Образ главной героини в сказке А.Н. Островского «Снегурочка»
Образ главной героини в сказке А.Н. Островского «Снегурочка»
Цели урока: формирование полноценной мыследеятельности и культуры чувств учащихся при помощи способов умственно-чувственных действий; повышения мотивации обучения и воспитания духовно-нравственной личности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Образ главной героини в сказке А.Н. Островского «Снегурочка»»
Урок литературы в 5 классе
Тема: Образ главной героини в сказке А.Н. Островского «Снегурочка».
Тип урока:систематизация знаний и способов деятельности.
Форма проведения урока:урок – размышление.
Цели урока:
формирование полноценной мыследеятельности и культуры чувств учащихся при помощи способов умственно-чувственных действий;
повышения мотивации обучения и воспитания духовно-нравственной личности.
Задачи:
научить на основе междисциплинарных связей создавать портрет литературного героя;
обеспечивать установление учащимися внутрипредметных и межпредметных связей;
развивать у учащихся потребность в творческой деятельности, в самовыражении, самоактуализации через различные виды деятельности;
воспитывать у учащихся на основе метапредметности чувства эмоционального восприятия произведений мировой художественной культуры и реалий окружающего мира.
расширить (дополнить) содержание базовых знаний за счёт показа целостности, системности и процессуальности окружающего мира и единства природы и общества;
создать условия для развития обучающихся за счёт их вовлечения в конструктивно-преобразовательную и креативно-практическую деятельность.
Подходы и технологии организации образовательного процесса:
Компетентностный, информационно-деятельный, теория и технология диагностического прямого развивающего обучения, продуктивный, личностно-ориентированный, интегрированное обучение, здоровьесберегающие технологии.
Итог урока: реализация учащимися полученных навыков творческого осмысления и оформления разных потоков информации в создании конечных продуктов обучения с их дальнейшим представлением и рефлексией (начало проектной деятельности).
Дополнительный демонстрационный материал:иллюстрации с картин И.И.Шишкина «Зима» и В.М. Васнецова «Снегурочка», отрывок из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка» (ария Снегурочки).
Оборудование:компьютерные технологии, зеркальца (каждому ученику) для психологического настроя.
Раздаточный материал для создания ассоциативно-чувственного портрета:цветная бумага, ткани разной фактуры, смайлики настроений, геометрические фигурки.
Оформление доски: план создания портрета литературного героя,
Урок начинается на улице, среди зимних деревьев. Для данного урока очень важен эмоционально-психологический настрой каждого ребёнка. Учащиеся должны почувствовать своё единение с миром природы, с миром сказки.
Психологический настрой
- Ребята, как сделать так, чтобы всем вокруг тебя стало радостно и спокойно? Нужно, прежде всего, чтобы радостно и спокойно стало тебе самому, а потом ты сможешь поделиться этим с другими.
- Посмотрите в зеркальце и улыбнитесь тому, кто там живёт. Подмигните ему. Вот видите – он тоже рад вам. И всем вокруг стало радостно.
- А теперь, ребята, представьте, что вы оказались в зимнем сказочном лесу. Почувствуйте лёгкий морозец на ваших щеках. Послушайте таинственную тишину. Готовы к встрече с нашей сказочной гостьей?
- Сегодня к нам в гости придёт одна из любимых сказочных героинь русского народа – Снегурочка. Для этого мы пройдём в наш волшебный класс, где уже не раз встречали гостей.
Работа в классе:
- Мы все с детства хорошо помним эту волшебную сказку. К образу Снегурочки обращались не только авторы фольклорных произведений, но и профессиональные писатели. Вы прочитали дома сказку А.Н. Островского «Снегурочка». Расскажите, о чём эта сказка.
Краткий пересказ учащимися сюжета сказки.
2. Ответы на вопросы Домашнего Задания:
- Чем отличается сказка А.Н. Островского «Снегурочка» от русской народной сказки (выявить основные отличия авторской сказки от произведения УНТ).
- Чем отличаются главные героини?
3.Создание образа главной героини сказки – Снегурочки по первым впечатлениям после прочтения сказки. Устное описание.
- Представьте, что мы снова оказались в зимнем сказочном лесу (на фоне картины И.И.Шишкина «Зима»). Рассмотрите его внимательно. Услышьте тишину зимнего леса. Опять почувствуйте лёгкий морозец на ваших щеках. Итак, сейчас героиня появится.
- Расскажите, какая она будет. Создайте её литературный портрет по
плану: а) возраст, внешность;
б) одежда;
в) манеры;
г) характер;
в) голос, речь.
Какие эпитеты бы вы использовали для создания её образа? (Запись в
тетрадь). (Тематическоеповторение: что такое эпитет?)
Примерные ответы обучающихся:
Возраст, внешность
15-16 лет. Стройная. Красивая. С длинной светлой косой
Одежда
Меховая шубка, красные сапожки
Манеры
Воспитанная, вежливая, нежная
Характер
Добрая, отзывчивая
Голос
Мягкий, нежный, как пение птички
- Выберите цвет, фигуры, ткань, смайлики к образу своей Снегурочки. Обоснуйте и объясните свой выбор. (Примерный ответ: Цвет белый –нежность. Фигурки треугольники – колючие снежинки. Ткань бархат (мех) – мягкость, роскошь. Смайлик с улыбкой – доброта и т.д.).
4. Создание образа главной героини сказки после прослушивания отрывка
из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка» и рассматривания
картины В.М. Васнецова «Снегурочка».
- А сейчас вы увидите и услышите саму Снегурочку. Подумайте,
совпали ли наши первые представления о ней.
- Что сейчас можно дополнить к образу ледяной красавицы?
- Что помогает нам создать более полный образ героини?
- Помогает ли нам музыка почувствовать характер Снегурочки?
- Подберите метафоры и сравнения к образу Снегурочки. (Запись в
тетрадь). (Тематическое повторение: что такое метафора, сравнение?)
5. Рефлексия по уроку:
- Итак, мои дорогие ребята. Вот и подошла к концу наша замечательная встреча с героиней пьесы Островского «Снегурочка». Понравилась ли вам эта встреча?
- Мы сегодня увидели, услышали, почувствовали Снегурочку. Изменилось ли ваше представление о ледяной красавице?
- Что повлияло на ваше впечатление?
Д/З: Создайте ассоциативно-образную картину портрета литературного героя – Снегурочки. Подберите к её образу наиболее подходящие, на ваш взгляд, музыку, стихи, цвета, растения, животное, ткань и т.д. Оформите работу на альбомном листе.