kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Образ Гриши Добросклонова в поэме "Кому на Руси жить хорошо"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Помощь учителю при подготовке к уроку. Образ Гриши Добросклонова раскрыт полностью

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Образ Гриши Добросклонова в поэме "Кому на Руси жить хорошо"»

Урок 7

Тема урока: «В рабстве спасенное сердце свободное» -

проблема счастья, образ Григория Добросклонова в поэме

«Кому на Руси жить хорошо»

Тип урока: формирование новых знаний

Форма проведения: урок – исследование с применением компьютерной

презентации

Цели урока.

Образовательная: проследить изменение понимания счастья странниками в

поэме, проблема счастья и образ Григория

Добросклонова, певшего «воплощение счастия

народного» как отражение в поэме народного

мироощущения.

Развивающая: развитие логического и образного мышления учащихся,

формирование поэтического чутья, культуры чтения.

Воспитательная: воспитание бережного отношения к родному слову,

уважительного отношения к истории отечества,

поискам счастья и смысла жизни народом

Оборудование урока: выставка книг, альбом «Н.А.Некрасов. Выставка в

школе», компьютерная презентация «Кнутом

иссеченная Муза…»

Методическая цель: личностно – ориентированная ситуация на уроке

Ход урока: знакомство с целями урока и эпиграфом:


Золото, золото

Сердце народное!

В рабстве спасенное

Сердце свободное

Н.А.Некрасов


Иди к униженным.

Иди к обиженным —

Там нужен ты!

Н. А. Некрасов

План урока.

1. Вступительное слово учителя: «Проблема счастья – важнейшая в поэме

«Кому на Руси жить хорошо»

2. Каковы первоначальные представления странников о счастье?

3. Встречи с какими людьми положили начало к переменам в сознании

странников?

4. «Правда… великая» в песнях «народного заступника» Григория

Добросклонова.

5. Заключение: «Судьба поэмы и значение творчества Н.А.Некрасова»



Проблемные вопросы:

  • Каковы первоначальные представления странников о счастье?

  • Меняется ли в дальнейшем представление о счастье у крестьян – странников?

  • Чье представление о счастье ближе всего Некрасову?

  • Что же значит: «жить хорошо»? В чем заключается подлинное счастье

1. Вступительное слово учителя: «Проблема счастья – важнейшая в

поэме «Кому на Руси жить хорошо»

В своей поэме - эпопее Некрасов ставит важнейшие этические проблемы: о смысле жизни, о долге, о грехе, который не заслужи­вает прощения. Одна из таких проблем непосредственно вытекает из вопроса, сформулированного в заглавии поэмы: «Кому на Руси жить хорошо». Что же значит: «жить хорошо»? В чем заключается подлинное счастье? На эти и другие вопросы

мы попытаемся ответить на данном уроке

2. Каковы первоначальные представления странников о счастье?

Семь мужиков из семи деревень, названия которых стали уже

нарицательными (Заплатова, Дырявина, Разутого, Знобишина) идут по Руси

от селения к селению в поисках счастливого человека. Их представление о

счастье вполне традиционно для крестьянского эпоса - богатство, честь.

3. Встречи с какими людьми положили начало к переменам в сознании

странников?

Герои поэмы понимают счастье по-разному: точка зрения по­па схожа с крестьянским пониманием - это «покой, богатство, честь». Для Якима Нагого счастье – это общественную справедливость но отношению к народу. Для Ермила Гирина - почет и любовь, которые он снискал у народа «строгой правдою, умом и добротой». Поэт внезапно обрывает рассказ о Ермиле. Оказывается, Ермил попал в острог, когда бунто­вала «Испуганной губернии, уезда Недыханьева деревня Столбняки». Усмирители бунта, зная, что народ послушает Ермила, позвали его для увещевания восставших крестьян. Да, видно, не о смирении сказал крестьянам их заступник.

Счастье помещика - праздная, сытая, веселая жизнь, когда всего лишь нужно «носить ливрею царскую», «сорить казной народною», казнить и миловать крестьян по своей - вызывает у крестьян протест.

После знакомства с Я.Нагим, Е. Гириным, Савелием, богатырем святорусским, Матреной Тимофеевной Корчагиной в сознании крестьян - странников постепенно зарождается другой идеал - идеал подвижника, радеющего за народные интересы.

4. «Правда… великая» в песнях «народного заступника» Григория

Добросклонова.

В главе «Пир – на весь мир» Некрасов говорит:

Быть бы нашим странникам под родною крышею,

Если б знать могли они, что творилось с Гришею

  • Кто ж такой Григорий Добросклонов?

  • Из какой среды он вышел?

  • К каким героям – правдоискателям в поэме близок Григорий Добросклонов?

  • Совпадает ли его представление о счастье с взглядами самого поэта?

  • Как вы понимаете слова Некрасова: «Встали — небужены, / Вышли — непрошены, / Жита по зернышку / Горы наношены!»

  • Какая «великая Правда» «горячо сказалася» в песне Григория «Русь»?

  • Можно ли утверждать что «воплощение счастия народного» в деятельности и песнях Григория - это тот ответ, который тщетно искали некрасовские ходоки – правдоискатели?

Вывод: Григорий Добросклонов, сын батрачки Домны и полунищего дьячка: «Беднее захудалого / Последнего крестьянина / Жил Трифон», отец Григория и его брата Саввы. Мать его - батрачка Домнушка - «Всю жизнь о соли думала: / Нет хлеба – у кого – нибудь / Попросит, а за соль /Дать надо деньги чистые». Как тут не вспомнить тургеневский рассказ «Щи»?! Там тоже крестьянка в горе хлебает щи, потому что не может позволить себе такой роскоши – выбросить их - ведь они посолены…

Навсегда запомнил Григорий песню матери «Соленая» и в семинарии, «где было темно, холодно, угрюмо, строго, голодно, певал». Вскоре в сердце Григория «с любовью к бедной матери» слилась «любовь ко всей вахлачине»

Образ Григория перекликается с Якимом Нагим и Ермилом Гириным, несет в своей душе что-то от Савелия, что-то от Матрены Тимофеевны, что-то от своего крестного отца — деревенского Власа-старосты.

В характере нового общественного деятеля Некрасов еще решительнее подчеркивает народно-христианские его истоки, ориентируется на традиции отечественного благочестия.

Создавая образ Гриши Добросклонова, поэт, по-видимому, держит в качестве одного из его прототипов не только личность Добролюбова, но и свойственную русскому идеалу святости преобладающую черту — добротолюбие, неискоренимое убеждение, что не может быть истинной праведности без добрых дел. Будущее России Гриша связывает с православными идеалами нестяжательства и скромного достатка: «Мы же немного / Просим у Бога: / Честное дело / Делать умело / Силы нам дай! // Жизнь трудовая — / Другу прямая / К сердцу дорога, / Прочь от порога, / Трус и лентяй! / То ли не рай?»

К середине 1870-х годов в умонастроениях народолюбивой молодежи произошел назревавший исподволь перелом. Убедившись в бесплодности революционного «вспышкопускательства», молодежь, осевшая в деревне, все более втягивалась в столь нужную для России созидательную работу — организацию школ, больниц, библиотек, агрономию и ветеринарию, подъем культуры сельского хозяйства. С этой частью молодежи начинала сближаться так называемая «третья сила» в русском общественном движении - выраставшая в провинциальных земских учреждения

прослойка из сельских врачей, учителей, агрономов, волостных и уездных

писарей, сельского духовенства.

Прочитав первые главы поэмы, сельская учительни­ца А. Малоземова написала Некрасову о себе как о «вполне сча­стливом человеке». Радость и удовлетворение она находила в скромной деятельности просветителя народа. Некрасов ответил ей: «Счастье, о котором Вы говорите, составило бы предмет продол­жения моей поэмы...»

В поэме «Кому на Руси жить хорошо» изменилось и представление Некрасова о роли героической личности. В начале 1860-х годов поэт в «сеятелях» видел творческую силу истории, без них, считал он, «заглохла б нива жизни» («Памяти Добролюбова»). В «Пире...» Некрасов связывает надежды на перемены с Ангелом милосердия, который полей Божьего промысла будит восприимчивые души людей из народа и зовет их с путей лукавых на иные, узкие, праведные пути. Призывная песня, которую Ангел поет о горной дороге соблазнов и тесной дороге заступничества за пройденных и угнетенных, восходит к известным словам Спасителя: «Входите тесными вратами; потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Мф. 7; 13 – 14)

Как и в раннем творчестве заступники у Некрасова отмечены «печатью дара Божия», судьба их подобна комете — «падучей звезде». Но круг их расширяется — и не только количественно: происходит качественное обновление, в него все более активно включаются выходцы из самого народа: «Встали — небужены, / Вышли — непрошены, / Жита по зернышку / Горы наношены!»

По дороге, ведущей к богатству, карьере, власти, «громадная, к соблазну жадная идет толпа». Но такое «счастье» презирает поэт.

Не привлекает оно и его героев-правдоискателей. Им видится иной путь, иное счастье:

Не надо мне ни серебра, И каждому крестьянину

Ни золота, а дай господь, Жилось вольготно, весело

Чтоб землякам моим На всей святой Руси!

Пробуждение народа воспринимается теперь Некрасовым как органический процесс, концы и начала которого, как «ключи от счастья женского» и народного счастья вообще, находятся в руках «у Бога Самого». Это пробуждение напоминает рост хлеба на Божьей ниве, сулящей терпеливому труженику богатый урожай. «Поднимающаяся рать» сравнивается с природным явлением, с нивой, на которой, по Божьей воле и человеческому усердию, зреют обильные хлеба:

Русь

Ты и убогая, Русь не шелохнется,

Ты и обильная, Русь — как убитая!

Ты и могучая, А загорелась в ней

Ты и бессильная, Искра сокрытая

Матушка – Русь Вышли – небужены

В рабстве спасенное Встали - непрошены

Сердце свободное- Жита по зернышку

Золото, золото Горы наношены

Сердце народное Рать подымается

Сила народная, Неисчислимая

Сила могучая- Сила в ней скажется

Совесть спокойная - Несокрушимая!

Правда живучая! Ты и убогая,

Сила с неправдою Ты и обильная

Не уживается, Ты и забитая

Жертва неправдою Ты и всесильная,

Не вызывается Матушка-Русь!..

«Удалась мне песенка! — молвил Гриша, прыгая: —

Горячо сказалася правда в ней великая!

Завтра же спою ее вахлачкам — не все же им

Песни петь унылые... Помогай, о боже, им!

Как с игры да с беганья щеки разгораются,

Так с хорошей песенки духом поднимаются

Бедные, забитые...» Прочитав торжественно

Брату песню новую (брат сказал: «божественно!»),

Гриша спать попробовал. Спалося, не спалося,

Краше прежней песенка в полусне слагалася;

Быть бы нашим странникам под родною крышею,

Если б знать могли они, что творилось с Гришею.

Слышал он в груди своей силы необъятные,

Услаждали слух его звуки благодатные,

Звуки лучезарные гимна благородного —

Пел он воплощение счастия народного!..


5. Заключение: «Судьба поэмы и значение творчества Н.А.Некрасова»

Всякие попытки «торопить историю» искусственны, неорганичны и заведомо обречены на провал. Нельзя до времени найти счастливого или насильственно осчастливить народ. Можно лишь «в минуту унынья» мечтать о его будущем, но смиряться с тем, что рождение гражданина в народе сопряжено с долгим, плодотворным процессом роста и созревания, цикл которого установлен свыше и человеком не может быть укорочен или удлинен:

Еще суждено тебе много страдать,

Но ты не погибнешь, я знаю...

Эта мудрая правда — открытие позднего Некрасова, связанное с постепенным изживанием и преодолением просветительства. Гриша потому и доволен созревшей в нем песней «Русь», что в ней как бы помимо его воли «горячо сказалася» «великая Правда». И в готовности завтра разучить эту песню с вахлаками нет у Гриши самоуверенности.

Он знает меру собственным словам и слабым человеческим силам и не уповает самонадеянно на свои просветительские способности. Потому и возникает у него посылка к силам горним и высшим: «Помогай, о Боже, им!» Его песня, сколь бы удачной она ни была, может повлиять на мужиков лишь в той мере, в какой в ней выразилось Божье произволение. Брат Гриши, выслушав «Русь», сказал: «Божественно». Значит, у народолюбца есть надежды, что она будет понята народом. Такой финал — поэтический вызов Некрасова народническому радикализму, теории «героя и толпы», лежавшей в основе этого общественного движения.

Но ведь и песня «Русь» еще не предел и не итог. Как к святому в «тонком сне», к Грише приходят еще невнятные и не оформленные в слова звуки новой песни, лучше и краше прежней. Эти «благодатные звуки», пока еще не сложившиеся в песню, обещают «воплощения счастия народного» — тот ответ, который тщетно искали некрасовские ходоки - правдоискатели. А потому пути странников, как и пути народных заступников, устремлены в таинственные дали истории.

Вся поэма-эпопея Некрасова — это разгорающийся, по­степенно набирающий силу мирской сход. Он достигает своей вершины в заключительном «Пире на весь мир». Однако «мирской приговор» все-таки не выносится. Наме­чаются лишь пути к нему, многие первоначальные препятствия устранены, обозначилось движение к общему согласию. Но итога нет, жизнь не остановлена, эпопея открыта в будущее. Для Некрасова важен не итог, а сам процесс, важно, что крестьянство не только задумалось о смысле жизни, но и отправилось в трудный и долгий путь правдоискательства.

Замечательно о поэзии Некрасова сказал наш современник поэт Е. Евтушенко:

Дай, Некрасов, уняв мою резвость,

боль иссеченной музы твоей —

у парадных подъездов, у рельсов

и в просторах лесов и полей

Дай твоей неизящности силу.

Дай мне подвиг мучительный твой,

чтоб идти, волоча всю Россию,

как бурлаки идут бечевой.

6. Итоги урока

Д/З: Подготовиться к сочинению по творчеству Некрасова

(Список тем смотри в плане следующего урока)


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Образ Гриши Добросклонова в поэме "Кому на Руси жить хорошо"

Автор: Беллаш Елена Владимировна

Дата: 10.09.2024

Номер свидетельства: 656025

Похожие файлы

object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(176) "План урока: Сочинение "Образ Гриши Добросклонова в поэме Н. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»."
    ["seo_title"] => string(80) "plan_uroka_sochinieniie_obraz_grishi_dobrosklonova_v_poemie_n_niekrasova_komu_na"
    ["file_id"] => string(6) "420801"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1496812619"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства