Образы Игоря, Всеволода, Святослава, Ярославны в «Слово о полку Игореве»
Образы Игоря, Всеволода, Святослава, Ярославны в «Слово о полку Игореве»
Материал поможет закрепить изученные знания о поэме "Слово о полку Игореве", показать особенности создания образов Игоря, Всеволода, Святослава и Ярославны. Научит анализировать, сопоставлять, обобщать, использовать текст для характеристики героев.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Образы Игоря, Всеволода, Святослава, Ярославны в «Слово о полку Игореве»»
Урок в 9 классе
Тема урока: Образы Игоря, Всеволода, Святослава в поэме «Слово о полку Игореве». Закрепление.
Цели урока:
Образовательная: Показать особенности создания образов Игоря, Всеволода, Святослава и Ярославны. Учить анализировать, сопоставлять, обобщать, использовать текст для характеристики героев.
Развивающая: Развивать умение учащихся давать характеристику героя на основе текста произведения.
Воспитательная: Продолжать воспитывать патриотические чувства. Воспитывать чувство любви, верности к близким (на примере Игоря и Всеволода), к жене, мужу (Игорь и Ярославна), к своему Отечеству.
Ход урока
Организационный момент. Сообщение темы и целей урока. (3 минуты)
Слово учителя: Ребята, сегодня на уроке мы подробно рассмотрим образы Игоря, Всеволода, Святослава и Ярославны. Проследим по тексту, как изображен тот или иной образ, какие средства выразительности использует автор для их создания. Но сначала выполним небольшую работу по вариантам. Вы получите карточки с заданием.
Карточка 1:
Выпишите из текста 7-10 слов, которые вышли из употребления нашего языка. (Персты, усобицы, крамола, хоругвь, червленые и т.д.)
Карточка 2:
Выпишите из текста 7-10 слов, в которых грамматическая форма является несовременной, но смысл понятен. (на живые струны воскладал, князьям славу рокотали, сабли изострены, взбился див и т.д.)
(Работа рассчитана на 8-10 минут)
3.Беседа с учащимися (10-15) минут:
-Ребята, давайте повторим еще раз, кто такой Игорь? (Князь Новгород- Северский)
-Кто найдет в тексте поэмы первое упоминание об Игоре?
(Начнем же, братия, повесть эту
от старого Владимира до нынешнего Игоря,
который скрепил ум силою своею
и поострил сердце свое мужеством;
исполнившись ратного духа, навел свои храбрые полки
на землю Половецкую, за землю Русскую)
-Кто еще нашел примеры того, как втор изображает Игоря?
(Тогда вступил Игорь-князь в золотое стремя
и поехал по чистому полю)
-Ребята, как вы думаете, что значит «вступил Игорь-князь в золотое стремя»? (Игорь выступил в поход. Автор упоминает о золотом шлеме, стремени, седле, подчеркивая княжеский титул Игоря)
-Давайте подведем итог и сравним двух братьев? Кто хочет ответить? (Игорь и Всеволод - храбрые и мужественные воины, не оставили друг друга в беде. Всеволод подробно изображен в сражении, отличии от Игоря. Мы говорили, что Игорь отважный и смелый, но он еще и тщеславный. Он хочет прославится, как его отец, который однажды уже побеждал половцев. Игорь не дальновиден и не мудр, ведь он не подумал о том, что случится с Русью, если он проиграет. Половцы еще более ожесточенно начнут нападать.)
4.Слово учителя: Сегодня у нас заключительный урок и мы выполним небольшой тест, чтобы проверить ваши знания. (Рассчитан на 7-10 минут)
Рукопись «Слова…» была обнаружена в …века в Спасо – Ярославском монастыре?
а ) в конце XIX б ) в конце XVIII в) в начале XVI г)в начале XIX
-Все справились с заданием, завтра вы узнаете результаты. Я напоминаю вам, что завтра мы будем писать сочинение по «Слову о полку Игореве». Давайте запишем темы сочинений:
«Образ Ярославны в «Слове о полку Игореве»
«Святослав и его золотое слово»
«Образ Игоря и его поход против половцев»
«Природа в «Слове о полку Игореве»
«Сравнение братьев Игоря и Всеволода в «Слове о полку Игореве»
-Давайте один план мы запишем в классе.
Святослав и его золотое слово.
План
I. Краткие сведения о «Слове о полку Игореве».
II. Образ Святослава и основные мысли его речи.
1)Киевский князь Святослав:
а) государственная дальновидность;
б)могущество;
в)патриотизм.
2)Золотое слово Святослава:
а) упрек Игорю и Всеволоду;
б) указание князьям на последствия междоусобиц;
в)призыв к объединению.
III. Князь Святослав выразитель основной идеи произведения.
6.Выставление оценок и домашнее задание.
-Дома, вам нужно подготовиться к сочинению, то есть написать план. И выписать цитаты, которые вам понадобятся, для раскрытия вашей темы. Всем спасибо! До встречи!