kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Особенности юмористического рассказа А.П. Чехова "Хирургия"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выявление средств, с помощью которых А.П. Чехова создает образы в ранних рассказах.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Особенности юмористического рассказа А.П. Чехова "Хирургия"»

Тема урока:

Особенности юмористического рассказа А.П.Чехова «Хирургия»

Цели:

-продолжить знакомство с ранним творчеством А.П.Чехова;

-актуализировать понятие об юмореске;

- выявить особенности оформления юмористических рассказов писателя;

-показать взаимоотношения персонажей, выявить средства с помощью которых автор создаёт образы в рассказе, развивать навык устного ответа;

-умение определять средства и способы создания художественных образов, умения применять новые знания в изученном произведении.

Словарь: рассказ-сценка-маленький рассказ, изображающий живые житейские эпизоды.

Слайд

(Они смешные, но невесёлые, А.П.Чехов)

Слайд

(Краткая биография А.П.Чехова)

Учитель: Посмотрите на портрет писателя. Чехов предстаёт перед нами человеком умным, честным, образованным, с чувством собственного достоинства — это самоуважение и уважение к другим. Глаза грустные. Чехов интеллигентный человек. Что такое интеллигентный. (образованный, воспитанный, уважает людей)

Слайд

Учитель: ребята. Вспомните некоторые факты биографии писателя, ведь некоторые моменты биографии могут помочь в понимании замысла произведения.

(выступления учащихся)

Учитель:Последние годы жизни Чехов прожил в Ялте. Умер в Германии, где лечился. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. На мемориальной плите в германии, где умер Чехов написано: «Доброму человеку и врачу, великому писателю А.П.Чехову»

Беседа учителя с классом

Вы уже изучали рассказы других писателей. Почему чеховские рассказы короче? Чем они отличаются от рассказов И.Тургенева?

У И.Тургенева. например, пейзаж служит началом действия, придаёт напряжённость повествованию.

Учитель: тургеневский пейзаж психологичен, он связан с переживаниями и обликом персонажей рассказа и их бытом. Природа у Тургенева является источником вдохновения, тайн для взрослых и детей.

Учитель: Чехов говорил, что писать талантливо — значит писать кратко. У Чехова нет предварительных описаний обстановки, экскурсов в прошлое героев, действие начиналось сразу.

Учитель: Обратите внимание на вступление в рассказ. В чём особенность? Что и как говорится о времени, героях? (Ученики читают начало рассказа).

Неожиданное начало, сразу вводящее в суть рассказа. Вступление небольшое, но в нём дана полная информация о месте и времени. Названы фамилии, имя и отчество героя, указано его социальное положение.

Учитель: Давайте обратимся к тексту рассказа. Ученик читает: «Земская больница. За отсутствием доктора, уехавшего жениться, больных принимает фельдшер Курятин.»

Учитель: Чехов входит в рассказ сразу без стука.

Слайд:

Особенность юмористических рассказов Чехова — короткое вступление, дающее полную информацию о месте событий, времени, героях.

Какова фабула «Хирургии»?

Ученик:Чехов рассказывает о каком-либо случае из жизни, самом вроде бы обычном: заболели зубы. Особенность6 в основе лежит бытовая ситуация, случай из жизни.

Учитель: А как заканчивается рассказ?

Ребята зачитывают концовку, она неожиданна.

Особенность: яркая смешная, неожиданная развязка (слайд).

Есть ли здесь описания природы, портрета? Нет, рассказ держится на диалоге двух персонажей, что сообщает стремительность развития сюжета.

Теперь обратимся к персонажам. У Чехова нет рассказов, где было бы большое количество героев. Сколько здесь персонажей? Двое: фельдшер Курятин и дьячок Вонмигласов. Давайте найдём описания героев, о бращая внимание на детали.

Фельдшер Курятин — толстый человек....

Дьячок Вонмигласов — высокий, коренастый...

Слайд

Выясним значение слов «фельдшер» и «дьячок».

Фельдшер - «лицо со средним медицинским образованием, помощник врача»

Дьяк - «в православной церкви: низший служитель».

Просфора — белый хлебец особой формы, употребляемый при богослужениях.

Дьячок, у которого такая яркая портретная характеристика приносит в больницу в красном платочке (символ энергии, эмоций) самое ценное для него просфору, а всё невежество, неуважительность Курятина выражает сигара, презрительно зажатая меж пальцев.

Вот такие тонкие подробности называются деталью. Деталь в рассказах Чехова может многое сказать о герое.

Учитель: О каких чертах характера говорят фамилии Курятин, Вонмигласов?

Ученик: Курятин-глуповатый, у него нет профессиональных навыков. Как он вначале говорит о хирургии? «Хирургия-пустяки, тут нужна твёрдость руки, раз плюнуть». То затем восклицает: «Хирургия, брат, не шутка». А вот Вонмигласов на первый взгляд внушает уважение. Но всё-таки в нём сочетаются смирение, кротость с грубостью и несдержанностью.

Учитель: Ещё особенность юмористического рассказа — приём «говорящих фамилий».

Слайд про фамилии

Вонмём

Курятин-курицын сын-глупый человек

Фразеологизм «Мокрая курица» - жалкий человек. Это метафора 9скрытое сравнение).

Вонмём! Это возглас, призыв во время службы, означающий на церковно-славянском языке — Внимайте !

Вонмём-внимание-внимайте-это однокоренные слова.

Учитель: эти слова говорят о человеке, к голосу которого люди должны быть внимательны, т. к. он имеет отношение к церкви. А фамилия Курятин? Что делает главный герой? Фельдшер курит зловонную сигару. Есть такое выражение «курицын сын», т. е. глупый и трусливый человек, а выражение «мокрая курица» говорит о жалком человеке.

Учитель: Чехов очень переживал невежество своих коллег. Он говорил, что малограмотный доктор выглядит жалким. В произведении помимо основных героев существуют закулисные персонажи.

Слайд

Закулисные персонажи- те, которые не появляются на страницах произведения, но оказывают косвенное, а иногда решающее влияние на то, что происходит перед глазами читателя или зрителя.

Кто в рассказе является таким персонажем? О чём говорит его фамилия?

Ученик: Таким персонажем является помещик Египетский, который лишь упоминается, но этот человек оказывает на Курятина волшебное действие: в нём прибавляется важность, напыщенность. Давайте проследим за речью обоих персонажей. Какие слова употребляет фельдшер, а какие дьячок?

    1. Ученик: В речи Курятина встречается литературный язык, профессионализмы. Например, слово тракция- извлечение зуба из лунки, дура.

Ученик: Если сначала дьяк употребляет церковнославянские слова: например: истинно и правдиво в псалтыре сказано, использование фразеологизмов: согрешихом и беззаконновахом...

    1. И когда возникает недовольство фельдшером, речь Вонмигласова, появляются выражения, как «паршивый чёрт, насажали вас здесь на нашу погибель»

Коли не умеешь врать, так не берись!

Учитель: Особенность Чехова — это то, что он использует речевые стили. Курятин не имеет в полной мере представления о врачебной деятельности — даже в простом — вырвать зуб.

Учитель: Какова авторская оценка происходящего?

Ученик: в названии рассказа, в «говорящих» фамилиях, но Чехов не даёт оценку действиям персонажей.

Следовательно, «скрытость» автора-особенность чеховского произведения.

Учитель: Ну, и наконец, концовка произведения, что в ней особенного?

Ученик:Финал рассказа неожидан, развязка должна быть другого рода: дьячку вырвали зуб и, поблагодарив фельдшера, он удалился бы домой.

Вывод: Итак, в произведении Чехова главными особенностями являются:

Слайд

1. Простое, предельно краткое заглавие рассказа. (Заглавие должно быть ярким, кратким, ясным, обычно состоящим из одного-двух слов).

2. Короткая завязка, дающая полную информацию о месте событий, времени, героях. (Чехов рассказывает о случае из жизни совсем простом).

3. В основе сюжета лежит бытовая ситуация, случай из жизни.

4. Диалог. Как средство характеристики героев. (В диалоге мы слышим речь героев и понимаем, какой человек перед нами).

5. Отсутствие в рассказе подробных пейзажных и портретных зарисовок

6. Выразительность, яркость художественной детали (подробное описание заменено «говорящей» деталью.

Что приносит дьячок в больницу? Просфору. Это самое дорогое для него-святой хлебец. В конце рассказа он забирает хлебец, и это говорит о том, что он недоволен работой фельдшера, он не заслуживает благодарности.

Ведь деталь может рассказать о человеке.

Вспомните, какая деталь указывает на наглость Курятина (сигара), а его неумение (выбор инструментов).

7. Яркая, смешная, неожиданная развязка. (рассказ заканчивается смешно, внезапно, нет развёрнутой концовки).

Итог урока. Рефлексия

В чём видел Чехов смысл своего юмора, сатиры, писательской деятельности?

Ученик: Бороться со злом, несправедливостью в обществе, с необразованностью, а борется он с этими пороками доступными средствами, т. е. средствами литературы. Это прежде всего юмор и литература.

Сатира — беспощадное осмеяние, резкость обличения. Смех здесь гневный.

Юмор- настроение, доброжелательный и весёлый смех, изображение героев в смешном виде.

И помогают ему те особенности рассказа, которые мы с вами нашли в процессе работы.

Рассказы Чехова современны, злободневны.

Учитель:Я хочу закончить урок словами Н.В.Гоголя. Гоголь писал: «О, смех-великое дело. Ничего более не боится человек так, как смеха, боясь смеха, человек удержится от того, от чего бы его не удержала никакая сила».

Почему рассказ назван «Хирургия»? Он говорит о хирургии, которой на самом деле быть не должно. Он высмеивает невежество фельдшера, который выдаёт себя за опытного врача.

А теперь вы должны оценить эффективность собственной работы на уроке

Слайд

Рефлекция-это самооценка

Сегодня я узнал... Было трудно, я понял, что, я научился, я смог.

Было интересно узнать, что меня удивило. Мне захотелось!

Д/З Выявить особенности юмористического рассказа Чехова «Жалобная книга», оперируемая теми знаниями, что вы получили на уроке.

«Хирургия»-один из шедевров раннего творчества Чехова. «Хирургия» - один из таких рассказов, которые не забываются и прочно входят в золотой фонд литературы. Чем же можно объяснить популярность этого рассказа?




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Особенности юмористического рассказа А.П. Чехова "Хирургия"

Автор: АЛЕКСЕЕВА ЛЮБОВЬ АЛЕКСЕЕВНА

Дата: 13.09.2020

Номер свидетельства: 557421

Похожие файлы

object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(53) "КВН по творчеству А.П. Чехова "
    ["seo_title"] => string(33) "kvn-po-tvorchiestvu-a-p-chiekhova"
    ["file_id"] => string(6) "206989"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1430315803"
  }
}
object(ArrayObject)#905 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС "
    ["seo_title"] => string(47) "urok-litieratury-v-usloviiakh-riealizatsii-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "222225"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1436018177"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства