kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

План урока: Сочинение "Образ Гриши Добросклонова в поэме Н. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока: Сочинение"Образ Гриши Добросклонова в поэме  Н. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».                                                         Цель и задачи урока: Подготовить  к сочинению по исходному  тексту, в ходе комплексного анализа.                                                                 повторить и обобщить теоретические знания  по произведению;                                                                                                                                    раскрыть особенности характера Гриши Добросклонова, его понимание счастья;                                                                                                    развивать умение характеризовать образы-персонажи; воспитывать чувство сострадания.                                                                                         Повышать интерес к изучению творчества Н.А.Некрасова.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«СОчинение Образ Гриши Добросклонова»

Литература.

Сочинение Образ Гриши Добросклонова в поэме

Н. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».


Цель и задачи урока:

  • Подготовить к сочинению по исходному тексту , в ходе комплексного анализа.

  • повторить и обобщить теоретические знания по произведению;

  • раскрыть особенности характера Гриши Добросклонова, его понимание счастья; развивать умение характеризовать образы-персонажи; воспитывать чувство сострадания.

  • Повышать интерес к изучению творчестваН.А.Некрасова.

Оборудование:

Ход урока

Орг. момент.

Актуализация опорных знаний.

I. Беседа по вопросам домашнего задания:

1. Расскажите о творческой истории поэмы-эпопеи «Кому на Руси жить хорошо».

2. В  чем  особенности  жанра  и  композиции  «Кому  на  Руси  жить хорошо»?

3. Вспомните, в какой главе поэмы мы знакомимся сГришей Добросклоновым?.

4. Что заставило семерых мужиков странствовать по Руси в поисках счастья? Нашли ли они счастливого человека?

5.Назвать качества героя. (каждый по одному)

План сочинения

1. Введение(высказывание критиков о произведении «Кому на Руси жить хорошо».

2. Раскрытие образа Гриши Добросклонова(характеристика героя)

3. Мое отношение к произведению.(герою произведения)

Анализ образа Гриши Добросклонова.

Впервые знакомятся с Гришей в главе «Пир на весь мир», благодаря чему образ Гриши в «Кому на Руси жить хорошо» изначально связывается с понятием о народном счастье.

Его отец, приходский дьяк, пользуется в народе любовью – недаром его зовут на крестьянский праздник. В свою очередь, дьяк и сыновья характеризуются как «простые парни, добрые», наравне с мужиками они и косят и «пьют водку в праздники».

Так с самого начала создания образа Некрасов дает понять, что Гриша делит с народом всю его жизнь.

Затем жизнь Гриши Добросклонова описывается более детально. Несмотря на свое происхождение из духовного сословия, Гриша с детских лет был знаком с бедностью. Его отец, Трифон, жил «беднее захудалого последнего крестьянина». Даже кошка с собакой предпочли сбежать из семьи, не выдержав голода. Все это из-за того, что у дьячка «легкий нрав»: он вечно голоден и вечно ищет, где бы выпить. В начале главы сыновья ведут его, пьяненького, домой. Он же хвалится детьми, но о том, сыты ли они, и думать забыл.

Не легче приходится Грише и в семинарии, где и без того скудную пищу отбирает «хапуга эконом». Оттого у Гриши «исхудалое» лицо – порою от голода он до утра не может уснуть, все ждет завтрака. Некрасов несколько раз акцентирует внимание читателя именно на этой черте внешности Гриши – он худ и бледен, хоть при другой жизни мог бы быть молодцем: у него широкая кость и рыжие волосы. Такая внешность героя отчасти символизирует всю Русь, имеющую предпосылки для вольной и счастливой жизни, но пока что живущую совсем по-иному.

Гриша с детства не понаслышке знаком с основными проблемами крестьянства: непосильным трудом, голодом и пьянством. Но все это не озлобляет, а наоборот закаляет героя. С пятнадцати лет в нем вызревает твердое убеждение: жить нужно исключительно для блага своего народа, каким бы бедным и убогим он не был. В этом решении его укрепляет память о матери, заботливой и трудолюбивой Домнушке, прожившей из-за своих трудов короткий век…

Образ Гришиной матери – это образ горячо любимой Некрасовым русской крестьянки, безропотной, безответной, и при этом несущей в себе огромный дар любви. Гриша, ее «любимый сынок», не забыл матери после ее смерти, более того, ее образ слился для него с образом всей вахлачины. Последний материнский дар – песня «Соленая», свидетельствующая о глубине материнской любви – будет сопровождать Гришу всю жизнь. Ее он напевает в семинарии, где «угрюмо, строго, голодно». И тоска по матери приводит его к самоотверженному решению посвятить свою жизнь другим, столь же обделенным.

Отметим, что песни очень важны для характеристики Гриши в поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова. В них кратко и точно раскрывается суть идей и устремлений героя, четко видны его основные жизненные приоритеты.

Первая из песен, звучащих из уст Гриши, передает его отношение к Руси. Видно, что он отлично понимает все проблемы, раздиравшие страну: рабство, невежество и позор крестьян – все это Гриша видит без прикрас. Он легко подбирает слова, способные ужаснуть любого, самого бесчувственного слушателя, и в этом проявляется его боль за родную страну. И в то же время в песне звучит надежда на грядущее счастье, вера в то, что желанная воля уже близится: «Но ты не погибнешь, я знаю!»…

От частных судеб герой переходит к изображению «всей Руси загадочной» – так рождается песня «Русь». Это полный искренней любви гимн своей страны, в котором слышится вера в будущее: «Рать подымается – неисчислимая». Однако нужен кто-то, кто бы стал во главе этой рати, и судьба эта предназначена Добросклонову.

Поэтому неудивительно, что им не удается встретиться с Гришей, выбравшим для себя другой путь, «тесный, но честный». По этому пути идут только сильные и любвеобильные души, желающие заступиться за обиженных. Среди них – и будущий народный заступник Гриша Добросклонов, которому судьба готовит «путь славный, … чахотку и Сибирь». Эта дорога нелегка и не приносит личного счастья, и все же, по мнению Некрасова, только так – в единении со всем народом – и можно стать по-настоящему счастливым. Высказанная в песне Гриши Добросклонова«правда великая» дарит ему такую радость, что он бежит домой, «прыгая» от счастья и ощущая в себе «необъятные силы». Дома же его восторг подтверждает и разделяет брат, отозвавшийся о Гришиной песне как о «божественной» – т.е. окончательно признав, что на его стороне правда.

Итоги урока. Рефлексия.

Образ «народного заступника» Гриши Добросклонова одновременно и очень реальный (напоминает многими чертами характера Н. Добролюбова), и в то же время обобщенный и даже условный. Путь «народного заступника», борца за народное счастье труден, но прекрасен.

На этот путь вступают лишь «души сильные, любвеобильные». У Некрасова по-настоящему счастливый человек – тот, кто борется за благо и счастье народа, – Гриша Добросклонов.

Домашнее задание.

Выучить наизусть отрывок из поэмы.


Просмотр содержимого презентации
«СОЧИНЕНИЕ Гриша Добросклонов»

Гриша Добросклонов в поэме Н.А. Некрасова  «Кому на Руси жить хорошо»

Гриша Добросклонов в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Цель и задачи урока:

Цель и задачи урока:

  • Подготовить к сочинению по исходному тексту , в ходе комплексного анализа.
  • повторить и обобщить теоретические знания по произведению;
  • раскрыть особенности характера Гриши Добросклонова, его понимание счастья; развивать умение характеризовать образы-персонажи; воспитывать чувство сострадания.
  • Повышать интерес к изучению творчества Н.А.Некрасова.
Вопросы по произведению:

Вопросы по произведению:

  • 1. Расскажите о творческой истории поэмы-эпопеи «Кому на Руси жить хорошо».
  • 2.В  чем  особенности  жанра  и  композиции  «Кому  на  Руси  жить хорошо»?
  • 3. Вспомните, в какой главе поэмы мы знакомимся сГришей Добросклоновым?.
  • 4. Что заставило семерых мужиков странствовать по Руси в поисках счастья? Нашли ли они счастливого человека?
  • 5.Назвать качества героя. (каждый по одному)
План сочинения

План сочинения

  • 1. Введение(высказывание критиков о произведении «Кому на Руси жить хорошо».
  • 2. Раскрытие образа Гриши Добросклонова(характеристика героя)
  • 3. Мое отношение к произведению(герою произведения).
Поэма “Кому на Руси жить хорошо” — произведение о народе, его жизни, труде и борьбе. Поэт крестьянской демократии, соратник Добролюбова и Чернышевского, Некрасов не мог пройти мимо тех, кто самоотверженно, не щадя сил и жизни, боролся за свободу народа.

Поэма “Кому на Руси жить хорошо” — произведение о народе, его жизни, труде и борьбе.

Поэт крестьянской демократии, соратник Добролюбова и Чернышевского, Некрасов не мог пройти мимо тех, кто самоотверженно, не щадя сил и жизни, боролся за свободу народа.

Григорий Добросклонов - сын дьячка, жившего “беднее захудалого последнего крестьянина”, и “батрачки безответной”, слезами солившей хлеб. Голодное детство и суровая юность сблизили Григория с народом, определили его жизненный путь :       ...лет пятнадцати       Григорий твердо знал уже,       Кому отдаст он жизнь свою       И за кого умрет.

Григорий Добросклонов - сын дьячка, жившего “беднее захудалого последнего крестьянина”, и “батрачки безответной”, слезами солившей хлеб.

Голодное детство и суровая юность сблизили Григория с народом, определили его жизненный путь :

     ...лет пятнадцати      Григорий твердо знал уже,      Кому отдаст он жизнь свою      И за кого умрет.

Черты характера  Гриши Добросклонова:   - способность к состраданию ; -неприхотливость ;  -высокая работоспособность ; -железная воля ; -твердые убеждения ; -образованность ; -великолепный ум.

Черты характера Гриши Добросклонова:

- способность к состраданию ;

-неприхотливость ;

-высокая работоспособность ;

-железная воля ;

-твердые убеждения ;

-образованность ;

-великолепный ум.

Гриша Добросклонов унаследовал ОТЕЦ СЕМИНАРИЯ МАТЬ сильный характер, широкая душа чувство коллективизма, жизнестойкость , невероятное упорство легкий нрав чувство патриотизма, ответственность за судьбу целого народа

Гриша Добросклонов унаследовал

ОТЕЦ

СЕМИНАРИЯ

МАТЬ

сильный характер,

широкая душа

чувство коллективизма, жизнестойкость , невероятное упорство

легкий нрав

чувство патриотизма,

ответственность за судьбу целого народа

По мнению Н.А. Некрасова, тяжел путь Григория, но и славен, на него вступают лишь «души сильные, любвеобильные»; именно Григорий – счастливый человек в поэме, так как цель свою находит в том, «чтоб землякам моим и каждому крестьянину жилось вольготно-весело на всей святой Руси!»

По мнению Н.А. Некрасова,

  • тяжел путь Григория, но и славен,

на него вступают лишь «души сильные, любвеобильные»;

  • именно Григорий – счастливый человек в поэме, так как цель свою находит в том, «чтоб землякам моим и каждому крестьянину жилось вольготно-весело на всей святой Руси!»

Гриша Добросклонов коренным образом отличается от других действующих лиц поэмы. Жизнь крестьянки Матрены Тимофеевны, Якима Нагого, Савелия, Ермила Гирина показана в покорности судьбе и обстоятельствам. Григорий не согласен покориться судьбе и вести печальную и убогую жизнь.

Гриша Добросклонов коренным образом отличается от других действующих лиц поэмы.

Жизнь крестьянки Матрены Тимофеевны, Якима Нагого, Савелия, Ермила Гирина показана в покорности судьбе и обстоятельствам.

Григорий не согласен покориться судьбе и вести печальную и убогую жизнь.

Образ Григория Добросклонова в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» вселяет надежду в нравственное и политическое возрождение Руси, в изменения сознания простого русского народа. Большую роль в этом будут играть идеи Григория Добросклонова .

Образ Григория Добросклонова в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» вселяет надежду в нравственное и политическое возрождение Руси, в изменения сознания простого русского народа.

Большую роль в этом будут играть идеи Григория Добросклонова .

Ваше мнение?

Ваше мнение?

Заключение

Заключение

  • Григорий Добросклонов — будущий вождь крестьянства, выразитель его классового гнева и разума.
  • На таком пути, по мнению Некрасова, ждет человека подлинное счастье, потому что величайшее счастье состоит в борьбе за свободу угнетенных, в том, чтобы нести людям свет и радость жизни.
  • На вопрос поэмы — кому на Руси жить хорошо? — автор отвечает: борцам за счастье народа. В этом и заключается смысл поэмы.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Автор: Митюкова Наталья Сергеевна

Дата: 07.06.2017

Номер свидетельства: 420801


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства