kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«...ОТ ЛЮБВИ К ЖЕНЩИНЕ РОДИЛОСЬ ВСЕ ПРЕКРАСНОЕ НА ЗЕМЛЕ...» (Два урока по рассказам М. Горького)

Нажмите, чтобы узнать подробности

В течение нескольких лет в XI классе во время изучения творчества М. Горького я отвожу два урока на рассказы, посвященные теме любви и материнства. Убедилась, что эта проблема вол­нует учащихся. Разрешать ее они пытаются, используя свой небольшой жиз­ненный опыт и советы друзей. И конечно, далеко не всегда обращаются для осмысления их к произведениям литературы, в частности к произ­ведениям М. Горького

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««...ОТ ЛЮБВИ К ЖЕНЩИНЕ РОДИЛОСЬ ВСЕ ПРЕКРАСНОЕ НА ЗЕМЛЕ...» (Два урока по рассказам М. Горького)»

«...ОТ ЛЮБВИ К ЖЕНЩИНЕ РОДИЛОСЬ ВСЕ ПРЕКРАСНОЕ НА ЗЕМЛЕ...»

(Два урока по рассказам М. Горького «Девушка и Смерть», «Старуха Изергиль», «Сторож», «Девочка», «Женщина», «Рождение человека»)


В течение нескольких лет в XI классе во время изучения творчества М. Горького я отвожу два урока на рассказы, посвященные теме любви и материнства. Убедилась, что эта проблема вол­нует учащихся. Разрешать ее они пытаются, используя свой небольшой жиз­ненный опыт и советы друзей. И конечно, далеко не всегда обращаются для осмысления их к произведениям литературы, в частности к произ­ведениям М. Горького.

Начинаю урок с чтения стихотворения А. С. Пушкина «На холмах Грузии...», затем говорю, что и А. Куприн создал рассказ «Суламифь» о любви библейского царя и бедной девушки из виноградника; в эпиграфе он поставил слова из Песни Песней: «Зане крепка, яко смерть, любовь» — и от себя добавил: «Много веков про­шло с той поры. Были царства и цари, и от них не осталось следа, как от ветра, пробежав­шего над пустыней. Были длинные, беспощадные войны, после которых имена полководцев сияли в веках, точно кровавые звезды, но время стерло даже самую память о них.

Любовь же бедной девушки из виноградника и великого царя никогда не пройдет и не забудется, потому что крепка, как смерть, любовь, потому что каждая женщина, которая любит,— царица, потому что любовь — прекрасна!»

М. Горькому принадлежат слова: «... в общении с женщиной заключено что-то великое, радост­ное». Он же писал: «И самое умное, чего достиг человек, это — умение любить женщину, покло­няться ее красоте: от любви к женщине роди­лось все прекрасное на земле».

Любовь к женщине, любовь, воспеваемая веками и тысячелетиями,— прекрасная и нетлен­ная...

После вступительного слова объ­являю тему урока, который как бы делится на шесть этапов, каждый из которых имеет свои задачи и ориентирован на определенное произве­дение.

На первом этапе урока разбираем сказку М. Горького «Девушка и Смерть». Я говорю о том, что М. Горький написал сказку «Девушка и Смерть» в начале творческого пути — в 1892 г. Она — о способности человеческого сердца побе­дить смерть героическою силою чувства. Идея произведения выражена в сказочных аллегориях, в праздничной приподнятости романтика.

После чтения отрывков из сказки подводим итог. Сказка о Девушке, победив­шей Смерть силой своей любви, стала мани­фестом победы человечности над смертью, этой слепой силой уничтожения. Любовь — символ не­истовой жажды жизни: кто ужален ею — готов на подвиг борьбы. Стихотворная сказка «Девуш­ка и Смерть» была апофеозом жизни, и на про­тяжении всего творческого пути художник оста­вался верен своему романтическому запеву. И не раз глубиною любви проверял он сердце своих героев.

На этом этапе урока задаю учащимся лишь один вопрос: в_сказке Девушка и Смерть — образы аллегорические. Олицетворением каких жиз­ненных начал служит Девушка, а каких Смерть? Учащиеся без особого труда отвечают, что Девушка олицетворяет Свет, Любовь, Жизнь... Смерть же — Мрак, Темноту, слепую силу уничтоже­ния...

На следующем этапе урока вспоминаем вторую часть уже изученного рассказа «Старуха Изергиль». Задаю вопрос: почему Изергиль отвер­нулась от барина, продавшего и земли свои, и до­ма, и коней, чтобы осыпать ее золотом? Кого она предпочла? Почему? В тексте рассказа учащиеся найдут слова, помогающие ответить на этот во­прос: «... он любил подвиги. А когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и най­дет, где это можно».

Вместе с учащимися определяем основную мысль второй части рассказа «Старуха Изер­гиль» и сравниваем ее с основной мыслью сказки «Девушка и Смерть». Обобщив ответы, делаем вывод: если человек, «ужаленный любовью», готов на подвиг, то и человек, жаждущий под­вигов и умеющий находить их в жизни, способен любить большой, настоящей любовью.

Оба эти произведения романтические. Что руко­водило Горьким в выборе именно этого метода изображения действительности?

В самые драматические моменты жизни писа­телем руководило желание «уйти в другую жизнь». Этому стремлению Горький останется верен и в своих реалистических произведениях.

Чтобы переход от романтических произведе­ний к реалистическим был логичным, останавли­ваюсь на рассказе «Сторож». Читаю отрыв­ки из него. Горький заканчивает этот рас­сказ описанием отвратительной, циничной, жестокой сцены, показывающей отношение одичалых людей к женщине. Но церемония неожиданно на­рушается. Воспоминание о сказочном, прекрасном царстве Королевы Марго ослепительно вспыхнуло под низким сводом ночлежки. «Тут я вспомнил Королеву Марго — лучшее видение всей жизни моей,— в груди жарко взорвалось что-то, я бро­сился на эти остатки людей и стал бить их по мордам. ...К вечеру я нашел себя под насыпью железнодорожного пути... Мне хотелось плакать от горькой обиды. Я жадно искал причаститься к той красоте жизни, которой так соблазнитель­но дышат книги, хотел радостно полюбоваться чем-то, что укрепило бы меня...»

Королева Марго — это воспоминание о чудес­ной женщине, вызвавшей чистое, романтическое восхищение в полудетской душе рассказчика. Ему казалось тогда, что «любовь кухонь и чула­нов неведома Королеве Марго, она знает какие-то иные, высшие радости, иную любовь». И юноше­скую мечту о бесконечно прекрасной любви, ведомой этой женщине, так поэтически награж­денной сказочным именем Королевы Марго, ху­дожник пронес через все свое творчество.

В этом же рассказе Горький спрашивает: «по­чему я встречаю так много грязного и жалкого, тяжко глупого или странного?»

Действительно, писатель видел в своей жизни много грязного и жалкого, но всегда оставался верен мечте о прекрасной любви. Тяжко грязное и жалкое изображает Горький и в рассказе «Де­вочка». На следующем этапе приступаем к его анализу.

Рассказ «Девочка» небольшой, поэтому читаем его в классе полностью. (Я размножила текст рассказа, чтобы каждый имел его перед собой.)

Даю следующие задания:

1. Определите сюжет рассказа.

В основе рассказа — эпизод из загубленной жизни одиннадцатилетней девочки.

2. Что вас поразило в этом рассказе?
Ответы обычно бывают самые разнообразные, но сводятся они к одному: поражает трагическое равнодушие девочки к своей судьбе.

3. Определите тему рассказа.

Главная тема — несостоявшегося детства, по­руганного материнства. (Здесь я объясняю от­личие понятий тема и идея произведения, предупреждаю, что для определения идеи не­обходимо тщательно его проанализировать.)

4. Первые три абзаца — экспозиция рассказа.
Какова действительность, изображенная в экспо­зиции?

Учащиеся без труда отвечают на этот вопрос, отмечая «печальное, старое, с глубокими трещи­нами и наростами грязи» здание, суету голод­ных, грязных, похожих на крыс людей, «одно­образие тревожной и унылой жизни».

Обращаю внимание на последнее предложение третьего абзаца. «Я слушал... и дремал, не ожи­дая услышать хотя бы краткий, "новый звук». И вот этот новый, не похожий на остальные, звук появляется. Сначала мы слышим голос де­вочки, затем Горький показывает нам ее саму. Отмечаем оттенки голоса: тихий, нежный, любя­щий...

5. Какую песню поет девочка? Почему?

Ответ на этот вопрос обычно вызывает затруд­нение. Тогда, задавая простые вопросы (кто обыч­но поет колыбельные песни? Какие чувства в них выражаются? Пел ли кто-то этой девочке колыбельные? Какой извечный закон природы поэти­чески звучит в колыбельной песне?), подвожу ребят к ответу: в колыбельной песне, которую поет девочка, баюкая жалкую самодельную куклу, выражен великий инстинкт материнства.

6. Отмечаем, как Горький рисует глаза девочки:
большие, грустные, красивые, ясные, мягкие, не по-детски печальные, «...заметив их выражение, я уже не видел грязи на лице и руках девочки»,—
пишет Горький. Почему?

Вместе с ребятами приходим к выводу: рас­сказчику, услышавшему песню и увидевшему гла­за девочки, раскрылся внутренний мир этого маленького существа, где с необыкновенной чис­тотой и непосредственностью проявилось все то, что заложено природой в женщине-матери.

7. Когда происходит перелом в повество­вании?

Как только девочка увидела постороннего чину. Читаем это предложение. Следя по тексту отмечаем оттенки голоса: звенящий, тусклый, скучный... Только ли голос изменился? Тихим, нежным голосом девочка пела колыбель­ную песню, баюкая свою мечту о материнстве. Нельзя петь колыбельную песню тусклым, скуч­ным голосом. Но... кукла спрятана в карман, теперь девочка перед лицом жестокой действи­тельности произносит циничные, грубые, при­вычные слова. Это момент наивысшего напря­жения в действии рассказа — кульминация. Из­менился голос, изменились манеры поведения, со­держание речи. Перед нами просто другой человек!

Проследим затем, как описывает Горький ее глаза. В момент перелома мы не видим глаз девочки, видим лишь вздрагивающие брови. А глаза затем вновь широко открытые, ясные, пе­чальные. Почему? (Можно помочь учащимся, напомнив, что глаза называют зеркалом души.)

Вместе приходим к выводу: жестокая дейст­вительность вынудила девочку таким способом добывать средства к существованию, пока не за­тронули, не разрушили ее души. Девочку еще можно спасти, изменив окружающую жизнь.

8. Какой художественный прием лежит в основе рассказа?

«Противопоставление, контраст, ант отвечают ученики. Что чему противопоставлся? Ответов здесь несколько, и в них ученики от­мечают главное: противопоставление того назна­чения, которое отвела девочке природа, и того, на что толкнула жизнь.

9. Определите авторскую позицию.

Читаем последнее предложение рассказа: «Я ушел от нее, унося в своем сердце тяжелый ужас и печальный взгляд ясных детских глаз».

Размышляя над последним вопросом и послед­ней фразой рассказа, мы приходим к выводу, что всем ходом повествования автор призывает так изменить действительность, чтобы не гибло в чело­веке то хорошее, что заложено природой.

Подытоживая анализ, формулируем идею рассказа: великий инстинкт материн­ства, вечного обновления жизни так поэтически звучит в колыбельной песенке девочки, баюкаю­щей жалкую самодельную куклу. И каким страш­ным поруганием этого святого инстинкта жизни звучит фраза, произнесенная детскими устами: «Пойдем со мной за пятиалтынный...» Природа томится материнством, а действительность глу­мится над этим могучим и святым инстинктом. Символ этого кощунства — крохотная, растленная жизнью девочка, где-то на пустыре, в пустом ящике прячущая от людей свою игру в подлинную жизнь. Итак, идея рассказа — протест против действительности, глумящейся над человеческим/ в человеке. Анализ рассказа «Девочка» — самый важный этап урока.

На следующем этапе разговор пойдет о рас­сказе «Женщина». Пересказываю рас­сказ, читаю из него от р ы в к и. Обращаю внимание ребят на то, как тщательно обдумала Татьяна свою будущую встречу с хорошим мужи­ком, жизнь на ласковой земле где-то у Нового Афона, эту чудесную новую деревню, в которой «беда, как хорошо можно жить», где в саду у нее дети будут играть возле выстроенной беседки... Как трогательно Горький описал тоску бездомной женщины-бродяги, мечтающей о правильной жиз­ни, о ласковой до человека земле, о семье и о детях.

К случайному спутнику женщина обращается: мне тебя — молодой ты, сильный, а жи­вешь зряшно, я и говорю: идем-ка со мной!

- Куда?

— На морской берег, там, я знаю, есть хорошие места: ты гляди — вон какая земля здесь ласко­вая до человека, а там еще лучше...

— Врешь, поди...

- Тихонько, ты! А я женщина хорошая, я все умею, всякую работу, и заживем мы с тобой хорошо, тихо, на своем месте... Я те деток на­рожу, выкормлю... ты гляди, какая годная я...»

И когда парень по-своему понял эти слова, с какой тоской женщина укоряет его: «... не балуй... я ведь не для этого... пусти... Ты думаешь, я мужика ищу? Мне мужика надо надежного, хорошего человека...»

Горький показал единство жажды материнства и поисков правильной жизни. Поэтому так оправданно, как глубинный стон души, звучат сло­ва женщины: «Взяла бы всех и поставила на хорошие места... Господи — жалко всех... всю-то жизнь жалко, всю насквозь, всех людей... Господи-батюшко...» И не случайно кажется иногда женщине этой, будто одна она на земле и ей одной все надобно по-новому устроить.

Герой, от имени которого ведется повествование, резюмирует: «Я гляжу на грудь женщины, окропленную, как земля росою, каплями влаги, они краснеют, отражая солнечный луч — точно кровь выступила сквозь кожу. И моя радость быстро тает — почти до слез, до тоски жалко эту грудь — я почему-то знаю, что бесплодно иссякнет живой ее сок».

Теперь задаю вопросы, направленные на сопоставление двух рассказов: как соотносятся рассказы «Девочка» и «Жен­щина»? Определите тему этих рассказов. Опре­делите авторскую позицию.

Ответы были приблизительно такие: рассказ «Женщина» служит как бы продолжением «Де­вочки». Оба они о невостребованном материн­стве, о растоптанном инстинкте продолжения жизни. В обоих рассказах слышится протест во имя прав матери.

Последний, завершающий этап урока посвящен анализу рассказа «Рождение человека». В это время происходит проверка умения уча­щихся анализировать текст в един­стве формы и содержания. Если на пре­дыдущих этапах урока учащиеся отвечали на один из поставленных учителем вопросов, то теперь каждому из них (по вызову учителя) пред­стоит ответить на все вопросы, т. е. дать полный монологический ответ.

Сначала говорю об истории создания рассказа.

Первый раз Горький прочитал еще не опуб­ликованный рассказ 15 апреля 1912 г. в самом большом в Париже зале Ваграм на вечере рус­ских политических эмигрантов, посвященном сто­летию со дня рождения А. И. Герцена. Рассказ, казалось бы, не был связан с современными со­бытиями, и тем не менее собравшиеся устроили писателю овацию. Чтобы понять, чем взволно­вала собравшихся история двадцатилетней дав­ности, надо вспомнить настроения, которые отра­жала литература той поры, Л. Андреев доказы­вал тогда в своей философской драме «Жизнь Человека», что страдания матерей ничем не оправ­даны, так как рождаемые в муках дети обречены на бесцельную и бессмысленную жизнь. Ему вторил М. Арцыбашев, заявляя, что людям лучше совсем не появляться на свет, чем рождаться «на жизнь несчастную и бесцельную». И в это время Горький выступает с рассказом, в котором утверждает, что рождение человека — это празд­ник жизни, показывает, что многострадальный народ ни в каких, даже самых тяжелых обстоя­тельствах не теряет веры в жизнь.

Теперь переходим к анализу текста рассказа, с которым учащиеся познакомились дома. Вмес­те с учащимися находим ответы на вопросы.

Спрашиваю учеников: каким настроением про­никнут рассказ?

Учащиеся обычно отвечают, что, несмотря на тяжелую, трагическую обстановку (голод выгнал женщину из дома, умер муж, забыли и ушли «выпимши земляки»), рассказ проникнут торже­ственностью, радостью. Находим подтверждение этому в тексте. Эта радость и в природе («По камням прыгает, поет струя светлой и живой, как ртуть, воды, в ней весело кувыркаются осенние листья — чудесно!» и др.), и в интонации и ощущениях рассказчика («Сердце как будто устало, а в груди тихо поют какие-то славные птицы, и это — вместе с немолчным плеском моря — так хорошо, что можно бы слушать год...» и др.), и в силе жизни новорожденного («Этот красный человечище вовсе не требует осторож­ности: он сжал кулак и орет, орет, словно вызывая на драку с ним:

Я-а ... я-а...

Ты, ты! Утверждайся, брат, крепче, а то ближние немедленно голову оторвут...»).

Чтением отрывков из текста уча­щиеся выявляют отношение автора к происходящему («Превосходная долж­ность — быть на земле человеком, сколько ви­дишь чудесного, как мучительно сладко волнует­ся сердце в тихом восхищении пред красотою!»). Обращаю внимание учеников на то, как изменил­ся сам тон повествования после рождения чело­века. На нескольких примерах показываю, чем заняты мысли рассказчика в начале повество­вания, как он оценивает окружающую дейст­вительность («Это — скучные люди, раздавлен­ные своим горем, оно сорвало их с родной, усталой, неродимой земли и, как ветер сухие листья осени, занесло сюда, где роскошь не­знакомой природы — изумив — ослепила, а тяж­кие условия труда окончательно пришибли этих людей»). Подчеркиваю, что всем ходом повествования Горький показывает важность проис­шедшего. В описании природы преобладают яркие краски, в рассуждениях рассказчика нет пессимистических ноток, несмотря на неуверен­ность в будущем родившегося человека. Особенно изменилась внешность женщины-родитель­ницы.

Задаю еще один вопрос: как изображает Горький внешность женщины до и после родов? Обращаю внимание на глаза женщины. Сначала мы видим «испуганно» вытаращенные глаза синевато-серого цвета». Во время родов «... глаза выкатились и безумны», «из глаз ее, готовых лопнуть, брызнули мутные слезы...». А вот после рождения человека: «... снова открылись эти до­нельзя прекрасные глаза — святые глаза роди­тельницы,— синие, они смотрят в синее небо, в них горит и тает благодарная, радостная улыбка», «Я вижу, как удивительно расцветают, горя, ее бездонные глаза синим огнем...» И еще: «... глаза ее, насквозь промытые слезами страданий, снова были изумительно ясны, снова цвели и горели синим огнем неисчерпаемой любви».

Мы видим, что побеждает синий цвет, по­беждает вера в радость, в счастье, в любовь, в будущее сына. И как излюбленный горьковский мотив томления по правильной жизни, зву­чит проникновенная молитва матери: «Господи, боженька! Хорошо-то как, хорошо! И так бы все — шла, все бы шла, до самого аж до краю света, а он бы, сынок,— рос, да все бы рос на при­волье, коло матерней груди, родимушка моя...»

И последний вопрос, который требует философ­ского осмысления прочитанного: как вы понимаете смысл последнего, вынесенного в отдельный абзац предложения: «...Море шумит, шумит...»? Вместе с учениками делаем вывод: вечно шумит море, так же вечны радость любви и счастье материнства. В этом главное, заложен­ное природой предназначение женщины, вечного обновления жизни. На этой оптимистической ноте заканчиваем урок.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Мухортова Римма Владимировна

Дата: 02.01.2016

Номер свидетельства: 271772

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Классный час на тему "О той, кто дарует нам жизнь и тепло" "
    ["seo_title"] => string(59) "klassnyi-chas-na-tiemu-o-toi-kto-daruiet-nam-zhizn-i-tieplo"
    ["file_id"] => string(6) "189239"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1426845595"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства