3. Воспитывать нравственные чувства и культуру восприятия
художественного произведения.
Учащиеся учатся монологическому ответу. Работа по группам позволяет усвоить большее количество материала, развивает умение высказывать свое мнение, считаться с мнением других.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
1. Организационный момент. Учащиеся рассаживаются по местам, образуя 4 группы, получают конверт с заданием.
2. Вступительное слово учителя. Писатели бывают разные: грустные и веселые, добрые и строгие, талантливые и не очень и каждый из них оставляет свой след в литературе. Но бывают писатели, творчество которых занимает значительное место в развитии литературы, произведения таких писателей всегда интересны и актуальны и многие годы вызывают неподдельный читательский интерес. Сегодня мы познакомимся с творчеством замечательного писателя-юмориста Михаила Михайловича Зощенко. Цель нашей работы: выявить особенности творчества писателя, доказать, что его рассказы актуальны и для современного читателя.
Записываемэпиграф к уроку: « Смешным делается то, над чем смеяться не стоит. А когда то, над чем смеяться не стоит, делается смешным, - это уже страшно». Д.Харитонов.
3. Слушаем сообщение учащегося о жизни и творчестве писателя, составленное по материалам статьи Б.С. Рубена «Вещий Зощенко» из книги М.М. Зощенко «Социальная грусть». Издательство Москва. «Школа-пресс». 1996 г. Слайды по ходу рассказа. Презентация к уроку.
Задание учащимся: прослушать сообщение, сделать записи в тетради.
4. Опрос.
- Что вас заинтересовало в творчестве писателя?
- Какие особенности отметили для себя?
5. Работа со словарем.
- А сейчас мы вспомним значение слов, которые будут нам необходимы в процессе изучения темы.
Учащийся (слабоуспевающий), которому было дано индивидуальное домашнее задание: выявить значение слов по словарю, объясняет слова: юмор, сатира, сарказм, мещанство, бюрократизм, мораль, культура и объясняет их лексическое значение. (Слайды из презентации.)
6. Беседа по домашнему заданию. (Прочитать и проанализировать рассказ «Шестеренка», составить к нему вопросы для одноклассников).
Учащиеся читают составленные вопросы, касающиеся темы, героя и языка произведения.
Один из учащихся обобщает работу и говорит о выявленных особенностях рассказа.
1. Повествование идет от первого лица.
2. Наивность героя.
3. Простой разговорный язык, говорящий о низком уровне образованности.
4. Краткость изложения.
7. Групповая работа. (20 минут)
1. Прочитать рассказы:
1 группа: «Столичная штучка», «Точка зрения».
2 группа: «Баня», «На живца».
3 группа: «Мещанство», «Контролер».
4 группа: «Родные люди», «Не надо иметь родственников».
Для группы, которая быстро справится, дополнительно - «Режим экономии».
2. Подготовить пересказ или чтение в лицах одного из рассказов.
3. Обратить внимание на особенности изображения героев (речь, поступки).
4. Какие человеческие пороки высмеивает автор.
5. Другие особенности.
8. Опрос. Каждая группа представляет результат своей работы: читают, пересказывают или инсценируют рассказ, представляют выявленные особенности, записанные на ватманах маркерами.
9. Сравнивая исследования учащихся, выявляем основные особенности рассказов М. Зощенко, записываем в тетрадях:
Для творчества М, М. Зощенко характерно изобретение новой формы сатиры, которая обладает следующими особенностями:
1. Герои – обыкновенные люди.
2. Использование живого разговорного общеупотребительного языка.
3. Меткая ирония.
4. Хорошее знание психологии обывателя.
5. Добрый юмор, без назидания.
6. В основном отсутствует критика на политику.
7. Появление нового типа подставного автора-сказчика, который не отделяет
себя от народа.
8. Выбор вечно актуальных тем: мещанство, жадность, бюрократизм,
- Люди не любят, когда над ними смеются. Как же удалось М. Зощенко добиться того, что его рассказы не обижают читателя, хотя во многих героях он может узнать самого себя?
Требуется подвести учащихся к ответу, что многие рассказы Зощенко написаны от первого лица, и поэтому интересно читать о том, в какие ситуации попадает герой. Психология человека такова, что гораздо интереснее видеть в смешном изображении другого, а не себя. Это и есть из главных особенностей творчества М. Зощенко, привлекающая читателей.
11. Итог. Учитель подводит итог работы. Отмечает работу учащихся, комментирует оценки.
12. Домашнее задание вариативное:
1. Анализ рассказа М. Зощенко по выбору учащегося.
2. Художественное чтение рассказа по памяти.
3. Составление тестов по прочитанным рассказам.
4. Составление кроссворда по прочитанным рассказам.