kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Особый взгляд поэта на мир (К. Бальмонт «Гномы»)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока  Особый взгляд поэта на мир (К. Бальмонт «Гномы»)

Цели: Развивать мысль о том, что поэт способен в самом обычном явлении увидеть чудо; учить находить литературный приём, на котором построено стихотворение.

Задачи:

1)Знакомство с поэтом К. Бальмонт и его произведением.

2) Выявление значения литературного приёма контраста.

3) Развитие творческих способностей учащихся.

4) Создать условия для развития: 

-воображения на  основе работы  с текстом, презентацией, иллюстрациями.

Знания, умения, навыки и качества, которые

актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока

Ученики актуализируют знания о русских поэтах. Приобретают навыки выразительного чтения через выделение отличительных признаков предложений по цели высказывания. Приобретают представления  о том,  что можно в самом обычном увидеть чудо. Осваивают работу в группах. Ученики приобретают умение создавать творческие работы: собирать стихотворение из строк, составлять своё стихотворение, используя рифму.

Необходимое оборудование и материалы

MS PowerPoint (в ходе урока используется компьютерная презентация); проектор.

-карточки, фишки.

-портрет поэта К.Бальмонта.

-загадочные картинки на воображение

-выступления детей (биография поэта)

Список учебной и дополнительной литературы

1. Л.В.Занков

 Чуракова Н.А. Литературное чтение: Учебник  для 3 класса.

Самара: Издательство «Учебная литература: Издательский дом»Фёдоров», 2008.

2. Захарова В.В., Серова М.В. Поурочные разработки по литературному чтению (к учебнику Н.А. Чураковой)

 3 класс.- М.: ВАКО, 2009.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Особый взгляд поэта на мир (К. Бальмонт «Гномы») »

Предмет Литературное чтение, программа Л.В.Занков

Класс 3класс

Учитель Садовникова Наталия Викторовна

Тема урока Особый взгляд поэта на мир (К. Бальмонт «Гномы»)


Цели: Развивать мысль о том, что поэт способен в самом обычном явлении увидеть чудо; учить находить литературный приём, на котором построено стихотворение.


Задачи:

1)Знакомство с поэтом К. Бальмонт и его произведением.

2) Выявление значения литературного приёма контраста.

3) Развитие творческих способностей учащихся.

4) Создать условия для развития:

-воображения на основе работы с текстом, презентацией, иллюстрациями.

Знания, умения, навыки и качества, которые

актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока


Ученики актуализируют знания о русских поэтах. Приобретают навыки выразительного чтения через выделение отличительных признаков предложений по цели высказывания. Приобретают представления о том, что можно в самом обычном увидеть чудо. Осваивают работу в группах. Ученики приобретают умение создавать творческие работы: собирать стихотворение из строк, составлять своё стихотворение, используя рифму.

Необходимое оборудование и материалы


MS PowerPoint (в ходе урока используется компьютерная презентация); проектор.

-карточки , фишки.

-портрет поэта К.Бальмонта.

-загадочные картинки на воображение

-выступления детей (биография поэта)


Список учебной и дополнительной литературы

1. Л.В.Занков

Чуракова Н.А. Литературное чтение: Учебник для 3 класса.

Самара: Издательство «Учебная литература: Издательский дом»Фёдоров», 2008.

2. Захарова В.В., Серова М.В.. Поурочные разработки по литературному чтению (к учебнику Н.А. Чураковой)

3 класс.- М.: ВАКО, 2009.

Ход и содержание урока


1. Орг. момент

Звонок звенел заливисто,

Урок пора начать.

Домашнее задание

Мы будем проверять.

II. Проверка домашнего задания (работа с карточкой и презентацией)

Вспомните стихотворения Сергея Есенина «Нивы сжаты, рощи голы...» и «С добрым утром!». Допишите к данным поня­тиям Есенинские определения.

Слайд 2





Проверь себя и оцени свой ответ.

См. Приложение 1

Если у тебя 10 плюсов, то поставь себе итоговый балл 5.

Если у тебя 9 плюсов, то 4.

Если у тебя 8 плюсов, то еще раз прочитай стихотворения Есенина.


Слайд 3




2. Чтение наизусть стихотворения «С добрым утром!»

Слайд 4




III. Подготовка к восприятию. Сообщение цели урока

Слайд 5



















Есть сила благодатная

В созвучье слов живых,

И дышит непонятная,

Святая прелесть в них.

- Эти строки принадлежат поэту М.Ю. Лермонтову. О чем они? (О поэзии.) Давайте поиграем и вспомним стихотворения и поэтов. (Работа в паре. Раздается одна карточка на парту, дети закры­вают фишками правильные ответы.) См. Приложение 2


Слайд 6



- Кому из поэтов принадлежат следующие строчки?

Зима недаром злится

Прошла ее пора -

Весна в окно стучится

И гонит со двора. (Ф. Тютчев. «Зима недаром

злится».)

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над солнечной поляной. (И. Бунин. «Ли­стопад».)

Поет зима, аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка. (С. Есенин. «Зима».)

Ночевала тучка золотая

На груди утеса-великана. (М. Лермонтов. «Утес».)

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса

-Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса. (А. Пушкин. «Уны­лая пора».)

-Фамилия какого поэта осталась незакрытой? (Константин Бальмонт.)

- Что знаете о нем?

(Выставляется портрет поэта.)

Выступления детей

А теперь, давайте послушаем биографические сведения о поэте Константине Дмитриевиче Бальмонте (Подготовленные дети рассказывают об авторе)

См. Приложение 3

Слайд 7









Поэт Природой даром наделен-

Во всем обычном видит чудо он.

Мы в мир фантазии, воображения войдем,

Когда его стихи читать начнем.

- Как вы понимаете цель урока?

Слайд 8












IV. Работа по теме урока (работа с учебником и презентацией)


- Откройте учебник на странице 88. Прочитайте название произведения и предположите - о чем оно?

(Чтение стихотворения учителем.)

  • От чьего имени ведется повествование? (От лица лириче­ского героя.)

  • Оправдались ли ваши предположения?

  • Почему? (Воображение унесло лирического героя в сказочный мир, а в реальной жизни все оказалось очень обыденно.)

  • Какие именно слова «переворачивают» смысл стихотворе­ния? (Две последние строчки.)

  • Перечитайте их.

  • Почему стихотворение названо «Гномы», а не «Кроты»? (Воображение лирического героя нарисовало ему такую картинку, и он придумал целую историю, которую назвал «Гномы».)

  • Что «подтолкнуло» фантазию автора к созданию таких об­разов? (Обычные кучки земли, нарытыe кротами.)

  • А вам приходилось видеть подобное? Что вам подсказывало ваше воображение?

V. Динамическая пауза

Загадочные картинки. «Включи» свое воображение и расскажи, что это такое. См.Приложение 4

Учитель показывает картинки, дети предполагают: например, медведь залезает на дерево; мексиканец на вело­сипеде.)

Физминутка

Слайд 9








VI. Продолжение работы по теме урока

  • Перечитайте стихотворение и подумайте, как еще можно назвать его? («Подземные города», «Чудеса под землей», «Сказка прямо под ногами».)

  • Как называется прием, на котором держится смысл стихо­творения? (Прием контраста: с одной стороны фантазия, воображение, сказка - гномы, а с другой стороны обыден­ная жизнь - черные кроты.)





Слайд 10











VII. Работа над выразительностью

-Какие предложения по цели высказывания использует автор? (Повествовательные и вопросительные.)

-Одинаково ли надо читать все эти строфы? (Первая стро­фа - с интонацией сообщения, вторая-третья строфы и две строчки четвертой строфы - с интонацией таин­ственности, загадочности; две последние строчки - с ин­тонацией легкой иронии.)

Прочитайте выразительно это стихотворение.


VIII. Обобщение

  • Что хотел сказать нам автор?

  • (Можно в самом обычном уви­деть чудо.)

  • Хотите попробовать себя в роли поэта?

IX. Творческое задание

Работа в паре.


Слайд 11













Задание 1. Собери стихотворение из строчек.

И от птичьего крика (3)

Поспевает брусника (1)

В сердце только грустнее (4)

Стали дни холоднее. (2)

  • Помните ли вы это стихотворение?

  • (К Бальмонт. «Осень».)

  • Вспомните, с какими произведениями этого автора мы зна­комы? («У чудищ».)

Проверим

Слайд 12













Задание 2. Используя рифму, составьте свое стихотворение: небеса-чудеса; снежинки-пушинки.


Слайд 13













Сегодня на уроке мама отсутствовала.

Что интересное вы расскажете ей по сотовому телефону о сегодняшнем уроке?

Слайд 14















Домашнее задание

1.Выразительное чтение стихотворения.

2.По желанию: выучить наизусть.

3.Разукрасить картинку.

Слайд 15 Слайд 16
















Приложение 1

(Березки - сонные; звезды -золотые; косы — шелковые; сережки - зеленые; росы - серебряные; солнце - тихое; дорога - взрытая; зима - седая; чаща - звонкая; месяц - рыжий.)

Приложение 2


М.Лермонтов

С.Есенин

И.Бунин

А.Пушкин

К.Бальмонт

Ф.Тютчев






Приложение 3

Сведения об авторе

Константин Дмитриевич Бальмонт (1867-1942) - поэт, переводчик. Его прадед, сержант кавалерии, носил фамилию Баламут (впоследствии фамилия была облагорожена). Родился Константин Дмитриевич в деревне Гумнище Шуйского уезда Владимировской губернии 3 июня 1867 г. Отец Дмитрий Константинович был человеком мягким и нежнейшим, ни разу в жизни ни на кого не повысившим голос. Он был предан детям и жене Вере Николаевне, женщине страстной и деятельной. Когда в 1876 г. его вырвали из уютного рая, отправив в Шуйскую классическую гимназию, он пережил сильное потрясение. Именно гимназические годы выработали в робком мальчике непримиримость ко всякому угнетению и насилию. Осе­нью 1886 г. Бальмонт поступает на юридический факультет Московского университета. Но стать дипломированным правоведом ему не удается. В1886 г. Бальмонт знакомится с настоящим большим писателем - Влади­миром Короленко. Бальмонт стал поэтом-символистом. Символическая поэзия говорит своим особым языком, более чем другой род поэзии за­девает наши слуховые и зрительные впечатления. Смысл символического произведения всегда скрыт, а каждый образ - символ.


Приложение 4

Картинки на воображение

7




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Особый взгляд поэта на мир (К. Бальмонт «Гномы»)

Автор: Садовникова Наталия Викторовна

Дата: 18.02.2015

Номер свидетельства: 175469

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "презентация к уроку литературного чтения Особый взгляд поэта на мир (К. Бальмонт «Гномы») "
    ["seo_title"] => string(95) "priezientatsiia-k-uroku-litieraturnogho-chtieniia-osobyi-vzghliad-poeta-na-mir-k-bal-mont-gnomy"
    ["file_id"] => string(6) "175732"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1424303958"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства