Тема урока Особый взгляд поэта на мир (К. Бальмонт «Гномы»)
Цели: Развивать мысль о том, что поэт способен в самом обычном явлении увидеть чудо; учить находить литературный приём, на котором построено стихотворение.
Задачи:
1)Знакомство с поэтом К. Бальмонт и его произведением.
2) Выявление значения литературного приёма контраста.
3) Развитие творческих способностей учащихся.
4) Создать условия для развития:
-воображения на основе работы с текстом, презентацией, иллюстрациями.
Знания, умения, навыки и качества, которые
актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока
Ученики актуализируют знания о русских поэтах. Приобретают навыки выразительного чтения через выделение отличительных признаков предложений по цели высказывания. Приобретают представления о том, что можно в самом обычном увидеть чудо. Осваивают работу в группах. Ученики приобретают умение создавать творческие работы: собирать стихотворение из строк, составлять своё стихотворение, используя рифму.
Необходимое оборудование и материалы
MS PowerPoint (в ходе урока используется компьютерная презентация); проектор.
-карточки, фишки.
-портрет поэта К.Бальмонта.
-загадочные картинки на воображение
-выступления детей (биография поэта)
Список учебной и дополнительной литературы
1. Л.В.Занков
Чуракова Н.А. Литературное чтение: Учебник для 3 класса.
Просмотр содержимого документа
«Особый взгляд поэта на мир (К. Бальмонт «Гномы») »
Предмет Литературное чтение, программа Л.В.Занков
Класс 3класс
Учитель Садовникова Наталия Викторовна
Тема урока Особый взгляд поэта на мир (К. Бальмонт «Гномы»)
Цели: Развивать мысль о том, что поэт способен в самом обычном явлении увидеть чудо; учить находить литературный приём, на котором построено стихотворение.
Задачи:
1)Знакомство с поэтом К. Бальмонт и его произведением.
2) Выявление значения литературного приёма контраста.
3) Развитие творческих способностей учащихся.
4) Создать условия для развития:
-воображения на основе работы с текстом, презентацией, иллюстрациями.
Знания, умения, навыки и качества, которые
актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока
Ученики актуализируют знания о русских поэтах. Приобретают навыки выразительного чтения через выделение отличительных признаков предложений по цели высказывания. Приобретают представления о том, что можно в самом обычном увидеть чудо. Осваивают работу в группах. Ученики приобретают умение создавать творческие работы: собирать стихотворение из строк, составлять своё стихотворение, используя рифму.
Необходимое оборудование и материалы
MS PowerPoint (в ходе урока используется компьютерная презентация); проектор.
-карточки , фишки.
-портрет поэта К.Бальмонта.
-загадочные картинки на воображение
-выступления детей (биография поэта)
Список учебной и дополнительной литературы
1. Л.В.Занков
Чуракова Н.А. Литературное чтение: Учебник для 3 класса.
III. Подготовка к восприятию. Сообщение цели урока
Слайд 5
Есть сила благодатная
В созвучье слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.
- Эти строки принадлежат поэту М.Ю. Лермонтову. О чем они? (О поэзии.) Давайте поиграем и вспомним стихотворения и поэтов. (Работа в паре. Раздается одна карточка на парту, дети закрывают фишками правильные ответы.) См. Приложение 2
Слайд 6
- Кому из поэтов принадлежат следующие строчки?
Зима недаром злится
Прошла ее пора -
Весна в окно стучится
И гонит со двора. (Ф. Тютчев. «Зима недаром
злится».)
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над солнечной поляной. (И. Бунин. «Листопад».)
Поет зима, аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка. (С. Есенин. «Зима».)
Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана. (М. Лермонтов. «Утес».)
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса
-Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса. (А. Пушкин. «Унылая пора».)
-Фамилия какого поэта осталась незакрытой? (Константин Бальмонт.)
- Что знаете о нем?
(Выставляется портрет поэта.)
Выступления детей
А теперь, давайте послушаем биографические сведения о поэте Константине Дмитриевиче Бальмонте (Подготовленные дети рассказывают об авторе)
См. Приложение 3
Слайд 7
Поэт Природой даром наделен-
Во всем обычном видит чудо он.
Мы в мир фантазии, воображения войдем,
Когда его стихи читать начнем.
- Как вы понимаете цель урока?
Слайд 8
IV.Работа по теме урока (работа с учебником и презентацией)
- Откройте учебник на странице 88. Прочитайте название произведения и предположите - о чем оно?
(Чтение стихотворения учителем.)
От чьего имени ведется повествование? (От лица лирического героя.)
Оправдались ли ваши предположения?
Почему? (Воображение унесло лирического героя в сказочный мир, а в реальной жизни все оказалось очень обыденно.)
Какие именно слова «переворачивают» смысл стихотворения? (Две последние строчки.)
Перечитайте их.
Почему стихотворение названо «Гномы», а не «Кроты»? (Воображение лирического героя нарисовало ему такую картинку, и он придумал целую историю, которую назвал «Гномы».)
Что «подтолкнуло» фантазию автора к созданию таких образов? (Обычные кучки земли, нарытыe кротами.)
А вам приходилось видеть подобное? Что вам подсказывало ваше воображение?
V.Динамическая пауза
Загадочные картинки. «Включи» свое воображение и расскажи, что это такое. См.Приложение 4
Учитель показывает картинки, дети предполагают: например, медведь залезает на дерево; мексиканец на велосипеде.)
Физминутка
Слайд 9
VI.Продолжение работы по теме урока
Перечитайте стихотворение и подумайте, как еще можно назвать его? («Подземные города», «Чудеса под землей», «Сказка прямо под ногами».)
Как называется прием, на котором держится смысл стихотворения? (Прием контраста: с одной стороны фантазия, воображение, сказка - гномы, а с другой стороны обыденнаяжизнь - черные кроты.)
Слайд 10
VII.Работа над выразительностью
-Какие предложения по цели высказывания использует автор? (Повествовательные и вопросительные.)
-Одинаково ли надо читать все эти строфы? (Первая строфа - с интонацией сообщения, вторая-третья строфы и две строчки четвертой строфы - с интонацией таинственности, загадочности; две последние строчки - с интонацией легкой иронии.)
Прочитайте выразительно это стихотворение.
VIII. Обобщение
Что хотел сказать нам автор?
(Можно в самом обычном увидеть чудо.)
Хотите попробовать себя в роли поэта?
IX.Творческое задание
Работа в паре.
Слайд 11
Задание 1. Собери стихотворение из строчек.
И от птичьего крика (3)
Поспевает брусника (1)
В сердце только грустнее (4)
Стали дни холоднее. (2)
Помните ли вы это стихотворение?
(К Бальмонт. «Осень».)
Вспомните, с какими произведениями этого автора мы знакомы? («У чудищ».)
Проверим
Слайд 12
Задание 2. Используя рифму, составьте свое стихотворение: небеса-чудеса; снежинки-пушинки.
Слайд 13
Сегодня на уроке мама отсутствовала.
Что интересное вы расскажете ей по сотовому телефону о сегодняшнем уроке?
Слайд 14
Домашнее задание
1.Выразительное чтение стихотворения.
2.По желанию: выучить наизусть.
3.Разукрасить картинку.
Слайд 15 Слайд 16
Приложение 1
(Березки - сонные; звезды -золотые; косы — шелковые; сережки - зеленые; росы - серебряные; солнце - тихое; дорога - взрытая; зима - седая; чаща - звонкая; месяц - рыжий.)
Приложение 2
М.Лермонтов
С.Есенин
И.Бунин
А.Пушкин
К.Бальмонт
Ф.Тютчев
Приложение 3
Сведения об авторе
Константин Дмитриевич Бальмонт (1867-1942) - поэт, переводчик. Его прадед, сержант кавалерии, носил фамилию Баламут (впоследствии фамилия была облагорожена). Родился Константин Дмитриевич в деревне Гумнище Шуйского уезда Владимировской губернии 3 июня 1867 г. Отец Дмитрий Константинович был человеком мягким и нежнейшим, ни разу в жизни ни на кого не повысившим голос. Он был предан детям и жене Вере Николаевне, женщине страстной и деятельной. Когда в 1876 г. его вырвали из уютного рая, отправив в Шуйскую классическую гимназию, он пережил сильное потрясение. Именно гимназические годы выработали в робком мальчике непримиримость ко всякому угнетению и насилию. Осенью 1886 г. Бальмонт поступает на юридический факультет Московского университета. Но стать дипломированным правоведом ему не удается. В1886 г. Бальмонт знакомится с настоящим большим писателем - Владимиром Короленко. Бальмонт стал поэтом-символистом. Символическая поэзия говорит своим особым языком, более чем другой род поэзии задевает наши слуховые и зрительные впечатления. Смысл символического произведения всегда скрыт, а каждый образ - символ.