Просмотр содержимого документа
«Образ Гриши Добросклонова в поэме "Кому на Руси жить хорошо"»
Урок 7
Тема урока: «В рабстве спасенное сердце свободное» -
проблема счастья, образ Григория Добросклонова в поэме
«Кому на Руси жить хорошо»
Тип урока: формирование новых знаний
Форма проведения: урок – исследование с применением компьютерной
презентации
Цели урока.
Образовательная: проследить изменение понимания счастья странниками в
поэме, проблема счастья и образ Григория
Добросклонова, певшего «воплощение счастия
народного» как отражение в поэме народного
мироощущения.
Развивающая: развитие логического и образного мышления учащихся,
формирование поэтического чутья, культуры чтения.
Воспитательная: воспитание бережного отношения к родному слову,
уважительного отношения к истории отечества,
поискам счастья и смысла жизни народом
Оборудование урока: выставка книг, альбом «Н.А.Некрасов. Выставка в
школе», компьютерная презентация «Кнутом
иссеченная Муза…»
Методическая цель: личностно – ориентированная ситуация на уроке
Ход урока: знакомство с целями урока и эпиграфом:
Золото, золото
Сердце народное!
В рабстве спасенное
Сердце свободное
Н.А.Некрасов
Иди к униженным.
Иди к обиженным —
Там нужен ты!
Н. А. Некрасов
План урока.
1. Вступительное слово учителя: «Проблема счастья – важнейшая в поэме
«Кому на Руси жить хорошо»
2. Каковы первоначальные представления странников о счастье?
3. Встречи с какими людьми положили начало к переменам в сознании
странников?
4. «Правда… великая» в песнях «народного заступника» Григория
Добросклонова.
5. Заключение: «Судьба поэмы и значение творчества Н.А.Некрасова»
Проблемные вопросы:
Каковы первоначальные представления странников о счастье?
Меняется ли в дальнейшем представление о счастье у крестьян – странников?
Чье представление о счастье ближе всего Некрасову?
Что же значит: «жить хорошо»? В чем заключается подлинное счастье
1. Вступительное слово учителя: «Проблема счастья – важнейшая в
поэме «Кому на Руси жить хорошо»
В своей поэме - эпопее Некрасов ставит важнейшие этические проблемы: о смысле жизни, о долге, о грехе, который не заслуживает прощения. Одна из таких проблем непосредственно вытекает из вопроса, сформулированного в заглавии поэмы: «Кому на Руси жить хорошо». Что же значит: «жить хорошо»? В чем заключается подлинное счастье? На эти и другие вопросы
мы попытаемся ответить на данном уроке
2. Каковы первоначальные представления странников о счастье?
Семь мужиков из семи деревень, названия которых стали уже
нарицательными (Заплатова, Дырявина, Разутого, Знобишина) идут по Руси
от селения к селению в поисках счастливого человека. Их представление о
счастье вполне традиционно для крестьянского эпоса - богатство, честь.
3. Встречи с какими людьми положили начало к переменам в сознании
странников?
Герои поэмы понимают счастье по-разному: точка зрения попа схожа с крестьянским пониманием - это «покой, богатство, честь». Для Якима Нагого счастье – это общественную справедливость но отношению к народу. Для Ермила Гирина - почет и любовь, которые он снискал у народа «строгой правдою, умом и добротой». Поэт внезапно обрывает рассказ о Ермиле. Оказывается, Ермил попал в острог, когда бунтовала «Испуганной губернии, уезда Недыханьева деревня Столбняки». Усмирители бунта, зная, что народ послушает Ермила, позвали его для увещевания восставших крестьян. Да, видно, не о смирении сказал крестьянам их заступник.
Счастье помещика - праздная, сытая, веселая жизнь, когда всего лишь нужно «носить ливрею царскую», «сорить казной народною», казнить и миловать крестьян по своей - вызывает у крестьян протест.
После знакомства с Я.Нагим, Е. Гириным, Савелием, богатырем святорусским, Матреной Тимофеевной Корчагиной в сознании крестьян - странников постепенно зарождается другой идеал - идеал подвижника, радеющего за народные интересы.
4. «Правда… великая» в песнях «народного заступника» Григория
Добросклонова.
В главе «Пир – на весь мир» Некрасов говорит:
Быть бы нашим странникам под родною крышею,
Если б знать могли они, что творилось с Гришею
Кто ж такой Григорий Добросклонов?
Из какой среды он вышел?
К каким героям – правдоискателям в поэме близок Григорий Добросклонов?
Совпадает ли его представление о счастье с взглядами самого поэта?
Как вы понимаете слова Некрасова: «Встали — небужены, / Вышли — непрошены, / Жита по зернышку / Горы наношены!»
Какая «великая Правда» «горячо сказалася» в песне Григория «Русь»?
Можно ли утверждать что «воплощение счастия народного» в деятельности и песнях Григория - это тот ответ, который тщетно искали некрасовские ходоки – правдоискатели?
Вывод: Григорий Добросклонов, сын батрачки Домны и полунищего дьячка: «Беднее захудалого / Последнего крестьянина / Жил Трифон», отец Григория и его брата Саввы. Мать его - батрачка Домнушка - «Всю жизнь о соли думала: / Нет хлеба – у кого – нибудь / Попросит, а за соль /Дать надо деньги чистые». Как тут не вспомнить тургеневский рассказ «Щи»?! Там тоже крестьянка в горе хлебает щи, потому что не может позволить себе такой роскоши – выбросить их - ведь они посолены…
Навсегда запомнил Григорий песню матери «Соленая» и в семинарии, «где было темно, холодно, угрюмо, строго, голодно, певал». Вскоре в сердце Григория «с любовью к бедной матери» слилась «любовь ко всей вахлачине»
Образ Григория перекликается с Якимом Нагим и Ермилом Гириным, несет в своей душе что-то от Савелия, что-то от Матрены Тимофеевны, что-то от своего крестного отца — деревенского Власа-старосты.
В характере нового общественного деятеля Некрасов еще решительнее подчеркивает народно-христианские его истоки, ориентируется на традиции отечественного благочестия.
Создавая образ Гриши Добросклонова, поэт, по-видимому, держит в качестве одного из его прототипов не только личность Добролюбова, но и свойственную русскому идеалу святости преобладающую черту — добротолюбие, неискоренимое убеждение, что не может быть истинной праведности без добрых дел. Будущее России Гриша связывает с православными идеалами нестяжательства и скромного достатка: «Мы же немного / Просим у Бога: / Честное дело / Делать умело / Силы нам дай! // Жизнь трудовая — / Другу прямая / К сердцу дорога, / Прочь от порога, / Трус и лентяй! / То ли не рай?»
К середине 1870-х годов в умонастроениях народолюбивой молодежи произошел назревавший исподволь перелом. Убедившись в бесплодности революционного «вспышкопускательства», молодежь, осевшая в деревне, все более втягивалась в столь нужную для России созидательную работу — организацию школ, больниц, библиотек, агрономию и ветеринарию, подъем культуры сельского хозяйства. С этой частью молодежи начинала сближаться так называемая «третья сила» в русском общественном движении - выраставшая в провинциальных земских учреждения
прослойка из сельских врачей, учителей, агрономов, волостных и уездных
писарей, сельского духовенства.
Прочитав первые главы поэмы, сельская учительница А. Малоземова написала Некрасову о себе как о «вполне счастливом человеке». Радость и удовлетворение она находила в скромной деятельности просветителя народа. Некрасов ответил ей: «Счастье, о котором Вы говорите, составило бы предмет продолжения моей поэмы...»
В поэме «Кому на Руси жить хорошо» изменилось и представление Некрасова о роли героической личности. В начале 1860-х годов поэт в «сеятелях» видел творческую силу истории, без них, считал он, «заглохла б нива жизни» («Памяти Добролюбова»). В «Пире...» Некрасов связывает надежды на перемены с Ангелом милосердия, который полей Божьего промысла будит восприимчивые души людей из народа и зовет их с путей лукавых на иные, узкие, праведные пути. Призывная песня, которую Ангел поет о горной дороге соблазнов и тесной дороге заступничества за пройденных и угнетенных, восходит к известным словам Спасителя: «Входите тесными вратами; потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Мф. 7; 13 – 14)
Как и в раннем творчестве заступники у Некрасова отмечены «печатью дара Божия», судьба их подобна комете — «падучей звезде». Но круг их расширяется — и не только количественно: происходит качественное обновление, в него все более активно включаются выходцы из самого народа: «Встали — небужены, / Вышли — непрошены, / Жита по зернышку / Горы наношены!»
По дороге, ведущей к богатству, карьере, власти, «громадная, к соблазну жадная идет толпа». Но такое «счастье» презирает поэт.
Не привлекает оно и его героев-правдоискателей. Им видится иной путь, иное счастье:
Не надо мне ни серебра, И каждому крестьянину
Ни золота, а дай господь, Жилось вольготно, весело
Чтоб землякам моим На всей святой Руси!
Пробуждение народа воспринимается теперь Некрасовым как органический процесс, концы и начала которого, как «ключи от счастья женского» и народного счастья вообще, находятся в руках «у Бога Самого». Это пробуждение напоминает рост хлеба на Божьей ниве, сулящей терпеливому труженику богатый урожай. «Поднимающаяся рать» сравнивается с природным явлением, с нивой, на которой, по Божьей воле и человеческому усердию, зреют обильные хлеба:
Русь
Ты и убогая, Русь не шелохнется,
Ты и обильная, Русь — как убитая!
Ты и могучая, А загорелась в ней
Ты и бессильная, Искра сокрытая
Матушка – Русь Вышли – небужены
В рабстве спасенное Встали - непрошены
Сердце свободное- Жита по зернышку
Золото, золото Горы наношены
Сердце народное Рать подымается
Сила народная, Неисчислимая
Сила могучая- Сила в ней скажется
Совесть спокойная - Несокрушимая!
Правда живучая! Ты и убогая,
Сила с неправдою Ты и обильная
Не уживается, Ты и забитая
Жертва неправдою Ты и всесильная,
Не вызывается Матушка-Русь!..
«Удалась мне песенка! — молвил Гриша, прыгая: —
Горячо сказалася правда в ней великая!
Завтра же спою ее вахлачкам — не все же им
Песни петь унылые... Помогай, о боже, им!
Как с игры да с беганья щеки разгораются,
Так с хорошей песенки духом поднимаются
Бедные, забитые...» Прочитав торжественно
Брату песню новую (брат сказал: «божественно!»),
Гриша спать попробовал. Спалося, не спалося,
Краше прежней песенка в полусне слагалася;
Быть бы нашим странникам под родною крышею,
Если б знать могли они, что творилось с Гришею.
Слышал он в груди своей силы необъятные,
Услаждали слух его звуки благодатные,
Звуки лучезарные гимна благородного —
Пел он воплощение счастия народного!..
5. Заключение: «Судьба поэмы и значение творчества Н.А.Некрасова»
Всякие попытки «торопить историю» искусственны, неорганичны и заведомо обречены на провал. Нельзя до времени найти счастливого или насильственно осчастливить народ. Можно лишь «в минуту унынья» мечтать о его будущем, но смиряться с тем, что рождение гражданина в народе сопряжено с долгим, плодотворным процессом роста и созревания, цикл которого установлен свыше и человеком не может быть укорочен или удлинен:
Еще суждено тебе много страдать,
Но ты не погибнешь, я знаю...
Эта мудрая правда — открытие позднего Некрасова, связанное с постепенным изживанием и преодолением просветительства. Гриша потому и доволен созревшей в нем песней «Русь», что в ней как бы помимо его воли «горячо сказалася» «великая Правда». И в готовности завтра разучить эту песню с вахлаками нет у Гриши самоуверенности.
Он знает меру собственным словам и слабым человеческим силам и не уповает самонадеянно на свои просветительские способности. Потому и возникает у него посылка к силам горним и высшим: «Помогай, о Боже, им!» Его песня, сколь бы удачной она ни была, может повлиять на мужиков лишь в той мере, в какой в ней выразилось Божье произволение. Брат Гриши, выслушав «Русь», сказал: «Божественно». Значит, у народолюбца есть надежды, что она будет понята народом. Такой финал — поэтический вызов Некрасова народническому радикализму, теории «героя и толпы», лежавшей в основе этого общественного движения.
Но ведь и песня «Русь» еще не предел и не итог. Как к святому в «тонком сне», к Грише приходят еще невнятные и не оформленные в слова звуки новой песни, лучше и краше прежней. Эти «благодатные звуки», пока еще не сложившиеся в песню, обещают «воплощения счастия народного» — тот ответ, который тщетно искали некрасовские ходоки - правдоискатели. А потому пути странников, как и пути народных заступников, устремлены в таинственные дали истории.
Вся поэма-эпопея Некрасова — это разгорающийся, постепенно набирающий силу мирской сход. Он достигает своей вершины в заключительном «Пире на весь мир». Однако «мирской приговор» все-таки не выносится. Намечаются лишь пути к нему, многие первоначальные препятствия устранены, обозначилось движение к общему согласию. Но итога нет, жизнь не остановлена, эпопея открыта в будущее. Для Некрасова важен не итог, а сам процесс, важно, что крестьянство не только задумалось о смысле жизни, но и отправилось в трудный и долгий путь правдоискательства.
Замечательно о поэзии Некрасова сказал наш современник поэт Е. Евтушенко:
Дай, Некрасов, уняв мою резвость,
боль иссеченной музы твоей —
у парадных подъездов, у рельсов
и в просторах лесов и полей
Дай твоей неизящности силу.
Дай мне подвиг мучительный твой,
чтоб идти, волоча всю Россию,
как бурлаки идут бечевой.
6. Итоги урока
Д/З: Подготовиться к сочинению по творчеству Некрасова