Литература.
Сочинение Образ Гриши Добросклонова в поэме
Н. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
Цель и задачи урока:
Подготовить к сочинению по исходному тексту , в ходе комплексного анализа.
повторить и обобщить теоретические знания по произведению;
раскрыть особенности характера Гриши Добросклонова, его понимание счастья; развивать умение характеризовать образы-персонажи; воспитывать чувство сострадания.
Повышать интерес к изучению творчестваН.А.Некрасова.
Оборудование:
Ход урока
Орг. момент.
Актуализация опорных знаний.
I. Беседа по вопросам домашнего задания:
1. Расскажите о творческой истории поэмы-эпопеи «Кому на Руси жить хорошо».
2. В чем особенности жанра и композиции «Кому на Руси жить хорошо»?
3. Вспомните, в какой главе поэмы мы знакомимся сГришей Добросклоновым?.
4. Что заставило семерых мужиков странствовать по Руси в поисках счастья? Нашли ли они счастливого человека?
5.Назвать качества героя. (каждый по одному)
План сочинения
1. Введение(высказывание критиков о произведении «Кому на Руси жить хорошо».
2. Раскрытие образа Гриши Добросклонова(характеристика героя)
3. Мое отношение к произведению.(герою произведения)
Анализ образа Гриши Добросклонова.
Впервые знакомятся с Гришей в главе «Пир на весь мир», благодаря чему образ Гриши в «Кому на Руси жить хорошо» изначально связывается с понятием о народном счастье.
Его отец, приходский дьяк, пользуется в народе любовью – недаром его зовут на крестьянский праздник. В свою очередь, дьяк и сыновья характеризуются как «простые парни, добрые», наравне с мужиками они и косят и «пьют водку в праздники».
Так с самого начала создания образа Некрасов дает понять, что Гриша делит с народом всю его жизнь.
Затем жизнь Гриши Добросклонова описывается более детально. Несмотря на свое происхождение из духовного сословия, Гриша с детских лет был знаком с бедностью. Его отец, Трифон, жил «беднее захудалого последнего крестьянина». Даже кошка с собакой предпочли сбежать из семьи, не выдержав голода. Все это из-за того, что у дьячка «легкий нрав»: он вечно голоден и вечно ищет, где бы выпить. В начале главы сыновья ведут его, пьяненького, домой. Он же хвалится детьми, но о том, сыты ли они, и думать забыл.
Не легче приходится Грише и в семинарии, где и без того скудную пищу отбирает «хапуга эконом». Оттого у Гриши «исхудалое» лицо – порою от голода он до утра не может уснуть, все ждет завтрака. Некрасов несколько раз акцентирует внимание читателя именно на этой черте внешности Гриши – он худ и бледен, хоть при другой жизни мог бы быть молодцем: у него широкая кость и рыжие волосы. Такая внешность героя отчасти символизирует всю Русь, имеющую предпосылки для вольной и счастливой жизни, но пока что живущую совсем по-иному.
Гриша с детства не понаслышке знаком с основными проблемами крестьянства: непосильным трудом, голодом и пьянством. Но все это не озлобляет, а наоборот закаляет героя. С пятнадцати лет в нем вызревает твердое убеждение: жить нужно исключительно для блага своего народа, каким бы бедным и убогим он не был. В этом решении его укрепляет память о матери, заботливой и трудолюбивой Домнушке, прожившей из-за своих трудов короткий век…
Образ Гришиной матери – это образ горячо любимой Некрасовым русской крестьянки, безропотной, безответной, и при этом несущей в себе огромный дар любви. Гриша, ее «любимый сынок», не забыл матери после ее смерти, более того, ее образ слился для него с образом всей вахлачины. Последний материнский дар – песня «Соленая», свидетельствующая о глубине материнской любви – будет сопровождать Гришу всю жизнь. Ее он напевает в семинарии, где «угрюмо, строго, голодно». И тоска по матери приводит его к самоотверженному решению посвятить свою жизнь другим, столь же обделенным.
Отметим, что песни очень важны для характеристики Гриши в поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова. В них кратко и точно раскрывается суть идей и устремлений героя, четко видны его основные жизненные приоритеты.
Первая из песен, звучащих из уст Гриши, передает его отношение к Руси. Видно, что он отлично понимает все проблемы, раздиравшие страну: рабство, невежество и позор крестьян – все это Гриша видит без прикрас. Он легко подбирает слова, способные ужаснуть любого, самого бесчувственного слушателя, и в этом проявляется его боль за родную страну. И в то же время в песне звучит надежда на грядущее счастье, вера в то, что желанная воля уже близится: «Но ты не погибнешь, я знаю!»…
От частных судеб герой переходит к изображению «всей Руси загадочной» – так рождается песня «Русь». Это полный искренней любви гимн своей страны, в котором слышится вера в будущее: «Рать подымается – неисчислимая». Однако нужен кто-то, кто бы стал во главе этой рати, и судьба эта предназначена Добросклонову.
Поэтому неудивительно, что им не удается встретиться с Гришей, выбравшим для себя другой путь, «тесный, но честный». По этому пути идут только сильные и любвеобильные души, желающие заступиться за обиженных. Среди них – и будущий народный заступник Гриша Добросклонов, которому судьба готовит «путь славный, … чахотку и Сибирь». Эта дорога нелегка и не приносит личного счастья, и все же, по мнению Некрасова, только так – в единении со всем народом – и можно стать по-настоящему счастливым. Высказанная в песне Гриши Добросклонова«правда великая» дарит ему такую радость, что он бежит домой, «прыгая» от счастья и ощущая в себе «необъятные силы». Дома же его восторг подтверждает и разделяет брат, отозвавшийся о Гришиной песне как о «божественной» – т.е. окончательно признав, что на его стороне правда.
Итоги урока. Рефлексия.
Образ «народного заступника» Гриши Добросклонова одновременно и очень реальный (напоминает многими чертами характера Н. Добролюбова), и в то же время обобщенный и даже условный. Путь «народного заступника», борца за народное счастье труден, но прекрасен.
На этот путь вступают лишь «души сильные, любвеобильные». У Некрасова по-настоящему счастливый человек – тот, кто борется за благо и счастье народа, – Гриша Добросклонов.
Домашнее задание.
Выучить наизусть отрывок из поэмы.