Оборудование: доска, проектор( на уроке будет использоваться презентация, выполненная в программе PowerPoint).
На доске: число, тема урока.
Ход урока.
Организационный момент.
Учитель: Добрый день! Сегодня на уроке мы с вами поговорим об одной из вечных тем мирового искусства – природе. Нет ни одного значительного поэта или художника, душа которого не отозвалась бы на её красоту. Все времена года представлены в стихах Пушкина и Есенина, Тютчева и Фета, в рассказах Тургенева и Паустовского, в полотнах Левитана и Шишкина, в музыке Чайковского.
Сегодня мы поговорим об образе осени в произведениях искусства. Осень – это пора разноцветья кленов, стыдливого румянца дрожащих осин, нежной желтизны берез, угрюмой стойкости дубов.
Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.
Осень… Что ассоциируется у вас, ребята, с этим временем года?
Учитель: Действительно, осень многообразна и разнолика. Осень никогда не повторяется. Каждый год она приносит нам что-то новое, неведомое, восхищение и радость.
Учитель: Сегодня нам предстоит поговорить о мастерах искусства, поэтах, художниках, композиторах, которых осень вдохновляла на создание выдающихся произведений.
Откройте свои рабочие тетради, запишите число и тему урока: Осень в поэзии Ф.И.Тютчева, живописи И.И. Левитана и музыке П.И. Чайковского.
Слайд 1
Учитель: На уроке мы будем не только размышлять об увиденном, услышанном, прочитанном, но и поделимся друг с другом своими личными впечатлениями, эмоциями, настроениями, связанными с осенними образами. Для этого в ходе урока свои эмоции, настроения вы самостоятельно будете фиксировать на бумаге, для этого на столах у вас имеются таблички .
Слайд 2 (таблица)
вид искусства
автор, название произведения
чувства, настроение
Поэзия
Ф.И.Тютчев «Есть в осени первоначальной…»
Живопись
Левитан «Золотая осень»
Музыка
Чайковский «Времена года. Октябрь»
Учитель: В конце урока, пользуясь заполненной таблицей, мы поделимся полученными эмоциями на уроке.
Анализ художественного произведения.
Учитель: Федора Ивановича Тютчева принято называть певцом природы. Отдавая особое предпочтение пейзажной лирике в своем творчестве, поэт рисует чудесные картины мира, времен года.
Обратимся к образу осени в стихотворении Ф.И.Тютчева.
Чтение стихотворения Ф.И. Тютчева « Есть в осени первоначальной…»учителем
Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора — Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера...
Где бодрый серп гулял и падал колос, Теперь уж пусто всё — простор везде, — Лишь паутины тонкий волос Блестит на праздной борозде.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле, Но далеко ещё до первых зимних бурь — И льётся чистая и тёплая лазурь На отдыхающее поле…
Слайд 2 (стихотворение)
Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева « Есть в осени первоначальной…»
Учитель: Помним о задании,отмечаем чувства и эмоции, которые вызваны стихотворением Тютчева в таблице.
Ребята, с помощью каких художественных приемов автор создает чудную картину осени?
Ученики: С помощью выразительных эпитетов: «в осени первоначальной», «дивная пора», «бодрый серп», «отдыхающее поле», «на праздной борозде» (на праздной — то есть на отдыхающей, на которой закончена работа), «чистая и тёплая лазурь», «лучезарны вечера».
Учитель: Как вы понимаете эпитет «дивная пора»?
Ученики: Удивительная по своей красоте пора.
Учитель: «Лучезарны вечера»?
Ученики: Наполненные, пронизанные светом.
Учитель: Какое смысловое значение несет выражение «чиста и теплая лазурь»? Лазурный – это что за цвет?
Ученики: Лазурь – это нежно-голубой цвет. Мягкость, умиротворение, разлитое в воздухе, подчеркивается эпитетами «чистая», «теплая», повторами союза «И льется чистая и теплая лазурь».
Учитель: Обратите внимание на сравнение «день как бы хрустальный». Как вы понимаете это сравнение? Хрусталь – это горный минерал, какими признаками он обладает?
Ученики: Он хрупкий, прозрачный, сверкающий. Осенний день уподобляется хрусталю, пора скоротечная, короткая, скоро осенняя краса померкнет и наступят холода.
Учитель: Найдем еще слова, передающие « хрупкость» этого времени года. С чем сравнивает паутину поэт?
Ученики: С волосом, который также хрупок, может надломиться, исчезнуть с первыми бурями.
Учитель: Поработаем над анализом хронотопа в стихотворении Тютчева. Кто знает, что означает литературоведческое понятие хронотоп?
Хронотоп - это взаимосвязь временных и пространственных отношений, «художественно освоенных в литературе». В данном стихотворении большую роль играет временная характеристика.
Какое время обозначено в стихотворении? Найдите слова, подтверждающие время в стихотворении.
Ученики: Есть, стоит, блестит, льется, пустеет -это глаголы настоящего времени;
Гулял, падал - глаголы прошедшего времени;
Но далеко еще до первых зимних бурь – это предложение с отсылкой на будущее время.
Учитель: Итак, мы видим, что в стихотворении представлены все три времени: прошедшее, настоящее и будущее. Какое из времен преобладает в большей степени в стихотворении?
Ученики: Настоящее время.
Учитель: Прошедшее и будущее время выражено спокойным состоянием природы или динамичным, активным? Бодрый серп гулял, падал колос, зимние бури – это выражение активного или спокойного состояния природы?
Ученики: Прошедшее и будущее время выражено динамичным состоянием природы.
Учитель: Каким состояние выражено настоящее время ? Обратите внимание на глаголы, которые вы называли уже.
Ученики: Появляется такое ощущение, что настоящее время как будто застыло на мгновение, все остановилось, замерло. Нет никаких движений, динамического развития.
Учитель: Итак, мы определили, что после бодрых работ на поле, природа в настоящее время как будто замерла, застыла, но впереди еще неспокойная зима, бури, метель и ветра.
Как вы думаете, для чего автор применил такой прием в стихотворении – остановил на мгновение настоящее время?
Ученики: Такой прием в стихотворении выводит нас на главную идею стихотворения: остановись, мгновение, ты прекрасно!
Учитель: Какой осень нарисована в стихотворении Тютчева? В чем ее неповторимость?
Ученики (микровывод): Описывая осенний день, Тютчев передаёт богатство, красоту осенней природы, пронизанной настроением грусти и покоя. Поэт, восхищаясь красками осени, понимает , что эта «дивная пора» коротка, быстротечна, хрупка.
Учитель: Богатством своих красок осень привлекла к себе внимание многих композиторов, в том числе и Петра Ильича Чайковского. Прослушаем произведение Чайковского «Октябрь» из цикла «Времена года».
Слайд 4 ( аудиозапись)
Звучит фрагмент из цикла П.И. Чайковского «Времена года» - «Октябрь»
Учитель: Какое настроение у вас вызвала эта музыка?
Ученики: Тихая радость, спокойствие.
Учитель: А что этому поспособствовало? Ответим на это вопрос с помощью карточек с заданиями, которые лежат у вас на столах. Отметим, какие звуки прозвучали в произведении?
Учитель: Не забываем о задании, заносим в таблицу и отмечаем те, чувства, настроение, с которыми вы делитесь.
Учитель: Что общего в произведении Чайковского и в стихотворении Тютчева?
Ученики: Общее настроение тихой грусти об уходящем лете, восхищение красотой природы в чудесную осеннюю пору.
Учитель (микровывод): Вы правы, ребята. В певучей мелодии Чайковского и в стихотворении Тютчева ощущается момент расставания с уходящим летом, любования красотой осенней поры, сожаление об увядающей природе.
Учитель: Известно, что музыку Чайковского очень любил художник Исаак Ильич Левитан и часто работал под звуки произведений Петра Ильича. Полотна художника часто сопоставляют с музыкой великого композитора. Осень была любимым временем года для Левитана. Он посвятил ей более сотни картин. Рассмотрим одну из его картин «Золотая осень».
Картина И. Левитана «Золотая осень»
Слайд 5
Учитель: Итак, на картине изображена осень.
Какие краски использовал Левитан, создавая этот пейзаж?
Ученики: Красный, желтый, оранжевый, зеленый, золотой, голубой и тд.
Учитель: Что придают пейзажу красные, оранжевые, бардовые, медно-золотые цвета?
Учитель: Хотелось бы вам такую картину осени остановить на мгновение, чтобы подольше полюбоваться красотой природы?
Ученики: Да, хотелось бы.
Учитель: Сразу фиксируем свои чувства от картины в таблице.
Учитель: Чем созвучна картина Левитана стихотворению Тютчева?
Ученики (микровывод): Грустью, нежной печалью, тихой радостью, любовью к русской природе, желанием остановить это чудное состояние природы на мгновение.
Этап обобщения и систематизации знаний.
Учитель: Какие общие черты вы заметили у музыкального, поэтического и живописного образа русской осени?
Ученики: Поэт, художник, музыкант, каждый своими средствами искусства, восхищаются дивной красотой и убранством осенней поры, пробуждающей чувство легкой грусти от того, что торжественная и безмятежная природа в этот тихий осенний день увядает, скоро дунет холодный ветер, и деревья уронят свой последний праздничный наряд.
Домашнее задание
Не, не пейзаж влечет меня,
Не краски жадный взор подметит,
А то, что в этих красках светит:
Любовь и радость бытия.
И.А.Бунин
Не случайно я предлагаю закончить урок именно этим стихотворением Ивана Александровича Бунина. Думая, оно позволяет сделать важные выводы для себя, понять, как гармонично сочетаются в звуке, цвете и слове непостижимое величие русской природы.
На этом наш урок окончен. Спасибо за работу на уроке. До свидания!