Конспект урока литературы "Ода Горация "К Мельпомене" в переводах русских поэтов 18-19 веков
Конспект урока литературы "Ода Горация "К Мельпомене" в переводах русских поэтов 18-19 веков
Конспект урока составлен для проведения занятия по внеклассному чтению в 9 классе.
ЦЕЛЬ УРОКА: помочь учащимся понять идею стихотворения Горация «К Мельпомене»; познакомить с известными русскими переводами этого литературного памятника; проследить, как проявляется оригинальность перевода и развивается тема поэта и поэзии у М.В.Ломоносова, Г.Р.Державина, А.С.Пушкина; выявить позицию каждого автора в понимании этой темы.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ: фронтальная, групповая, индивидуальная, вербальные , используется технология критического мышления через чтение и письмо (рассказ, выразительное чтение, беседа), практические (анализ стихотворения).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы "Ода Горация "К Мельпомене" в переводах русских поэтов 18-19 веков »
конспект урока на тему
«Ода Горация «К Мельпомене» в переводах русских поэтов
ХУШ-Х1Х вв.»
ЦЕЛЬ УРОКА: помочь учащимся понять идею стихотворения Горация «К Мельпомене»; познакомить с известными русскими переводами этого литературного памятника; проследить, как проявляется оригинальность перевода и развивается тема поэта и поэзии у М.В.Ломоносова, Г.Р.Державина, А.С.Пушкина; выявить позицию каждого автора в понимании этой темы.
ЗАДАЧИ: отрабатывать навыки сопоставительного анализа стихотворений;
- обогащать словарный запас, работать над овладением учащимися художественными средствами языка;
- приобщать к мировым художественным ценностям.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ: фронтальная, групповая, индивидуальная, вербальные (рассказ. выразительное чтение, беседа), практические (анализ стихотворения).
Тема поэта и поэзии – одна из главных в мировой литературе. И, наверное, это естественно, что каждый пишущий задается вопросами: кто он и для чего пишет.
Монолог поэта о себе самом встречается уже в античной поэзии. Особый интерес вызывает 30-ая ода Горация, более известная под названием «К Мельпомене».
В русской литературе известно девять переводов этого произведения, выполненных с академической целью и несколько вольных, оригинальных переводов.
А.Х.Востоков, Н.Ф.Фокков, Б.В.Никольский, В.Я.Брюсов, А.П.Семенов-Тян-Шанский, Н.И.Шатерников, Я.Э.Голосовкер, С.В.Шервинский не ставили своей задачей создание самостоятельного художественного произведения. Их целью было – максимально точно перевести творение древнеримского поэта на русский язык.
Однако в русской литературе есть ряд свободных, оригинальных переводов, авторы которых, отталкиваясь от строк Горация, хотели выразить свое представление о назначении поэзии и поэта, отразить свою позицию по отношению к поэту и его труду.
Несомненно, что нам необходимо познакомиться с краткой справкой о древнеримском поэте и его известном произведении.
2. СООБЩЕНИЕ УЧЕНИКА О ГОРАЦИИ, ЧТЕНИЕ ОДНОГО ИЗ АКАДЕМИЧЕСКИХ ПЕРЕВОДОВ 30-ОЙ ОДЫ
3.УЧИТЕЛЬ
- Итак, первым в 1747 перевод оды Горация сделал М.В.Ломоносов
4. ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ М.В.ЛОМОНООВА «ПАМЯТНИК»
ОДНИМ ИЗ ЛУЧШИХ ЧТЕЦОВ КЛАССА
5. УЧИТЕЛЬ
- Пожалуйста. Определите тему и идею этого стихотворения
(Тема – роль творчества, поэзии в жизни людей. Созданное поэтом делает его бессмертным – вот главная мысль стихотворения)
Какие художественные особенности выделяются в этом стихотворении?
В произведении немала слов высокаго стиля: возвигну, превыше, возрастать, отечество, препятство и др.; много слов и выражений Греко-римского происхождения, из истории и мифологии: аквилон, Авфид, стихи эольски, муза, дельфийский лавр и т.д.)
ОБЪЯСНИТЬ ЗНАЧЕНИЯ ЭТИХ СЛОВ, ОБРАТИТЬСЯ К СНОСКАМ УЧЕБНИКА
6. УЧИТЕЛЬ.
В 1796 к этому стихотворению обращается Г.Р.Державин. Он не делает попытки создать дословный перевод, а высказывает собственную точку зрения на поэта и поэзию. Державин отмечает, что люди, которых не вдохновляет, не волнует искусство, остаются глухи к добру, равнодушны к радостям и страданиям окружающих. Таких людей
Ни слеза вдовиц не тронет,
Ни сирот несчастных стон:
Пусть в крови вселена тонет,
Был бы счастлив только он… (Любителю художеств»
По убеждению Державина, цель литературы – содействовать распространению просвещения и воспитанию любви к прекрасному, исправлять порочные нравы.
Автор размышляет о воздействии поэзии на современников и потомков, о праве поэта на уважение и любовь сограждан. Он высказвает уверенность, что имя его будет жить в сердцах и памяти «народов неисчетных» от «Белых вод до Черных.»
ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ Г.Р.ДЕРЖАВИНА
УЧИТЕЛЬ
- Определите тему и основную мысль этого стихотворения.
(Тема – бессмертие поэта в его творениях, в памяти людей. Основную свою заслугу поэт видит в том. Что мог «истину царям с улыбкой говорить», «беседовать о боге», «дерзнул» рассказать о добродетелях Екатерины П (Фелицы) не высоким, а простым слогом.
УЧИТЕЛЬ
Отметьте, в чем вы видите художественное своеобразие этого стихотворения
(написано ямбом, перекрестная рифма, используются слова высокого стиля (чело, возгордись. Возгласить, дерзнул, неисчетных), много эпитетов (неторопливою рукой, сердечной простоте, заслугой справедливой. Памятник чудесный, вечный гром, быстротечный). Гипербола и сравнение – «металлов тверже он и выше пирамид».
СООБЩЕНИЕ УЧЕНИКА «Развитие темы «Поэт и поэзия в творчестве А.С.Пушкина»
ПРОСЛУШИВАНИЕ ФОНО-ЗАПИСИ. Стихотворение А.С.Пушкина «Памятник» в исполнении М.Козакова
Определите жанровую специфику этого стихотворения (ода – это продиктовано традицией).
Каковы тема и основная мысль этого произведения (тема поэта и поэезии, проблема творческой славы, поэтического бессмертия, преодоление смерти через славу и память потомков)
Какой эпиграф предпослал А.С.Пушкин своему стихотворению?
(Эпиграф заимствован из стихотворения Горация, что подчеркивает вечность темы, своеобразную перекличку великих поэтов)
УЧИТЕЛЬ
- Назовите средства художественной выразительности в оде Пушкина.
(Эпитеты: памятник нерукотворный, душа в заветной лире. В мой жестокий век, главою непокорной.
Метонимия: …чувства добрые я лирой пробуждал; синекдоха:
И назовет меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славя, и финн, и ныне дикой
Тунгус и друг степей калмык.
Олицетворение:
Веленью Божию, о муза, будь послушна …
УЧИТЕЛЬ
- Назовите в стихотворении А.С.Пушкина славянизмы. Какую тональность они придают стихотворению?
(Славянизмы: воздвиг. Главою, тленья, пиит, сущий, велению и др. – подчеркивают торжественность речи.
ГРУППОВАЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА.
СРАВНИТЕ СТИХОТВОРЕНИЯ ГОРАЦИЯ, ЛОМОНОСОВА, ДЕРЖАВИНА И ПУШКИНА ПО СТРОФАМ.
- Что общего в композиции этих стихотворений?
- Какие мысли передаются в каждой строфе.
ПРОСЛУШИВАНИЕ ОТВЕТОВ
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА:
- СДЕЛАЙТЕ ВЫВОД
- КАКОВЫ ОСОБЕННОСТИ ОБРАЩЕНИЯ М.В.Ломоносова. Г.Р.Держивина, А.С.Пушкина к 30-ой оде Горация?
ДОМ.ЗАДАНИЕ. ответьте на вопросы, оформив таблицу:
- Какие черты биографии М.В.Ломоносова, Г.Р.Державина, А.С.Пушкина нашили отражение в этом стихотворении?
-какими видят поэты границы собственного творчества?
- с какими словами обращаются творцы к Музе. Каковы отношения между ними?
Результами дом.задания может быть следующая таблица:
М.В. Ломоносов
Г.Р.Державин
А.С.Пушкин
Черты биографии
Границы творческого бессмертия
Каковы отношения поэта с музой
«Мне беззнатный род препятством не был»
Поэт будет жить, пока живо его Отечетво
Муза – высокая покровительница
«…первый я дерзнул в забавном русском слоге// О добродетелях Фелицы возгласить,//
В сердечной простоте беседовать о Боге// И истину царям с улыбкой говорить»
«Доколь славянов род вселенна будет чтить»
Муза – верная подруга поэта
« .. чувства добрые я лирой пробуждал…
В мой жестокий век восславил я свободу// И милость к падшим призывал»
«Доколь в подлунном мире// Жив будет хоть один пиит»
Муза – соратник на великом поприще поэзии
Урок по этой теме был проведен в 9 классе в октябре.
Отбор материала вызвал интерес у учащихся.
Индивидуальные и групповые задания активизировали деятельность учеников.
Наблюдения над академическими и свободными переводами вызвали наибольший интерес.
Сопоставьте тексты стихотворений Е.А.Баратынского «Мой дар убог и голос мой не громок …», «Болящий дух врачует песнопенье…», «Не ослеплен я музою моей…» и И.А.Бродского «Посвящение» и ответьте на вопрос: чем близко Бродскому отношение Баратынского к поэзии и роли и судьбе поэта?
Поэзию И.Бродского отделяет от поэзии Е.Баратынского полтора столетия. Но временные границы не отделяют кредо поэта Х1Х века от от творческих принципов поэта ХХ века.
Еще В.Г.Белинский написал о Е.Баратынском как «ярком, замечательном поэте уже чуждого нам поколения. Поэтом, опередившем свое время, считают и
И.Бродского.
Даже в раннюю пору ярких успехов Баратынский, «певец пиров и грусти томной», по общему мнению, 2Отставал» от ведущего литературного движения – романтизма. И И.Бродский никогда не вписывался в рамки поэзии социалистического реализма.
Пушкин определил поэзию Баратынского, как «поэзию мысли», и А.Ахматова отмечала в И.Бродском его самобытнейшую философию, умение сказать так, как не сказал бы никто.
«Поэзия мысли « далека от блеска мишуры:
Не ослеплен я Музою моею:
Красавицей ее не назовут,
И юноши. Узрев ее, за нею
Влюбенною толпой не побегут.
И поэзия И.Бродского внешне непривлекательна:
… я
В глазах твоих – кириллица, названья.
Главное, чем отличается поэзия Е.Баратынского, - «лица необщим выраженьем».
Поэт сам пытается «притенить» свое творчество, чтобы не стало оно модным, светским:
Мой дар убог, и голос мой негромок,
Но я живу, и на земле моё
Кому-нибудь любезно бытие:
Его найдет далекий мой потомок..
Все стихотворение состоит из одного предложения, словно поэт боится прервать
свою незримую нить с будущим:
…Его найдет далекий мой потомок
В моих стихах…
В стихотворении «Посвящение» И.Бродский также отмечает, что его стихи – не на злобу дня, не для того, чтобы найти почитателей:
Ни ты. читатель, ни ультрамарин …
Как и Баратынский, Бродский не делит свои стихи на строфы, и здесь половина стихотворения – 8 стихов – одно предложение.
Таким образом, можно сделать вывод: Бродский, как и Баратынский, провозглашает в своем творчестве независимость от жизненной суеты, устремленность в будущее, поэт верит, что его читатель найдет его – «безадресная искренность взаимна»
Какие мотивы и образы в стихотворении А.Ахматовой «Нам свежесть слов и чувства простоту …» свидетельствуют о том, что Ахматова продолжает пушкинскую традицию в разработке данной темы?
Не повторяй – душа твоя богата –
Того, что было сказано когда-то,
Но, может быть, поэзия сама –
Одна великолепная цитата.
Известно, как много значил для А.А.Ахматовой А.С.Пушкин. Освоение пушкинского мира продолжалось всю жизнь. Желание досконального знания и проникновения потребовало глубокого изучения – литературоведческих занятий и биографических разысканий, отмеченных особым пристрастием. Работы Ахматовой-пушкиниста широко известны. Пушкинские темы постоянны у Ахматовой-поэта.
И любимый эпитет, которым она наделяет сестру-Музу, смуглорукую, смуглоногую, любим, наверное, потому что он от него, царскосельского «смуглого отрока».
В стихотворениях, посвященных теме поэта и поэзии, мы находим и много реминистенций, и строк, в которых слышится идейная перекличка поэтов.
Уже первые два стиха
Нам свежесть слов и чувства простоту
Терять не то ль, что живописцу зренье …
- напоминает пушкинское:
По прихоти своей скитаться здесь и там,
Дивясь божественным природы красотам,
И пред созданьями искусств и вдохновенья
Трепеща радостно в восторгах умиленья.
- Вот счастье! Вот права…
Поэт в стихотворении Ахматовой, несомненно, наследник пушкинского пророка,
которого шестикрылый Серафим наделил даром быть Поэтом. «Дарованное небесами»
составляет главное в Поэте Ахматовой.
«Ты царь: живи один», - читаем мы у Пушкина. И Ахматова напутствует: «Иди один и исцеляй слепых.
Одинаково трудна участь и пушкинского, и ахматовского поэтов, они окружены злобой и непониманием:
Мы сердцем хладные скопцы,
Клеветники, рабы, глупцы;
Гнездятся клубом в нас пороки.
И Поэт Ахматовой отдает себя на служение затем,
Чтобы узнать в тяжелый час сомненья
Учеников злорадное глумленье
И равнодушие толпы.
Напутствие, которое мы слышим в пушкинском «Пророке», отчетливо звучит и в строках стихотворения А.А.Ахматовой. В последней строфе четырехстопный ямб
более всего передает мелодику пушкинского стиха.
Комментарий и оценка работы ученика 8-го класса, посвященной стихотворению О.Мандельштама «Silentium».
К сожалению, в задании не указано, в каком жанре требовалось написать данную работу: комментарий стихотворения, анализ, собственное восприятие, оценка –поэтому трудно однозначно комментировать и оценивать эту работу.
Несомненно, что ученик обладает литературной эрудицией, несмотря на то, что он не изучал историко-литературный курс, он без труда находит параллели,
«слышит» литературную перекличку поэтов разных эпох.
Достоинство работы видится в том, что ученик увидел главное для себя в стихотворении О.Мандельштама: загадочность, непредсказуемость, неоднозначность. Эта мысль становится сквозной на протяжении всей работы.
Автор достаточно уверенно находит главное в каждой строфе (порой даже эта «уверенность» - настораживает: в загадке не может быть однозначности).
Исследуя смысл стихотворения, ученик подчас забывает о его форме, не пытается понять, как с помощью мелодики, ритма, художественных тропов создается чарующая загадочность стихотворения. (Что, впрочем, характерно для подросткового возраста.) Из художественных средств достойное внимание ученик уделяет цветописи. (Жаль, что здесь допускается фактическая ошибка: черный – не пастельный цвет, даже в сочетании с лазоревым).
Некоторые грамматические недочеты снижают достоинство работы. Например, например, построение 3 предложения с противительным союзом отражает противопоставленность стихотворения Мандельштама стихотворению Тютчева. А по логике, здесь уместнее бессоюзное предложения: противопоставления нет – есть два разных произведения. Конечно, и смыл тютчевского стихотворения не настолько однозначен, как это определил восьмиклассник.
Хотелось бы исправить и речевую ошибку «вторая строфа говорит …» - «во второй строфе говорится …
В целом, работа оставляет хорошее впечатление, в ней видится автор, неравнодушный к художественному слову, стремящийся «во всем дойти до самой сути».