытание выпало на его долю)
Послушайте, что говорит о Носове его товарищ: «У Евгения Носова особые отношения с природой. Страстный рыбак и грибник, он не просто любит природу, он знает её, относится к ней бережно и уважительно».
Вывод: Акимыч и автор-рассказчик разные люди, но они оба неравнодушные, беспокойные, не могут смотреть, как гибнет природа
IV. Работа в группах.
Выполним задания, обдумайте их и приготовьтесь отвечать на свои вопросы. В группах обсуждайте. Время 3-4 минуты.
- Давайте, опираясь на текст, сравним, какой была река раньше и какой стала теперь.
В самый раз против древнего обезглавленного кургана, над которым в знойные дни завсегда парили коршуны, была одна заветная яма. В этом месте река, упершись в несокрушимую девонскую глину, делает поворот с таким норовом, что начинает крутить целиком весь омут, создавая обратнокруговое течение. Часами здесь кружат, никак не могут вырваться на вольную воду щепа, водоросли, торчащие горлышком вверх бутылки, обломки вездесущего пенопласта, и денно и нощно урчат, булькают и всхлипывают страшноватые воронки, которых избегают даже гуси. Ну а ночью у омута и вовсе не по себе, когда вдруг гулко, тяжко обрушится подмытый берег или полоснет по воде плоским хвостом, будто доской, поднявшийся из ямы матерый хозяин - сом.
Поехал и не узнал реки.
Русло сузилось, затравенело, чистые пески на излучинах затянуло дурнишником и жестким белокопытником, объявилось много незнакомых мелей и кос. Не стало приглубых тягунов-быстрин, где прежде на вечерней зорьке буравили речную гладь литые, забронзовелые язи. Бывало, готовишь снасть для проводки, а пальцы никак не могут попасть лесой в колечко — такой охватывает азартный озноб при виде крутых, беззвучно расходящихся кругов...
Вывод: перемена разительная, мощная река превратилась в заболоченную речушку.
V. Работа над художественным текстом.
- Что же произошло? Кто в этом виноват?
- Кто такой Акимыч и что их объединяет с рассказчиком?
(Это Акимыч- перевозчик, вернее бывший перевозчик, поскольку река обмелела и теперь Акимыч служит сторожем в местной школе, их объединяет военное прошлое. Рассказчик говорит о том,как он познакомился с Акимычем «На берегу, в тростниковом шалаше мне не раз доводилось коротать летние ночи». Тогда же выяснилось, что мы с Акимычем, оказывается, воевали в одной и той же горбатовской третьей армии, участвовали в «Багратионе», вместе ликвидировали Бобруйский, а затем и Минский котлы, брали одни и те же белорусские и польские города. «И даже выбыли из войны в одном и том же месяце. Правда, госпитали нам выпали разные: я попал в Серпухов, а он в Углич».)
- Какое произведение можно назвать автобиографическим? (Произведение, основанное на автобиографических фактах).
- А что мы знаем о писателе Е. И. Носове? (Сообщение ученика)
Родился в селе Толмачёво, близ Курска. Носов ушел на фронт восемнадцатилетним пареньком, сражался в составе противотанковой бригады, был тяжело ранен и, вернувшись домой, некоторое время получал пособие как инвалид. Позже все пережитое, увиденное, запомнившееся – и детство, и война, и послевоенные судьбы родной страны – проходило перед духовным взором Носова и оживало в особом, преображенном виде в книгах. В своих произведениях автор никогда не описывал непосредственно военные действия. «Война в произведениях Носова звучит нередко, хотя и отрывочно, фрагментарно – то в воспоминаниях фронтовиков, то в обстоятельствах их сегодняшней жизни, как бы за пределами сюжета» (Ю.А. Дворяшин). «Моей неизменной темой по-прежнему остается жизнь простого деревенского человека, его нравственные истоки, отношение к земле, природе и ко всему современному бытию», – писал Носов в своей автобиографии. Для самого Е.И. Носова, как и для его героев, земля, на которой живут находящиеся рядом с ним люди, священна. Это земля Родины. Её надо любить и защищать.
- А что можно сказать о современных людях? Как они относятся к своей земле, природе? (Описывая места, где оставил «следы» своего пребывания человек, автор показывает бездушное отношение человека к природе.)
- Только ли к природе равнодушен человек в рассказе «Кукла»? (Нет, кто-то сжёг шалаш Акимыча. Рассказчик даже испугался, жив ли его старый приятель).
-Читая рассказ, мы узнаём, что Акимыч был тяжело ранен на войне, контужен. И в моменты душевного переживания начинал заикаться.
- Что увидели в грязном придорожном кювете рассказчик и Акимыч? («В грязном придорожном кювете валялась кукла. Она лежала навзничь, раскинув руки и ноги. Большая и все еще миловидная лицом, с легкой, едва обозначенной улыбкой на припухлых по-детски губах. Но светлые шелковистые волосы на голове были местами обожжены, глаза выдавлены, а на месте носа зияла дыра, прожженная, должно быть, сигаретой. Кто-то сорвал с нее платье, а голубенькие трусики сдернул до самых башмаков, и то место, которое прежде закрывалось ими, тоже было истыкано сигаретой.»
- Что поразило Акимыча и рассказчика в найденной кукле? (Над ней кто-то жестоко и цинично глумился).
- Как Акимыч воспринимает глумление над куклой? (Как серьёзную трагедию, ведь кукла имеет человеческий облик. И мы понимаем, что те, кто так поиздевался над ней, скорее всего, так же безжалостно поступят с живым человеком.)
Сравнение стихотворения К. Случевского «Кукла» и рассказа Е. Носова «Кукла»
Куклу бросил ребенок. Кукла быстро свалилась,
Стукнулась глухо о землю и навзничь упала... Бедная кукла!
Ты так неподвижно лежала Скорбной фигуркой своей, так покорно сломилась,
Руки раскинула, ясные очи закрыла...
На человека ты, кукла, вполне походила!
- Сравним стихотворение «Кукла» и рассказ «Кукла».
Вывод: в обоих произведениях говорится о брошенной кукле, только в стихотворении куклу бросил ребёнок – существо неразумное, поэтому его действия можно считать неосознанными, в рассказе Е. Носова над куклой посмеялись взрослые или подростки, значит, сделали намерено.
- Почему эпизод с куклой показался ему таким страшным? (Он напомнил ему военное время, старый фронтовик не смог пройти мимо. Растерзанная кукла, лежавшая навзничь, с раскинутыми руками и ногами, напомнила ему об ужасах войны, о тяжелораненых, оставшихся без рук и ног, об изуродованных погибших солдатах, не преданных земле. И Акимыч решил похоронить куклу.
- А какое было отношение к кукле на Руси в древности? (Сообщение ученика)
Это мы сейчас думаем, что играть в куклы – занятие детское. Но много веков назад отношение к кукле было очень серьезным. С древности куклы играли таинственную, связанную с понятиями жизни и смерти роль. Древние люди считали, что кукла с нарисованным лицом походит на человека, она живая, следовательно, у нее есть душа. На Руси куклы были, прежде всего, оберегами, участниками языческих обрядов. Постепенно кукла превратилась в простую детскую игрушку, хотя и осталась эстетически привлекательной. Кукла, созданная неживой, посредством игры «оживает» в руках ребенка, который через игру постигает жизнь. Ребёнок учится любить, заботиться, оберегать. Для него кукла живая.
- Что отличает Акимыча от других людей, которые проходили мимо и не обращали на неё внимания? (Он неравнодушен, у него болит душа за всё окружающее.)
- Равнодушие – это молчаливое согласие на зло (словарь).
- Какой вывод делает Акимыч о причинах происшествия? («Нынче трудно на кого думать. Многие притерпелись к худу и не видят, как сами худое творят. А от них дети того набираются»)
VI. Рефлексия.
Продолжите предложения:
«Рассказ Е.Носова поразил меня…
«Автор заставляет читателей задуматься о том….
«Я понял, что…
VII. Итог урока. СЛАЙД 7
- Какую проблему мы сегодня с вами обсуждали?
- Какие вы сделали выводы?
- Если человек привыкает к худу, значит, душа перестаёт быть чистой. Чтобы сохранить природу, необходимо заботиться о душе.
- Какими качествами должен обладать человек, чтобы сохранить в чистоте свою душу и планету Земля (составим кластер, центром которого будет наша планета..).
Словарная работа.
На доске плакат с изображением планеты Земля. Рядом сердечки, на которых учащиеся пишут эти качества (отзывчивость, любовь, милосердие, доброта, взаимопонимание, дружба…)
- Так почему же я принесла сегодня на урок это большое сердце? (Потому что только человек с большим сердцем сможет сберечь наш дом – планету Земля)
- У кого большое сердце, у того чистая душа.
От экологии природы к экологии души
Автор нас учит, что экологические проблемы – результат «загрязнения» души. Чистоплотность души порождает чистоплотность в отношении природы.
- И завершим наш урок песней группы «Земляне» «Прости, Земля!»
VIII. Домашнее задание – мини-сочинение «Что мы можем сделать для сохранения природы? »