Учитель: Посмотрите на портрет писателя. Чехов предстаёт перед нами человеком умным, честным, образованным, с чувством собственного достоинства — это самоуважение и уважение к другим. Глаза грустные. Чехов интеллигентный человек. Что такое интеллигентный. (образованный, воспитанный, уважает людей)
Слайд
Учитель: ребята. Вспомните некоторые факты биографии писателя, ведь некоторые моменты биографии могут помочь в понимании замысла произведения.
(выступления учащихся)
Учитель:Последние годы жизни Чехов прожил в Ялте. Умер в Германии, где лечился. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. На мемориальной плите в германии, где умер Чехов написано: «Доброму человеку и врачу, великому писателю А.П.Чехову»
Беседа учителя с классом
Вы уже изучали рассказы других писателей. Почему чеховские рассказы короче? Чем они отличаются от рассказов И.Тургенева?
У И.Тургенева. например, пейзаж служит началом действия, придаёт напряжённость повествованию.
Учитель: тургеневский пейзаж психологичен, он связан с переживаниями и обликом персонажей рассказа и их бытом. Природа у Тургенева является источником вдохновения, тайн для взрослых и детей.
Учитель: Чехов говорил, что писать талантливо — значит писать кратко. У Чехова нет предварительных описаний обстановки, экскурсов в прошлое героев, действие начиналось сразу.
Учитель: Обратите внимание на вступление в рассказ. В чём особенность? Что и как говорится о времени, героях? (Ученики читают начало рассказа).
Неожиданное начало, сразу вводящее в суть рассказа. Вступление небольшое, но в нём дана полная информация о месте и времени. Названы фамилии, имя и отчество героя, указано его социальное положение.
Учитель: Давайте обратимся к тексту рассказа. Ученик читает: «Земская больница. За отсутствием доктора, уехавшего жениться, больных принимает фельдшер Курятин.»
Учитель: Чехов входит в рассказ сразу без стука.
Слайд:
Особенность юмористических рассказов Чехова — короткое вступление, дающее полную информацию о месте событий, времени, героях.
Какова фабула «Хирургии»?
Ученик:Чехов рассказывает о каком-либо случае из жизни, самом вроде бы обычном: заболели зубы. Особенность6 в основе лежит бытовая ситуация, случай из жизни.
Есть ли здесь описания природы, портрета? Нет, рассказ держится на диалоге двух персонажей, что сообщает стремительность развития сюжета.
Теперь обратимся к персонажам. У Чехова нет рассказов, где было бы большое количество героев. Сколько здесь персонажей? Двое: фельдшер Курятин и дьячок Вонмигласов. Давайте найдём описания героев, о бращая внимание на детали.
Фельдшер Курятин — толстый человек....
Дьячок Вонмигласов — высокий, коренастый...
Слайд
Выясним значение слов «фельдшер» и «дьячок».
Фельдшер - «лицо со средним медицинским образованием, помощник врача»
Дьяк - «в православной церкви: низший служитель».
Просфора — белый хлебец особой формы, употребляемый при богослужениях.
Дьячок, у которого такая яркая портретная характеристика приносит в больницу в красном платочке (символ энергии, эмоций) самое ценное для него просфору, а всё невежество, неуважительность Курятина выражает сигара, презрительно зажатая меж пальцев.
Вот такие тонкие подробности называются деталью. Деталь в рассказах Чехова может многое сказать о герое.
Учитель: О каких чертах характера говорят фамилии Курятин, Вонмигласов?
Ученик: Курятин-глуповатый, у него нет профессиональных навыков. Как он вначале говорит о хирургии? «Хирургия-пустяки, тут нужна твёрдость руки, раз плюнуть». То затем восклицает: «Хирургия, брат, не шутка». А вот Вонмигласов на первый взгляд внушает уважение. Но всё-таки в нём сочетаются смирение, кротость с грубостью и несдержанностью.
Учитель: Ещё особенность юмористического рассказа — приём «говорящих фамилий».
Слайд про фамилии
Вонмём
Курятин-курицын сын-глупый человек
Фразеологизм «Мокрая курица» - жалкий человек. Это метафора 9скрытое сравнение).
Вонмём! Это возглас, призыв во время службы, означающий на церковно-славянском языке — Внимайте !
Вонмём-внимание-внимайте-это однокоренные слова.
Учитель: эти слова говорят о человеке, к голосу которого люди должны быть внимательны, т. к. он имеет отношение к церкви. А фамилия Курятин? Что делает главный герой? Фельдшер курит зловонную сигару. Есть такое выражение «курицын сын», т. е. глупый и трусливый человек, а выражение «мокрая курица» говорит о жалком человеке.
Учитель: Чехов очень переживал невежество своих коллег. Он говорил, что малограмотный доктор выглядит жалким. В произведении помимо основных героев существуют закулисные персонажи.
Слайд
Закулисные персонажи- те, которые не появляются на страницах произведения, но оказывают косвенное, а иногда решающее влияние на то, что происходит перед глазами читателя или зрителя.
Кто в рассказе является таким персонажем? О чём говорит его фамилия?
Ученик: Таким персонажем является помещик Египетский, который лишь упоминается, но этот человек оказывает на Курятина волшебное действие: в нём прибавляется важность, напыщенность. Давайте проследим за речью обоих персонажей. Какие слова употребляет фельдшер, а какие дьячок?
Ученик: В речи Курятина встречается литературный язык, профессионализмы. Например, слово тракция- извлечение зуба из лунки, дура.
Ученик: Если сначала дьяк употребляет церковнославянские слова: например: истинно и правдиво в псалтыре сказано, использование фразеологизмов: согрешихом и беззаконновахом...
И когда возникает недовольство фельдшером, речь Вонмигласова, появляются выражения, как «паршивый чёрт, насажали вас здесь на нашу погибель»
Коли не умеешь врать, так не берись!
Учитель: Особенность Чехова — это то, что он использует речевые стили. Курятин не имеет в полной мере представления о врачебной деятельности — даже в простом — вырвать зуб.
Учитель: Какова авторская оценка происходящего?
Ученик: в названии рассказа, в «говорящих» фамилиях, но Чехов не даёт оценку действиям персонажей.
Учитель: Ну, и наконец, концовка произведения, что в ней особенного?
Ученик:Финал рассказа неожидан, развязка должна быть другого рода: дьячку вырвали зуб и, поблагодарив фельдшера, он удалился бы домой.
Вывод: Итак, в произведении Чехова главными особенностями являются:
Слайд
1. Простое, предельно краткое заглавие рассказа. (Заглавие должно быть ярким, кратким, ясным, обычно состоящим из одного-двух слов).
2. Короткая завязка, дающая полную информацию о месте событий, времени, героях. (Чехов рассказывает о случае из жизни совсем простом).
3. В основе сюжета лежит бытовая ситуация, случай из жизни.
4. Диалог. Как средство характеристики героев. (В диалоге мы слышим речь героев и понимаем, какой человек перед нами).
5. Отсутствие в рассказе подробных пейзажных и портретных зарисовок
6. Выразительность, яркость художественной детали (подробное описание заменено «говорящей» деталью.
Что приносит дьячок в больницу? Просфору. Это самое дорогое для него-святой хлебец. В конце рассказа он забирает хлебец, и это говорит о том, что он недоволен работой фельдшера, он не заслуживает благодарности.
Ведь деталь может рассказать о человеке.
Вспомните, какая деталь указывает на наглость Курятина (сигара), а его неумение (выбор инструментов).
7. Яркая, смешная, неожиданная развязка. (рассказ заканчивается смешно, внезапно, нет развёрнутой концовки).
Итог урока. Рефлексия
В чём видел Чехов смысл своего юмора, сатиры, писательской деятельности?
Ученик: Бороться со злом, несправедливостью в обществе, с необразованностью, а борется он с этими пороками доступными средствами, т. е. средствами литературы. Это прежде всего юмор и литература.
Сатира — беспощадное осмеяние, резкость обличения. Смех здесь гневный.
Юмор- настроение, доброжелательный и весёлый смех, изображение героев в смешном виде.
И помогают ему те особенности рассказа, которые мы с вами нашли в процессе работы.
Рассказы Чехова современны, злободневны.
Учитель:Я хочу закончить урок словами Н.В.Гоголя. Гоголь писал: «О, смех-великое дело. Ничего более не боится человек так, как смеха, боясь смеха, человек удержится от того, от чего бы его не удержала никакая сила».
Почему рассказ назван «Хирургия»? Он говорит о хирургии, которой на самом деле быть не должно. Он высмеивает невежество фельдшера, который выдаёт себя за опытного врача.
А теперь вы должны оценить эффективность собственной работы на уроке
Слайд
Рефлекция-это самооценка
Сегодня я узнал... Было трудно, я понял, что, я научился, я смог.
Было интересно узнать, что меня удивило. Мне захотелось!
Д/З Выявить особенности юмористического рассказа Чехова «Жалобная книга», оперируемая теми знаниями, что вы получили на уроке.
«Хирургия»-один из шедевров раннего творчества Чехова. «Хирургия» - один из таких рассказов, которые не забываются и прочно входят в золотой фонд литературы. Чем же можно объяснить популярность этого рассказа?