kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Образ осени в поэзии Ф.И. Тютчева, живописи И.И. Левитана и музыке П.И. Чайковского.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Образ осени в поэзии Ф.И. Тютчева, живописи И.И. Левитана и музыке П.И. Чайковского.

Цель: познакомить учащихся с образом осени в поэзии  Ф.И. Тютчева, живописи И.И. Левитана и музыке П.И. Чайковского.

Задачи:

  1. Учить  анализу произведений литературы, живописи и музыки в совокупности;
  2. Развивать творческие способности учащихся, наблюдательность, воображение, мышление;
  3. Воспитывать   эстетические чувства через музыку, изобразительное искусство и литературу.

Тип урока: урок анализа художественного  произведения

Методы: слово учителя, беседа, метод создания проблемной ситуации,  метод наглядности,  эвристический метод, монологический ответ.

Наглядность урока:

  1. Сборник стихов Ф.И. Тютчева;
  2. Репродукция картины И.И. Леви­тана «Золотая осень»;
  3. Музыкальное сопровождение (музыка П.И.Чайковского «Времена года». Осень, октябрь).

Оборудование: доска, проектор( на уроке будет использоваться презентация, выполненная в программе PowerPoint).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Образ осени в поэзии Ф.И. Тютчева, живописи И.И. Левитана и музыке П.И. Чайковского. »












Конспект урока по литературе



Тема: Образ осени в поэзии Ф.И. Тютчева, живописи И.И. Левитана и музыке П.И. Чайковского.

Класс: 8












Составитель: Митрофанова Ольга Владимировна

Учитель русского языка и литературы






















Тюмень, 2015


Тема: Образ осени в поэзии Ф.И. Тютчева, живописи И.И. Левитана и музыке П.И. Чайковского.

Цель: познакомить учащихся с образом осени в поэзии Ф.И. Тютчева, живописи И.И. Левитана и музыке П.И. Чайковского.

Задачи:

  1. Учить анализу произведений литературы, живописи и музыки в совокупности;

  2. Развивать творческие способности учащихся, наблюдательность, воображение, мышление;

  3. Воспитывать эстетические чувства через музыку, изобразительное искусство и литературу.

Тип урока: урок анализа художественного произведения

Методы: слово учителя, беседа, метод создания проблемной ситуации, метод наглядности, эвристический метод, монологический ответ.

Наглядность урока:

  1. Сборник стихов Ф.И. Тютчева;

  2. Репродукция картины И.И. Леви­тана «Золотая осень»;

  3. Музыкальное сопровождение (музыка П.И.Чайковского «Времена года». Осень, октябрь).

Оборудование: доска, проектор( на уроке будет использоваться презентация, выполненная в программе PowerPoint).

На доске: число, тема урока.



Ход урока.

Организационный момент.

Учитель: Добрый день! Сегодня на уроке мы с вами поговорим об одной из вечных тем мирового искусства – природе. Нет ни одного значительного поэта или художника, душа которого не отозвалась бы на её красоту. Все времена года представлены в стихах Пушкина и Есенина, Тютчева и Фета, в рассказах Тургенева и Паустовского, в полотнах Левитана и Шишкина, в музыке Чайковского.

Сегодня мы поговорим об образе осени в произведениях искусства. Осень – это пора разноцветья кленов, стыдливого румянца дрожащих осин, нежной желтизны берез, угрюмой стойкости дубов.

Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

Осень… Что ассоциируется у вас, ребята, с этим временем года?

Ученики:

- надоедливый, скучный дождь;

- туманное, пасмурное небо;

- печаль, тоска;

- разноцветные клены, нежная желтизна берез, коралловые гроздья рябин, румяные дрожащие осины;

- смятение, трепетное ожидание чуда преображения;

- Болдинская осень Пушкина.

Учитель: Действительно, осень многообразна и разнолика. Осень никогда не повторяется. Каждый год она приносит нам что-то новое, неведомое, восхищение и радость.

Учитель: Сегодня нам предстоит поговорить о мастерах искусства, поэтах, художниках, композиторах, которых осень вдохновляла на создание выдающихся произведений.

Откройте свои рабочие тетради, запишите число и тему урока: Осень в поэзии Ф.И.Тютчева, живописи И.И. Левитана и музыке П.И. Чайковского.

Слайд 1

Учитель: На уроке мы будем не только размышлять об увиденном, услышанном, прочитанном, но и поделимся друг с другом своими личными впечатлениями, эмоциями, настроениями, связанными с осенними образами. Для этого в ходе урока свои эмоции, настроения вы самостоятельно будете фиксировать на бумаге, для этого на столах у вас имеются таблички .

Слайд 2 (таблица)

вид искусства

автор, название произведения

чувства, настроение

Поэзия

Ф.И.Тютчев «Есть в осени первоначальной…»


Живопись

Левитан «Золотая осень»


Музыка

Чайковский «Времена года. Октябрь»


Учитель: В конце урока, пользуясь заполненной таблицей, мы поделимся полученными эмоциями на уроке.

Анализ художественного произведения.

Учитель: Федора Ивановича Тютчева принято называть певцом природы. Отдавая особое предпочтение пейзажной лирике в своем творчестве, поэт рисует чудесные картины мира, времен года.


Обратимся к образу осени в стихотворении Ф.И.Тютчева.

Чтение стихотворения Ф.И. Тютчева « Есть в осени первоначальной…» учителем

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...


Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё — простор везде, —
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко ещё до первых зимних бурь —
И льётся чистая и тёплая лазурь
На отдыхающее поле…

Слайд 2 (стихотворение)

Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева « Есть в осени первоначальной…»

Учитель: Каким настроение проникнуто стихотворение?

Ученики: Тихая радость, нежная грусть, восхищение красотой осени.

Учитель: Помним о задании, отмечаем чувства и эмоции, которые вызваны стихотворением Тютчева в таблице.

Ребята, с помощью каких художественных приемов автор создает чудную картину осени?

Ученики: С помощью выразительных эпитетов: «в осени первоначальной», «дивная пора», «бодрый серп», «отдыхающее поле», «на праздной борозде» (на праздной — то есть на отдыхающей, на которой закончена работа), «чистая и тёплая лазурь», «лучезарны вечера».

Учитель: Как вы понимаете эпитет «дивная пора»?

Ученики: Удивительная по своей красоте пора.

Учитель: «Лучезарны вечера»?

Ученики: Наполненные, пронизанные светом.

Учитель: Какое смысловое значение несет выражение «чиста и теплая лазурь»? Лазурный – это что за цвет?

Ученики: Лазурь – это нежно-голубой цвет. Мягкость, умиротворение, разлитое в воздухе, подчеркивается эпитетами «чистая», «теплая», повторами союза «И льется чистая и теплая лазурь».

Учитель: Обратите внимание на сравнение «день как бы хрустальный». Как вы понимаете это сравнение? Хрусталь – это горный минерал, какими признаками он обладает?

Ученики: Он хрупкий, прозрачный, сверкающий. Осенний день уподобляется хрусталю, пора скоротечная, короткая, скоро осенняя краса померкнет и наступят холода.

Учитель: Найдем еще слова, передающие « хрупкость» этого времени года. С чем сравнивает паутину поэт?

Ученики: С волосом, который также хрупок, может надломиться, исчезнуть с первыми бурями.

Учитель: Поработаем над анализом хронотопа в стихотворении Тютчева. Кто знает, что означает литературоведческое понятие хронотоп?

Хронотоп - это взаимосвязь временных и пространственных отношений, «художественно освоенных в литературе». В данном стихотворении большую роль играет временная характеристика.

Какое время обозначено в стихотворении? Найдите слова, подтверждающие время в стихотворении.

Ученики: Есть, стоит, блестит, льется, пустеет -это глаголы настоящего времени;

Гулял, падал - глаголы прошедшего времени;

Но далеко еще до первых зимних бурь – это предложение с отсылкой на будущее время.

Учитель: Итак, мы видим, что в стихотворении представлены все три времени: прошедшее, настоящее и будущее. Какое из времен преобладает в большей степени в стихотворении?

Ученики: Настоящее время.

Учитель: Прошедшее и будущее время выражено спокойным состоянием природы или динамичным, активным? Бодрый серп гулял, падал колос, зимние бури – это выражение активного или спокойного состояния природы?

Ученики: Прошедшее и будущее время выражено динамичным состоянием природы.

Учитель: Каким состояние выражено настоящее время ? Обратите внимание на глаголы, которые вы называли уже.

Ученики: Появляется такое ощущение, что настоящее время как будто застыло на мгновение, все остановилось, замерло. Нет никаких движений, динамического развития.

Учитель: Итак, мы определили, что после бодрых работ на поле, природа в настоящее время как будто замерла, застыла, но впереди еще неспокойная зима, бури, метель и ветра.

Как вы думаете, для чего автор применил такой прием в стихотворении – остановил на мгновение настоящее время?

Ученики: Такой прием в стихотворении выводит нас на главную идею стихотворения: остановись, мгновение, ты прекрасно!

Учитель: Какой осень нарисована в стихотворении Тютчева? В чем ее неповторимость?

Ученики (микровывод): Описывая осенний день, Тютчев передаёт богатство, красоту осенней природы, пронизанной настроением грусти и покоя. Поэт, восхищаясь красками осени, понимает , что эта «дивная пора» коротка, быстротечна, хрупка.

Учитель: Богатством своих красок осень привлекла к себе внимание многих композиторов, в том числе и Петра Ильича Чайковского. Прослушаем произведение Чайковского «Октябрь» из цикла «Времена года».

Слайд 4 ( аудиозапись)

Звучит фрагмент из цикла П.И. Чайковского «Времена года» - «Октябрь»

Учитель: Какое настроение у вас вызвала эта музыка?

Ученики: Тихая радость, спокойствие.

Учитель: А что этому поспособствовало? Ответим на это вопрос с помощью карточек с заданиями, которые лежат у вас на столах. Отметим, какие звуки прозвучали в произведении?

Ученики: Звуки: неясные, неузнаваемые, тревожные, таинственные, необычайные, трепетные, нежные, робкие.

Учитель: Какой настрой дает музыка нам?

Ученики: Музыка: притягивает, завораживает, зовет, нарастает, льется легко и свободно, шепчет, рассказывает, бежит, захватывает, уносит с собой.

Учитель: Какие чувства, впечатления музыка оставляет у вас в душе?

Ученики: Настроение: светлая радость, тихая радость, тихая печаль, грусть, восторг, ожидание.

Учитель: Не забываем о задании, заносим в таблицу и отмечаем те, чувства, настроение, с которыми вы делитесь.

Учитель: Что общего в произведении Чайковского и в стихотворении Тютчева?

Ученики: Общее настроение тихой грусти об уходящем лете, восхищение красотой природы в чудесную осеннюю пору.

Учитель (микровывод): Вы правы, ребята. В певучей мелодии Чайковского и в стихотворении Тютчева ощущается момент расставания с уходящим летом, любования красотой осенней поры, сожаление об увядающей природе.

Учитель: Известно, что музыку Чайковского очень любил художник Исаак Ильич Левитан и часто работал под звуки произведений Петра Ильича. Полотна художника часто сопоставляют с музыкой великого композитора. Осень была любимым временем года для Левитана. Он посвятил ей более сотни картин. Рассмотрим одну из его картин «Золотая осень».

Картина И. Левитана «Золотая осень»

Слайд 5

Учитель: Итак, на картине изображена осень.

Какие краски использовал Левитан, создавая этот пейзаж?

Ученики: Красный, желтый, оранжевый, зеленый, золотой, голубой и тд.

Учитель: Что придают пейзажу красные, оранжевые, бардовые, медно-золотые цвета?

Ученики: красоту, пышность, красочность, яркость, богатство.

Учитель: Обратите внимание на небо, воду. Какие цвета здесь преобладают? Что они несут в себе? Какое значение имеют?

Ученики: Светлое голубое несет свежесть, простор, свет. Речная гладь кажется неподвижной, как будто все замерло на мгновение.

Учитель: Ребята, посмотрите, какое многоцветье здесь! Цветным ковром расстилаются под деревьями опавшие пурпурные, бардовые и золотистые листья. Голубое небо спокойно и свежо. В природе царит гармония.

Учитель: Какое настроение у вас вызывает эта картина?

Ученики: Тихая радость, любование природой, красотой, светлая печаль об уходящем лете.

Учитель: Хотелось бы вам такую картину осени остановить на мгновение, чтобы подольше полюбоваться красотой природы?

Ученики: Да, хотелось бы.

Учитель: Сразу фиксируем свои чувства от картины в таблице.

Учитель: Чем созвучна картина Левитана стихотворению Тютчева?

Ученики (микровывод): Грустью, нежной печалью, тихой радостью, любовью к русской природе, желанием остановить это чудное состояние природы на мгновение.

Этап обобщения и систематизации знаний.

Учитель: Какие общие черты вы заметили у музыкального, поэтического и живописного образа русской осени?

Ученики: Поэт, художник, музыкант, каждый своими средствами искусства, восхищаются дивной красотой и убранством осенней поры, пробуждающей чувство легкой грусти от того, что торжественная и безмятежная природа в этот тихий осенний день увядает, скоро дунет холодный ветер, и деревья уронят свой последний праздничный наряд.


Домашнее задание

Не, не пейзаж влечет меня,

Не краски жадный взор подметит,

А то, что в этих красках светит:

Любовь и радость бытия.

И.А.Бунин

Не случайно я предлагаю закончить урок именно этим стихотворением Ивана Александровича Бунина. Думая, оно позволяет сделать важные выводы для себя, понять, как гармонично сочетаются в звуке, цвете и слове непостижимое величие русской природы.

На этом наш урок окончен. Спасибо за работу на уроке. До свидания!

Домашнее задание: Прочитать стихотворение Ф.И.Тютчева «Весенняя гроза». Устно поработать с определениями незнакомых слов.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Образ осени в поэзии Ф.И. Тютчева, живописи И.И. Левитана и музыке П.И. Чайковского.

Автор: Митрофанова Ольга Владимировна

Дата: 20.09.2015

Номер свидетельства: 232036

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(181) "Конспект урока литературы в 6 классе на тему "Родная природа в произведениях русских поэтов 19 века" "
    ["seo_title"] => string(109) "konspiekt-uroka-litieratury-v-6-klassie-na-tiemu-rodnaia-priroda-v-proizviedieniiakh-russkikh-poetov-19-vieka"
    ["file_id"] => string(6) "227730"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1440933947"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства