«...ОТ ЛЮБВИ К ЖЕНЩИНЕ РОДИЛОСЬ ВСЕ ПРЕКРАСНОЕ НА ЗЕМЛЕ...» (Два урока по рассказам М. Горького)
«...ОТ ЛЮБВИ К ЖЕНЩИНЕ РОДИЛОСЬ ВСЕ ПРЕКРАСНОЕ НА ЗЕМЛЕ...» (Два урока по рассказам М. Горького)
В течение нескольких лет в XI классе во время изучения творчества М. Горького я отвожу два урока на рассказы, посвященные теме любви и материнства. Убедилась, что эта проблема волнует учащихся. Разрешать ее они пытаются, используя свой небольшой жизненный опыт и советы друзей. И конечно, далеко не всегда обращаются для осмысления их к произведениям литературы, в частности к произведениям М. Горького
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««...ОТ ЛЮБВИ К ЖЕНЩИНЕ РОДИЛОСЬ ВСЕ ПРЕКРАСНОЕ НА ЗЕМЛЕ...» (Два урока по рассказам М. Горького)»
«...ОТ ЛЮБВИ К ЖЕНЩИНЕ РОДИЛОСЬ ВСЕ ПРЕКРАСНОЕ НА ЗЕМЛЕ...»
(Два урока по рассказам М. Горького «Девушка и Смерть», «Старуха Изергиль», «Сторож», «Девочка», «Женщина», «Рождение человека»)
В течение нескольких лет в XI классе во время изучения творчества М. Горького я отвожу два урока на рассказы, посвященные теме любви и материнства. Убедилась, что эта проблема волнует учащихся. Разрешать ее они пытаются, используя свой небольшой жизненный опыт и советы друзей. И конечно, далеко не всегда обращаются для осмысления их к произведениям литературы, в частности к произведениям М. Горького.
Начинаю урок с чтения стихотворения А. С. Пушкина «На холмах Грузии...», затем говорю, что и А. Куприн создал рассказ «Суламифь» о любви библейского царя и бедной девушки из виноградника; в эпиграфе он поставил слова из Песни Песней: «Зане крепка, яко смерть, любовь» — и от себя добавил: «Много веков прошло с той поры. Были царства и цари, и от них не осталось следа, как от ветра, пробежавшего над пустыней. Были длинные, беспощадные войны, после которых имена полководцев сияли в веках, точно кровавые звезды, но время стерло даже самую память о них.
Любовь же бедной девушки из виноградника и великого царя никогда не пройдет и не забудется, потому что крепка, как смерть, любовь, потому что каждая женщина, которая любит,— царица, потому что любовь — прекрасна!»
М. Горькому принадлежат слова: «... в общении с женщиной заключено что-то великое, радостное». Он же писал: «И самое умное, чего достиг человек, это — умение любить женщину, поклоняться ее красоте: от любви к женщине родилось все прекрасное на земле».
Любовь к женщине, любовь, воспеваемая веками и тысячелетиями,— прекрасная и нетленная...
После вступительного слова объявляю тему урока, который как бы делится на шесть этапов, каждый из которых имеет свои задачи и ориентирован на определенное произведение.
На первом этапе урока разбираем сказку М. Горького «Девушка и Смерть». Я говорю о том, что М. Горький написал сказку «Девушка и Смерть» в начале творческого пути — в 1892 г. Она — о способности человеческого сердца победить смерть героическою силою чувства. Идея произведения выражена в сказочных аллегориях, в праздничной приподнятости романтика.
После чтения отрывков из сказки подводим итог. Сказка о Девушке, победившей Смерть силой своей любви, стала манифестом победы человечности над смертью, этой слепой силой уничтожения. Любовь — символ неистовой жажды жизни: кто ужален ею — готов на подвиг борьбы. Стихотворная сказка «Девушка и Смерть» была апофеозом жизни, и на протяжении всего творческого пути художник оставался верен своему романтическому запеву. И не раз глубиною любви проверял он сердце своих героев.
На этом этапе урока задаю учащимся лишь один вопрос: в_сказке Девушка и Смерть — образы аллегорические. Олицетворением каких жизненных начал служит Девушка, а каких Смерть? Учащиеся без особого труда отвечают, что Девушка олицетворяет Свет, Любовь, Жизнь... Смерть же — Мрак, Темноту, слепую силу уничтожения...
На следующем этапе урока вспоминаем вторую часть уже изученного рассказа «Старуха Изергиль». Задаю вопрос: почему Изергиль отвернулась от барина, продавшего и земли свои, и дома, и коней, чтобы осыпать ее золотом? Кого она предпочла? Почему? В тексте рассказа учащиеся найдут слова, помогающие ответить на этот вопрос: «... он любил подвиги. А когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдет, где это можно».
Вместе с учащимися определяем основную мысль второй части рассказа «Старуха Изергиль» и сравниваем ее с основной мыслью сказки «Девушка и Смерть». Обобщив ответы, делаем вывод: если человек, «ужаленный любовью», готов на подвиг, то и человек, жаждущий подвигов и умеющий находить их в жизни, способен любить большой, настоящей любовью.
Оба эти произведения романтические. Что руководило Горьким в выборе именно этого метода изображения действительности?
В самые драматические моменты жизни писателем руководило желание «уйти в другую жизнь». Этому стремлению Горький останется верен и в своих реалистических произведениях.
Чтобы переход от романтических произведений к реалистическим был логичным, останавливаюсь на рассказе «Сторож». Читаю отрывки из него. Горький заканчивает этот рассказ описанием отвратительной, циничной, жестокой сцены, показывающей отношение одичалых людей к женщине. Но церемония неожиданно нарушается. Воспоминание о сказочном, прекрасном царстве Королевы Марго ослепительно вспыхнуло под низким сводом ночлежки. «Тут я вспомнил Королеву Марго — лучшее видение всей жизни моей,— в груди жарко взорвалось что-то, я бросился на эти остатки людей и стал бить их по мордам. ...К вечеру я нашел себя под насыпью железнодорожного пути... Мне хотелось плакать от горькой обиды. Я жадно искал причаститься к той красоте жизни, которой так соблазнительно дышат книги, хотел радостно полюбоваться чем-то, что укрепило бы меня...»
Королева Марго — это воспоминание о чудесной женщине, вызвавшей чистое, романтическое восхищение в полудетской душе рассказчика. Ему казалось тогда, что «любовь кухонь и чуланов неведома Королеве Марго, она знает какие-то иные, высшие радости, иную любовь». И юношескую мечту о бесконечно прекрасной любви, ведомой этой женщине, так поэтически награжденной сказочным именем Королевы Марго, художник пронес через все свое творчество.
В этом же рассказе Горький спрашивает: «почему я встречаю так много грязного и жалкого, тяжко глупого или странного?»
Действительно, писатель видел в своей жизни много грязного и жалкого, но всегда оставался верен мечте о прекрасной любви. Тяжко грязное и жалкое изображает Горький и в рассказе «Девочка». На следующем этапе приступаем к его анализу.
Рассказ «Девочка» небольшой, поэтому читаем его в классе полностью. (Я размножила текст рассказа, чтобы каждый имел его перед собой.)
Даю следующие задания:
1. Определите сюжет рассказа.
В основе рассказа — эпизод из загубленной жизни одиннадцатилетней девочки.
2. Что вас поразило в этом рассказе? Ответы обычно бывают самые разнообразные, но сводятся они к одному: поражает трагическое равнодушие девочки к своей судьбе.
3. Определите тему рассказа.
Главная тема — несостоявшегося детства, поруганного материнства. (Здесь я объясняю отличие понятий тема и идея произведения, предупреждаю, что для определения идеи необходимо тщательно его проанализировать.)
4. Первые три абзаца — экспозиция рассказа. Какова действительность, изображенная в экспозиции?
Учащиеся без труда отвечают на этот вопрос, отмечая «печальное, старое, с глубокими трещинами и наростами грязи» здание, суету голодных, грязных, похожих на крыс людей, «однообразие тревожной и унылой жизни».
Обращаю внимание на последнее предложение третьего абзаца. «Я слушал... и дремал, не ожидая услышать хотя бы краткий, "новый звук». И вот этот новый, не похожий на остальные, звук появляется. Сначала мы слышим голос девочки, затем Горький показывает нам ее саму. Отмечаем оттенки голоса: тихий, нежный, любящий...
5. Какую песню поет девочка? Почему?
Ответ на этот вопрос обычно вызывает затруднение. Тогда, задавая простые вопросы (кто обычно поет колыбельные песни? Какие чувства в них выражаются? Пел ли кто-то этой девочке колыбельные? Какой извечный закон природы поэтически звучит в колыбельной песне?), подвожу ребят к ответу: в колыбельной песне, которую поет девочка, баюкая жалкую самодельную куклу, выражен великий инстинкт материнства.
6. Отмечаем, как Горький рисует глаза девочки: большие, грустные, красивые, ясные, мягкие, не по-детски печальные, «...заметив их выражение, я уже не видел грязи на лице и руках девочки»,— пишет Горький. Почему?
Вместе с ребятами приходим к выводу: рассказчику, услышавшему песню и увидевшему глаза девочки, раскрылся внутренний мир этого маленького существа, где с необыкновенной чистотой и непосредственностью проявилось все то, что заложено природой в женщине-матери.
7. Когда происходит перелом в повествовании?
Как только девочка увидела постороннего чину. Читаем это предложение. Следя по тексту отмечаем оттенки голоса: звенящий, тусклый, скучный... Только ли голос изменился? Тихим, нежным голосом девочка пела колыбельную песню, баюкая свою мечту о материнстве. Нельзя петь колыбельную песню тусклым, скучным голосом. Но... кукла спрятана в карман, теперь девочка перед лицом жестокой действительности произносит циничные, грубые, привычные слова. Это момент наивысшего напряжения в действии рассказа — кульминация. Изменился голос, изменились манеры поведения, содержание речи. Перед нами просто другой человек!
Проследим затем, как описывает Горький ее глаза. В момент перелома мы не видим глаз девочки, видим лишь вздрагивающие брови. А глаза затем вновь широко открытые, ясные, печальные. Почему? (Можно помочь учащимся, напомнив, что глаза называют зеркалом души.)
Вместе приходим к выводу: жестокая действительность вынудила девочку таким способом добывать средства к существованию, пока не затронули, не разрушили ее души. Девочку еще можно спасти, изменив окружающую жизнь.
8. Какой художественный прием лежит в основе рассказа?
«Противопоставление, контраст, ант отвечают ученики. Что чему противопоставлся? Ответов здесь несколько, и в них ученики отмечают главное: противопоставление того назначения, которое отвела девочке природа, и того, на что толкнула жизнь.
9. Определите авторскую позицию.
Читаем последнее предложение рассказа: «Я ушел от нее, унося в своем сердце тяжелый ужас и печальный взгляд ясных детских глаз».
Размышляя над последним вопросом и последней фразой рассказа, мы приходим к выводу, что всем ходом повествования автор призывает так изменить действительность, чтобы не гибло в человеке то хорошее, что заложено природой.
Подытоживая анализ, формулируем идею рассказа: великий инстинкт материнства, вечного обновления жизни так поэтически звучит в колыбельной песенке девочки, баюкающей жалкую самодельную куклу. И каким страшным поруганием этого святого инстинкта жизни звучит фраза, произнесенная детскими устами: «Пойдем со мной за пятиалтынный...» Природа томится материнством, а действительность глумится над этим могучим и святым инстинктом. Символ этого кощунства — крохотная, растленная жизнью девочка, где-то на пустыре, в пустом ящике прячущая от людей свою игру в подлинную жизнь. Итак, идея рассказа — протест против действительности, глумящейся над человеческим/ в человеке. Анализ рассказа «Девочка» — самый важный этап урока.
На следующем этапе разговор пойдет о рассказе «Женщина». Пересказываю рассказ, читаю из него от р ы в к и. Обращаю внимание ребят на то, как тщательно обдумала Татьяна свою будущую встречу с хорошим мужиком, жизнь на ласковой земле где-то у Нового Афона, эту чудесную новую деревню, в которой «беда, как хорошо можно жить», где в саду у нее дети будут играть возле выстроенной беседки... Как трогательно Горький описал тоску бездомной женщины-бродяги, мечтающей о правильной жизни, о ласковой до человека земле, о семье и о детях.
К случайному спутнику женщина обращается: мне тебя — молодой ты, сильный, а живешь зряшно, я и говорю: идем-ка со мной!
- Куда?
— На морской берег, там, я знаю, есть хорошие места: ты гляди — вон какая земля здесь ласковая до человека, а там еще лучше...
— Врешь, поди...
- Тихонько, ты! А я женщина хорошая, я все умею, всякую работу, и заживем мы с тобой хорошо, тихо, на своем месте... Я те деток нарожу, выкормлю... ты гляди, какая годная я...»
И когда парень по-своему понял эти слова, с какой тоской женщина укоряет его: «... не балуй... я ведь не для этого... пусти... Ты думаешь, я мужика ищу? Мне мужика надо надежного, хорошего человека...»
Горький показал единство жажды материнства и поисков правильной жизни. Поэтому так оправданно, как глубинный стон души, звучат слова женщины: «Взяла бы всех и поставила на хорошие места... Господи — жалко всех... всю-то жизнь жалко, всю насквозь, всех людей... Господи-батюшко...» И не случайно кажется иногда женщине этой, будто одна она на земле и ей одной все надобно по-новому устроить.
Герой, от имени которого ведется повествование, резюмирует: «Я гляжу на грудь женщины, окропленную, как земля росою, каплями влаги, они краснеют, отражая солнечный луч — точно кровь выступила сквозь кожу. И моя радость быстро тает — почти до слез, до тоски жалко эту грудь — я почему-то знаю, что бесплодно иссякнет живой ее сок».
Теперь задаю вопросы, направленные на сопоставление двух рассказов: как соотносятся рассказы «Девочка» и «Женщина»? Определите тему этих рассказов. Определите авторскую позицию.
Ответы были приблизительно такие: рассказ «Женщина» служит как бы продолжением «Девочки». Оба они о невостребованном материнстве, о растоптанном инстинкте продолжения жизни. В обоих рассказах слышится протест во имя прав матери.
Последний, завершающий этап урока посвящен анализу рассказа «Рождение человека». В это время происходит проверка умения учащихся анализировать текст в единстве формы и содержания. Если на предыдущих этапах урока учащиеся отвечали на один из поставленных учителем вопросов, то теперь каждому из них (по вызову учителя) предстоит ответить на все вопросы, т. е. дать полный монологический ответ.
Сначала говорю об истории создания рассказа.
Первый раз Горький прочитал еще не опубликованный рассказ 15 апреля 1912 г. в самом большом в Париже зале Ваграм на вечере русских политических эмигрантов, посвященном столетию со дня рождения А. И. Герцена. Рассказ, казалось бы, не был связан с современными событиями, и тем не менее собравшиеся устроили писателю овацию. Чтобы понять, чем взволновала собравшихся история двадцатилетней давности, надо вспомнить настроения, которые отражала литература той поры, Л. Андреев доказывал тогда в своей философской драме «Жизнь Человека», что страдания матерей ничем не оправданы, так как рождаемые в муках дети обречены на бесцельную и бессмысленную жизнь. Ему вторил М. Арцыбашев, заявляя, что людям лучше совсем не появляться на свет, чем рождаться «на жизнь несчастную и бесцельную». И в это время Горький выступает с рассказом, в котором утверждает, что рождение человека — это праздник жизни, показывает, что многострадальный народ ни в каких, даже самых тяжелых обстоятельствах не теряет веры в жизнь.
Теперь переходим к анализу текста рассказа, с которым учащиеся познакомились дома. Вместе с учащимися находим ответы на вопросы.
Учащиеся обычно отвечают, что, несмотря на тяжелую, трагическую обстановку (голод выгнал женщину из дома, умер муж, забыли и ушли «выпимши земляки»), рассказ проникнут торжественностью, радостью. Находим подтверждение этому в тексте. Эта радость и в природе («По камням прыгает, поет струя светлой и живой, как ртуть, воды, в ней весело кувыркаются осенние листья — чудесно!» и др.), и в интонации и ощущениях рассказчика («Сердце как будто устало, а в груди тихо поют какие-то славные птицы, и это — вместе с немолчным плеском моря — так хорошо, что можно бы слушать год...» и др.), и в силе жизни новорожденного («Этот красный человечище вовсе не требует осторожности: он сжал кулак и орет, орет, словно вызывая на драку с ним:
Я-а ... я-а...
Ты, ты! Утверждайся, брат, крепче, а то ближние немедленно голову оторвут...»).
Чтением отрывков из текста учащиеся выявляют отношение автора к происходящему («Превосходная должность — быть на земле человеком, сколько видишь чудесного, как мучительно сладко волнуется сердце в тихом восхищении пред красотою!»). Обращаю внимание учеников на то, как изменился сам тон повествования после рождения человека. На нескольких примерах показываю, чем заняты мысли рассказчика в начале повествования, как он оценивает окружающую действительность («Это — скучные люди, раздавленные своим горем, оно сорвало их с родной, усталой, неродимой земли и, как ветер сухие листья осени, занесло сюда, где роскошь незнакомой природы — изумив — ослепила, а тяжкие условия труда окончательно пришибли этих людей»). Подчеркиваю, что всем ходом повествования Горький показывает важность происшедшего. В описании природы преобладают яркие краски, в рассуждениях рассказчика нет пессимистических ноток, несмотря на неуверенность в будущем родившегося человека. Особенно изменилась внешность женщины-родительницы.
Задаю еще один вопрос: как изображает Горький внешность женщины до и после родов? Обращаю внимание на глаза женщины. Сначала мы видим «испуганно» вытаращенные глаза синевато-серого цвета». Во время родов «... глаза выкатились и безумны», «из глаз ее, готовых лопнуть, брызнули мутные слезы...». А вот после рождения человека: «... снова открылись эти донельзя прекрасные глаза — святые глаза родительницы,— синие, они смотрят в синее небо, в них горит и тает благодарная, радостная улыбка», «Я вижу, как удивительно расцветают, горя, ее бездонные глаза синим огнем...» И еще: «... глаза ее, насквозь промытые слезами страданий, снова были изумительно ясны, снова цвели и горели синим огнем неисчерпаемой любви».
Мы видим, что побеждает синий цвет, побеждает вера в радость, в счастье, в любовь, в будущее сына. И как излюбленный горьковский мотив томления по правильной жизни, звучит проникновенная молитва матери: «Господи, боженька! Хорошо-то как, хорошо! И так бы все — шла, все бы шла, до самого аж до краю света, а он бы, сынок,— рос, да все бы рос на приволье, коло матерней груди, родимушка моя...»
И последний вопрос, который требует философского осмысления прочитанного: как вы понимаете смысл последнего, вынесенного в отдельный абзац предложения: «...Море шумит, шумит...»? Вместе с учениками делаем вывод: вечно шумит море, так же вечны радость любви и счастье материнства. В этом главное, заложенное природой предназначение женщины, вечного обновления жизни. На этой оптимистической ноте заканчиваем урок.