Просмотр содержимого документа
««Ода Горация "К Мельпомене" в переводах русских поэтов 18-19 вв.».»
Тема урока: «Ода Горация "К Мельпомене" в переводах русских поэтов 18-19 вв.».
Цель:
1. Сравнить тексты переводов русских поэтов 18-19вв оды Горация к «Мельпомене»;
2.Сформулировать, как обновляется поэтический язык в стихотворении Г.Р.Державина, как развивается принцип русского классицизма;
З.Чем отличается мировоззрение М.В. Ломоносова от мировоззрения Г.Р.Державина?
Ход урока.
Учитель: Гораций Флакк Квинт - великий римский поэт он жил в 65-8 гг до н.э. Пожалуйста, послушайте, как отрывок оды. (Учитель читает отрывок на латинском языке)
Exegi monumentum aere perennius….
В оде Горация главная мысль о том, что поэт получает бессмертие благодаря художественному совершенству своих стихов. На основе текста оды Горация в 1747 году ученый, поэт, реформатор русского языка и литературы, М.В. Ломоносов, а затем в 1795 году поэт, переводчик и драматург Г.Р. Державин создают свои оригинальные произведения.
Ода Горация называется «К Мельпомене». Кто может дать толкование названия оды?
(Мельпомена - в греческой мифологии муза трагедии.)
Класс делится на две группы.
Одна будет работать со стихотворением М.В. Ломоносова «Я знак бессмертия себе воздвигнул...», другая - со стихотворением Г.Р. Державина "Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный..." ("Памятник").
Затем дается комментарий к стихотворению "Я знак бессмертия себе воздвигнул..."
Аквилон - северный и северо-восточный ветер у древних греков.
Авфид - река в южной Италии.
Давнус - легендарный царь Апулии. римской провинции, в которой родился Гораций.
Алцейская лира - символ древнегреческой поэзии. Алцей - великий лирик (VII в. до н.э.).
Дельфийский - относящийся к городу Дельфы, в котором находился главный храм древнегреческого бога Аполлона, покровителя поэзии.
Стихи эольски - образцовые стихи.
Чтение наизусть стихотворения Г.Р. Державина "Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный..." ("Памятник").
Комментарий к стихотворению.
Рифей - Уральские горы.
Фелица - обращение к просвещенному монарху - Екатерине II.
Работа по сопоставлению стихотворений.
Задание 1. Прочитайте стихотворения и определите их основную тему
(Тема назначения поэта и поэзии).
- Как вы думаете, чем обусловлен выбор темы?
(Особенностями возникновения и развития русской литературы, для которой характерно было особое отношение к слову).
- Ребята, как вы думаете, нашли ли отражение мысли Горация в этих произведениях?
Докажем текстом.
Что ставит себе в заслугу М.В. Ломоносов? Г.Р. Державин?
М.В. Ломоносов:
Отечество мое молчать не будет.
Что мне беззнатный род препятством не был.
М.В. Ломоносов сам творец своей судьбы, внес "в Италию стихи эольски".
Г.Р. Державин:
Первый я дерзнул в забавном русском слоге
О добродетелях Фелицы возгласить.
Поэт соединил похвальную оду с язвительной сатирой, бичующей нравы придворных, тем самым, нарушив законы классицизма - в этом новаторство поэта. В заслугу ставит "сердечную простоту", искренность, душевность своих стихов, гражданское мужество ("истину царям с улыбкой говорить").
- Прочитаем и сопоставим первую строфу стихотворений. О чем она? Чему уподобляет свое творчество каждый из поэтов?
Ломоносов:
Я знак бессмертия себе воздвигнул
Превыше пирамид и крепче меди...
Творчество уподобляет знаку бессмертия. Сила поэзии могущественнее законов природы и движения времени.
Г.Р. Державин:
Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный.
Металлов тверже он и выше пирамид.
Творчество уподобляет памятнику, силу поэзии сравнивает с могущественными законами природы и движением времени.
- Найдем в текстах стихотворений слова, показывающие, с чем связывают свое бессмертие Ломоносов и Державин.
- Что дает поэту право на бессмертие?
Ломоносов связывает свое бессмертие с Римом, здесь использована перифраза "великий Рим" - Гораций, "великий Рим" - господствующее государство. Идеалом поэта была просвещенная монархия, идеология которой сложилась в Западной Европе.
Державин связывает свое бессмертие с родом славян:
И слава возрастет моя, не увядая.
Доколь славянов род вселенна будет чтить.
Державин выражает уверенность, что его имя будет жить в сердцах и памяти народа:
Всяк будет помнить то в народах неисчетных...
- Прочитаем 4 строфу стихотворений. В чем видят задачу поэзии поэты? Назначение поэта? Ломоносов пишет о заслугах перед читателем. Державин видит в том, чтобы "истину царям с улыбкой говорить". Поэт - служитель и поборник истины.
- В чем, по мысли поэтов, достоинство и сила поэзии?
По мнению Державина, - проповедовать истину и справедливость:
В сердечной простоте беседовать о Боге
И истину царям с улыбкой говорить.
Задание 2.
Обратим внимание на язык стихотворений?
Какое из них труднее читать? Как, по-вашему, с чем это связано? (У Ломоносова использована высокая лексика, много малопонятных слов). Державин нарушает правила классицизма и смешивает "высокое" и "низкое". Ломоносов писал высоким "штилем".
-С какой целью употреблена высокая лексика в стихотворении Державина?
- Какие слова придают стихотворениям торжественность? Найдем их в тексте.
Задание 3.
Найдем в стихотворениях изобразительно-выразительные средства языка.
(Слова с неполногласием, усеченной формой прилагательных; эпитеты, сплетение гиперболы и сравнения, риторические обращения, перифразы).
- Подумаем, какова роль этих художественных средств в раскрытии идейного содержания стихотворений?
Задание 4.
Определим размер стихотворений.
У Ломоносова: четырехстопный ямб. Этот размер стиха усиливает
У Державина: шестистопный ямб. Он придает величавость,
торжественность ритму стихотворений, соответствует важности темы
Задание 5.
Скажите, нашли ли отражение мысли Горация в стихотворениях М.В. Ломоносова и Г.Р. Державина?
Чем отличается стихотворение Державина от стихотворения Ломоносова?
(Державин нарушает правила классицизма: смешивает "высокое" и "низкое",сочетает классическую торжественность и будничность, приближает поэзию к жизни, поэтический язык обновляется).
Учитель: Тексты стихотворений проанализированы. Как вы думаете, что можно сказать о мировоззрении поэтов разных эпох?
(Идеалом Ломоносова была просвещенная монархия. Державин убежден, что России нужен просвещенный абсолютизм. В поэзии он шел иными путями, нежели Ломоносов.)
Таким образом, начиная с XVIII века, тема поэта и поэзии, образ музы, становятся традиционными темами лирики и получают развитие в XIX веке. В 1802 году к данной теме обращается А.Х. Востоков, известный поэт и лингвист, в 1836 году - А.С. Пушкин. Развивается тема и в XX веке. Известны переводы В.Я. Брюсова. Н.И. Шатерникова, В. Ходасевича и других поэтов.
III. Закрепление.
Эрудит - лото
- Цель последнего этапа урока: проверить, как усвоили материал при изучении творчества М.В.Ломоносова и Г.Р.Державина.
(В таблице обвести номер верного ответа. У каждого ученика своя карточка "Эрудит - лото" и тест, каждый вопрос оценивается в 2 балла).
Тест.
1. Кто из поэтов первым перевел оду?
А. Державин.
Б. Ломоносов.
2. Основная тема оды Горация?
А. Назначение поэта и поэзии.
Б. Любовь.
В. Природа.
3. Кто из поэтов видит свое назначение, чтоб «истину царям с улыбкой говорить»
А. Державин. Б. Ломоносов.
4. Какие реформы в области литературы не принадлежат М В Ломоносову?
А. Реформа стихосложения.
Б. Реформа литературного языка.
В. Реформа прозы.
5. В чем проявилось новаторство Г Р. Державина в области литературы?
А. Новое содержание поэзии.
Б. Соединение "высокого" и 'низкого" стилей в поэтическом произведении, развитие реалистического языка.
6. Теория "трех штилей" литературного языка М.В. Ломоносова относится:
А. К реформе стихосложения.
Б. К реформе литературного языка.
В. К реформе в области науки.
7. Кого из поэтов характеризует приведенное высказывание Белинского: "С него начинается наша литература, он был ее отцом"?
А. М.В. Ломоносов.
Б. Г.Р. Державин.
8. Кому из поэтов принадлежит приведенный фрагмент стихотворения?
Я памятник себе воздвиг, чудесный вечный,
Металлов тверже он и выше пирамид;
Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный,
И времени полет его не сокрушит.
А. А.С. Пушкин.
Б. Г.Р. Державин.
В. М.В. Ломоносов.
9. Определите тему и главную мысль стихотворения Г.Р. Державина
«Памятник» - вольный перевод оды Горация "К Мельпомене".
А. Назначение поэта - петь славу царям, и память о нем останется вечной, и поэт возвысится над толпой.
Б. Бессмертие поэта - в его творчестве. Основная заслуга поэта в том, что он мог истину говорить царям с "улыбкой", петь о их добродетелях простым слогом.
10 . О ком Пушкин сказал: "Он был нашим первым университетом"?
А. Г.Р. Державин.
Б. Н.М. Карамзин.
В. М.В. Ломоносов.
Проверка учителем:
(Оценки выставляются по количеству набранных баллов.)
20-18 баллов -"5"
17-14 баллов -"4"
13-10 баллов-"3"
меньше 10 баллов - "2"
IV Итог урока
Самостоятельно оценить свою работу, оценить эффективность урока
Домашнее задание: Используя приобретенный на уроке опыт, ответьте, что общего в стихотворении А.Х. Востокова с проанализированными произведениями?