kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Ода Горация "К Мельпомене" в переводах русских поэтов 18-19 вв.».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:1. Сравнить тексты переводов русских поэтов 18-19вв оды Горация к «Мельпомене»;

2.Сформулировать, как обновляется поэтический язык в стихотворении Г.Р.Державина, как развивается принцип русского классицизма;

З.Чем отличается мировоззрение М.В. Ломоносова от мировоззрения Г.Р.Державина?

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Ода Горация "К Мельпомене" в переводах русских поэтов 18-19 вв.».»

Тема урока: «Ода Горация "К Мельпомене" в переводах русских поэтов 18-19 вв.».

Цель:

1. Сравнить тексты переводов русских поэтов 18-19вв оды Горация к «Мельпомене»;

2.Сформулировать, как обновляется поэтический язык в стихотворении Г.Р.Державина, как развивается принцип русского классицизма;

З.Чем отличается мировоззрение М.В. Ломоносова от мировоззрения Г.Р.Державина?

Ход урока.

Учитель: Гораций Флакк Квинт - великий римский поэт он жил в 65-8 гг до н.э. Пожалуйста, послушайте, как отрывок оды. (Учитель читает отрывок на латинском языке)

Exegi monumentum aere perennius….

В оде Горация главная мысль о том, что поэт получает бессмертие благодаря художественному совершенству своих стихов. На основе текста оды Горация в 1747 году ученый, поэт, реформатор русского языка и литературы, М.В. Ломоносов, а затем в 1795 году поэт, переводчик и драматург Г.Р. Державин создают свои оригинальные произведения.

Ода Горация называется «К Мельпомене». Кто может дать толкование названия оды?

(Мельпомена - в греческой мифологии муза трагедии.)

Класс делится на две группы.

Одна будет работать со стихотворением М.В. Ломоносова «Я знак бессмертия себе воздвигнул...», другая - со стихотворением Г.Р. Державина "Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный..." ("Памятник").

Подготовленный ученик выразительно читает стихотворение М.В. Ломоносова.

Затем дается комментарий к стихотворению "Я знак бессмертия себе воздвигнул..."

Аквилон - северный и северо-восточный ветер у древних греков.

Авфид - река в южной Италии.

Давнус - легендарный царь Апулии. римской провинции, в которой родился Гораций.

Алцейская лира - символ древнегреческой поэзии. Алцей - великий лирик (VII в. до н.э.).

Дельфийский - относящийся к городу Дельфы, в котором находился главный храм древнегреческого бога Аполлона, покровителя поэзии.

Стихи эольски - образцовые стихи.

Чтение наизусть стихотворения Г.Р. Державина "Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный..." ("Памятник").

Комментарий к стихотворению.

Рифей - Уральские горы.

Фелица - обращение к просвещенному монарху - Екатерине II.

Работа по сопоставлению стихотворений.

Задание 1. Прочитайте стихотворения и определите их основную тему

(Тема назначения поэта и поэзии).

- Как вы думаете, чем обусловлен выбор темы?

(Особенностями возникновения и развития русской литературы, для которой характерно было особое отношение к слову).

- Ребята, как вы думаете, нашли ли отражение мысли Горация в этих произведениях?

Докажем текстом.

Что ставит себе в заслугу М.В. Ломоносов? Г.Р. Державин?

М.В. Ломоносов:

Отечество мое молчать не будет.

Что мне беззнатный род препятством не был.

М.В. Ломоносов сам творец своей судьбы, внес "в Италию стихи эольски".

Г.Р. Державин:

Первый я дерзнул в забавном русском слоге

О добродетелях Фелицы возгласить.

Поэт соединил похвальную оду с язвительной сатирой, бичующей нравы придворных, тем самым, нарушив законы классицизма - в этом новаторство поэта. В заслугу ставит "сердечную простоту", искренность, душевность своих стихов, гражданское мужество ("истину царям с улыбкой говорить").

- Прочитаем и сопоставим первую строфу стихотворений. О чем она? Чему уподобляет свое творчество каждый из поэтов?

Ломоносов:

Я знак бессмертия себе воздвигнул

Превыше пирамид и крепче меди...

Творчество уподобляет знаку бессмертия. Сила поэзии могущественнее законов природы и движения времени.



Г.Р. Державин:

Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный.

Металлов тверже он и выше пирамид.

Творчество уподобляет памятнику, силу поэзии сравнивает с могущественными законами природы и движением времени.

- Найдем в текстах стихотворений слова, показывающие, с чем связывают свое бессмертие Ломоносов и Державин.

- Что дает поэту право на бессмертие?

Ломоносов связывает свое бессмертие с Римом, здесь использована перифраза "великий Рим" - Гораций, "великий Рим" - господствующее государство. Идеалом поэта была просвещенная монархия, идеология которой сложилась в Западной Европе.

Державин связывает свое бессмертие с родом славян:

И слава возрастет моя, не увядая.

Доколь славянов род вселенна будет чтить.

Державин выражает уверенность, что его имя будет жить в сердцах и памяти народа:

Всяк будет помнить то в народах неисчетных...

- Прочитаем 4 строфу стихотворений. В чем видят задачу поэзии поэты?
Назначение поэта? Ломоносов пишет о заслугах перед читателем. Державин
видит в том, чтобы "истину царям с улыбкой говорить". Поэт - служитель и
поборник истины.

- В чем, по мысли поэтов, достоинство и сила поэзии?

По мнению Державина, - проповедовать истину и справедливость:

В сердечной простоте беседовать о Боге

И истину царям с улыбкой говорить.

Задание 2.

Обратим внимание на язык стихотворений?

Какое из них труднее читать? Как, по-вашему, с чем это связано? (У Ломоносова использована высокая лексика, много малопонятных слов). Державин нарушает правила классицизма и смешивает "высокое" и "низкое". Ломоносов писал высоким "штилем".

-С какой целью употреблена высокая лексика в стихотворении Державина?

- Какие слова придают стихотворениям торжественность? Найдем их в тексте.

Задание 3.

Найдем в стихотворениях изобразительно-выразительные средства языка.

(Слова с неполногласием, усеченной формой прилагательных; эпитеты, сплетение гиперболы и сравнения, риторические обращения, перифразы).

- Подумаем, какова роль этих художественных средств в раскрытии идейного содержания стихотворений?

Задание 4.

Определим размер стихотворений.

У Ломоносова: четырехстопный ямб. Этот размер стиха усиливает

возвышенность содержания, способствует выражению мысли.

У Державина: шестистопный ямб. Он придает величавость,

торжественность ритму стихотворений, соответствует важности темы

Задание 5.

Скажите, нашли ли отражение мысли Горация в стихотворениях М.В. Ломоносова и Г.Р. Державина?

Чем отличается стихотворение Державина от стихотворения Ломоносова?

(Державин нарушает правила классицизма: смешивает "высокое" и "низкое",сочетает классическую торжественность и будничность, приближает поэзию к жизни, поэтический язык обновляется).

Учитель: Тексты стихотворений проанализированы. Как вы думаете, что можно сказать о мировоззрении поэтов разных эпох?

(Идеалом Ломоносова была просвещенная монархия. Державин убежден, что России нужен просвещенный абсолютизм. В поэзии он шел иными путями, нежели Ломоносов.)

Таким образом, начиная с XVIII века, тема поэта и поэзии, образ музы, становятся традиционными темами лирики и получают развитие в XIX веке. В 1802 году к данной теме обращается А.Х. Востоков, известный поэт и лингвист, в 1836 году - А.С. Пушкин. Развивается тема и в XX веке. Известны переводы В.Я. Брюсова. Н.И. Шатерникова, В. Ходасевича и других поэтов.

III. Закрепление.

Эрудит - лото

- Цель последнего этапа урока: проверить, как усвоили материал при изучении творчества М.В.Ломоносова и Г.Р.Державина.

(В таблице обвести номер верного ответа. У каждого ученика своя карточка "Эрудит - лото" и тест, каждый вопрос оценивается в 2 балла).

Тест.

1. Кто из поэтов первым перевел оду?

А. Державин.

Б. Ломоносов.

2. Основная тема оды Горация?

А. Назначение поэта и поэзии.

Б. Любовь.

В. Природа.

3. Кто из поэтов видит свое назначение, чтоб «истину царям с улыбкой говорить»

А. Державин. Б. Ломоносов.

4. Какие реформы в области литературы не принадлежат М В Ломоносову?

А. Реформа стихосложения.

Б. Реформа литературного языка.

В. Реформа прозы.

5. В чем проявилось новаторство Г Р. Державина в области литературы?

А. Новое содержание поэзии.

Б. Соединение "высокого" и 'низкого" стилей в поэтическом произведении, развитие реалистического языка.

6. Теория "трех штилей" литературного языка М.В. Ломоносова относится:

А. К реформе стихосложения.

Б. К реформе литературного языка.

В. К реформе в области науки.

7. Кого из поэтов характеризует приведенное высказывание Белинского: "С него начинается наша литература, он был ее отцом"?

А. М.В. Ломоносов.

Б. Г.Р. Державин.

8. Кому из поэтов принадлежит приведенный фрагмент стихотворения?

Я памятник себе воздвиг, чудесный вечный,

Металлов тверже он и выше пирамид;

Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный,

И времени полет его не сокрушит.

А. А.С. Пушкин.

Б. Г.Р. Державин.

В. М.В. Ломоносов.

9. Определите тему и главную мысль стихотворения Г.Р. Державина

«Памятник» - вольный перевод оды Горация "К Мельпомене".

А. Назначение поэта - петь славу царям, и память о нем останется вечной,
и поэт возвысится над толпой.

Б. Бессмертие поэта - в его творчестве. Основная заслуга поэта в том, что
он мог истину говорить царям с "улыбкой", петь о их добродетелях простым
слогом.

10 . О ком Пушкин сказал: "Он был нашим первым университетом"?

А. Г.Р. Державин.

Б. Н.М. Карамзин.

В. М.В. Ломоносов.

Проверка учителем:

(Оценки выставляются по количеству набранных баллов.)

20-18 баллов -"5"

17-14 баллов -"4"

13-10 баллов-"3"

меньше 10 баллов - "2"

IV Итог урока

Самостоятельно оценить свою работу, оценить эффективность урока

Домашнее задание: Используя приобретенный на уроке опыт, ответьте, что общего в стихотворении А.Х. Востокова с проанализированными произведениями?




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Ода Горация "К Мельпомене" в переводах русских поэтов 18-19 вв.».

Автор: Кильпа Наталья Анатольевна

Дата: 27.10.2017

Номер свидетельства: 434987

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Конспект урока литературы "Ода Горация "К Мельпомене" в переводах русских поэтов 18-19 веков "
    ["seo_title"] => string(101) "konspiekt-uroka-litieratury-oda-goratsiia-k-miel-pomienie-v-pierievodakh-russkikh-poetov-18-19-viekov"
    ["file_id"] => string(6) "138100"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417482921"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства